статья "Краеведение в научно – исследовательской деятельности учащихся"
статья по краеведению по теме
Одним из перспективных путей создания воспитательного пространства является максимальное использование специфики села в учебно-воспитательной деятельности школы и школа, расположенная в уникальном по природным условиям районе, использует в учебном процессе и в системе дополнительного образования именно этот момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_v_nauchno_-issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение в научно – исследовательской деятельности учащихся
Одним из перспективных путей создания воспитательного пространства является максимальное использование специфики села в учебно-воспитательной деятельности школы и школа, расположенная в уникальном по природным условиям районе, использует в учебном процессе и в системе дополнительного образования именно этот момент. Школа в течение последних лет работает над темой: «Формирование единого образовательного и воспитательного пространства» и в рамках ее реализации создана муниципальная опорная экспериментальная площадка «Гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения». Разработаны и введены в учебный план спецкурсы и элективные курсы по краеведению. Краеведение, как магнит, притягивает к себе другие формы деятельности. В рамках работы опорной площадки учителями школы ведется работа по теме: «Реализация национально – регионального компонента через работу школьного музея»
Одна из задач экспериментальной площадки - это приобщение детей к исследовательской деятельности. Ранняя научно-исследовательская, поисковая деятельность является одной из форм обучения в современной школе, позволяющая наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка – такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.
Исследовательская деятельность учащихся есть творческий процесс совместной деятельности учащегося и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.
Основная цель учебно-исследовательской работы в школе – создание образовательного пространства для учащихся, ориентированных на исследовательскую деятельность, которое будет мотивировать школьников на самообучение, саморазвитие, на освоение навыков исследования и реализацию их собственных потребностей.
С целью приобщения талантливых и способных учащихся к исследовательской деятельности, создания условий для их самообразования и профессиональной ориентации в школе создано ИОУ «Экос» (исследовательское общество учащихся).
В исследовательское общество вступают учащиеся, изъявившие желание заняться исследовательской работой. ИОУ включает в себя творческие группы учащихся, объединенных в секции по различным областям знаний. Выбран Совет ИОУ. Занятия членов ИОУ проводятся коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов на основе утвержденных советом программ и тематики творческих работ по мере необходимости.
Общество работает по нескольким секциям:
- естественнонаучная секция;
- гуманитарная;
- опытно-экспериментальная;
- творческая;
- краеведение
Посещая предметные секции, члены ИОУ учатся раскрывать, оформлять исследовательские работы, а также анализировать и делать выводы по исследуемым темам. Особое место занимает секция краеведения. Для более подробного исследования и сбора материала по исследовательской работе в работе секции проводятся экскурсии, однодневные походы, а в летнее время организуется палаточный лагерь «ЭКО».
Все учащиеся, вошедшие в состав Совета ИОУ, являются активными участниками научно-практических конференций, предметных олимпиад, имеют некоторый опыт исследовательской работы.
За прошедший период накоплен некоторый опыт работы, разработаны положения об исследовательском обществе учащихся, об учебно-исследовательской работе в школе, разработаны методические рекомендации, критерии оценивания исследовательских работ учащихся, памятки по написанию исследовательских работ, ведется мониторинг результативности исследовательской деятельности.
Традиционными для школы стали работы по краеведению, представляемые на научно – практические конференции школьников. Темы говорят сами за себя: «Топонимика Курумканского района», «Традиционная народная медицина Баргузинской долины», «Мои земляки – участники локальных вооруженных конфликтов», «Демографический портрет с. Курумкан», «Жизненный путь Г.В. Очирова», «Минеральный источник Гутарка», «Распространение эндемического зоба среди школьников села Курумкан», «Певец родного края», «Литературный Курумкан», «Топонимика Курумкана» «Памятники природы с. Курумкан» и др.
По результатам работ учащимися составлены буклеты по топонимике Курумкана и Курумканского района, справочник и словарь лекарственных растений Баргузинской долины на русском, бурятском, эвенкийском и латинском языках, карта «Литературный Курумкан», туристский маршрут «Святые места Курумкана».
Используя материалы исследовательских работ, учащиеся самостоятельно проводят уроки на элективных курсах «География Бурятии», «География родного края». Например, такие уроки, как «Топонимика Курумканского района», «Памятники природы с. Курумкан», «Минеральный источник «Гутарка»» и др.
Проекты и материалы, представленные в ходе ученических чтений, научно-практической конференции становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов и музея школы.
Одной из задач работы ИОУ является предпрофессиональная подготовка учащихся. Они приобретают навыки, необходимые в работе экскурсоводов, гидов, краеведов. Эти специальности всегда будут востребованы в нашем регионе.
В рамках опытно – экспериментальной работы рождаются и исследовательские проекты педагогов. Например, рабочая тетрадь по курсу «География Бурятии», которая удостоена диплома I степени во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» и исследовательский проект «Преподавание литературы края как одно из средств пробуждения патриотических чувств», по которому составлена карта «Литературный Курумкан».
Воспитание гармонично развитого, образованного человека невозможно без интеграции его в современное информационное пространство. Абсолютно ясным становится тот факт, что без информационных технологий сегодня не реализуется ни одна образовательная программа. Это веление времени. Чаще информационные технологии применяются при подготовке к научно-практическим конференциям, когда учащиеся раскрывают свои исследовательские работы, демонстрируя компьютерные презентации. Участниками ИОУ под руководством учителей разработан проект «Виртуальный музей». Не будем вдаваться в подробности разработки проекта. Просто скажу, что побывать вновь в нашем музее вы можете на странице сайта школы «Виртуальный музей». Адрес сайта вы найдете на 1 странице буклета школы. «Виртуальный музей» - это возможность для выпускников школы окунуться вновь в школьные годы и вспомнить о том, что есть добрая школа его, вспомнить учителей и одноклассников, и, наконец, это продвижение интересов музеев, возможность обмениваться опытом с коллегами.
И в заключении хотелось бы сказать, что польза от активно работающего школьного музея налицо: это и расширение образовательного пространства, и развитие познавательного потенциала у детей, и формирование мощной мотивации заниматься той или другой темой. Это, в конце концов, профориентация. И, что самое главное, музей совершенно реально способствуют формированию личности, ребята ставят перед собой очень непростые вопросы, связанные с историей родного края и ее днем сегодняшним. От ответов на эти вопросы молодыми людьми зависит, в какой стране мы будем жить завтра. И роль музея как части дополнительного образования школьников при этом огромна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность учащихся по русскому языку в НОУ....
Программа "Научно - исследовательская деятельность учащихся по русскому языку"
Пояснительная записка, цели, задачи, основное содержание курса...
Научно-исследовательская деятельность учащихся в условиях модернизации образования.
Обобщение теоретического и практического материала по теме....
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как пробуждается интерес ребёнка к научно-исследовательской деятльности? Как вырисовывается тема будущего исследования? Какова роль педагога, в этом процессе? Какие подводные камни таит в себе первая ...
Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих с...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя...