Исследовательская работа "Мой дедушка:ступени жизни"
творческая работа учащихся по краеведению на тему

Мой дедушка-Дашиев василий Гомбоевич-ступени жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dashieva_soyzhina1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Кяхтинского района Республики Бурятия

Секция: «Наука об обществе»

Исследовательская работа по теме:

«Мой дедушка: ступени жизни»

Выполнила  ученица 3класса

МБОУ «Алтайская СОШ»

Дашиева Сойжина

Научный руководитель    

Очирова Надежда  Викторовна,

Учитель начальных классов

 

с.Усть-Дунгуй, 2016

Содержание

        

          1.Введение

2.Дедушка: ступени жизни

2.1.Детство

2.2.Трудовые годы

2.3.Семья

          3.Заключение

          4.Список использованных источников и литературы

 

  1. Введение

      Недавно в школе на уроке окружающего мира мы изучали прошлое нашей страны. Учительница  рассказывала нам о прошлом нашего села, о школе, и что у каждой семьи есть прошлое - связь времен.

Я прочитала одно высказывание также в своем учебнике: «Чтобы смело смотреть в будущее, надо хорошо знать свое прошлое».

 Я подумала, что узнать прошлое своей семьи, ни менее значимое, а может быть и более важное для нас событие, мне стало интересно узнать подробнее о  прошлом своей семьи.

Тема исследовательской работы «Мой дедушка: ступени жизни».  

Целью моей работы является сохранение в памяти жителей моего села  историю жизни моего дедушки.

 Задачи:

-изучить главные события и основные этапы жизненного пути дедушки;

-провести беседы с ближайшими родственниками дедушки, друзьями, коллегами по работе;

-изучить материалы (документы, фотографии), хранящиеся в семейном архиве;

- рассказать одноклассникам о своем дедушке

Для меня важным и актуальным стало знакомство с местожительством, характером, работой и жизненными ценностями моего дедушки.

Как объект изучения в работе я выбрала жизненный путь моего дедушки.

Предметом же моего изучения стали фотоальбомы семьи, переписка родственников, беседы с родными  и близкими, документы, дипломы, почетные грамоты.

Основные методы моей работы: изучение информации, интервью.

2.Дедушка: ступени жизни

2.1 Детство

Мой дедушка Дашиев Василий Гомбоевич  родился в  местности Шазага  Кударинского аймака  в  1940 году 8 апреля. В его семье было двое детей. 

 Мама дедушки  Самжит Бадмажаповна  родилась в 1918 году. Окончив 4 класса,  она сразу пошла  работать. На момент рождения моего дедушки она работала в колхозе. Отец дедушки Дашиев Гомбо Митапович родился в 1915 году. Окончив 4 класса,  он пошел работать в колхоз. Работал в колхозе всю свою прожитую жизнь.

  Первым ребенком в семье  был сын Вася - мой дед.

 Вторым ребенком в семье была дочь Нина.

  Мой дедушка  Дашиев Василий Гомбоевич родился в 1940 году. Он рос очень любознательным, добрым и отзывчивым мальчиком. Его любили родители, деды и бабы. Родители моего деда сумели воспитать сына ответственным, настойчивым и умеющим добиваться своих целей. В 1947 году мой дедушка пошел в подготовительный класс Алтайской начальной школы, а в1951 году продолжил учебу в Кударинской семилетней  школе.  Дедушка всегда был очень активным и веселым мальчиком . Он всегда  участвовал и выступал на различных праздниках. В школе он учился на отлично, потому что много читал книги.   Дедушка занимался спортом. Дедушка очень любил играть в футбол с друзьями во дворе. В те годы приходилось жить очень трудно, денег не было, и одеть было тоже не чего.  С детства учились быть взрослым, потому что когда родители уходили на работу, весь дом оставался на детях.   Хозяйство в семье всегда было большое. Поэтому летом дедушка не знал, что такое каникулы, потому что   они всегда помогали  родителям работой на поле. На поле косили сено для хозяйства. Дедушка старался помочь родителям всем, чем мог.

 Уже в школьные годы учителя и сверстники Васи Дашиева отмечали в нем чуткость, человеколюбие, ярко выраженную эмоциональность, он был инициатором всех школьных дел и активистом общественной работы в школе,  селе и районе. С детства преданный спорту, был заводилой различных соревнований разного уровня- от уличных до районных. Профессию он выбирал сам, так как еще с первого класса решил, куда и на кого он пойдет учиться. Но его забрали в армию.   В 1958 году он окончил среднюю школу и осенью этого же года был призван в ряды Советской армии. Служил он в Средней Азии- 2 года и год служил на Сахалине. Во время службы в армии он поступил в Омский институт физической культуры, на кафедру фехтования. После службы с переводом поступил в БГПИ на факультет физического воспитания. Учился легко, с большим интересом и увлечением, изучал учебные предметы, с удовольствием защищал честь сборной команды БГПИ по волейболу и баскетболу. После окончания института был направлен учителем физической культуры в среднюю школу с. Большая Кудара.

   Дедушка еще с детства добивался того чего хотел и эта черта характера передалась и мне.

2.2 Трудовые годы

 Дедушка еще с детства любил работать и мечтал, что поедет в село  и, работая там учителем физической культуры,  поможет селу поднять спорт.

         В 1968 году он переехал в свое родное село Алтай и  был счастлив, что  едет, так как всегда мечтал своей деревне помочь встать на ноги.

 Начал свою трудовую деятельность в Алтайской восьмилетней школе учителем физической культуры. Он основательно изменяет преподавание физического воспитания в школе, и через два года команда школы – участники районных и республиканских соревнований по лыжам, по волейболу и баскетболу! Василий Гомбоевич сумел привить любовь к спорту, и учащиеся с удовольствием посещали все спортивные секции, организованные им.  Конечно, в любой работе есть свои сложности, но дедушка не боялся трудностей, еще с детства у него проявлялась такие черты характеры как: трудолюбие, ответственность. Эта работа нравилась дедушке, потому что всегда здорово давать людям свет. Идя  на работу, дедушка всегда улыбался, только уходя, он чуть-чуть грустил.

            С коллегами у дедушки всегда были доверительные отношения, вместе они всегда отмечали  различные праздники, приглашая друг друга на день рождения, приглашали на выходные в гости.  

          Стараясь помочь селу, дедушка старался участвовать во всех проводимых мероприятиях. Тем самым давая пример молодежи. С 1969 года работал директором восьмилетней школы в Алтае.

 В 1973 году была открыта средняя школа в селе Алтай, где мой дедушка был назначен директором школы. При строительстве школы по инициативе и настойчивости моего дедушки был увеличен проект строительства, и был построен большой и светлый спортивный зал, в котором и доныне дети занимаются. Во время работы директором школы он проводит большую работу по укреплению учебно-материальной базы, по развитию спортивно-массовой работы на селе. Он много работал по совершенствованию учебно-воспитательной работы, дифференциации обучения. Принимал активное участие и был инициатором многих жизненно важных вопросов для населения села. Как опытного организатора и умелого руководителя в 1979 году моего деда выдвинули председателем Сомонного Совета. В 1980 году был избран председателем Алтайского сомонного Совета. На данной должности он проявил себя внимательным и отзывчивым руководителем. Он  был в курсе дел всего села. В те года проводили много мероприятий, в котором участвовали все организации села, и никто не оставался без его внимания на стороне. Уделял большое внимание ветеранам войны и труда, многодетным семьям, прилагал много усилий для активизации работы культурно-спортивного комплекса: организация группы здоровья, проведение «Веселых стартов» и т.д. на должном уровне работали все организации на селе: общественные организации, как женсовет, товарищеский суд, ДНД. На этой должности он проработал до 1990 года. Его работа отличена по заслугам. Он награжден значком «Отличник народного просвещения» и многими другими грамотами.

            Когда нужно было заниматься с детьми, дедушка охотно проводил занятия. Конечно же это не оставили без внимания и дедушку наградили почетной грамотой за воспитание подрастающего поколения.  Еще дедушка был награждён подарками: часами и различными книгами за то, что принес  пользу для села.  

С 1990 года работал тренером ДЮСШ по волейболу в Алтайской средней школе. Команда девушек, тренируемая моим дедушкой, за короткий период времени заняла первое место в районе.

 За заслуги  дедушку наградили медалью Ветерана Труда.

2.3 Семья

             Когда дедушка заканчивал институт, они  познакомились  с моей бабушкой Дашиевой  Цырен-Дулмой Гомбожаповной и  в 1965 году у них родилась дочь Надя, моя тетя.  

      После института в 1968 году дедушка поехал работать в свое село Алтай.  Когда они приехали в Алтай дедушка работал учителем, а  бабушка медсестрой в Алтайской больнице. Они построили большой и просторный дом, и всю жизнь вместе с бабушкой они прожили в этом доме.

     1967 году родился  мой дядя Дашиев Константин Васильевич. В данное время он работает специалистом в Алтайской сельской администрации.

    Через два года в 1969 году родился мой папа Дашиев  Борис Васильевич. Он окончил БГСХИ и сегодня он работает ветеринаром у себя на селе.

Дедушка воспитывал своих детей так же как воспитывали его. Дедушка еще с детства всегда прививал своим детям  любовь к  труду, вежливости и все время повторял одни и те же слова: « Делайте добро, и оно к вам вернется».  

      Дедушка много рассказывал моим родителям о том, как весело они проводили время с семьей, играя в спортивные игры. В семье все всегда любили и ценили друг друга.  Самый любимый праздник в семье был новый год. На новый год  всегда готовили такие блюда, которые приходись по душе всей семье.

     Дети всегда ждали своих родителей с работы, сидя у окна. Так не заметно дети повзрослели.

               Когда мой папа  окончил Бурятский государственный сельскохозяйственный  институт, он встретил  мою маму Дашиеву Эльвиру Чингисовну. Они познакомились в 1991 году на день рождения у друга. Через полтора месяца они поженились,  мама на тот момент работала у себя на родине в Курумкане.  В 1994 году, когда мой дедушка был еще жив, родилась моя старшая сестра Сэсэг.  Далее  родились мои сестры в 1996 году сестра Саяна, в 1998 году сестра Алтана. И  в 2007 году родилась я Дашиева Сойжина Борисовна.  Я самая младшая внучка младшего сына моего дедушки.

     

3.Заключение.

   Много нового и интересного я узнала о своем дедушке, готовя этот материал, и моя гордость за него – это невидимая нить, которая называется Связь поколений.  В будущем эту гордость я обязательно передам своим детям.

Целью моей работы было составление достаточно детального жизнеописания пути моего дедушки. Я изучила основные события и этапы его жизненного пути, особенно, что касается трудовой деятельности. Последнее объясняется тем, что сохранилось много документов, хранящихся в домашнем архиве.

         Все чаще думаю: самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, не знаменитым, не выдающимся – надежной опорой тем, кто живет рядом. Такими были и останутся для  меня мой папа и моя мама, а для них – их родители, а для них, в свою очередь, их отцы и матери.

        Я верю, не прервется нить, связывающая поколения нашей семьи, и в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.

 «Человек без прошлого, что дерево без корней» гласит народная мудрость, и я полностью с этим согласна. Ведь именно через биографии, через свидетельства близких людей можно понять и представить прошлое своей страны, строить свое будущее.

Мой дед всегда будет для меня примером, образцом порядочности, воспитанности, честности, трудолюбия и я буду стараться быть похожей на него.

4.Список использованных источников и литературы

  1. Периодическая печать «Ленинское знамя»
  2. Архив семьи Дашиевых
  3. Записи интервью коллег, друзей, соотечественников:

-Томитова Виктора Батуевича, 1939 г.р, друг семьи, коллега по работе, заслуженный учитель РБ, отличник народного просвещения., ветеран труда.

-Гармаева Виктора Хандуевича, 1935 г.р, коллега по работе, учитель Алтайской СОШ, ветеран труда.

-Банзаровой Надежды Дамдиновны, 1939 г.р, секретарь Алтайского сомонного Совета.

-Гонсорунова Алексея Гомбожаповича- друг семьи, ровесник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа исследовательского кружка "География и жизнь"

Полная рабочая программа исследовательского географического кружка, пояснительная записка,  тематическое планирование, права и обязанности учащихся и руководителей, основы исследования, анкеты и ...

Исследовательский проект "Математика в жизни человека"

Данная работа относится к разделу проблемно - исследовательский проект...

Исследовательская работа «География и жизнь»

Исследовательская работа "География и жизнь" для учащихся 5-ых классов проводится в течении всего учебного года.Начинается на первых уроках,когда ведется речь о месте географических знаний в жизни....

Исследовательская работа на тему: «Жизнь и творчество великого генерала Солтана Магометова.»

Исследовательская работа на тему: «Жизнь и творчество великого генерала Солтана Магометова.»...

Исследовательская работа "Математика в жизни калмыцкого народа"

    Каждый народ должен знать свою историю, свои истоки, свои корни. Мы думаем, что без  знания прошлого, не будет никогда настоящего, никогда не вырастешь настоящим гражданином ...

Исследовательский проект "Злаки в жизни адыгов"

Исследовательский проект Моковой Залины Ауладиновны...