Методическая разработка занятия "Водная и прибрежно-водная растительность Тульской области"
методическая разработка по биологии ( класс) на тему

Материал представляет собой методическую разработку открытого урока "Водная и прибрежно-водная растительность Тульской области", которая может быть использована для проведения занятий биологического цикла в старших классах и СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_vodoemov_tulskoy_oblasti.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА: ВОДНАЯ И ПРИБРЕЖНО-ВОДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Цели:

Образовательные: 

  • повторить и проверить усвоение материала предыдущих занятий; 
  • познакомиться с экологическими группами водных и прибрежно-водных растений; изучить морфо-анатомические особенности данных групп растений;
  • изучить строение водных фитоценозов;
  • познакомиться с растениями, обитающими в водоемах Тульской области, изучить их особенности;
  • усвоить понятия «гидрофиты», «гидатофиты», «микрофиты», «макрофиты»;
  • дать представление о многообразии водных растений Тульской области; раскрыть экологическую роль водных растений, их роль в природе и жизни человека;
  • продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений самостоятельной работы с конспектом и учебной книгой;
  • продолжить формирование основных логических умений (умений сравнивать, анализировать, выделять главное, формулировать выводы);
  • развитие навыков устной речи;
  • формирование целостной картины мира.

Воспитательные: 

  • осуществлять эстетическое воспитание, демонстрируя красоту и совершенство окружающего мира;
  • продолжить экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: ПК или ноутбук, проектор, гербарии, рисунки, таблицы, учебники, определители растений, атласы растений.

Тип занятия: комбинированный урок.

Методы проведения:

  • Словесные: опрос, рассказ с элементами беседы, лекция, работа с конспектом, определителями растений.
  • Наглядные: демонстрация мультимедийной презентации, таблиц, фотографий, рисунков, гербариев, схем.

Связи:

  • Внутрипредметные: «Растительные сообщества», «Водоемы Тульской области», «Жизненные формы растений».
  • Межпредметные: биология, география, ботаника с основами физиологии растений, экология, садово-парковое искусство.

                                                       

        План занятия:        

Этап и его содержание

Время

Действия преподавателя

Действия студента

I.   Организационный момент

  • Приветствие.
  • Приветствие.

2 мин

  • Контроль посещаемости и готовности студентов к уроку.
  • Староста докладывает о наличии отсутствующих, причинах отсутствия.

  • Целевая установка урока: формулирование цели урока совместно со студентами путем фронтальной беседы.

  • Студенты совместно с преподавателем формулируют цели занятия; составляют его план.

7 – 10 мин

  • Мотивация изучения данной темы и дисциплины в целом.
  • Студенты прогнозируют результат изучения материала, находят области его применения.

II.   Повторение и проверка изученного

  • Преподаватель раздает тестовые задания, после выполнения которых, организует взаимоконтроль.
  • Обучающиеся выполняют задания, затем меняются вариантами и проверяют работы друг друга.

15 мин

III.  Изучение нового материала

  • Преподаватель совместно со студентами определяет вопросы для изучения нового материала.
  • Обучающиеся записывают план в тетради.

5 мин

  • Изучение вопроса «Водная и прибрежно-водная растительность»
  1. Преподаватель предлагает форму схемы, которую необходимо заполнить студентам.

  1. Преподаватель дает задание студентам выявить основные анатомо-морфологические и биологические особенности водных растений (работа в парах); затем организует обсуждение ответов.
  2. Преподаватель знакомит обучающихся со схемой строения водного фитоценоза.

  1. Обучающиеся, опираясь на материалы прошлых лекций и учебников, заполняют схему.
  2. Студенты, используя имеющиеся знания, выполняют полученное задание; обсуждают ответы.

  1. Студенты дают описание схемы строения водных фитоценозов, выделяют основные пояса растительности.

7 – 10 мин

  • Изучение вопроса «Растения водоемов Тульской области»
  1. Преподаватель дает задание составить описание представителей основных экологических групп водоемов Тульской области, используя гербарии, фотографии, определители растений, атласы.

  1. Преподаватель пролистывает слайды презентации для проверки правильности составленных описаний.

  1. Обучающиеся, рассматривая гербарии, определители растений, фото, атласы растений, составляют описание представителей основных экологических групп водоемов Тульской области.
  2. Студенты сравнивают полученные описания с информацией на слайдах, корректируют свои работы.

10 – 15  мин

  • Изучение вопроса «Значение папоротников в природе и жизни человека»
  1. Преподаватель задает вопрос «Для чего же сегодня нам нужны папоротники, какую роль они играют на Земном шаре?»

  1. Студенты высказывают свои мнения, дискутируют, записывают основные моменты в тетради

5 мин

IY.  Закрепление и обобщение

  • Преподаватель в быстром темпе пролистывает слайды презентации
  • Обучающиеся (1-2 человека) воспроизводят основные моменты изученного материала

7 – 10 мин

Y.  Заключительная часть

  • Выставление оценок: преподаватель отмечает работу студентов на уроке, выставляет оценки в журнал, комментируя их.
  • Обучающиеся оценивают работу группы в целом и свою в частности.

2 – 3 мин

  • Домашнее задание:

преподаватель дает дифференцированное домашнее задание:

-- для всей группы – подготовка к лабораторно-практическому занятию;

-- для студентов, интересующихся растениями Тульской области: подготовить материал о растениях водоемов, не изученных на занятии.

  • Студенты записывают задание, уточняют непонятное

2 – 3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Методическая разработка по техническому творчеству для обучающихся в области информатики «Тайны планеты «Мир презентаций»»

Цель: подведение итогов работы объединения за год Задачи:   стимулирование и поощрение творчества воспитанников, мотивация на участие в конкурсах и поиск познавательной информации...

Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО),  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  дека...

Методическая разработка урока по географии "Географическое положение Нижегородской области"

Тема урока:  Географическое положение Нижегородской области. Его влияние на природу и хозяйство....

Методическая разработка урока географии на тему "Растительный и животный мир Арктики"

Представленный материал разработан для проведения урока географии в 7 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...

методическая разработка классного часа по теме " Образование Ростовской области"

Цель классного часа: воспитание патриотов Ростовской области на примерах исторических событий и персоналей, явлений современной жизни области, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь...