ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
статья по краеведению на тему
Предварительный просмотр:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному селу или городу,
к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?»
Д.С.Лихачев.
Меняются времена, эпохи, люди…
Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение —всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».
Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области».
Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».
Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.
Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:
- фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
- газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
- правосудие, способное наказать только слабых мира сего.
- безработица, пьянство, наркомания.
- бездомные и нищие.
- никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.
- компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.
А ведь верно подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.
Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
- - беречь природу и окружающую среду в целом;
- - сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых
- поколений;
- - беречь памятники истории и культуры;
- - относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
- «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
- Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.
- Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».
- Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
- Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.
- Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.
Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:
- Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.
Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».
2. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.
3. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
4. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.
5. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.
Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.
Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.
Воспитание патриотизма через краеведение в школе — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.
В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное требование — комплексность в краеведческой работе, которая помогает воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него — к Родине.
Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:
- изучение местного материала на уроках;
- изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;
- изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;
- проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;
- обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);
- использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.
Краеведение в школе направлена на изучение истории края, района, города. Помогает учащимся комплексно и глубоко изучать прошлое и настоящее. Знакомить с боевыми и трудовыми подвигами своего народа. Учит бережно относиться к истории своего отечества, изучать культурное и историческое наследие, чтить память героев – земляков. Воспитывает в детях чувство добра, справедливости…
Главным результатом работы эколого-краеведческо-туристического общества является интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью самостоятельности, высокой экологической культурой, способной организовывать свою деятельность и любящей свой родной край.
Единство требований учителей в области патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся. Если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда, прежде всего, сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все — «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.
Правильный режим определяет деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспитанникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоциональную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.
Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе патриотического воспитания.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации, будет усложняться от класса к классу.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...
«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.
Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"
Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...