Жилище казаков
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему
Показаны типы жилых построек казаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Показаны основные типы жилых построек казаков | 459.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Жилище казаков»
Цель урока: познакомить учащихся с основными типами жилищ кубанского казачества в XVIII - XIX вв., показать их взаимосвязь с основными компонентами традиционной культуры народа.
Задачи:
- объяснить содержание понятия «традиционная культура», показать ее отличие от нетрадиционных форм;
- воспитывать интерес к истории своей малой Родины;
- показать этнические, региональные особенности жилищ кубанского казачества;
- способствовать поисковой и исследовательской деятельности учащихся;
- развивать умения поиска информации по заданной теме .
Оборудование: карта Краснодарского края, книга для чтения по истории Кубани, таблицы «Традиционная культура казаков», компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Ход урока
- Введение в тему урока, актуализация знаний
1.Учитель: Жилище и жизнь – однокоренные слова, причем первое производное от второго. Это часть выгороженного, «своего» пространства, принадлежащего семье, защищающего и оберегающего ее от разных бед и невзгод. Поэтому в традиционных культурах к жилищу, выбору места, планировке, строительству, обживанию нового жилища всегда было особое отношение.
Вашему вниманию предлагаю видеоряд, с которым мы будем работать на уроке.
Назовите слово, которое объединяет все эти изображения. (Ответы ребят)
Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? ( Ответы ребят)
Почему различались дома казаков, проживавших в разных районах нашего края? (ответы ребят)
Жилище обладает этническими, региональными особенностями. Своеобразие обусловлено многими причинами: этнической традицией ( «так делали предки»), природно-климатическими условиями, религией, основными занятиями населения ( скотоводство, земледелие, воинская служба), характером отношений с соседями.
Кубань заселялась казаками в XVII-XIX вв., переселенцами из разных областей России и Украины, где традиции и свои особенности в строительстве жилья давно уже сформировались. Это, а также неодинаковое материальное состояние семей (богатые – бедные) объясняет разнообразие типов кубанского жилища по строительному материалу, по планировке.
- Какой строительный материал использовали казаки для строительства своих домов? ( предполагаемые ответы ребят: земля, глина, дерево, кирпич)
- как различались дома по планировке? Работа с рисунками «Типы домов казаков»
II. Информационная часть урока
Сообщения учащихся об основных типах жилищ казаков
1.Интересны длинные хаты, одно из названий которых – «конюшенные». В них под одной крышей размещалась жилая и хозяйственная (конюшная) половины, разделенные сенями. Из сенной в конюшню вела небольшая дверь. В случае необходимости, тревоги, например, казак, не выходя на улицу, сразу мог попасть в конюшню. Эта особенность, а также наличие в старых постройках бойниц, окон-бойниц, ограждение подворья двойным плетнем с земляной засыпкой внутри, сплошные заборы из толстых горизонтальных досок, в виде стен из камня связаны с военизированным бытом казаков, свидетельствуют о непростых временах.
2. Другим типом жилища был курень. Курень(куринь )– длинные дома, предназначенные для проживания нескольких десятков человек, казаков-воинов. Такие постройки были в Запорожской Сечи, известны они и донским казакам. Аналогичные курени (казармы) были по количеству черноморских станиц построены и в Екатеринодаре в первые годы его существования.
3. Временными жилыми постройками являлись землянки и полуземлянки, в которых жили первопоселенцы, а также курени, которые сооружали в степи на время полевых работ и в походах.
4.Основным видом жилья Западной части Кубани в XIX веке стала невысокая турлучная хата. Черноморцы строили ее без фундамента, прямо на земле. Черноморская хата имела четырехскатную кровлю. Крыли ее путаной соломой – внатруску – или соломенными снопиками. В местах, где было много заболоченных рек и лиманов, преобладали камышовые крыши.
5. Дома линейных казаков строились на высоком фундаменте. В XIX веке наиболее распространенным был деревянный рубленный многокомнатный дом. Он был близок к квадрату в плане и назывался «круглым». Такой дом имел железную крышу и закрытую веранду.
Фундамент строился из камня, в этой части дома хранили припасы. Казаки считали, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне».
Учитель: Строительство дома – особый ритуал, казаки уделяли этому огромное внимание.
Выбор и освящение места. Начало строительства со святого угла. Закладка в фундамент шерсти, зерна. Поднятие несущих потолочных балок на полотенцах или перевязывание полотенцами. Накладка потолка с замурованием креста, денег, пола / доливки.
Трудоемкие виды работ, связанные со строительством дома носили коллективный характер. В них участвовали не только члены семьи, родственники, но и соседи, знакомые. Такая взаимопомощь не предполагала никакого материального вознаграждения. Лишь в конце работы хозяева предлагали угощение.
Вот как строились турлучные дома.
Сообщение учащегося: « По периметру дома казаки закладывали в землю большие и малые столбы – «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)»
Следующий важный этап – освящение жилища и новоселье, составной частью которого являлся ритуал приглашения «домового – хозяина».
Жилище и различные его части задействованы в обрядах жизненного цикла (родины, свадьба, проводы на службу, похороны), в обрядах календарного круга (Рождество, Новый год, Крещение, Пасха, Троица и др.).
Особой символической нагрузкой наделялись такие части жилища, как святой угол.
- какие обряды связаны с этим местом в доме?
( ритуальное посевание на Новый год, благословение и сидение молодых «на посаде» в святом углу)
- какую роль играла печь в доме?
( Ответы ребят: обогрев жилища, выпечка обрядовых хлебов, лечение ряда болезней, гадания)
- окна, двери, порог, матка-сволок, потолок-горище тоже играли определенную роль в ритуалах казаков.
( Ответы учащихся: ритуал бросания первого выпавшего зуба у ребенка, представления о домовом, живущем на потолке)
Учитель: В целом традиционное жилище мыслилось как микромодель мира казаков. Вся их жизнь отражалась в характере жилища.
- Практическая работа. Казаки очень любили украшать свои дома разными декоративными элементами. Нарисуйте украшения стен, наличников, карнизов, печи, украшение жилища в праздничные дни .
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
1.Как назывались поселения кубанских казаков?
2.Чем дома линейцев отличались от хат черноморских казаков?
3.Какие материалы использовались для строительства домов?
- Домашнее задание.
- Нарисовать или сфотографировать жилые постройки начала ХХ века на территории нашего хутора, района.
- Выписать в словарик слова, связанные с жилищами («лексика жилищ»).
- Изготовить макет традиционного жилища ( можно использовать разный материал: глину, дерево, пластилин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"
Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...
Урок ОБЖ 5 класс "Жилище человека, особенности жизнеобеспеченеия жилища"
Урок позволяет изучить опасные места в квартире (доме) и выстраивать варианты действий в той или иной ситуации. ...
Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"
Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"...
«Эволюция традиционного жилища донских казаков».
Люблю свой край, простор родимыйСтаницы, рощи, хутора,Широкий Дон, ковыль гонимыйНизовым ветром до утраВокруг простор степи бескрайнийВесь зеленеющий в цветахИ аромат необычайныйВ глубоких тает небеса...
Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища»
Данный урок рассчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развива...
Самоанализ открытого урока ОБЖ в 5 классе Тема урока: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».
Вашему вниманию предложен самоанализ открытого урока Основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе по теме: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища&raq...
Публикация проекта. Жилища народов мира. Жилища кочевников
Проект на тему: "Жилища народов мира. Жилища кочевников...