Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе.
план-конспект занятия по обж (8 класс)
Познакомить учащихся с особенностями водного туризма и требованиями к уровню подготовки туриста-водника и правилами безопасного поведения в водном походе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_8_klass_31_urok_2.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №695 «РАДУГА» Тема: Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. 8 класс 31 урок
Работа выполнена: Сурин Владимир Юрьевич Учитель ОБЖ
Санкт-Петербург, г. Пушкин 2023 г. Тема: Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Цель: Познакомить учащихся с особенностями водного туризма и требованиями к уровню подготовки туриста-водника и правилами безопасного поведения в водном походе. Задачи: Образовательные: обобщить знания об особенностях водного туризма и требованиях к уровню подготовки туриста-водника и правилах безопасного поведения в водном походе. Создать условия для изучения и закрепления правил поведения в водном походе. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих. Универсальные учебные действия (УУД): Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. Планируемые результаты: Предметные: знать об особенностях водного туризма и требованиях к уровню подготовки туриста-водника и правилах безопасного поведения в водном походе. Создать условия для изучения и закрепления правил поведения в водном походе. Личностные: умение выражать свое отношение к происходящему, давать свою оценку. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Межпредметные связи: История, география. Ресурсы урока: Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование. Формы урока: Фронтальная, групповая. Технологии: Технология проблемного чтения, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обучение в сотрудничестве. Методы: наглядный, эвристический, словесные. Оборудование: компьютер с колонками, экран с проектором. Ход урока: Методы: наглядный, эвристический, словесные. Оборудование: компьютер с колонками, экран с проектором. ХОД 1.Организационный момент. Учитель: Добрый день. II. Актуализация знаний. Учитель: О чем мы с вами говорили на нашем последнем уроке? (ответы детей: О типах костров, используемых в туризме, и их назначении. О правилах разведения костров. Учитель: Вспомним какие бывают костры. Назначение костров. Правила разведения костров. (фронтальный опрос) -Молодцы, все справились с заданиями. III. Определение темы и проблемы урока Постановка целей и задач. - Запишите тему нашего урока в тетрадь «Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе.» -Определите цель нашего урока? (Познакомиться с правилами безопасного поведения в водном походе). (слайд ) - Какие мы должны поставить задачи, чтобы достичь цели нашего урока? (Ответы детей). (слайд ) Задача: Научить детей правилам подготовки к водному туристскому походу. Правилам безопасного поведения в водном походе. IV. Организация познавательной деятельности. 1. Работа с текстом Ребята, где мы можем узнать информацию о Подготовке к водному туристскому походу. Правилах безопасного поведения в водном походе.? (энциклопедии, интернете, в учебнике.) Текст: 1. Основная часть. Общие и специальные требования к личному снаряжению туриста-водника У туриста водника кроме обычного для любого туриста личного снаряжения (спальник, коврик, личная одежда для суши, рюкзак, фонарик и т. п) есть особое специальное снаряжение, необходимое именно для водного туризма (неопрен или сухая гидра, каска, спас. жилет, сплавная обувь, стропорез, гермоупаковка, защитный костюм, личное весло). Общие требования: - надёжность, - удобство, - вес, - долговечность, - ремонтопригодность, - яркая окраска. Наиболее важен из общего снаряжения воднику рюкзак (большой, предназначенный для тяжелых грузов, крепкий, анатомичный). Неопрен: - по удобству и времени года, региону реки: нераздельный комбез с рукавами и без рукавов, штаны и куртка отдельно, иногда футболка/майка или шорты. Носки продаются или шьются отдельно. - по толщине (соответственно важна температура воды): 2мм, 3мм, 5мм – в нём уже можно погружаться с аквалангом. 2 мм обычно используется для тёплой воды, либо для мелких деталей одежды, которые для удобства должны быть эластичными. 3мм – наиболее распространённая толщина для туристской гидрашки. Так как неопрен по определению – это мокрый костюм, то его разрыв не означает полной потери функции, в отличие от сухой гидры. Ремонтопригоден, зашивается, клеится. Неопрен должен как можно плотнее прилегать к телу, поэтому оптимальный вариант – неопрен шить на заказ. Сухая гидра – более старый вариант, до сих пор применяется, но в тех случаях, когда нет угрозы порвать её. Под гидру обычно надевается термобельё, в холодное время года ещё другие тёплые вещи. Использовать в качестве сухой гидры ОЗК Л1 нельзя, туда в чулки легко попадает вода в больших количествах. Если река позволяет сплавляться в сухой гидре, то её нужно шить на заказ или покупать. Основная проблема сухой гидры – это манжеты, если они слабые –попадает вода, если тугие – пережимает конечность. Для туризма неопрен проще и надёжнее. Спас. жилет: надувной, пеночный, комбинированный. Надувной – для сплава на катамаранах, плотах, рафтах, короткий пеночный – для каяков и спортивных байдарок. Комбинированный хорошо подходит для надувных байдарок. По расходу реки и весу человека определяется необходимый объём жилета. Нужно помнить, что неопрен и защитка из пенки добавляют +плавучесть. Неправильно думать, что, чем больше объём жилета, тем безопаснее в нём самосплав. Предел общей положительной плавучести – 25 процентов веса человека. Такой объём нужен только для расходных рек, на малорасходных реках вполне достаточно и удобнее жилеты объёмом 15-18 процентов веса. К жилету предъявляются обязательные требования: наличие пахового ремня, удобное место для крепления стропореза, если жилет надувной, клапаны или соски должны быть хорошо защищены. На спине не должно быть излишнего объёма, чтобы жилет не опрокидывал лицом вниз. На плече или у затылка на жилете должна быть ручка, например из хорошо пристроченной стропы, чтобы можно было легко вытащить пассивного человека из воды. Каска: прочность, - хорошая фиксация на голове, - подогнана по размеру (не давить, не болтаться), - закрывать виски, - иметь отверстия для отлива (то есть нельзя каски для горных лыж и сноуборда, но можно использовать хоккейную каску), уплотнитель не должен впитывать воду. Обувь: - исключительная прочность, - защищённый носок, - небольшой вес, - нескользкая прочная подошва, - хорошая фиксация на ноге, высокий берец, - материал не портится от воды. Стропорез: нож с тупым концом, возможно с пилкой, может быть в виде крюка. Основные требования: плавучие ножны с отливом, либо плавает сам, удобство крепления на спасжилет, возможность одной рукой легко выдернуть из ножен, при этом, чтоб из ножен сам произвольно не выпадал. Размер и вес небольшой! Охотничьи и кухонные ножи не годятся. Защитный костюм: нужен прежде всего на реках с большим кол-вом камней и быстром течении, не только при оверкиле, но и при проводке, чалке, осмотрах. Это обычно штаны и куртка или комбинезон из лёгкой прочной ткани (чаще всего авизент, капрон, Оксфорд), в который вшиты отдельные прямоугольники, полоски, квадратики из пенки. Основные требования: - по размеру - правильный покрой карманов для пенки, чтобы на сгибах конечностей между кусками пенки не возникало свободных пространств, перестающих защищать при ударе. - желательно, чтобы пенка была жёсткая, противостоящая сминанию и истоньшению со временем Гермоупаковка: - в рюкзак: тонкие, ПУ ткань или прорезиненный капрон - сама как рюкзак: ПВХ, лучше с лямками, удобно на обносах. В любом случае должна быть не слишком тяжёлой, прочной, хорошо закрываться, иметь колечки, лямки, проушины для крепления на судне. Для байдарки используются узкие и небольшие гермы или треугольные для носовой части и кормовой. Для катамарана целесообразнее гермы большого объёма. 1 турист – 1 герма. Весло: - байдарочное: разное по длине для каркасных и надувных байдарок. Для надувных – нужно короче. Для каркасных рекомендуется около 2м20 см +- 10 см в зависимости от роста и ширины бортов байдарки. Для надувных байдарок 1м 90 см +-10 см. Крайне важен вес, удобство разворота лопастей, хваткий шафт (либо овалированный, либо заделанный нескользким материалом). Полезны чашечки около лопастей для задержки воды. Весло должно быть плавучим, даже, если оно алюминиевое. Вообще, весло с пластиковыми лопастями предпочтительнее и безопаснее. - каячное: каяк как судно используется не только в водном туризме. Для водного туризма подходят далеко не все каячные вёсла. Как правило каячное весло неразборное, лопасти выполняются из ультралёгких материалов, длина около 1м 80 см. Лопасти часто бывают ассиметричными, разворот чуть меньше 90 градусов (где-то 83). - канойное: не используются в туризме в России, хотя некоторые лекала самодельных, особенно текстолитовых вёсел выполнены именно в канойной геометрии. Лопатка выполнена так, что нижняя часть лопасти перпендикулярно обрезана направлению цевья, боковые стороны не имеют сужений и расширений, в поперечном сечении лопасть имеет веретенообразную форму для удобства проворачивания под водой. - катамаранное/рафтовое: важна исключительная прочность лопатки, особенно в нижней части (чтобы не оббивалось об камни) и в месте сочленения лопасти и цевья. Тешка должна быть развёрнута под удобным углом к лопатке (почти параллельно, в зависимости от удобства хвата), чтобы весло не проворачивалось в руке. На цевьё одевается термоусадка, либо цевьё заделывается нескользким материалом. Весло должно иметь высокую + плавучесть (для этого часто либо внутрь трубки набивается пенка, либо приматывается сверху между местом хвата рукой и тешкой). Высота весла подбирается в зависимости от толщины баллона и роста человека. Для разных катамаранов у человека с одним и тем же ростом будут разные по высоте вёсла. Бывают увеличенные лопасти, но это неэффективно, так как такое весло трудно под правильным углом проводить под водой. К спасательным средствам в водном походе относятся: - Оборудование судов: наличие обвязки, ручек, носовые и кормовые чалки. Ручки предпочтительнее, так как обвязка может зацепиться за расчёску, торчащие из завала ветки. Ручки должны быть удобные, прочные достаточно широкие (чтоб не резать руку), часто расположенные. Располагаются низко, так чтобы находящийся в воде человек легко мог дотянуться до ручки. Отличаться по цвету от корпуса судна. Спасконец – это оборудованная система для бросания. Например: деревяшка удобная по форме бутылки, к которой привязана верёвка диаметром 8 – 12 мм. Верёвка сложена на суше аккуратно, её второй конец зафиксирован на дерево или камень так, чтобы если что можно было быстро снять. Деревяшка желательно яркого цвета, изготовляется заранее. Но в современном мире используют морковки – уже готовый и снаряжённый спасконец. Морковка – это уже снаряжённый спасконец, выполненный в виде мешочка из яркой ткани. На мешочек нашивается удобная не режущая руку ручка, чтобы спасаемый мог за неё держатся. Правильно утяжелять конец морковки, чтобы она лучше летела. Верёвка складывается маленькими кольцами, как можно аккуратнее, чтобы не запутывалась при разматывании. Верёвка должна быть плавучей, полипропиленовой с нагрузкой 600 кг, либо комбинированной. На конце морковки также вешают карабин для страховки судов. Основная верёвка для установки принудительной чалки. Имеет смысл только когда заранее выше по течению два человека по разным берегам. 1 с верёвкой, другой с киперкой. Верёвка навешивается поперёк всей реки. С чалочного берега прикрепляется штыками, с противоположного крепится тонкой верёвочкой или киперной лентой, которая легко порвётся под весом катамарана. На верёвке делается стопор (хорошая крепкая палка или карабин), катамаран причаливает маятником к берегу, стопор не даст выскользнуть верёвке, поможет закрепить её на раме судна. Принудительная чалка экипажем закрепляется на первую поперечину ближе к тому берегу, к которому осуществляется чалка. Тогда катамаран сам зайдёт в суводь носами против течения. Кораблик нужен там, где морковку или спасконец уже не добросить (25-30 м от берега). Тогда заранее на эту струю выпускается кораблик. Он делается из 4х досок, составленных катамаранчиком. Длина кораблика 80 см-1 м, ширина кораблика 30-40 см. Ширина досок 25-30 см. Такой кораблик можно сделать только с помощью шурупов, нужно сделать пазы, доски должны быть толстыми, поэтому в походе такой метод мало реален. Верёвка продевается в два тугих узких отверстия с тем, чтобы экспериментальным способом выбрать длину петли (треугольная), на которой будет крепиться кораблик. Эффективно для базовых учебных лагерей и для спасателей. Для кораблика используют основную верёвку. Он висит на струе. Удочка – нет подходящей морковки, нет гарантий, что она будет точно лететь, а спасконец нужно вывести не более, чем на 5-7 м от берега. Вырубается тонкая лёгкая жердь, сушинка 5-7 м, к концу которой накидывается петлёй верёвка, другой конец которой закреплён на дереве/камне на берегу. Верёвка просто подаётся на конце сушины страхуемому. Снаряжение живца – прежде всего обвязка, при чём полная, максимально хорошая каска, неопрен. Живец прикрепляется карабином к спине за обе обвязки на основу. Небольшой пеночный жилетик, чтоб не мешал нырять. Живец должен быть физически и технически хорошо подготовлен. Точка крепления спасконца к дереву: не крепить намертво, так чтобы если что можно было легко стравить или сбросить. Идеально – пара оборотов вокруг дерева и пережать верёвку саму об себя, если что всегда легко стравить или сбросить. Также используют рифовый узел (бантик). Общие и специальные требования к общественному снаряжению в водном походе К общему общественному снаряжению относятся: бивачное и костровое снаряжение, ремнабор, аптечка, средства связи Основные требования: надёжность, не слишком большой вес, герметичная упаковка для аптечки, ремнабора, средств связи - для ремнабора – обязательное наличие средств ремонта судов и сплавного снаряжения обязательно наличие большого тента и верёвок для сушки вещей – при первой же возможности это нужно сделать (но если регион засушливый, то не нужно), могут потребоваться канистры для чистой воды, либо фильтры для удаления песка из паводковых рек, для водного похода также актуальны термосы с металлическими колбами К специальному общественному снаряжению: - средство сплава: должны отвечать сложности и задачам похода. А) - выбор типа (конструкции) судна. Б), внутри типа – выбор конкретной модели, исходя из веса, цены, надёжности (повышенная или обычная прочность ткани, заделка швов, тип ткани, тип конструкции каркаса, особенно способ и узлы соединения), состава команды (2ка и 4ка), возможность разборки, удобство погрузки в автотранспорт, самолёт, на лошадей и на пешку по рюкзакам. для всех ситуаций и судов: удобство посадки, привычка к управлению, ремонтопригодность, удобство погрузки вещей на судно. Для надувных судов требование – это многосекционность гондол. Для любого судна – оснастка необходимыми средствами для страховки/безопасности: ручки, обвязка, кармашки для крепления морковки и т. п. Прочность и удобство крепления упоров, возможность подогнать их по росту, весу, габаритам. Для ненадувных каркасных судов – наличие фартука, ёмкости непотопляемости. - верёвки и железо: отвечать задачам именно водного похода и тех элементов, которые могут в нём встретиться. То есть не брать ничего лишнего, не брать слишком сложных устройств, с которыми нет сноровки правильно и быстро управляться. Железо не брать стальное (вес). Верёвки должны быть сертифицированные, отвечающие своему назначению (не хозяйственные). Туристские средства сплава, основные характеристики и особенности. Сейчас используют следующие средства сплава по рекам: - катамаран 2, 4, 6, 8-местный. Двухкорпусное разборное судно с надувными гондолами и деревянной или металлической (дюралевой) рамой. Конструкция гондол может быть разной, сиденья могут быть приставными или вшитыми, посадка коленная либо верхом, сиденья бывают как надувные, так и жесткие. Как правило, катамараны имеют оболочку и внутренние надувные элементы, иногда многосекционные. Но бывают и монобалонные катамараны. Материалы изготовления – ПВХ или синтетическая ткань на оболочку и резинокапрон, либо пленки, либо ПУ-ткани для надувных элементов. Катамаран – это живучее экспедиционное судно, которое, в зависимости от конструкции, предназначено как для сложных категорийных путешествий, так и для отдыха на воде. Катамаран характеризуется большой устойчивостью и грузоподъемностью. Нельзя сказать, что судно очень тяжелое – оно разборное и его вес распределяется на всех членам экипажа. Наряду с байдарками – самое распространенное туристское судно. Позволяют осуществить обнос препятствия. - бублик и плот честер и плот валет. Предназначены для рек со средним и большим расходом и сложными препятствиями. Фактически невозможно перевернуть, зато могут застрять между камнями из-за своей большой длины и неповоротливости. - плоты с гребями (плоты Сажнева). Устаревшее средство сплава, использовалось до катамаранов, очень тяжелое и не имеет положительной скорости. Традиционный деревянный плот при изготовлении требовал валки 50-80 деревьев, так как сложно было подобрать подходящую сушину. То есть большой урон природе. Современные конструкции, используемые на подстраховке плановых групп на Алтае на больших реках, имеют ПВХ-гондолы и дюралевый каркас. Обнести плотом препятствие нельзя, не разбирая плот. - каяк. Одноместное судно, полностью закрытое от попадания воды внутрь, позволяет делать эскимосский переворот. Речные каяки плоскодонные и великолепно управляемые. Требуют постоянных тренировок. Позволяют взять очень мало вещей. Сияки (морские каяки) – более длинные и узкие, килеватые по обводам, но также позволяют делать эскимосский переворот. Узнать больше - байдарка каркасная, каркасно-надувная, надувная и ЛАС. Двух-трех местное судно. Каркасная байдарка имеет дюралюминиевый каркас и ПВХ (старые – прорезиненный брезент) шкуру. КНБ имеет для лучших обводов и плавучести имеет надувные элементы в бортах. Байдарка предназначена для ровных глубоких водоемов. На некоторых типах байдарок можно преодолевать препятствия с глубокой струей, не имеющие слаломного характера. Некоторые байдарки по конструкции близки к каркасным каякам. Надувные байдарки, также как и ЛАС – суда легкие, хорошо управляемые, имеющие высокую плавучесть, но сплавщик в них все время мокрый, так как судно открытое. Эскимоса в ней не сделать, зато легко перевернуть прямо на воде силами экипажа. А вот каркасная байдарка, хлебнувшая воды, должна быть немедленно отбуксирована к берегу. Надувные байдарки позволяют проходить достаточно сложные препятствия, в том числе мелководные, не боятся сливов. - рафт и ПСН. Полностью надувные монобалонные суда, часто используемые в плановых турах. Рафты небольших размеров (международный класс 6-ка) также выступают в отдельных соревнованиях. Для спортивного туризма судно тяжелое, его нельзя разбить на части по членам экипажа, обнос такого большого судна затруднен, возможна, скорее, проводка. Пригодны только для полноводных рек или в паводковое время. Каноэ – спортивное, но не туристское средство сплава, во всяком случае, в России не популярно. Гребля производится стоя на одном колене. 2. Определение опасностей подстерегающих в водном походе. Дети поднимают руки и рассказывают о возможных опасностях в водном походе. 3. Работа в группах. (исследовательская работа) Каждая группа получает задание с определенной опасной ситуацией в водном походе. Работаете группой. Составляете правила поведения в предложенной опасной ситуации и находят правильное решение. Все фиксируете на рабочем листе. - Прошу озвучить ваши работы. (заслушивать работы детей, выслушать дополнения одноклассников, сверить с информацией на презентации слайды). 4. Закрепление материала. Разбор ситуационных задач. Ситуация 1. Вы сплавлялись по реке на плоту группой 4 человека, Ваш товарищ упал в реку. - Ваши действия Ситуация 2. При сплавлении по реке Ваш плот получил пробоину. - Ваши действия Ситуация 3. При сплавлении по реке Ваш плот перевернулся. - Ваши действия 5. Рефлексия. Наш урок подходит к логическому завершению, предлагаю обобщить его следующим образом. Прошу продолжить: я знал…, я узнал…., мне было бы интересно…… 6. Домашнее задание. Выучить правила поведения в водном походе. Дополнительная часть: подготовить сообщение на тему: «Водный поход в Ленинградской области как вы его видите». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия "Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах"
Данное мероприяте способствует формированию у детей заний и навыков правильного обращения с огнем....
Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах.
Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления уч...
Памятка для обучающихся по правилам безопасного поведения на водных объектах в летний период
Перед летними каникулами, во время работы летней оздоровительной площадки и пришкольного лагеря необходимо провести с учащимися инструктаж по правилам поведения на воде в летний период. Как таковых ин...
ПАМЯТКА для обучающихся по правилам безопасного поведения на водных объектах в летний период
Умение хорошо плавать – одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность и строго соблюдать правила поведения н...
Правила безопасного поведения на водных объектах в зимний период
Чем опасен ранний и поздний лед?Каковы правила пребывания на льду в зимний период времени?Чем опасно пребывание человека в ледяной воде?На эти другие вопросы ребята отвечали в ходе мероприятия, посвящ...
Методическая разработка занятия ОДОД «Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.
В методической разработке занятия ОДОД рассматриваются правила движения учащихся в походе, о технике безопасности при проведении туристических походов . занятий. Занятие проводится с использованием пр...
Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»
Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»...