Статья по краеведению
статья по краеведению на тему

Никитина Юлия Михайловна

Роль семьи в этнокультурном воспитании учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_publikatsii_17_npk._ispravlenno._nikitina.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурные традиции в  духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в сельской школе

Из опыта работы учителя истории и обществознания  МОУ «Мустаевская средняя (полная) общеобразовательная школа имени Шабдара Осыпа» Сернурского района  Никитиной Юлии Михайловны Эл. почта: mssh123@rambler.ru    Номинация «Историческое наследие родного края»

Аннотация Возрождение этнокультурных традиций семейного воспитания в формировании духовно-нравственного самосознания обучающихся из опыта работы сельского учителя. Для примера автор приводит примеры воспитания из опыта своей семьи, историю жизнь своего отца.

«Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации», - записано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. С. 11.  Все начинается с дома, семьи. Государство тоже начинается с семьи. «Крепка семья – крепка держава», - так гласит народная мудрость. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья - это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность.  Однако современное поколение россиян, увы, утратило понимание, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад.   Родители, род, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства.

Любовь к Родине невозможна без знаний истории своего рода, своей фамилии. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Как важна семейная память для воспитания детей! К сожалению, моя практика показывает, что некоторые ученики не знают даже полного имени своих бабушек и дедушек, не знают, когда они родились, что уж говорить о глубоких познаниях истории своих предков. Я думаю, что основная вина в этом лежит на родителях, которые,  думая о материальном обеспечении своих детей, не задумываются о их духовно-нравственном воспитании. А школа должна помочь им в этом.

Содержание Концепции требует от каждого учителя найти свое место в решении задач воспитания самостоятельной творческой личности гражданина и патриота. Неслучайно перечень основ осуществления духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника Концепция начинает с «нравственного примера педагога».     Из Концепции: «Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя» (с. 20).

  На своих уроках по изучению истории Отечества я часто использую собственный материал о богатом событиями жизненном пути моих предков. Ничто не затрагивает души детей так, как собственный пример учителя. Надо растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных  примерах из жизни.  

Жизнь прожить,  не поле перейти – гласит народная мудрость. Много тяжелых испытаний выпало на долю моих предков.  Вся история моего рода, так или иначе,  связана с историей Отечества и, конечно же,  с историей Марий Эл.  Хотя я не родилась в Марий Эл,  но твёрдо убеждена, что корни мои начинаются здесь, род мой, мои предки жили  в марийском крае. Я отношусь  к этнической группе восточных мари.  Дома у нас хранится родословная, которую составил мой троюродный брат Алексеев Феликс Алексеевич (Веля изай), со слов своей бабки, которая прожила почти сто лет. Она, находясь в здравом уме,  многое помнила, и многое успела поведать о наших предках. Конечно, когда я рассказываю об этом ребятам,  у них появляется живой интерес не только к истории моих предков, самое главное у них появляется желание узнать, изучить историю своей семьи, историю близких им людей.

А история моих предков такова: предположительно на рубеже XVIII-XIX веков два брата Каныбек и Акпатыр, покинули свои родные марийские края, возможно, спасаясь от насильственной христианизации. Ведь по историческим источникам известно, что процесс христианизации марийцев  усилился именно во второй половине XVIII века. У марийцев была своя языческая вера, они не хотели отказываться от веры предков, поэтому и усилилось бегство марийцев на земли Башкирии и Приуралья. Марийцы бежали целыми семьями, со всем имуществом, конечно же,  не только от крещения, но и от тяжёлых налогов и поборов. Царские власти на дорогах, ведущих в Башкирию,  выставляли воинские команды, которые задерживали и возвращали крестьян. Но братьям посчастливилось, им удалось уйти. Они обосновались на территории Башкирии, куда царские чиновники и миссионеры не добрались, там и пустили свои корни. Так мой род обрёл вторую родину, сохранив языческую веру своих предков. Я  являюсь потомком из рода Каныбека в пятом  поколении. Моих предков звали Каныбек, Миклай, Мишка, Микита, Микаля.

О появлении марийцев на башкирских землях, также подтверждает легенда об истории возникновения нашего села Мишкино. Некогда плыли по реке Иняк три брата: Мишка, Ирсай, Митряй. Места были вокруг красивые, лесные, вокруг была тишина, слышалось только пение птиц. Облюбовали братья увиденный край и решили остаться, только селились  вдалеке друг от друга. Они сжигали леса и обустраивали на этом месте своё хозяйство:  построили дома, развели скот, занялись хлебопашеством.  Так появились деревни Мишкино (Мишкан), Ирсаево (Ирсал), Митряево (Метръял).

Своей любовью к  учению, к истории, к своему народу я обязана своему отцу Никитину Михаилу Никитичу, которого, к сожалению уж десять лет нет в живых, трагическая смерть забрала его. Родился он 25 июля 1932 года в деревне У ял Мишкинского района Башкирской АССР в бедной крестьянской семье. Ему рано пришлось познать тяготы сиротской жизни. В семь лет он остался без отца.  Детство его пришлось на тяжелые годы военного лихолетья. Глубоко в сердце запал один из эпизодов его тяжёлого детства. «Зима. Холодно. В их доме заканчивались дрова. Бабушка, её звали Пексылтан (Печан),  выпросила у колхозного конюха лошадь, чтобы съездить за дровами в лес. На обратной дороге, когда они только выехали из леса с нагруженным возом, к ним прискакал бригадир, отседлал и увёл лошадь, прокричав напоследок: «Не положено!». Оставил вдову с двумя детьми среди заснеженного поля с тяжёлым возом. А что было делать, они впряглись сами и привезли дрова практически на себе. И выжили наперекор всему. На жалость не надеялись, ведь всем тогда было трудно, наравне со всеми мой отец старался работать, не отставал и в  учёбе. Но сиротская жизнь не дала ему учиться дальше. После окончания семилетки, он поступает на курсы механизаторов. Затем – служба в армии, создание семьи и почти сорокалетний трудовой путь пчеловодом в родном совхозе. За хорошую работу был отмечен множеством районных и республиканских дипломов и наград. Работа отца на пасеке транслировалась по Центральному телевидению, и он даже был участником ВДНХа. Многим своим ученикам передал секреты своего мастерства. Еще мой отец был охотником, много занимался общественной работой, не раз избирался народным депутатом районного совета. Его уважали и ценили, к нему часто обращались за советом. Вместе с моей мамой Саликой Садыковной вырастили нас шестерых детей. Три дочери получили высшее образование. С детства мои родители прививали нам трудолюбие, у каждого из нас по хозяйству были свои обязанности, как все крестьянские дети мы делали всю работу по дому и по хозяйству. Они учили  понимать, ценить и любить красоту родного края, дорожить своими корнями. Родители сохранили традиционную веру наших предков,  учили нас чтить обычаи старины. Дома у нас всегда отмечали религиозные праздники по языческим обрядам: Шорыкйол, Уарня, Кугече, Семык. В семье у нас была интересная традиция. Перед встречей Нового года, всей семьей выходили валяться в снегу, вытряхивали лень, тоску, все плохое. На Масленицу отец тоже «вытряхивал» всех нас на улицу, говорил, что по языческому обычаю,  валяясь в снегу, в старину выгоняли блох (шуршо). Свадьбы справляли настоящие,  по марийским обычаям с марийскими свадебными костюмами. Молиться ходили в священную рощу (кумалтыш), приносили жертву. Картом (Карт Кугыза) был дед нашей подруги, его звали Алекси кугыза.  Правда,  многое потом забылось, атеистическое воспитание уничтожало в молодом поколении традиции старины…

Настоящим человеком был мой отец. Воспитывал  нас в строгости, учил достойно преодолевать трудности. Его любимой поговоркой было выражение: «Москва слезам не верит». Настольной книгой семейного воспитания был роман Николая Островского «Как закалялась сталь» и слова главного героя Павки Корчагина: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за всё подленькое и мелочное прошлое…».   Наше воспитание было тесно связано с понятием, что нельзя делать в той или иной ситуации, то есть состояло   из своеобразных запретов-табу, которые называются у марийцев «ойöрö». Нельзя грубить родителям – не будет тебе счастья в жизни; нельзя другим желать зла – оно вернётся к тебе; нельзя оставлять посуду немытой – плохое накапливается в семье; стол нельзя оставлять без хлеба – достатка в доме не будет, нельзя осуждать и жаловаться на других, сами во всём виноваты.  Большое значение мой отец придавал спорту. Сам был азартным, спортивным человеком: играл в футбол, хорошо плавал, увлекался боксом, даже был чемпионом в своей армейской части в Ташкенте. Ценил  честность, справедливость, не терпел  лицемеров и трусов. У него много было друзей.  Рядом с нами жили русские, башкиры, татары.  Языком межнационального общения, конечно же,  для нас был русский язык. А родители и старший брат хорошо говорили и на татарском языке. В нашей семье любили петь, пели не только марийские, но и татарские, русские песни.

 Отец особенно любил историю, много знал преданий, легенд, рассказывал о событиях, произошедших в различные периоды жизни в деревне: о гражданской войне, коллективизации, голоде, войне, репрессиях и культ личности. На своих уроках по истории, стараюсь рассказывать не только то, что написано в учебниках, но и конкретные эпизоды истории, услышанные от своего отца. «Далёкие годы становления молодой Советской республики в наших краях… Голод… По словам моего отца, чтобы опорочить честное имя одного из активистов строительства новой жизни,  противники новой власти, закололи овцу, а внутренности тайно подкинули во двор к этому активисту и учинили расправу над «вором». На берегу реки Иняк, за деревней, заставили жену активиста вырыть могилу, разрешили ей проводить в последний путь мужа, затем ударили её по голове лопатой и  скинули в могилу. Так враги  похоронили её практически живую. Об этом стало известно от пастухов, которые утром погнали стадо, а из свежезарытой могилы торчала женская рука. Видимо женщина, придя в сознание, пыталась выбраться сама, но задохнулась внезапным наплывом  свежего воздуха». Считаю, важными такого рода примеры, чтобы  дети могли сформировать собственные представления о правде,  мнимой и настоящей, связанные с белыми пятнами истории.

Именно во многом благодаря отцу, его воспитанию я стала личностью. Он сам  научил нас  читать и писать, постоянно занимался с нами, прививал любовь к знаниям,  к чтению. Книги для меня стали настоящими воспитателями жизни.

Когда я, его дочь, в 1980 году стала студенткой историко-филологического факультета МарГУ по специальности история, он был очень горд. Я счастлива, что с детства познала материнскую ласку и выросла под строгой, но заботливой поддержкой отцовского взгляда.

Я горжусь своими корнями, своими родителями. Они научили меня быть честной, справедливой,  ответственной, добиваться поставленных целей, быть доброй  по отношению к людям. Я и  своим ученикам не устаю повторять: «Делайте добро, и оно возвратится к вам сторицей». Не только красота спасёт мир, но и доброта.   Моим жизненным и профессиональным кредо являются слова великого французского просветителя  Ж. Ж. Руссо:

 «Жить - вот ремесло, которому я хочу научить воспитанника. Выходя из моих рук,  он будет не судёй, не солдатом, не священником: он будет,  прежде всего,  человеком: всем, чем должен быть человек».

   Я благодарна судьбе. У меня есть любимая работа, настоящая, дружная семья. С мужем воспитываем двоих детей. Они знают историю своих предков. Они говорят на марийском языке, уважают культуру, традиции своего народа. Учу ценить людей по поступкам.  В человеке ценно не то, какое положение он занимает в обществе, не его финансовое положение. А важны объём доброты, сострадания к людям, благородство. Сын учится на электроэнергетическом факультете МарГУ, дочь учится музыке в национальной президентской школе в Йошкар-Оле. Конечно, бывает не всё гладко в жизни, возникают и у них свои сложности. Теперь уже я привожу своим детям известную поговорку отца: «Москва слезам не верит». Надо учить детей преодолевать трудности, уметь ставить нравственные жизненные цели и достойно добиваться их выполнения. Надеюсь, что они вырастут настоящими гражданами нашей страны. А мы родители должны быть примером для своих детей. Один из великих писал: «Ничто не действует в малых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не  впечатливается глубже и твёрже примера родителей».

  В ноябре 2010 года мы  отметили 90-летний юбилей нашей республики, сейчас стоим в преддверии ознаменования юбилея нашего Сернурского района. В школе проводились и проводятся различные мероприятия, посвящённые этим  датам. Вся воспитательная работа школы направлена на воспитание патриотизма, любви к своему родному краю, к уважению и сохранению истории и культуры своего народа. С каким мировоззрением, и какими нравственными ценностями войдут наши дети во взрослую жизнь, во многом зависит от школы, а особая роль в этом принадлежит семье.

  Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но, прежде всего - самих себя. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, кто лишён исторической памяти. Я уверенна в том, что человек воспитанный своими корнями, обученный не на абстрактных, а на конкретных примерах из жизни станет настоящим патриотом, Гражданином своего Отечества. Пройдут годы, забудутся в нашей памяти многие события, люди, встречи. Но воспоминания всегда будут возвращать нас в родные места, в светлый мир детства, к своим корням, на родную землю, на которой мы родились, выросли и стали людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

статья "Краеведение в научно – исследовательской деятельности учащихся"

Одним из перспективных путей создания воспитательного пространства является максимальное использование специфики села в учебно-воспитательной деятельности школы и школа, расположенная в уникальном по ...

статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."

в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....

Статья по краеведению "Из опыта работы учителя".

Методика работы по краеведению....

статья "Лингвистическое краеведение. Мой родной край"

Как увлечь современного ученика изучением истории родного края? Историческая память народа, его культура, традиции. обычаи...Это то, без чего человек не может состояться как личность....

Статья "Литературное краеведение-путь к истокам, эстафета памяти"

В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся средствами литературного краеведения, формы и методы данного направления в воспитании школьников"....

Статья: «Значение краеведения в дополнительном образовании школьников»

Важно развивать у каждого учащегося чувство патриотизма, стремление участвовать в общественной жизни города и государства, овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым....