Средневековые оборонительные сооружения на территории нашего края
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Шевченко Дарья Владимировна

Методическая разработка урока в рамках курса "История и культура Санкт-Петербурга". Использован учебник: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 (с древнейших времен до начала ХVIII  в.). СПб: СМИО Пресс, 2013. Урок представляет собой изучение географического положения, истории и архитектурных особенностей оборонительных укреплений края  (Орешек, Копорье, Ивангород, Выборг, Ямгород, Нарва).  Оригинальность замысла состоит в использовании видеоматериалов, позволяющих совершить виртуальную «обзорную экскурсию» к объектам изучения.  В разработке использованы видеоролики, доступные на сайте youtube.ru и представляющие собой панорамные съёмки, сделанные с помощью беспилотных летательных аппаратов – коптеров. Учитель стремится реализовать концепция системно-деятельностного подхода: не преподносить новое знание в готовом виде, а организовать «открытие» его самими учащимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevchenko_srednevekovye_kreposti_nashego_kraya.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Шевченко Дарья Владимировна, учитель истории ГБОУ гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга

Предмет: история и культура Санкт-Петербурга.

Класс: 7.

Тема: Средневековые оборонительные сооружения на территории нашего края.

Цель – сформировать представления о средневековых оборонительных сооружениях на территории нашего края.

Задачи:

- изучить географию расположения крепостей и замков на территории края;

- рассмотреть историю создания оборонительных укреплений;

- сформировать представления об устройстве и архитектурных особенностях крепостей;

- развивать навыки самостоятельного извлечения информации из различных видов источников и её анализа под руководством учителя.

Ожидаемые результаты:

  1. личностные:
  • формирование представлений о богатстве и разнообразии культуры и истории края;
  • развитие наблюдательности и фантазии;
  • прививание эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру,
  1. метапредметные:
  • умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, описывать;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  1. предметные:
  • знание средневековых оборонительных сооружений на территории края (географическое положение, особенности строения, ключевые факты истории);
  • умение работать с разными видами источников (историческая карта, текст учебника, видеоматериалы).

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора.

Этап урока, цель этапа, контроль

Действия учителя

Действия учеников

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока.

Эвристическая беседа.

Формирование представлений о целях уроках.

Приветствует класс.

Сообщает тему урока, выводит её на экран.

Предлагает ученикам сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить в течение урока.

Выслушивает предложения, корректирует ответы, выбирает ключевые вопросы, предлагает записать их в тетрадь.

Вопросы, которые будут раскрыты в течение урока:

- Как назывались крепости на территории края?

- Где они располагались?

- Кто и когда их основал?

- Как они устроены?

Занимают свои места.

Записывают тему урока в тетрадь.

Предлагают формулировки вопросов.

Записывают вопросы в тетрадь.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Предлагает вспомнить, какая средневековая крепость на территории края ученикам уже известна с предыдущих уроков, в чём её особенности (предполагает, что ранее была рассмотрена история Старой Ладоги).

Отмечает, что история нашего края не ограничивается этой крепостью и предлагает перейти к новой теме.

Рассказывают об истории и особенностях Старой Ладоги.

Этап приобретения новых  знаний.

Формирования навыков работы с разными видами источников, самостоятельное извлечение информации под руководством учителя.

Выводит на экран таблицу (приложение № 1), которую надо будет заполнить в течение урока.

Чертят таблицу в тетрадь, записывают линии сравнения.

Предлагает ученикам самостоятельно заполнить колонки № 2 и № 3, используя материалы учебника:

- колонка № 2 заполняется с использованием информации со с. 24-25

- колонка № 3 заполняется с использованием карты № 2 в учебнике (вкладки с иллюстрациями и картами).

- географическое положение надо описывать, используя названия озёр, рек, морей и сторон света (север-юг-запад-восток).

Целесообразно вспомнить метод описания географического положения на одном-двух примерах:

- Ямгород – к югу от Финского залива, на берегу р. Луга

- Выборг – на севере Финского залива.

Заполняют колонки № 2 и № 3, использую материал учебника и карту.

Первичная (промежуточная) проверка усвоения новых знаний.

Предлагает проверить данные, внесённые в таблицу; выслушивает ответы учеников; корректирует и дополняет их по необходимости.

Сообщают внесённую в таблицу информацию; корректируют и дополняют её по необходимости.

Этап приобретения новых  знаний (продолжение).

Формирования навыков работы с разными видами источников, самостоятельное извлечение информации под руководством учителя.

Сообщает о переходе к следующему этапу работы и правилах заполнения колонки № 4:

- на экране поэтапно будут представлены видеоролики (съёмки панорамы крепостей с помощью беспилотных летательных аппаратов) или изображения (слайды с фотографиями или рисунками), посвящённые каждой крепости;

- после просмотра каждого ролика даётся 3-4 минуты для внесения информации в колонку № 4;

- при описании крепости обратить внимание на её устройство и местоположение, в тексте можно использовать термины: замок; крепость; башня; крепостные стены; подъёмный мост; ров с водой; боевой ход; цитадель (внутренняя крепость), бойница (узкое отверстие в оборонительной стене для ведения огня); крепостной вал (земляная насыпь для защиты крепости).

Запоминают правила заполнения колонки № 4; задают уточняющие вопросы в случае необходимости.

Поэтапно выводит на экран слайды с видеороликами и иллюстрациями (ссылки после таблицы).

Некоторые слайды требуют вводного комментария учителя:

  1. Крепость в Ямгороде (современный г. Кингисепп) не сохранилась, была разобрана в 18 в., остались лишь отдельные фрагменты крепостных стен. На слайдах можно увидеть рисунок, изображающий первоначальную крепость, и фотографии сохранившихся фрагментов.
  2. Город Нарва – современная территория Эстонии. Там сохранился средневековый замок, построенный датчанами в 13 в. В 14 в. датский король передал замок Ливонскому ордену. В к. 15 в. напротив замка, на другом берегу р. Наровы, построена русская крепость Ивангород для защиты от ливонских и шведских войск. На слайдах можно увидеть и замок в Нарве, и Ивангородскую крепость.
  3. В Выборге находится единственный средневековый замок, расположенный на территории России (до середины 20 в. Выборг – часть Финляндии). Замок построен шведами в 13 в., неоднократно русские предпринимали попытки осады, но он остался неприступным до н. 18 в.

Смотрят видеоролики и слайды с изображениями; вносят описания крепостей/замков в колонку № 4.

Первичная (промежуточная) проверка усвоения новых знаний.

Предлагает проверить данные, внесённые в таблицу; выслушивает ответы учеников; корректирует и дополняет их по необходимости.

*Возможно осуществлять поэтапную проверку после просмотра ролика про каждую постройку.

Сообщают внесённую в таблицу информацию; корректируют и дополняют её по необходимости.

Этап приобретения новых  знаний (продолжение).

Формирования навыков работы с разными видами источников, самостоятельное извлечение информации под руководством учителя.

Предлагает сделать вывод к таблице, ответив на вопросы:

  1. Что общего в устройстве (внешнем виде) крепостей, построенных русскими на этой территории?
  2. Что общего в устройстве (внешнем виде) оборонительных сооружений, построенных иностранцами, датчанами и шведами, на этой территории?
  3. Что общего в устройстве (внешнем виде) всех оборонительных сооружения нашего края?
  4. Почему на территории нашего края в средние века было построено столько оборонительных укреплений? На какие особенности истории нашего края это указывает?

Самостоятельно отвечают на вопросы, используя материалы таблицы.

Первичное закрепление новых знаний. Эвристическая беседа.

Предлагает проверить сделанные выводы; выслушивает ответы учеников; корректирует и дополняет их по необходимости.

Сообщают сделанные выводы; корректируют и дополняют их по необходимости в ходе обсуждения.

Завершение урока. Запись домашнего задания.

Сообщает домашнее задание: сделать в тетради рисунок любой из рассмотренным крепостей, подписать её элементы; записать ключевые факты из истории этой крепости.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы по необходимости.

Приложение № 1

Таблица для работы на уроке

Название крепости

Кто основал (страна/народ) и когда?

Географическое положение

Архитектурные особенности

Корела

Орешек

Копорье

Ямгород

Нарва

Ивангород

Выборг

Электронные ресурсы для разработки урока:

  1. Видеоролик о крепости Корела: http://www.youtube.com/watch?v=cLOvtFKx8ZU
  2. Видеоролик о крепости Орешек: http://www.youtube.com/watch?v=YU6mOwp8QP0
  3. Видеоролик о крепости Копорье: http://www.youtube.com/watch?v=GaQrVSWS2BY
  4. Иллюстрации о крепости в Ямгороде: http://nwfortress.ifmo.ru/kreposti/yamgorodskaya-krepost
  5. Слайдшоу о Нарвском замке и Ивангороде: http://www.youtube.com/watch?v=aaF4YmAP7rY
  6. Видеоролик о Выборге: http://www.youtube.com/watch?v=vjsjYmnf5p0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение Монгольские завоевания на территории нашего края

Урок изучения нового материала по историческому краеведению. Представлен конспект урока с материалами для учителя и обучающихся. Предложен самоанализ урока....

Проверочные работы по теме "Средневековые государства на территории Приморского края"

Проверочные работы по теме "Средневековые государства на территории Приморского края"...

Урок по истории Красноярского края, 7 класс. Развитие научных исследований на территории Приенисейского края.

Материал к уроку по истории Красноярского края содержит опорный конспект темы "Развитие научных исследований на территории Приенисейского края" и тестовые задания с ответами...

Первые поселения на территории нашего края

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 класса...

Уникальные оборонительные сооружения Кронштадта

Реферат содержит материал о кронштадтских фортах и их роли в защите северо-западных границ России. Можно использовать на уроках истории и для проведения внекласных мероприятий. Характер продукта военн...

Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.

Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси....

Закон Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»

Памятка для родителей и детей о соблюдении закона Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»...