Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.
план-конспект урока по истории (10, 11 класс)
Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_velikoy_otechestvennoy_voyny_ib.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Зам. директора по УР
____________Емельянчик О. В.
«___»____________201__
Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.
Задача урока:
- Раскрыть характерные для агрессора способы развязывания войны; определить причины поражений Красной Армии в начальный период войны; показать мужество и героизм воинов Красной Армии при защите Беларуси.
Цели урока:
- Обучающая: обучить основным фактам, событиям и явлениям в истории Республики Беларусь в июне-августе 1941 г.
- Развивающая: развивать умения и навыки, направленные на овладение приёмами самостоятельной работы с источниками и учебной картой.
- Воспитывающая: воспитывать у учащихся чувство уважения к истории как к школьному предмету в частности и к исторической науке в целом; патриотизм и гуманизм.
Оборудование:
- Сидорцов В. Н., Панов С. В. История Беларуси. 1917-1945 гг. 10. Мн.: Изд. Центр БГУ, 2006 г.
- Иллюстрированный исторический атлас мира. М.: АСТ, 2002.
- Политическая карта мира.
- Политико-административная карта РБ.
- Агульнаадукацыйны ілюстраваны гістарычны атлас Беларусі. Мн.: Арты-Фекс, 2004.
- Атлас гісторыі Беларусі ад старажытнасці да нашых дзён. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2006.
- Гісторыя Беларусі ў табліцах і схемах са старажытных часоў да сучаснасці. Мн.: Юніпрэс, 2004.
- Гісторыя Беларусі. Увесь школьны курс у табліцах. Мн.: “Современная школа”, 2007.
- Слоўнік-даведнік па гісторыі Беларусі са старажытных часоў да нашых дзён. Кур’яновіч А. В. Мн.: ТетраСистемс, 2009.
- Гісторыя Беларусі. Апорныя канспекты для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага тэсціравання. Шарова Н. С.—Мн.: Аверсэв, 2009.
- Коваленя А. А. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Мн. Изд. центр БГУ., 2007.
- Аудио и видеозаписи.
- Документальные материалы и художественная литература.
Опережающее задание:
- На предыдущем занятии учащиеся были разделены на 4 группы, каждая из которых получила определённое задание.
Межпредметные связи:
- Всемирная история.
- География.
- Обществоведение.
- Белорусская литература.
- Русская литература.
Внутрикурсовые связи:
- Воссоединение Западной Беларуси с БССР.
Основные понятия и идеи:
- Вторая Мировая война, Великая Отечественная война, агрессия, план «Барбаросса», план «Ост», «коктейль Молотова», конфискация, «молниеносная война».
План урока:
- Орг. момент.
- Проверка Д/З.
- Изложение материала.
- Повторение и закрепление. Рефлексия.
- Подведение итогов.
Ход урока:
- Проверка Д/З.
- К каким последствиям привела политика умиротворения агрессора?
- Когда и по каким причинам началась Вторая Мировая война?
- Объясните причины, которые вынудили военное командование Польши отдать приказ не оказывать сопротивление советским войскам.
- Охарактеризуйте процесс воссоединения Беларуси.
- Как сложилась судьба населения Западной Беларуси в 1939 г.?
- Изложение материала.
- БССР накануне нападения фашистской Германии.
- План «Барбаросса». Нападение фашистской Германии на СССР.
- Причины поражений Красной Армии на первом этапе войны.
- Оборонительные бои в Беларуси и их результаты.
- Героизм и патриотизм советских людей.
Ход урока:
- Звучит куплет песни А. Александрова «Священная война».
- Вступительное слово учителя—объявление темы занятия, мотивация учащихся.
- Повторение материала предыдущего занятия. Блиц-опрос (см. п. ІІ).
- Каждая группа получает задания, на выполнение которого отводится 10-15 минут.
- Задание для 1-й группы:
- Как первоначально назывался план «Барбаросса» и почему он был переименован? О каких секретах гитлеровской дипломатии рассказывает Ю. Корольков в романе «Тайны войны»? какие силы планировал задействовать в войне против СССР Генеральный штаб Германии.
- Когда германское руководство планировало начать боевые действия против СССР? Почему сроки нападения неоднократно откладывались?
- В чём сущность плана «Барбаросса»? какие планы были в отношении СССР после войны?
- На основе отрывка из романа Ю. Королькова «Тайны войны» и документального материала определить основные направления агрессии Германии против СССР.
- Задание для 2-й группы:
- В учебном пособии «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны)» прочитать текст на стр. 54 «Соотношение вооружённых сил Германии и СССР».
- Оформить таблицу
Соотношение вооружённых сил Германии и СССР в начале Великой Отечественной войны | ||||
Войска, вооружение, боевая техника | Всего | На советско-германской границе | ||
СССР | Германия и союзники | СССР, ЗапОВО | Германия | |
Личный состав (млн.) | ||||
Боевые самолёты (тыс.) | ||||
Танки, САУ (тыс.) | ||||
Пушки и миномёты (тыс.) |
- Объяснить, почему начало войны было неожиданным для СССР?
- С помощью текста учебного пособия и коротких тезисов определить причины поражений Красной Армии в начальный период войны.
Материал для изучения.
Германия.
- Милитаризованная экономика, мощный военно-экономический потенциал Германии и Западной Европы.
- Точно разработанный план «Барбаросса».
- Опыт ведения победоносных боевых действий в современной войне.
- Загодя проведённая мобилизация и концентрация войск вдоль советских западных границ.
СССР.
- Надежда советского руководства на войну Германии и Великобритании, уверенность в точном соблюдении Германией договора 1939 г.
- Недостаточная готовность экономики СССР к войне.
- Низкая боеготовность Красной Армии вследствие репрессий 1937-1939 гг., недостаточное материально-техническое обеспечение войск.
- Просчёты и недостатки политического руководства СССР в непосредственной подготовке страны и армии к войне.
- Задания для 3-й группы:
- Дать определение «молниеносная война». На основе документов сделать выводы о том, какие факторы повлияли на срыв немецких планов ведения войны?
- Как немецкое командование характеризовало действия Красной Армии?
- В каких районах Беларуси Красная Армия оказала наиболее упорное сопротивление захватчикам?
- Какие результаты и значение имели оборонительные бои на территории Беларуси?
Время | Средние темпы наступления немецких войск, км\сутки | |
Первые три дня войны | 20-30 | |
Середина июля-7 августа | 3,5-8,5 | |
8 августа-середина сентября | 2,5-3 | |
Время | Потери Германии | Потери СССР |
Июнь-первая половина июля | Больше 100 000 | 750 000 (588 000 погибло) |
Лето-осень 1941 г. | 750 000 | 2 841 900 пленных, 1 145 800 убитых и раненых |
- Задания для 4-й группы:
- На основе материалов учебника (стр. 145-150) и отрывков из документов привести примеры героического сопротивления на территории Беларуси.
- Показать на карте места, где совершены подвиги в начале Великой Отечественной войны.
- Вопросы и задания для самопроверки:
- Дать определение понятий и терминов: Вторая Мировая война, Великая Отечественная война, агрессия, план «Барбаросса», «молниеносная война».
- Выбрать правильный вариант ответа:
- Вторая Мировая война началась в: а) 1812 г.; б) 1939 г.; в) 1941 г.
- Великая Отечественная война началась в: а) 1863 г.; б) 1914 г.; в) 1941 г.
- Крупнейшее танковое сражение начального периода войны произошло под: а) Лепелем; б) Оршей; в) Гомелем.
- Советскими войсками в этом сражении командовал: а) Д. Павлов; б) П. Курочкин; в) Л. Петровский.
- Батареей реактивных миномётов 14 июля 1941 г. командовал: а) Романов; б) Кижеватов; в) Флёров.
- Применение реактивных установок впервые произошло под: а) Оршей; б) Могилёвом; в) Гомелем.
- С какими событиями связаны имена: а) И. Зубачёв, Е. Фомин; б) Н. Гастелло, Б. Ковзан; в) С. Кутепов, К. Симонов, М. Романов.
- Повторение и закрепление.
- Что означает термин «молниеносная война»?
- Объясните причины, по которым советские войска потерпели поражение в оборонительных боях на территории Беларуси летом 1941 г.
- Приведите примеры героизма участников оборонительных боёв на территории Беларуси.
- В чём истоки мужества советских воинов в оборонительных боях на территории Беларуси летом 1941 г.?
- Домашнее задание.
- § 21.
Литература
- Васильев Б. В. В списках не значился. Мн. 1992.
- Вялікая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой Сусветнай вайны). Курс лекцый. А. Ф. Мяснікоў—Мн.: ТетраСистемс, 2005.
- Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Урок памяти. Мн.: Пачатковая школа. 2005.
- Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Коваленя А. А.—Мн.: Издательский центр БГУ, 2004.
- Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Материалы для учителя. Коваленя А. А., Краснова М. А., Ганущенко Н. Н.—Мн.: Аверсэв, 2007.
- БГЧ № 4. 2007.
- БГЧ № 10. 2005.
- БГЧ № 2. 2010.
- Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Справочник. Коваленя А. А.—Мн.: Издательский центр БГУ, 2007.
- Гальдер Ф. Военный дневник. См. 1996.
- Корольков Ю. Тайны войны. М. 1957.
- Задание для 1-й группы:
- Как первоначально назывался план «Барбаросса» и почему он был переименован? О каких секретах гитлеровской дипломатии рассказывает Ю. Корольков в романе «Тайны войны»? какие силы планировал задействовать в войне против СССР Генеральный штаб Германии.
- Когда германское руководство планировало начать боевые действия против СССР? Почему сроки нападения неоднократно откладывались?
- В чём сущность плана «Барбаросса»? какие планы были в отношении СССР после войны?
- На основе отрывка из романа Ю. Королькова «Тайны войны» и документального материала определить основные направления агрессии Германии против СССР.
- Задание для 2-й группы:
- В учебном пособии «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны)» прочитать текст на стр. 54 «Соотношение вооружённых сил Германии и СССР».
- Оформить таблицу
Соотношение вооружённых сил Германии и СССР в начале Великой Отечественной войны | ||||
Войска, вооружение, боевая техника | Всего | На советско-германской границе | ||
СССР | Германия и союзники | СССР, ЗапОВО | Германия | |
Личный состав (млн.) | ||||
Боевые самолёты (тыс.) | ||||
Танки, САУ (тыс.) | ||||
Пушки и миномёты (тыс.) |
- Объяснить, почему начало войны было неожиданным для СССР?
- С помощью текста учебного пособия и коротких тезисов определить причины поражений Красной Армии в начальный период войны.
Материал для изучения.
Германия.
- Милитаризованная экономика, мощный военно-экономический потенциал Германии и Западной Европы.
- Точно разработанный план «Барбаросса».
- Опыт ведения победоносных боевых действий в современной войне.
- Загодя проведённая мобилизация и концентрация войск вдоль советских западных границ.
СССР.
- Надежда советского руководства на войну Германии и Великобритании, уверенность в точном соблюдении Германией договора 1939 г.
- Недостаточная готовность экономики СССР к войне.
- Низкая боеготовность Красной Армии вследствие репрессий 1937-1939 гг., недостаточное материально-техническое обеспечение войск.
- Просчёты и недостатки политического руководства СССР в непосредственной подготовке страны и армии к войне.
- Задания для 3-й группы:
- Дать определение «молниеносная война». На основе документов сделать выводы о том, какие факторы повлияли на срыв немецких планов ведения войны?
- Как немецкое командование характеризовало действия Красной Армии?
- В каких районах Беларуси Красная Армия оказала наиболее упорное сопротивление захватчикам?
- Какие результаты и значение имели оборонительные бои на территории Беларуси?
Время | Средние темпы наступления немецких войск, км\сутки | |
Первые три дня войны | 20-30 | |
Середина июля-7 августа | 3,5-8,5 | |
8 августа-середина сентября | 2,5-3 | |
Время | Потери Германии | Потери СССР |
Июнь-первая половина июля | Больше 100 000 | 750 000 (588 000 погибло) |
Лето-осень 1941 г. | 750 000 | 2 841 900 пленных, 1 145 800 убитых и раненых |
- Задания для 4-й группы:
- На основе материалов учебника (стр. 145-150) и отрывков из документов привести примеры героического сопротивления на территории Беларуси.
- Показать на карте места, где совершены подвиги в начале Великой Отечественной войны.
- Вопросы и задания для самопроверки:
- Дать определение понятий и терминов: Вторая Мировая война, Великая Отечественная война, агрессия, план «Барбаросса», «молниеносная война».
- Выбрать правильный вариант ответа:
- Вторая Мировая война началась в: а) 1812 г.; б) 1939 г.; в) 1941 г.
- Великая Отечественная война началась в: а) 1863 г.; б) 1914 г.; в) 1941 г.
- Крупнейшее танковое сражение начального периода войны произошло под: а) Лепелем; б) Оршей; в) Гомелем.
- Советскими войсками в этом сражении командовал: а) Д. Павлов; б) П. Курочкин; в) Л. Петровский.
- Батареей реактивных миномётов 14 июля 1941 г. командовал: а) Романов; б) Кижеватов; в) Флёров.
- Применение реактивных установок впервые произошло под: а) Оршей; б) Могилёвом; в) Гомелем.
- С какими событиями связаны имена: а) И. Зубачёв, Е. Фомин; б) Н. Гастелло, Б. Ковзан; в) С. Кутепов, К. Симонов, М. Романов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демо-тест на тему: "Начало Великой Отечественной войны."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс
Демо-тест к теме: "Начало Великой Отечественной войны." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием теста...
Методическая разработка мероприятия, посвященного 70-летию начала Великой Отечественной Войны на тему: «70 лет уже минуло с начала грозной той войны…»
мероприятие, посвященное началу ВОВ...
Методическая разработка мероприятия, посвященного 70-летию начала Великой Отечественной Войны на тему: «70 лет уже минуло с начала грозной той войны…»
мероприятие, посвященное началу ВОВ...
Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. Начало Великой Отечественной войны
В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...
11 класс Начало Великой Отечественной войны. Поражение Красной армии в первые месяцы войны. (22 июня — декабрь 1941 г.).
Урок изучения нового материала на основе анализа исторических источников. Данный урок проводится в 11 классе в группе социально-гуманитарной направленности. Урок углубления и систематизаци...
Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г."
Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г." Презентация соотвествует аналогичному названию параграфа в учебни...
Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»
Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года &ndash...