«История Саратовского Поволжья»: от замысла к воплощению
статья по краеведению (11 класс) на тему
В настоящее время в нашей стране идет активный процесс укрепления российской государственности. Неотъемлемой частью этого процесса является рост интереса россиян к своему историческому прошлому, обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. В связи с этим резко повышается значение краеведения как средства сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, обеспечения связи времен и поколений, воспитания духовной оседлости и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_kruglom_stole.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на круглом столе «История Саратовского Поволжья»: от замысла к воплощению.
Киреевой И.В.
В настоящее время в нашей стране идет активный процесс укрепления российской государственности. Неотъемлемой частью этого процесса является рост интереса россиян к своему историческому прошлому, обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. В связи с этим резко повышается значение краеведения как средства сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, обеспечения связи времен и поколений, воспитания духовной оседлости и патриотизма.
Сегодня на нашей встрече собрался круг единомышленников, из которого каждый бы подписался под выше сказанными словами. И я думаю, мы не обойдемся без споров, размышлений, предложений о том, каким должен быть предмет «Краеведения», каким должен быть учебник по данному предмету, причем учебник «нового поколения»?
Я считаю, что окончательную оценку школьному учебнику можно дать, лишь определив его влияние на процесс обучения. Учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке. Учебник – это инструмент в руках учителя, а учебник по региональной истории – это прежде всего средство воспитания.
С октября в нашей школе начала апробацию электронная версия учебника «История Саратовского Поволжья», рассчитанная на 35 часов изучения в 11, выпускном классе. Этот курс был спланирован из расчета 1 час в неделю и рассчитан на весь учебный год. К сожалению, ни школьный план, ни учитель, ни учащиеся не имеют возможности изучения истории Поволжья 2-3 часа в неделю.
С первого шага мы столкнулись с трудностями использования электронного текста, который каждому пришлось распечатать на бумажный носитель. Свои замечания по первым девяти главам я уже изложила в письменной форме, но хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на некоторые аспекты:
- в учебнике не должно (по моему мнению) быть набора всей информации по определенной теме, в нем скорее должен содержаться посыл для самостоятельного поиска этой информации;
- объем текста должен стимулировать чтение;
- материал должен быть поделен на основной и дополнительный (принцип минимакса);
- учебник должен быть написан языком, адаптированным для школьников, иметь единый стиль подачи информации. Язык большинства тем изобилует специальной научной терминологией.
- Иметь разные способы подачи информации (рисунки, фото, таблицы, карты).
- И конечно же современный методический аппарат.
Нам нужно взять на заметку принцип врачей: «Не навреди» и подготовить к изданию такой вариант, который с удовольствием использовали не только дети, но и их родители. Чтобы наш учебник воспринимался так, как задумали авторы, необходимо детей подготовить к этому восприятию. Первые шаги уже сделаны. В школах ведется литературное, биологическое, географическое краеведение.
Для того чтобы в максимально сжатые сроки решить нашу сложнейшую проблему требуется значительное привлечение человеческих ресурсов, выработка единой эффективной системы преподавания и презентация ее результатов.
Задачей своего выступления я не ставила освещение нашей школьной краеведческой работы, но о проекте, к которому непосредственно привела апробация, скажу несколько слов. В нашей школе стартовал долгосрочный групповой международный проект «Большая электронная энциклопедия «Аткарский край». Силами разновозрастных групп учащихся исследования в рамках проекта проводятся по нескольким направлениям: историческое (включая археологию и микро историю), географическое (включая топонимику, элементы ландшафтоведения) и др. результаты работы будут публиковаться на интернет-ресурсе в виде статей энциклопедии в алфавитном порядке (принцип Википедии). К сотрудничеству привлечены АКМ, выступающий, в качестве научного методического, информационного и координирующего центра, редакция «Аткарской газеты», библиотеки, население. Публикуемыми материалами могут воспользоваться все желающие. К проекту привлечены ребята, начиная с 5-го класса, и когда они будут уже в выпускном классе материалы учебника «История саратовского Поволжья» лягут на благодатную почву.
В заключении я хочу сказать, что традиционно большая ответственность за выполнение задач патриотического воспитания возлагается на школу. А если принимать во внимание, что одно из определений понятия «воспитания»дается как передача ценностей культуры от поколения к поколению, то совершенно очевидно, что именно краеведческая работа должна стать системообразующим фактором в организации воспитательной работы школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Мастер-класс «Метод проекта: от замысла до воплощения».
Раскрываются пять этапов работы над проектом: пяь П - проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация проекта....
Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»
Интегрированный урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...
Саратовское Поволжье накануне и после крестьянской реформы
презентация к уроку краеведения в 9 классе...
Примерная рабочая программа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» для 9 класса «САРАТОВСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ В XIX – начале XX ВЕКА»
Примерная рабочая программа составлена на основе действующего УМК по региональной истории и соотвествует требованиям ФГОС основного общего образования и историко-культурного стандарта, а также региона...
рабочая программа по истории саратовского поволжья эектив .
Главными задачами реализации учебного (элективного) предмета "История саратовского Поволжья ":– рассмотрение истории Саратовского Поволжья как неотъемлемой части российского и мир...
Спектакль от замысла к воплощению
Вместо эскизов и макетов рабочие сцены - монтировщики - выносят на сцену созданные цехами декорации, актёры переходят от репетиций в условном оформлении (в выгородке) к работе на сцене.И если прежде о...