Краеведение Монгольские завоевания на территории нашего края
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме

Урок изучения нового материала по историческому краеведению. Представлен конспект урока с материалами для учителя и обучающихся. Предложен самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_urok_izucheniya_novogo_materiala_v_6_klasse.docx50.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала в 6 классе

по теме: «Возникновение монголо-татарского государства.

Монгольские завоевания на территории нашего края»

Цели и задачи урока:

Предметные: организовать работу по изучению и первичному закреплению знаний о времени, причинах и последствиях возникновения  монголо-татарского государства, последствиях завоевания нашего края.

Цели, направленные на развитие личности:

1) развитие познавательной активности через разнообразные приемы познавательной деятельности

2) развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, работать в паре (культура самоуправления)

3) развитие зрительной памяти, географической зоркости, пространственных представлений; развитее умения выделять главное в тексте, делать выводы, развитие монологической речи (интеллектуальная культура)

4)способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, края,

5) способствовать воспитанию интереса к предмету, культуры самоуправления, уважительного отношения друг к другу.

Цели и задачи для обучающихся:

Предметные:

1) знать/понимать время, причины и последствия монгольского завоевания края; историческую роль Чингисхана, показывать территорию деления Монгольской империи; рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках - образование Синей Орды и ее правители – Шейбани, Тохтамыш; определять на основе учебного материала причины и следствия  событий;

2) в рамках информационно-коммуникативной деятельности использовать различные виды чтения (ознакомительное, поисковое), создавать письменные высказывания, передающие кратко прослушанную и прочитанную информацию, составлять тезисы конспекта.

3) определять цели для индивидуальной работы, последовательность действий, организовать свое рабочее место

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма: урок-путешествие

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Гости. Улыбнитесь друг другу!

2. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы совершим   путешествие в  историю нашего края в ХII век. Мы познакомимся с Чингисханом, историей возникновения монголо-татарского государства и его влиянием на территории нашего края. Это позволит представить общее видение мирового исторического процесса, эти знания пригодятся вам по истории средних веков, а также по истории России.

3. Краткое повторение.

- Собрать предложения из отдельных частей, которые «потеряли» друг друга.

племена кипчаков, живших в степях Сибири и Казахстана,

зауральские угры, предки манси, часто сжигали умерших,

ушли в небытие, оставив  после себя лишь каменных баб,

на Руси в   ХII  веке назывались половцами,

половцы, когда-то наводившие ужас на соседей,

а их соседи – тюрки любили класть в погребения коней.

2. Изучение нового материала

А) Актуализация знаний

- Что мы уже знаем об эпохе средневековья в нашем крае? Давайте заполним таблицу устно.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ НОВОЕ

Б) Рассказ учителя сопровождается слайдам (по ходу рассказа попробуй зарисовать, как выглядел кочевой стан монголов и их основные занятия)

Как же возникло монголо-татарское государство? Мы отправляемся в Монголию.

Монголия в ХII веке. Монголия – страна, расположенная в Центральной Азии. Именно с территории Монголии в Зауралье приходили сначала племена хуннов (гуннов), а затем тюркские племена. Многочисленные племена не были объединены и постоянно враждовали между собой. Образ жизни монголов оставался кочевым. Единственным богатством монголов были лошади и овцы. Одежду и обувь делали из конской шкуры, ели мясо лошадей, пили кумыс – кисломолочный продукт из молока кобылиц (запись в тетрадь).  В седле проходила вся жизнь кочевника. Монгол не только передвигался на большие расстояния на коне, он еще мог во время дальнего похода расслабиться, отдыхать в седле и даже спать. Кроме этого монголы были и превосходными охотниками. Считалось, что поразить животное охотник должен был обязательно в глаз, чтобы не попортить шкурку. Вырастая, монголы, причем и мальчики и девочки, становились превосходными наездниками и стрелками из лука, то есть готовыми воинами.

Жили монголы, как и другие кочевники, в легких переносимых юртах, покрытых теплым войлоком. Земледелия монголы не знали.  Длительный период влажных лет способствовал  увеличению поголовья стада лошадей, произошло увеличение численности населения. В конце ХII века климат стал меняться, стал более засушливым. Началась борьба за пастбища с соседями, а также вторжения на соседние территории. Огромную роль в создании Монголькой империи сыграл Темучин.

В). Рассказ ученика о Чингисхане (запись тезисов в тетрадь)

Известно, что Чингисхан родился в районе озера Байкал (1115, 1162, 1167 годы), которое тогда принадлежало Монголии. Согласно легенде, в руке был сгусток крови, что считалось хорошим знаком у монголов. Родившийся ребенок был назван именем взятого в плен главы племени татар Те-му-чена. Детство будущего воина прошло в условиях постоянной борьбы. Его отца отравили татары, когда ребенку было 9 лет. На пути к власти Темучину пришлось многое вытерпеть. Он попал в рабство к соседнему племени. Бежал. Вернулся к родной семье. Объединил вокруг себя молодых воинов, недовольных своим положением. Постепенно Темучин со своим отрядом подчиняет себе одно за другим монгольские племена. Весной 1206 года на большом собрании – курултай – Темучин был провозглашен Божественным Чингис-ханом  - Царь царей, Государь государей. Он создал самое сильное в мире войско, которое в ХII веке не знало поражений и покорило многие страны и народы.

Войско состояло из конницы и основывалось на десятичной системе. Основу войска составлял отряд из 10 человек - «десяток», во главе стоял «десятник». Десять десяток составляли подразделение под названием «сотня» - «сотник», Десять сотен – крупный отряд – «тысяча», во главе тысячник, десять отрядов по 1000 человек составляли «тумен» - отряд в 10000 человек. Три тумена – армия или армейский  корпус. На Руси монгольское слово «тумен» произносили как «тьма»  («тьма тьмущая»). Возглавлял тумен – «темник». Темники подчинялись только Чингисхану. В войске была жесткая дисциплина, если в бою кто-то из десятка бежал, казнили всю десятку.

Физминутка.

Г). Самостоятельное изучение материала (прием INSERT)

Изучить материал, используя пометки  и ответить на вопросы письменно в тетради.

1. Куда вошла территория Зауралья?

2. Что такое улус, Орда?

3.Как называлось государство на территории области после смерти Джучи, кто им управлял?

4.Занятия населения Синей Орды.

5. Кто был последним ханом Синей Орды?

        Синяя Орда. Монголами были захвачены Китай, Корея, Приамурье и Приморье, Иран, Закавказье, Бирма. В 1223 году у реки Калка произошло первое столкновение монголо-татар и русских, где русские проиграли. Чингисхан создал могущественное государство, которое раскинулось на тысячи км. Чингисхан боялся, что после его смерти сыновья раздерутся за власть. Поэтому он завещал разделить великую державу на отдельные области - «улусы», в каждом из которых правил бы один из родственников Чингисхана. Один из крупнейших улусов, в который входили Средняя Азия, Сибирь, Зауралье, Поволжье, Западная Европа до Атлантического океана был отдан старшему сыну Чингисхана Джучи. Он вошел в историю как «улус Джучи». Это владение являлось изначально плацдармом для дальнейших продвижений монголов на Запад, поскольку обладало большими природными, материальными и человеческими ресурсами.

        В 1227 году, после смерти Джучи во главе управления улусом становиться его сын Бату (хан Батый). Затем этот улус был поделен между тремя сыновьями Джучи: Бату, Шейбани и Орда-Ичэном. Бату стал ханом Золотой Орды (западная часть улуса), Шейбани – Синей Орды, а Орда-Ичэн – Белой Орды (восточная часть улуса).

Слово «Орда» имеет 2 значения, первое – государство, второе – войско, что показывает неразрывную связь у монголо-татар государства и войска. Для нашего края особый интерес представляет Синяя Орда. Ведь если золотая Орда раскинулась в Поволжье, Белая Орда  - в Прииртышье, то земли Синей Орды – это наше родное зауральское Притоболье. Жители страны Шейбани кочевали к востоку от Уральских гор от Тюмени до самого Аральского моря, как раз вдоль реки Тобол. То есть Курганская область – центр средневекового государства Синяя Орда. Просуществовала Синяя Орда до конца ХIV века.

        Большую часть синеордынцев составляли представители тюркского народа - кипчаки-половцы. Все они приняли власть монголов и со времен средневековья называют себя татарами. После создания Синей Орды продолжилось вытеснение финно-угров, и к ХV веку они окончательно покинули наши территории и поселились на обском севере.

        Занимались жители Синей Орды скотоводством, кочевали преимущественно в летние месяцы, а на зиму уходили на юг к Аральскому морю. Кроме скотоводства развивалась охота с помощью соколов и лука со стрелами. Среди ремесел, была обработка кожи. Особо надо отметить кузнечное ремесло. Синеордынцы были искусными мастерами, которые ковали прекрасные мечи, сабли и латы, плели надежные стальные кальчуги.

Через Зауралье проходили торговые караваны из Золотой и Белой Орд на юг в Среднюю Азию и обратно. Купцы из этих караванов покупали местные товары.

        Во второй половине ХIV века к власти в Синей Орде пришел хан Тохтамыш (потомок хана Джучи). Он был хорошим воином, ему удалось объединить все три Орды. Тохтамыш восстановил единство всего Джучиева улуса и правил им 18 лет. В конце ХIV века в стычке с врагами был убит на берегах Тобола.

        Так, вместе с его гибелью пришел конец и Синей Орде – государству, существовавшему в Зауралье в средние века.

 

О событиях того времени нам говорят некоторые географические названия Курганской области и сохранившиеся предания ( рассказ ученика)

3. Закрепление

1. Что собой представляли монголо-татары в ХII веке? Какую роль сыграл Чингисхан в истории этого народа?

2. Почему монголо-татары смогли захватить многие государства Азии и Русь?

3. Как называлось государство на территории нашего края после распада улуса Джучи?  Кто им правил?

3. Как вы считаете, что привнесли эти народы в образ жизни населения Зауралья?

Самостоятельная работа

  1. Чингисхан был назван именем:

А) отца     Б) пленного главы племени татар      В) родственника

2. Как назывался предводитель десятитысячного монгольского отряда?

А) тысячник    Б) сотник      В) темник  

3. Отдельные области, поделенные между прямыми потомками Чингисхана

А) улусы      Б) мурзы        В) ярлыки

4. Шейбани был ханом:

А) Золотой Орды  Б) Белой Орды   в) Синей Орды

5. Хан, объединивший на 18 лет Золотую, Белую, Синюю Орды

А) Чингисхан                  Б) Бату                   в) Тохтамыш

задания

А

Б

В

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Вот и подошло к концу наше путешествие в далекое средневековье.

4. Домашнее задание. Записи в тетради. Объяснить значение терминов: орда, каган, фортификация, ям, «каменные бабы», сотник, тумен, киманы, половцы, мадьяры, ханты

5. Итог урока. Рефлексия.

Было интересно…

Было трудно…

Мне показалось важным …

Я понял, что…

Пригодятся ли знания, полученные на уроке в дальнейшем…

«Возникновение монголо-татарского государства.

Монгольские завоевания на территории нашего края»

Цели и задачи для обучающихся:

1) знать/понимать время, причины и последствия монгольского завоевания края; историческую роль Чингисхана, показывать территорию деления Монгольской империи; рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках - образование Синей Орды и ее правители – Шейбани, Тохтамыш; определять на основе учебного материала причины и следствия  событий;

2) в рамках информационно-коммуникативной деятельности использовать различные виды чтения (ознакомительное, поисковое), создавать письменные высказывания, передающие кратко прослушанную и прочитанную информацию, составлять тезисы конспекта.

3) определять цели для индивидуальной работы, последовательность действий, организовать свое рабочее место

План:

1. Повторение. Что мы знаем об эпохе средневековья в нашем крае?

2. Монголия в ХII.

3. Роль Чингисхана в образовании Монгольской империи.

4. Синяя Орда - на территории Зауралья.

По ходу урока в тетради выполнить опорный конспект по схеме.

Монголия

По ходу рассказа попробуй зарисовать, как выглядел кочевой стан монголов и их основные занятия

Кумыс – напиток из молока кобылиц

Монгольская империя

Чингисхан (Темучин)

Курултай - …

Десятичная система

Тумен - …

    Улусы -…

Улус Джучи

Орда - …

Золотая Орда -

Хан Бату (Батый)

?                

Орда -Ичэн

Синяя Орда –

?

Тохтамыш

Синяя Орда.

Изучить материал, используя пометки  и ответить на вопросы письменно в тетради (первые 3 вопроса в схеме).

1. Куда вошла территория Зауралья?

2. Что такое улус, Орда?

3.Как называлось государство на территории нашего края после смерти Джучи, кто им управлял?

4.Занятия населения Синей Орды.

5. Кто был последним ханом Синей Орды?

Синяя Орда. Монголами были захвачены Китай, Корея, Приамурье и Приморье, Иран, Закавказье, Бирма. В 1223 году у реки Калка произошло первое столкновение монголо-татар и русских, где русские проиграли. Чингисхан создал могущественное государство, которое раскинулось на тысячи км. Чингисхан боялся, что после его смерти сыновья раздерутся за власть. Поэтому он завещал разделить великую державу на отдельные области - «улусы», в каждом из которых правил бы один из родственников Чингисхана. Один из крупнейших улусов, в который входили Средняя Азия, Сибирь, Зауралье, Поволжье, Западная Европа  был отдан старшему сыну Чингисхана Джучи. Он вошел в историю как «улус Джучи». Это владение являлось изначально плацдармом для дальнейших продвижений монголов на Запад, поскольку обладало большими природными, материальными и человеческими ресурсами.

        В 1227 году, после смерти Джучи во главе управления улусом становиться его сын Бату (хан Батый). Затем этот улус был поделен между тремя сыновьями Джучи: Бату, Шейбани и Орда-Ичэном. Бату стал ханом Золотой Орды (западная часть улуса), Шейбани – Синей Орды, а Орда-Ичэн – Белой Орды (восточная часть улуса).

Слово «Орда» имеет 2 значения, первое – государство, второе – войско, что показывает неразрывную связь у монголо-татар государства и войска. Для нашего края особый интерес представляет Синяя Орда. Ведь если золотая Орда раскинулась в Поволжье, Белая Орда  - в Прииртышье, то земли Синей Орды – это наше родное зауральское Притоболье. Жители страны Шейбани кочевали к востоку от Уральских гор от Тюмени до самого Аральского моря, как раз вдоль реки Тобол. То есть Курганская область – центр средневекового государства Синяя Орда. Просуществовала Синяя Орда до конца ХIV века.

        Большую часть синеордынцев составляли представители тюркского народа - кипчаки-половцы. Все они приняли власть монголов и со времен средневековья называют себя татарами. После создания Синей Орды продолжилось вытеснение финно-угров, и к ХV веку они окончательно покинули наши территории и поселились на обском севере.

        Занимались жители Синей Орды скотоводством, кочевали преимущественно в летние месяцы, а на зиму уходили на юг к Аральскому морю. Кроме скотоводства развивалась охота с помощью соколов и лука со стрелами. Среди ремесел, была обработка кожи. Особо надо отметить кузнечное ремесло. Синеордынцы были искусными мастерами, которые ковали прекрасные мечи, сабли и латы, плели надежные стальные кальчуги.

Через Зауралье проходили торговые караваны из Золотой и Белой Орд на юг в Среднюю Азию и обратно. Купцы из этих караванов покупали местные товары.

        Во второй половине ХIV века к власти в Синей Орде пришел хан Тохтамыш (потомок хана Джучи). Он был хорошим воином, ему удалось объединить все три Орды. Тохтамыш восстановил единство всего Джучиева улуса и правил им 18 лет. В конце ХIV века в стычке с врагами был убит на берегах Тобола.

        Так, вместе с его гибелью пришел конец и Синей Орде – государству, существовавшему в Зауралье в средние века.

. Домашнее задание. Записи в тетради. Объяснить значение терминов: орда, каган, фортификация, ям, «каменные бабы», сотник, тумен, киманы, половцы, мадьяры, ханты. Синквейн – Синяя Орда.

Рассказ ученика о Чингисхане

Известно, что Чингисхан родился в районе озера Байкал (1115, 1162, 1167 годы), которое тогда принадлежало Монголии. Согласно легенде, в руке был сгусток крови, что считалось хорошим знаком у монголов. Родившийся ребенок был назван именем взятого в плен главы племени татар Те-му-чена. Детство будущего воина прошло в условиях постоянной борьбы. Его отца отравили татары, когда ребенку было 9 лет. На пути к власти Темучину пришлось многое вытерпеть. Он попал в рабство к соседнему племени. Бежал. Вернулся к родной семье. Объединил вокруг себя молодых воинов, недовольных своим положением. Постепенно Темучин со своим отрядом подчиняет себе одно за другим монгольские племена. Весной 1206 года на большом собрании – курултай – Темучин был провозглашен Божественным Чингис-ханом  - Царь царей, Государь государей. Он создал самое сильное в мире войско, которое в ХII веке не знало поражений и покорило многие страны и народы.

Войско состояло из конницы и основывалось на десятичной системе. Основу войска составлял отряд из 10 человек - «десяток», во главе стоял «десятник». Десять десяток составляли подразделение под названием «сотня» - «сотник», Десять сотен – крупный отряд – «тысяча», во главе тысячник, десять отрядов по 1000 человек составляли «тумен» - отряд в 10000 человек. Три тумена – армия или армейский  корпус. На Руси монгольское слово «тумен» произносили как «тьма». Возглавлял тумен – «темник». Темники подчинялись только Чингисхану. В войске была жесткая дисциплина, если в бою кто-то из десятка бежал, казнили всю десятку.

Самоанализ урока

Урок изучения нового материала по историческому краеведению в 6 А классе по теме: «Возникновение монголо-татарского государства. Монгольские завоевания на территории нашего края», первый урок в теме. В классе 29 человек. Присутствовало:

Цели и задачи урока:

Предметные: организовать работу по изучению и первичному закреплению знаний о времени, причинах и последствиях возникновения  монголо-татарского государства, последствиях завоевания нашего края.

Цели, направленные на развитие личности:

1) развитие познавательной активности через разнообразные приемы познавательной деятельности

2) развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, работать в паре (культура самоуправления)

3) развитие зрительной памяти, географической зоркости, пространственных представлений; развитее умения выделять главное в тексте, делать выводы, развитие монологической речи (интеллектуальная культура)

4)способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, края,

5) способствовать воспитанию интереса к предмету, культуры самоуправления, уважительного отношения друг к другу.

Цели и задачи для обучающихся:

Предметные:

1) знать/понимать время, причины и последствия монгольского завоевания края; историческую роль Чингисхана, показывать территорию деления Монгольской империи; рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках - образование Синей Орды и ее правители – Шейбани, Тохтамыш; определять на основе учебного материала причины и следствия  событий;

2) в рамках информационно-коммуникативной деятельности использовать различные виды чтения (ознакомительное, поисковое), создавать письменные высказывания, передающие кратко прослушанную и прочитанную информацию, составлять тезисы конспекта.

3) определять цели для индивидуальной работы, последовательность действий, организовать свое рабочее место

Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования умений работать с текстом.

Форма урока: урок – путешествие

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснение цели урока.

3. Повторение

4. Изучение нового материала (физминутка)

5. Закрепление по вопросам

6. Итог.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

1. Организационный момент прошел быстро и четко, сформулированы цели урока, обязательно говорить для чего они это делают, мотивация. Обязательно создать благоприятный настрой – улыбнитесь друг другу!

2. Повторение организовано в игровой форме «Собери предложение». Основная цель – в опоре на имеющиеся знания о фактах, связях выявить общие признаки. Для актуализации знаний использован прием технологии развития критического мышления «Знаю - хочу узнать – узнал».

3. При изучении нового материала  использовались слайды, сообщения детей, рассказ учителя, опорный конспект (кластер),  самостоятельная работа с текстом - прием ИНСЕРТ («условные значки») – «инновационная система разметки для эффективного чтения текста» - позволяет критически осмысливать прочитанное. Используются различные виды наглядности и средства для поддержания интереса к теме. Идет работа с картой, с раздаточным материалом (тексты, опорный конспект). Отрабатываются универсальные умения и навыки: учебно-информационные ( работа с текстом – чтение с пометками, с устными текстами – пересказ, с картой; изложение текста), учебно- организационные, учебно-коммуникативные, учебно-логические – что привнесли народы в жизнь Зауралья? В ходе самостоятельного изучения материала – осуществляется индивидуальный подход.

4. Своевременно проведена физминутка – антистрессовый массаж.

5. Закрепление по вопросам фронтально.

6. Домашнее задание стимулирует интерес к предмету, учит применять знания в нестандартной ситуации.

7. Итог.Рефлексия.

Методы обучения:

1) По источнику знаний: словесные, наглядные, практические

2) По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа

3) По характеру познавательной деятельности: объяснительно иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

4) По логике раскрытия учебного материала: дедуктивный

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная

Материал разнообразный, соответствует возрастным интересам учащихся, Обеспечена психологическая комфортность на уроке. Применены разнообразные виды деятельности. Наглядный материал разнообразный опорный конспект, карты, медиа.

Цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Краеведение" "Водоёмы нашего края"

Открытый урок краеведения. Водоёмы Дедовичского района Псковской области и их обитатели....

Презентация по краеведению "Древние культуры на территории Воронежского края"

Презентация по краеведению "Древние культуры на территории Воронежского края"  содержит 23 слайда и послужит хорошим подспорьем для учителя, преподающего краеведение Воронежского края. Истор...

Средневековые оборонительные сооружения на территории нашего края

Методическая разработка урока в рамках курса "История и культура Санкт-Петербурга". Использован учебник: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 (с древнейших времен до начала ХVII...

Первые поселения на территории нашего края

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 класса...

Конспект занятия по краеведению Кемеровской области "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по краеведению Кемеровской области «Дикие животные нашего края»  Занятие построено с учетом возрастных особенностей младших школьников (от 8 до 10лет), в него вк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»(общеинтеллектуальное направление)для 6 классов(основное общее образование)Количество...