авторская программа по Истории Саратовского Поволжья"
рабочая программа по краеведению (10 класс)
Авторская рабочая программа основана на краеведческом материале и является дополнением к курсу история Саратовского Поволжья. В программе расматриваются дополнительныевопросы по истории поселка Соколовый (Разбоевщина ) ,Рассматриваются следующие этапы:Образование поселка,хозяйственная деятельность.,период Пугачевского восстания ,военный путь.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moulnyy_kurs_kraevedenie_1.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульный курс по истории Саратовского Поволжья «Истоки моей малой Родины»
В настоящее время в России происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала обучающихся и обеспечению успешности ученика школы. ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) во главу угла ставит личностный результат образования, уровень которого зависит от отношения учащихся к процессу обучения в целом.
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определённых качествах. Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: "любящий свой народ, свой край, свою Родину".
Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно краеведению. Роль краеведения неуклонно возрастает, особенно в последние годы, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. По той простой причине, что краеведение – всегда "краелюбие". Принцип краеведческой работы – обучение путём открытий – это актуальная проблема нашего времени. Краеведение всегда несёт в себе любовь к родному краю – малой Родине, – содействует процессу укрепления и оздоровления общества. Уникальность краеведения в том, что оно является не просто совокупностью сведений о какой-либо конкретной территории, но и является школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений и разного уровня культуры и образования. В этой связи краеведение всегда было ещё и способом освоения и сохранения исторического опыта, своеобразным отбором всего рационального в природопользовании, хозяйственном укладе, народных промыслах, образе жизни и традициях. Использование современных образовательных технологий (СОТ) при изучении краеведения в школе, внедрение развивающего обучения положительно повлияет на формирование личностного потенциала учащихся, на формирование культурной, нравственной, патриотичной личности обучающегося.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модульный курс по истории Саратовского Поволжья «Истоки моей малой Родины» для обучающихся 10-11 классов является нормативным правовым актом по введению Федеральных государственных стандартов. Нормативно-правовая основа формирования плана внеурочной деятельности для обучающихся разработана на основании:
- Нормативно-правовых документов Федерального уровня:
• Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от19.12.2023 №618-ФЗ)
• Планирование общеобразовательного учреждения
- Нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации:
ФГОС третьего поколения краеведение приобретает все большее значение в учебной деятельности обучающихся. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «Малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Гагаринского района Саратовской области, с ее историческими и природными особенностями. Академик Российской академии образования, историк и краевед С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…»
Тематическое планирование учебного материала по курсу краеведения составлено в соответствии с:
• вышеназванной программой;
• примерной программой по краеведению для средней школы;
• базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения Истории Саратовского Поволжья я в 10-11 классах 1 час в неделю.
Планирование Модульного курса по истории Саратовского Поволжья «Истоки моей малой Родины» составлена в соответствии с требованиями учебного плана и Концепции краеведческого образования в Саратовской области на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа по краеведению раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изучения Модульный курс по истории Саратовского Поволжья «Истоки моей малой Родины» составлен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего образования, и построена на основе общенациональных ценностей Российского общества, таких как природа, здоровье, гражданственность и наращивание на развитие мотивации готовности к повышению функциональной грамотности;
Модульный курс по истории Саратовского Поволжья «Истоки моей малой Родины» разработан для занятий с обучающимися 10-11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким понятиям, как патриотизм, чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к человеку. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем – географическим положением, природными особенностями, памятниками природы, историко-культурными и национальными памятниками.
Роль предмета
Краеведение – это одна из существенных основ корневой культуры человека, нравственности и гражданственности, становления мировоззрения, воспитания патриотизма. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем крае, участвовать в его развитии. Краеведение – это учебная дисциплина с прошлым и настоящим родного края, важный региональный компонент учебной программы образовательного учреждения. Собрание архивов Саратовской области, ценнейшие археологические, исторические, художественные коллекции, музеи; книжные сокровища библиотек, замечательные традиции изучения края открывают широкие возможности развития исторического, географического, литературного и лингвистического краеведения.
Краеведческое образование не только формирует определённую систему краеведческих знаний и умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для анализа источников информации; выявления причинно-следственных связей; сравнения и проектирования систем, процессов и ситуаций; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм. Эстетических ценностей; соблюдения норм поведения в природе и обществе, что соответствует образовательной миссии школы.
Развитие чувства любви к родной земле начинается с привязанности к отчиму дому, к школе, к своему краю, к тому малому миру, который доступен, близок, понятен. Когда обучающемуся становиться доступно понимание того великого, единого целого, что мы называем Родиной, «малый мир» его детских ощущений не выветривается из памяти, не исчезает бесследно. Эта главная цель краеведения.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении краеведческого материала;
• расширить и углубить знания обучающихся о родном крае, известных земляках.
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм, любовь к истории родного края
Образовательные задачи:
• ознакомление с историческим прошлым малой родины;
• овладение навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
• воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
• воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса обучающихся к краеведению.
Планируемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
в области познавательных УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его истории;
- систематизацию краеведческих знаний;
в области регулятивных УУД:
- принятие и сохранение учебной задачи;
- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
в области личностных УУД:
- проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи и малой родины;
- уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;
- проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;
в области коммуникативных УУД: - формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе; - побуждение интереса к самопознанию; - использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний; - формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- умение задавать вопросы.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
• формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
• развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, организация на занятии парно-групповой работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные:
• умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
Коммуникативные:
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• умение координировать свои усилия с усилиями других;
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Содержание учебной программы.
Работа с «Ревизскими сказками» и другими источниками о заселении Нашего поселка.
Из истории происхождения названия поселка.
Первые поселенцы Разбоевщины (с. Преображенского)
Село Преображенское (Разбоевщина) Приходская церковь .
С. Разин под Саратовом
Саратовский уезд. 18 век. Восстание Е Пугачева и наш поселок.
Саратовские бобыли. Разбоевщина 19 века (Анализ очерка Сумбаева).
А.Д.Путин-герой Советского Союза-Уроженец Разбоевщины.
Почетные жители поселка. Герои СВО-выпускники нашей школы.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные ресурсы | ||
Всего | практическая работа | дата | |||
10 класс (10 часов) | |||||
1-2 | Работа с «Ревизскими сказками» и другими источниками о заселении Нашего поселка | 2 | |||
3 | Из истории происхождения названия поселка. | 1 | https://ru.ruwiki.ru/wiki | ||
4 | Первые поселенцы Разбоевщины (с. Преображенского) | 1 | https://ru.wikipedia.org/wiki/ | ||
5 | Село Преображенское (Разбоевщина) Приходская церковь . | 1 | https://ru.wikipedia.org/wiki/ | ||
6 | С. Разин под Саратовом | 1 | https://ru.ruwiki.ru/wiki | ||
7 | Саратовский уезд. 18 век. | 1 | |||
8 | Восстание Е Пугачева и наш поселок. | 1 | https://ru.ruwiki.ru/wiki | ||
9 | Саратовские бобыли. | 1 | |||
10 | Разбоевщина 19 века (Анализ очерка Сумбаева). | 1 | https://ru.ruwiki.ru/wiki | ||
11 класс (3 часа) | |||||
11 | А.Д.Путин-герой Советского Союза-Уроженец Разбоевщины. | 1 | https://ru.wikipedia.org/ | ||
12 | Почетные жители поселка. | 1 | |||
13 | Герои СВО-выпускники нашей школы. | 1 |