Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"
методическая разработка на тему

Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhilishche_kazaka.docx22.17 КБ
Файл samoanaliz.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Жилище казака.

Цель:  приобщение детей к культурным богатствам русского народа.

Задачи:-расширять знания и представления детей о родном крае;

- формирование у воспитанников чувства любви к малой родине;

- способствовать решению задач творческого развития личности ;развитие познавательных интересов, мыслительных процессов, памяти, внимания; расширение кругозора учащихся;
– мотивировать подлинный интерес к культуре российского казачества
.

Ход урока

Учитель читает стихи

Люблю свой край простор родимый,

       Станицы, рощи, хутора,

       Широкий Дон, ковыль гонимый

       Низовым ветром до утра.

       Вокруг простор степи бескрайний

       Весь зеленеющий в цветах,

       И аромат необычайный

       В глубоких тает небесах!              В.А.Иванов

Ребята ,почему я  прочла стихи  о Донском крае?

Ответы учащихся(Т.К. мы жители Донского края, мы живём на Дону, и т.д. )

Ребята, а какие стихи о нашем крае, о нашей малой Родине знаете вы?

Дети читают стихи

1-Женя Кравцов

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем!

2-й чтец:

2- Вика                          Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

3-й чтец:

3-Слава                                       Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

Где мы учимся и строим,

Песни весело поем!

Маша                               Донская земля — родная земля,

А значит родные для нас все места.

И малый посёлок, и город большой,

И жить нам здесь нужно

Дружной семьёй!

Аня                           Беречь, охранять, а ещё защищать

Всё то, что нам предки смогли завещать.

Чтоб в добрые руки внукам своим

Культуру отцов передать мы смогли.

О Л. Каклюгина

Настя                                      2-Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Все края, да в России прелестные,

Да у них красота ведь своя.

А мне всех же дороже чудесная

Вся Ростовская область моя.

Ребята Я вас благадарю замечательные стихи.Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю,.»Мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся с еще одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества.

 Да, корни наши глубоко уходят в прошлое. Казаки пришли на Дон очень давно

 И сегодня Мы  совершим путешествие  в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков.

История происхождения казачества до сегодняшнего дня не совсем ясна. Существует несколько версий о происхождении казачества.

Версия 1-В некоторых исторических источниках скифов, гуннов и другие народы называют варварами-полудикими племенами, населявшими Дикое поле.(Скифы -это предки казаков).

Версия 2- Одним из  древнейших занятий  донских жителей бродников- было  обеспечение переправы через Дон. При вторжении монголо-татар эти жители остались непокорёнными т.е не платили дань .Бродники и есть первые казаки -утверждают историки.

Версия 3-Во времена монгольско-татарского ига из завоёванных народов монголы составляли воинские части .Русские жили отдельными поселениями  и  основным их занятием была  воинская служба. Когда татар победили казаки перешли на сторону русских , так как были русскими людьми .

Версия 4-От невыносимого труда и насилия часть крестьян бежали на юг, на  вольные земли, куда не доставала власть царя и помещиков. На это решались только самые сильные и отважные  здесь на Дону они становились вольными людьми казаками.

Чем же занимались казаки?

 Лиза-До XVIII века казаки земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормили степняков охота и рыболовство.  На Дону  они селились на островах, чтобы враги а их было не мало:турки, татары, горцы, не смогли незаметно подкрасться и напасть на них.
Ребята, а теперь, пожалуйста, послушайте  внимательно  стихотворение и попробуйте назвать качества донских казаковАлександраРыбьева

Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Ответы детей(честь ,храбрость, мужество, гордость , отвага.)
Что же собой представляло жилище храброго, мужественного, гордого , отважного казака . Давайте послушаем ребят.

Курень- исключительно удобное жилище в условиях Дона с его жарким летом и недлинной зимой. Курень имел высокий фундамент (каменный его называли подклеть или низы). Второй этаж –из деревянных брёвен, которые  затем обивались и окрашивались в зленый , синий, жёлтые цвета. иногда вместо досок курень обмазывали глиной. .Окна закрывали ставнями, которые запирались изнутри.

На Дону  до сих пор сохранился и более простой тип жилья- хата, это одноэтажный дом, продолговатый в длину .Хата имела сени, кладовую, первая комната служила кухней, а вторая большая –горницей. Дом снаружи и внутри обмазывали вручную глиной, полы часто были земляные, их застилали половиками ручной работы .В доме была русская печь, в которой готовили еду .На   припечки же спали дети и старики.

    Внутри всех жилищ вдоль стен располагались лавки. Возле двери стоял подставочек-шкаф для посуды со стеклянными  дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке посуда .В спальне хозяев стояла большая кровать сгорой перин и подушек. Горница – парадная комната казачьего куреня. Здесь потчевали гостей, отмечали в кругу семьи нерядовые события: крестины, юбилеи, церковные праздники.

Обязательная принадлежность горницы – иконы, которые размещались в красном углу. Зажиточные казаки имели не одну, а целых три иконы.

В канун Рождества Христова, Пасхи, Троицы и других праздников в горнице у иконы зажигали лампаду.

Донские усадьбы отличались чистотой и нарядностью и утопали в цветах, которые выращивали казачки.

 Ребята вы  познакомились с жилищами казаков посмотрели слайды, а теперь давайте выполним задание на странице 40  вам  необходимо сравнить два дома . Определить как они называются.

Ребята, прежде чем мы перейдём  к творческому этапу давайте с вами проведём физминутку.

Ребята творческая часть нашего урока заключается в следующем. Вам предлагается смастерить станицу, а для этого вам необходимо построить по желанию хату или курень .инструкция на странице 41. Заготовки мы уже сделали вам останется склеить их, и поместить на ватман по обе стороны реки Дон. Таким образом, мы с вами попытаемся  воссоздать древнее поселение Донских казаков – станицу.

Что вы узнали нового?

Что было самым интересным?

Ребята что для вас было самым сложным на занятии?

Ребята у нас всё получилось замечательно я благодарю всех, и прошу послушать музыкальное произведение ,и ответить на вопрос о чем мы будем говорить наследующим занятии по Доноведению?

 Правильно мы будем знакомиться с птицами ростовской области.

На этом занятия окончено  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа  №5 города Новошахтинска Ростовской области

Жилище казака.

подготовила учитель

географии  и биологии

Чебаненко Елена Дмитриевна

.Г. Новошахтинск.2014



Предварительный просмотр:

Самоанализ внеклассного мероприятия «Жилище казака»

Цель:  приобщение детей к культурным богатствам русского народа.

Задачи: -расширять знания и представления детей о родном крае;

- формирование у воспитанников чувства любви к малой родине;

- способствовать решению задач творческого развития личности; развитие познавательных интересов, мыслительных процессов, памяти, внимания; расширение кругозора учащихся;
– мотивировать подлинный интерес к культуре  российского казачества. Проведение  внеклассного мероприятия было запланировано заранее. Был составлен план проведения мероприятия: план выступления учителя  и план выступления учащихся

Учащимся за неделю до проведения  мероприятия было дано задание: найти в словарях определение слова курень, хата;

При подготовке к классному часу мы старались подобрать и скомпоновать материал таким образом, чтобы он наиболее ярко раскрыл  быт казачества начиная с 16 века.

 Материал урока был интересе учащимся. Содержание мероприятия  построено так, что учащиеся сначала  посмотрели презентацию, прочли стихи, а затем приступили к творческой части урока

По структуре мероприятие было подразделено  на вступительную часть, основную, заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения урока: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении

В работе с учащимися  придерживался  демократического стиля общения. Учитывались мнения учеников, их потребности и интересы; были использованы совместные поиски решения возникших задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в классе.  Такой стиль общения учителя с классом способствовал созданию на уроке творческой атмосфер

В ходе данного мероприятия учащиеся  мыслили, рассуждали, анализировали

 и находили способы ее решения.

 Проводя данное вне учебное занятие учитель   следовали , принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки.

Мероприятие достигло поставленных целей . Учащиеся остались довольны  проделанной работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи " Жилища животных"

Закрепить названия животных и жилище где они живут....

Конспект урока по внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность для урока в 35 и 45 минут....

Конспект урока по истории Донского края: "Казак без верны не казак".

Конспект открытого урока по истории Донского края: "Казак без веры не казак"Цели урока: - развитие у обучающихся интереса к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на ...

План-конспект урока по внеурочной деятельности «Планета здоровья» для обучающихся с ЗПР 2 класс

Урок-путешествие по страницам журнала "Человек и здоровье" направлен на воспитание у детей с ЗПР потребности в здоровом образе жизни, в укреплении своего здоровья, которое зависит и от соблю...

Методическая разработка. Конспект урока по внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в форме оздоровительной аэробики:повышает уровень физической подготовленности обучающихся,формирует мотивацию к регулярным занятиям физической культуры с целью укрепления здоро...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"

Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.  В данной программе выделяет­ся восемь основных т...

Конспект урока по внеурочной деятельности

Сформировать умение строить модель машины по самостоятельно составленным схемам или по инструкции с помощью конструктора ПервоРобот Lego WeDO...