Организация туристского движения в школе
статья по краеведению на тему
Предварительный просмотр:
Организация туристского движения в школе (из опыта работы).
Организация экскурсий в различные города, находящиеся в сотни километрах от родной деревни, с участием всей школы или нескольких классов- дело довольно сложное и требующее больших организационных, физических и финансовых издержек. Однако трудности такого рода никогда не страшили нас. Поставили перед собой четкую цель – привить своим учащимся любовь к Родине и родному краю через привлечение их к туристическим экскурсиям. И не только поставил перед собой цель, делали все возможное для её достижения. И учащиеся с нетерпением ждали следующей экскурсии.
Одной из первых интереснейших экскурсий была поездка в столицу Татарстана - город Казань В экскурсии участвовали все учащиеся 5-11 классов(!) и многие родители, учителя Для этой цели нанимали из города Сарапула большие комфортабельные импортные автобусы, использовав внебюджетные средства накопленные попечительским советом школы. А ездили туда с целью узнавать и увидеть своими глазами исторические места, которые остались из прошедших веков и достопримечательности, созданные недавно. Вот лишь некоторые места, где побывала группа туристов: старое здание железнодорожного вокзала (архитктурный шедевр Х1Х века), метрополитен (проехали по маршруту и удивились побывав в нескольких остановках украшенных учитывая историю и традиции татарского народа), Кремль, Петропавловский собор,знаменитый мечеть Кул Шариф, увидели падающую башню Суюмбике, музей Салиха Сайдашева, Казанский Государственный Университет (отдельное факультативное здание) , величественное новое здание Гуманитарного института, театр имени Галиаскара Камала (многие вечером посетили в спектакль «Кара чикмэн» Георга Хугаева в переводе Юныса Сафиуллы), парк Тысячелетия, архитектурное строение европейского уровня развлекательный комплекс «Пирамида» ,современное спортивное сооружение Баскет-холл, историко-развлекательный комплекс «Туган авылым», удивительное чашеобразное здание цирка (вечером побывали в представлении), увидели памятник выдаюшемуся композитору Салиха Сайдашева, великому татарскому просветителю Кул Гали, прошли по новым красивым улицам Санкт Петербурга и Баумана и многое другое. Экскурсоводы рассказывали про их создание, о том, из чего они построены, про обычаи и традиции татарского народа, в целом про историю всего города. Эта туристическая экскурсия понравилась всем, все слушали рассказы экскурсоводов с интересом и были поражены новыми фактами, которые ещё они не знали и никогда не слышали.
В 2005-2006 учебном году учащиеся профильных и предпрофильных 8-10 классов Девятернинской средней общеобразовательной школы имени Л.Айтуганова под руководством группы преподавателей совершили экскурсию в города Набережные Челны, Нижнекамск и Менделеевск. Экскурсия длилась два дня. Целью похода было ознакомление учащихся с историей и экономикой родного края. Поездка была творческого и исследовательского характера.
Первую остановку группа сделала в городе Набережные Челны. Основным пунктом посещения в этом городе был Автосборочный завод ОАО «КамАЗ» (см. Приложение № 6 ). Здесь учащиеся посетили цех сборки автомобилей, где воочию увидели процесс сборки автомобилей «КамАЗ», а так же экскурсовод рассказал участникам экскурсии об истории и сегодняшнем состоянии автогиганта.
Следующим пунктом остановки участников похода был город Нижнекамск. Здесь туристы пробыли довольно долго и успели посетить такие достопримечательности как музей истории города, знаменитую нижнекамскую мечеть, а так же побывали в заводах “Нижнекамскнефтехим» , “Нижнекамскшина”и в музеях этих заводов. В этом же городе группа переночевала.В цетре детского творчества с экологическим уклоном, где очень много было экспонатов природы и удивительные представители флоры и фауны
Но перед сном ребята также успели прогуляться в любимом месте отдыха нижнекамцев – около святого «Красного родника».На другой день по пути домой ученики вместе с учителями осмотрели сооружения ,плотину и шлюз грандиозного Нижнекамского ГЭС и другие объекты инфраструры посещаемых городов.
Последним городом в котором побывала группа из Девятернинской СОШ был Менделеевск, в котором туристов интересовал Химический завод имени Л.Я. Карпова (см. Приложение № 7.) и музей завода .В музее завода были представлены экспонаты дающие представление не только о деятельности химического завода, но и об истории самого города Менделеевска. После посещения музея побывали и в других объектах исторического , культурного и экономического характера, узнали очень многое по экологии , негативное воздействие на природу гигантов нашей экономике . Всеми расходами этой поездки рассчитались наши благотворители – Агрызское автохозяйство и крестьянско – фермерское хозяйство «НАРАТ» через представителей попечительского совета.
Домой туристы возвратились уставшие. Но очень довольные, так как открыли для себя много нового. И даже те ребята, которые уже не раз побывали в городах, вошедших в туристический маршрут, признавались, что смогли увидеть города совершенно с другой стороны.
Следующая туристическая экскурсия состоялась в 2006-2007 учебном году, когда учащиеся Девятернинской школы посетили древние города-Булгары и Билярск ( см. Приложение № 5). История говорит о том, что наши предки и в целом татары изначально поселились в этих местах. Здесь учащиеся побывали в археологических памятных местах, узнавали исторические территории. Булгарское городище было объявлено в 1969 году Государственным историческим музеем- заповедником. Каждое историческое здание, земля наших предков, на которой остались следы древних булгар, несёт с собой свою историю, свою тайну. Невозможно посчитать те места, где побывали учащиеся и учителя школы, потому что было очень много исторических зданий, музеев. Вот несколько самых запоминающихся мест этого древнего города: Белая и Чёрная палаты, музей Успенского собора, Маленький минарет, Ханская мечеть и другие. После прохождения исторических мест города Булгары, пришло время поехать в город Билярск, который находится неподалёку от Булгар. Здесь экскурсионная группа побывала в заповеднике « Святой источник». На «Девичьей горе» и в других местах. После интереснейшей экскурсии группа остановилась на ночлег в селе Кулбай - Мораса Нурлатского района. И здесь учащиеся несмотря на свою усталость, с удовольствием посетили древнюю мечеть и музей Габдуллы Кариева - основателя татарского профессионального театра, а потом зашли слушать вечерний намаз в этой сельской мечети. Вот так и закончилась поездка в наши самые древнейшие города – Булгары и Билярск.
В 2007 году, учащиеся 7,9,10.11 классов Девятернинской школы побывали в городе Сарапул. Хотя этот город находится не в Татарстане, а соседней Удмуртской республике, в хозяйственном и культурном отношении, а так же по истории родного края деревня Девятерня очень тесно связана с ним. Многие годы вплоть до 1917 года наша деревня вошла в Исенбаевскую волость Сарапульсого уезда Кировской губернии.
Этот поход имел, в отличии от остальных, которые преследовали просветительские и учебные цели, больше воспитательную и практическую направленность.
Первым пунктом посещения группы в городе Сарапул была женская колония номер 12. Казалось бы, место заключения преступников не место куда следует водить учащихся школы, однако это только на первый взгляд. Школа-это не только место, где ребята получают знания, но и получают воспитание. Учителя обязаны проводить мероприятия, направленные на профилактику правонарушений среди учащихся. Безусловно, посещение мест лишения свободы и знакомство с условиями содержания заключённых заставило всех учащихся ещё раз призадуматься о том, что свобода – это богатство, которым не следует пренебрегать. Беседы с сотрудниками колонии так же не могли не повлиять на учащихся.
Следующим пунктом посещения стал Сарапульский педагогический колледж, в котором в этот день проводился день открытых дверей. Здесь туристы из Девятерни познакомились с учебой и жизнью студентов данного учебного заведения и даже отобедали в настоящей студенческой столовой. Посещение колледжа тоже не прошло бесследно, так один из десяти выпускников Девятернинской средней общеобразовательной школы им. Л.Айтуганова после этого решил продолжить свое образование именно в этом учебном заведении.
Последним участники экскурсии посетили тепличное хозяйство «Лилия» (см. Приложение № 8). Здесь туристов встретил директор данного хозяйства Хайдаров Ф.Ф., который, к тому же, является выходцем из деревни Девятерня, окончившим ту же школу, в которой учатся и участники экскурсии. Он выступал экскурсоводом учащихся по оснащенной по последнему слову науки и техники теплице где по голландской технологии выращивают лучшие в регионе сорта и разновидности цветов. Эта часть экскурсии запомнилась юным туристам больше всего, и они несмотря на усталость проявляли особую любознательность и слушали своего экскурсовода, стараясь не пропустить ни слова.
В 2007-2008 учебном году туристическая группа уже под руководством завуча школы , заслуженного учителя Республики Татарстан Муратовой Галии Габдулловны отправилась в этот раз в 1000-летний город Елабуга. В этом городке расположены очень много музеев, посвященные знаменитым и великим людям. Вот в каких местах побывали учащиеся : в городском историческом музее, в музее- усадьбе русской «Амазонки»- Надежды Дуровой, также в музее великой поэтессы Марины Цветаевой, в доме - музее великого художника И.И.Шишкина, в музее известного учёного психоневролога В.М.Бехтерева.
Историческая особенность города Елабуги связана с сохранившимися постройками эпохи Булгарского государства. Одна из таких построек, где побывала группа – это «Чёртово городище» ( см. Приложение № 9.). именно это место считается в городе святым зданием, именно здесь исполняются желания и мечты.
Надо заметить, что экскурсии носят не только развлекательный характер. Перед каждой экскурсией каждому учащемуся дается конкретное задание, например собрать информацию о каком- либо конкретном объекте, чтобы написать в последующем реферат или отчет. Эти отчеты собираю и лично проверяю сам . На основе собранного материала после каждой экскурсии пров одятся научные конференции учащихся (см. Приложение №10.).
В 2010-2011 годах по состоянию здоровья находился в годовом удлиненном отпуске , поэтому не смогли участвовать в турпоходах.
Весной 2012 года туристическая группа 4-11 классов школы снова направилась в районы Прикамья. Сначала в городе Елабуга посмотрели удивительный, содержательный, лучший в наших краях музей природы, потом поехали в «Красную Горку» В районе урочища Красная Горка высокий камский берег нависает над руслом реки. Огромные глыбы известняка и плитчатого песчанистого мергеля у самой бровки обрамляют край обрыва. В ясную погоду на горизонте хорошо различимы колокольни церквей и минареты мечетей Елабуги, изумрудный силуэт Большого бора, извилистое русло Камы и отблеск сотни пойменных озёр. За красоту и совершенство здешних мест названо это урочище «Красной Горкой». После этого посетили Елабужский государственный университет, который берет своё начало в далеком 1898 году. Посмотрев , познокомившись седым университетом, после обеда поехали в город Набережные Челны. Там посетили планетарий, школьники с удивлением и жадностью смотрели таинственный небесный мир Галактики. Затем поехали знаменитый Челнинский дельфинарий, познокомились морскими котиками и дельфинами, нам показали зрелищное представление, у всех глаза блестели, дети получали огромную радость общения с морскими животными, от всего этого процесса. После посетили крупный торговый Центр «Эссен». Вечером уставшие но радостные и счастливые в арендованном комфортном шведском автобусе приехали домой.
В январе месяце 2013 года учащиеся 8, 9 класса ездили на экскурсию в город Сарапул. Руководитель экскурсии учитель географии и истории - Шайхутдинов И. Н. Учащиеся поближе познакомились с историей города Сарапула. Например, побывали в музее истории и культуры Среднего Прикамья. В этом музее они увидели экспонаты различных животных и птиц, которые были занесены в «Красную книгу» Удмуртии. В другом зале экспозицию « О Великой Отечественной Войне». Музей был учрежден в 1909 году по инициативе общественности, при земской Управы.
Следующая экскурсия была по швейной фабрике этого же города. На этом предприятии рассказали о том, как шьют зимнюю одежду. На этом предприятии различные виды швейных машин и цеха, даже показывали, как работают на швейных машинах. Там они узнали очень много нового. (Приложение №13, 14.)
Заключение.
Поход, экскурсии и различные поездки являются хорошей альтернативой однообразным, давно наскучившим всем без исключения ученикам, школьным будням. Они позволяют активизировать учащихся, расширить их кругозор и развивают внимание и память, а так же способствуют воспитанию коллективизма, патриотизма и любознательности. Любая школа существует для детей и определяющим элементом результативности её работы является насколько дети понимают окружающий многогранный нас мир. Благодаря неутомимому энтузиазму учителей, их настойчивости именно во время экскурций и походов дети лучше познают мир, у них укрепляется вера в будущее, любовь к родной земле, к родному селу. Многолетний педагогический опыт убедил меня в том что действительно мы на верном пути – это гуманная педагогика – это та, которая позволяет ученику саморазвиваться, самовыражаться, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. Я как учитель географии и истории Девятернинской средней общеобразовательной школы им. Л. Айтуганова хотел разглядеть все эти преимущества туризма. И не только разглядел, но и стал активно внедрять этот перспективный метод в свою педагогическую практику, тем самым способствовал углублению знаний учащихся не только по географии, но и по биологии, истории, обществознанию, экономике и правоведению.
К сожалению на сегодняшний день полностью расскрыть эту тему нельзя, мы ещё и в дальнейшем строим новые планы экскурций и походов. В самом ближайшем будущем планируем посетить в город Санкт- Петербург, а в дальнейшем, как я говорю своим младшим единомышленникам : « План – максимум – это экскурсия по Соединенным Штатам Америки с участием всех учащихся школы» .
А Основным источником финансирования таких поездок является благотворительная помощь, внебюджетные средства, так как основная масса родителей живут за чертой бедности, многие живут за счет трансфертов и пенсий. Источников пополнения школы внебюджетными средствами очень много, их можно найти если есть доверие учителям и руководителям школы, только нужно грамотно организовать сбор и эффективно использовать пожертвования, впр очем это уже другая тема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровых движений начинающего пианиста.
об организации игрового аппарата маленького ученика, о проблемах постановки руки...
Организация Тимуровского движения в классе
Речь идет об организации движения в отдельно взятом классе. В данной работе есть хорошие результаты....
Организация пионерского движения в Хомутовском районе в 1922 году
Эта работа рассказывает о создании первых пионерских отрядов в советское время на территории Хомутовского района, о первых вожатых, о жизни первых пионеров и пионерских организаций....
Классный час «Безопасная организация дорожного движения»
Сообщается учащимся об истории правил дорожного движения. Раскрывается понятие "Дорожные Знаки". Проводится диалог с детьми, игра, соревнование, отгадывание ребусов и показ презентации....
Социокультурный проект «С заботой и вниманием» (Об организации детского движения в сельской малокомплектной школе)
В арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов и социальных работников проектная деятельность обучающихся, в том числе ...
Рабочая программа ОП.02 Организация туристской индустрии
Рабочая программа для специальности 43.02.10 Туризм ОП.02 Организация туристской индустрии...
Как вовлечь в массовое туристское движение жителей северного города. Н
Туристский слет - одна из самых действенных форм агитации и пропаганды туризма как здорового образа жизни, повышения физического развития школьников, организации досуга, представляет собой праздник на...