Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"
методическая разработка на тему
Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhilishche_kazaka.docx | 22.17 КБ |
samoanaliz.docx | 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Жилище казака.
Цель: приобщение детей к культурным богатствам русского народа.
Задачи:-расширять знания и представления детей о родном крае;
- формирование у воспитанников чувства любви к малой родине;
- способствовать решению задач творческого развития личности ;развитие познавательных интересов, мыслительных процессов, памяти, внимания; расширение кругозора учащихся;
– мотивировать подлинный интерес к культуре российского казачества.
Ход урока
Учитель читает стихи
Люблю свой край простор родимый,
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон, ковыль гонимый
Низовым ветром до утра.
Вокруг простор степи бескрайний
Весь зеленеющий в цветах,
И аромат необычайный
В глубоких тает небесах! В.А.Иванов
Ребята ,почему я прочла стихи о Донском крае?
Ответы учащихся(Т.К. мы жители Донского края, мы живём на Дону, и т.д. )
Ребята, а какие стихи о нашем крае, о нашей малой Родине знаете вы?
Дети читают стихи
1-Женя Кравцов
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем!
2-й чтец:
2- Вика Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
3-й чтец:
3-Слава Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
Где мы учимся и строим,
Песни весело поем!
Маша Донская земля — родная земля,
А значит родные для нас все места.
И малый посёлок, и город большой,
И жить нам здесь нужно
Дружной семьёй!
Аня Беречь, охранять, а ещё защищать
Всё то, что нам предки смогли завещать.
Чтоб в добрые руки внукам своим
Культуру отцов передать мы смогли.
О Л. Каклюгина
Настя 2-Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Все края, да в России прелестные,
Да у них красота ведь своя.
А мне всех же дороже чудесная
Вся Ростовская область моя.
Ребята Я вас благадарю замечательные стихи.Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю,.»Мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся с еще одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества.
Да, корни наши глубоко уходят в прошлое. Казаки пришли на Дон очень давно
И сегодня Мы совершим путешествие в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков.
История происхождения казачества до сегодняшнего дня не совсем ясна. Существует несколько версий о происхождении казачества.
Версия 1-В некоторых исторических источниках скифов, гуннов и другие народы называют варварами-полудикими племенами, населявшими Дикое поле.(Скифы -это предки казаков).
Версия 2- Одним из древнейших занятий донских жителей бродников- было обеспечение переправы через Дон. При вторжении монголо-татар эти жители остались непокорёнными т.е не платили дань .Бродники и есть первые казаки -утверждают историки.
Версия 3-Во времена монгольско-татарского ига из завоёванных народов монголы составляли воинские части .Русские жили отдельными поселениями и основным их занятием была воинская служба. Когда татар победили казаки перешли на сторону русских , так как были русскими людьми .
Версия 4-От невыносимого труда и насилия часть крестьян бежали на юг, на вольные земли, куда не доставала власть царя и помещиков. На это решались только самые сильные и отважные здесь на Дону они становились вольными людьми казаками.
Чем же занимались казаки?
Лиза-До XVIII века казаки земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормили степняков охота и рыболовство. На Дону они селились на островах, чтобы враги а их было не мало:турки, татары, горцы, не смогли незаметно подкрасться и напасть на них.
Ребята, а теперь, пожалуйста, послушайте внимательно стихотворение и попробуйте назвать качества донских казаковАлександраРыбьева
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Ответы детей(честь ,храбрость, мужество, гордость , отвага.)
Что же собой представляло жилище храброго, мужественного, гордого , отважного казака . Давайте послушаем ребят.
Курень- исключительно удобное жилище в условиях Дона с его жарким летом и недлинной зимой. Курень имел высокий фундамент (каменный его называли подклеть или низы). Второй этаж –из деревянных брёвен, которые затем обивались и окрашивались в зленый , синий, жёлтые цвета. иногда вместо досок курень обмазывали глиной. .Окна закрывали ставнями, которые запирались изнутри.
На Дону до сих пор сохранился и более простой тип жилья- хата, это одноэтажный дом, продолговатый в длину .Хата имела сени, кладовую, первая комната служила кухней, а вторая большая –горницей. Дом снаружи и внутри обмазывали вручную глиной, полы часто были земляные, их застилали половиками ручной работы .В доме была русская печь, в которой готовили еду .На припечки же спали дети и старики.
Внутри всех жилищ вдоль стен располагались лавки. Возле двери стоял подставочек-шкаф для посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке посуда .В спальне хозяев стояла большая кровать сгорой перин и подушек. Горница – парадная комната казачьего куреня. Здесь потчевали гостей, отмечали в кругу семьи нерядовые события: крестины, юбилеи, церковные праздники.
Обязательная принадлежность горницы – иконы, которые размещались в красном углу. Зажиточные казаки имели не одну, а целых три иконы.
В канун Рождества Христова, Пасхи, Троицы и других праздников в горнице у иконы зажигали лампаду.
Донские усадьбы отличались чистотой и нарядностью и утопали в цветах, которые выращивали казачки.
Ребята вы познакомились с жилищами казаков посмотрели слайды, а теперь давайте выполним задание на странице 40 вам необходимо сравнить два дома . Определить как они называются.
Ребята, прежде чем мы перейдём к творческому этапу давайте с вами проведём физминутку.
Ребята творческая часть нашего урока заключается в следующем. Вам предлагается смастерить станицу, а для этого вам необходимо построить по желанию хату или курень .инструкция на странице 41. Заготовки мы уже сделали вам останется склеить их, и поместить на ватман по обе стороны реки Дон. Таким образом, мы с вами попытаемся воссоздать древнее поселение Донских казаков – станицу.
Что вы узнали нового?
Что было самым интересным?
Ребята что для вас было самым сложным на занятии?
Ребята у нас всё получилось замечательно я благодарю всех, и прошу послушать музыкальное произведение ,и ответить на вопрос о чем мы будем говорить наследующим занятии по Доноведению?
Правильно мы будем знакомиться с птицами ростовской области.
На этом занятия окончено
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска Ростовской области
Жилище казака.
подготовила учитель
географии и биологии
Чебаненко Елена Дмитриевна
.Г. Новошахтинск.2014
Предварительный просмотр:
Самоанализ внеклассного мероприятия «Жилище казака»
Цель: приобщение детей к культурным богатствам русского народа.
Задачи: -расширять знания и представления детей о родном крае;
- формирование у воспитанников чувства любви к малой родине;
- способствовать решению задач творческого развития личности; развитие познавательных интересов, мыслительных процессов, памяти, внимания; расширение кругозора учащихся;
– мотивировать подлинный интерес к культуре российского казачества. Проведение внеклассного мероприятия было запланировано заранее. Был составлен план проведения мероприятия: план выступления учителя и план выступления учащихся
Учащимся за неделю до проведения мероприятия было дано задание: найти в словарях определение слова курень, хата;
При подготовке к классному часу мы старались подобрать и скомпоновать материал таким образом, чтобы он наиболее ярко раскрыл быт казачества начиная с 16 века.
Материал урока был интересе учащимся. Содержание мероприятия построено так, что учащиеся сначала посмотрели презентацию, прочли стихи, а затем приступили к творческой части урока
По структуре мероприятие было подразделено на вступительную часть, основную, заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения урока: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении
В работе с учащимися придерживался демократического стиля общения. Учитывались мнения учеников, их потребности и интересы; были использованы совместные поиски решения возникших задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в классе. Такой стиль общения учителя с классом способствовал созданию на уроке творческой атмосфер
В ходе данного мероприятия учащиеся мыслили, рассуждали, анализировали
и находили способы ее решения.
Проводя данное вне учебное занятие учитель следовали , принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки.
Мероприятие достигло поставленных целей . Учащиеся остались довольны проделанной работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи " Жилища животных"
Закрепить названия животных и жилище где они живут....
Конспект урока по внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для урока в 35 и 45 минут....
Конспект урока по истории Донского края: "Казак без верны не казак".
Конспект открытого урока по истории Донского края: "Казак без веры не казак"Цели урока: - развитие у обучающихся интереса к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на ...
План-конспект урока по внеурочной деятельности «Планета здоровья» для обучающихся с ЗПР 2 класс
Урок-путешествие по страницам журнала "Человек и здоровье" направлен на воспитание у детей с ЗПР потребности в здоровом образе жизни, в укреплении своего здоровья, которое зависит и от соблю...
Методическая разработка. Конспект урока по внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в форме оздоровительной аэробики:повышает уровень физической подготовленности обучающихся,формирует мотивацию к регулярным занятиям физической культуры с целью укрепления здоро...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"
Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности. В данной программе выделяется восемь основных т...
Конспект урока по внеурочной деятельности
Сформировать умение строить модель машины по самостоятельно составленным схемам или по инструкции с помощью конструктора ПервоРобот Lego WeDO...