Средневековые оборонительные сооружения на территории нашего края
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему
Методическая разработка урока в рамках курса "История и культура Санкт-Петербурга". Использован учебник: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 (с древнейших времен до начала ХVIII в.). СПб: СМИО Пресс, 2013. Урок представляет собой изучение географического положения, истории и архитектурных особенностей оборонительных укреплений края (Орешек, Копорье, Ивангород, Выборг, Ямгород, Нарва). Оригинальность замысла состоит в использовании видеоматериалов, позволяющих совершить виртуальную «обзорную экскурсию» к объектам изучения. В разработке использованы видеоролики, доступные на сайте youtube.ru и представляющие собой панорамные съёмки, сделанные с помощью беспилотных летательных аппаратов – коптеров. Учитель стремится реализовать концепция системно-деятельностного подхода: не преподносить новое знание в готовом виде, а организовать «открытие» его самими учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevchenko_srednevekovye_kreposti_nashego_kraya.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевченко Дарья Владимировна, учитель истории ГБОУ гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга
Предмет: история и культура Санкт-Петербурга.
Класс: 7.
Тема: Средневековые оборонительные сооружения на территории нашего края.
Цель – сформировать представления о средневековых оборонительных сооружениях на территории нашего края.
Задачи:
- изучить географию расположения крепостей и замков на территории края;
- рассмотреть историю создания оборонительных укреплений;
- сформировать представления об устройстве и архитектурных особенностях крепостей;
- развивать навыки самостоятельного извлечения информации из различных видов источников и её анализа под руководством учителя.
Ожидаемые результаты:
- личностные:
- формирование представлений о богатстве и разнообразии культуры и истории края;
- развитие наблюдательности и фантазии;
- прививание эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
- метапредметные:
- умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, описывать;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- предметные:
- знание средневековых оборонительных сооружений на территории края (географическое положение, особенности строения, ключевые факты истории);
- умение работать с разными видами источников (историческая карта, текст учебника, видеоматериалы).
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора.
Этап урока, цель этапа, контроль | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Эвристическая беседа. Формирование представлений о целях уроках. | Приветствует класс. Сообщает тему урока, выводит её на экран. Предлагает ученикам сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить в течение урока. Выслушивает предложения, корректирует ответы, выбирает ключевые вопросы, предлагает записать их в тетрадь. Вопросы, которые будут раскрыты в течение урока: - Как назывались крепости на территории края? - Где они располагались? - Кто и когда их основал? - Как они устроены? | Занимают свои места. Записывают тему урока в тетрадь. Предлагают формулировки вопросов. Записывают вопросы в тетрадь. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | Предлагает вспомнить, какая средневековая крепость на территории края ученикам уже известна с предыдущих уроков, в чём её особенности (предполагает, что ранее была рассмотрена история Старой Ладоги). Отмечает, что история нашего края не ограничивается этой крепостью и предлагает перейти к новой теме. | Рассказывают об истории и особенностях Старой Ладоги. |
Этап приобретения новых знаний. Формирования навыков работы с разными видами источников, самостоятельное извлечение информации под руководством учителя. | Выводит на экран таблицу (приложение № 1), которую надо будет заполнить в течение урока. | Чертят таблицу в тетрадь, записывают линии сравнения. |
Предлагает ученикам самостоятельно заполнить колонки № 2 и № 3, используя материалы учебника: - колонка № 2 заполняется с использованием информации со с. 24-25 - колонка № 3 заполняется с использованием карты № 2 в учебнике (вкладки с иллюстрациями и картами). - географическое положение надо описывать, используя названия озёр, рек, морей и сторон света (север-юг-запад-восток). Целесообразно вспомнить метод описания географического положения на одном-двух примерах: - Ямгород – к югу от Финского залива, на берегу р. Луга - Выборг – на севере Финского залива. | Заполняют колонки № 2 и № 3, использую материал учебника и карту. | |
Первичная (промежуточная) проверка усвоения новых знаний. | Предлагает проверить данные, внесённые в таблицу; выслушивает ответы учеников; корректирует и дополняет их по необходимости. | Сообщают внесённую в таблицу информацию; корректируют и дополняют её по необходимости. |
Этап приобретения новых знаний (продолжение). Формирования навыков работы с разными видами источников, самостоятельное извлечение информации под руководством учителя. | Сообщает о переходе к следующему этапу работы и правилах заполнения колонки № 4: - на экране поэтапно будут представлены видеоролики (съёмки панорамы крепостей с помощью беспилотных летательных аппаратов) или изображения (слайды с фотографиями или рисунками), посвящённые каждой крепости; - после просмотра каждого ролика даётся 3-4 минуты для внесения информации в колонку № 4; - при описании крепости обратить внимание на её устройство и местоположение, в тексте можно использовать термины: замок; крепость; башня; крепостные стены; подъёмный мост; ров с водой; боевой ход; цитадель (внутренняя крепость), бойница (узкое отверстие в оборонительной стене для ведения огня); крепостной вал (земляная насыпь для защиты крепости). | Запоминают правила заполнения колонки № 4; задают уточняющие вопросы в случае необходимости. |
Поэтапно выводит на экран слайды с видеороликами и иллюстрациями (ссылки после таблицы). Некоторые слайды требуют вводного комментария учителя:
| Смотрят видеоролики и слайды с изображениями; вносят описания крепостей/замков в колонку № 4. | |
Первичная (промежуточная) проверка усвоения новых знаний. | Предлагает проверить данные, внесённые в таблицу; выслушивает ответы учеников; корректирует и дополняет их по необходимости. *Возможно осуществлять поэтапную проверку после просмотра ролика про каждую постройку. | Сообщают внесённую в таблицу информацию; корректируют и дополняют её по необходимости. |
Этап приобретения новых знаний (продолжение). Формирования навыков работы с разными видами источников, самостоятельное извлечение информации под руководством учителя. | Предлагает сделать вывод к таблице, ответив на вопросы:
| Самостоятельно отвечают на вопросы, используя материалы таблицы. |
Первичное закрепление новых знаний. Эвристическая беседа. | Предлагает проверить сделанные выводы; выслушивает ответы учеников; корректирует и дополняет их по необходимости. | Сообщают сделанные выводы; корректируют и дополняют их по необходимости в ходе обсуждения. |
Завершение урока. Запись домашнего задания. | Сообщает домашнее задание: сделать в тетради рисунок любой из рассмотренным крепостей, подписать её элементы; записать ключевые факты из истории этой крепости. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы по необходимости. |
Приложение № 1
Таблица для работы на уроке
Название крепости | Кто основал (страна/народ) и когда? | Географическое положение | Архитектурные особенности |
Корела | |||
Орешек | |||
Копорье | |||
Ямгород | |||
Нарва | |||
Ивангород | |||
Выборг |
Электронные ресурсы для разработки урока:
- Видеоролик о крепости Корела: http://www.youtube.com/watch?v=cLOvtFKx8ZU
- Видеоролик о крепости Орешек: http://www.youtube.com/watch?v=YU6mOwp8QP0
- Видеоролик о крепости Копорье: http://www.youtube.com/watch?v=GaQrVSWS2BY
- Иллюстрации о крепости в Ямгороде: http://nwfortress.ifmo.ru/kreposti/yamgorodskaya-krepost
- Слайдшоу о Нарвском замке и Ивангороде: http://www.youtube.com/watch?v=aaF4YmAP7rY
- Видеоролик о Выборге: http://www.youtube.com/watch?v=vjsjYmnf5p0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение Монгольские завоевания на территории нашего края
Урок изучения нового материала по историческому краеведению. Представлен конспект урока с материалами для учителя и обучающихся. Предложен самоанализ урока....
Проверочные работы по теме "Средневековые государства на территории Приморского края"
Проверочные работы по теме "Средневековые государства на территории Приморского края"...
Урок по истории Красноярского края, 7 класс. Развитие научных исследований на территории Приенисейского края.
Материал к уроку по истории Красноярского края содержит опорный конспект темы "Развитие научных исследований на территории Приенисейского края" и тестовые задания с ответами...
Первые поселения на территории нашего края
Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 класса...
Уникальные оборонительные сооружения Кронштадта
Реферат содержит материал о кронштадтских фортах и их роли в защите северо-западных границ России. Можно использовать на уроках истории и для проведения внекласных мероприятий. Характер продукта военн...
Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.
Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси....
Закон Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»
Памятка для родителей и детей о соблюдении закона Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»...