Организация Тимуровского движения в классе
материал на тему

Абламонова Светлана Алексеевна

Речь идет об организации движения в отдельно взятом классе. В данной работе есть хорошие результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема.   В законодательном акте – «Закон об образовании»- дается определение, что «…образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…». Именно воспитание стоит на первом месте. Образование – в первую очередь – целенаправленный процесс воспитания. И с этим нельзя не согласиться. Моя позиция такова: обучить наукам можно почти всегда и почти всех, а вот научить стать человеком – задача посложнее. В этом вопросе в современной школе имеются недостатки. Увлекшись всевозможной техникой, электроникой, современными образовательными технологиями, мы забываем порой о нравственности. Мы воспитываем и обучаем через отдельные мероприятия (День вежливости, милосердия, декада борьбы с курением и т.п.), а ведь это процесс постоянный, системный. Мы всегда должны быть вежливыми, милосердными, вести здоровый образ жизни. И вот когда это станет потребностью, а не сиюминутной необходимостью, мы сможем сказать, что воспитали нравственного и образованного человека, который будет вершить добрые и нужные людям дела. Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущие годы это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Патриотическим воспитанием, как и всем прочим, в первую очередь обязаны заниматься классные руководители.  В Федеральной программе патриотического воспитания развитие тимуровского движения выделено отдельной строкой. А это означает важность его для общества в целом. По многим причинам социально-экономического и политического характера мы надолго были лишены организации, призванной воспитывать детей и организовывать их разумный досуг. Это не могло не вызвать всплеск многих негативных явлений, которые начали серьезно беспокоить общество: усиление криминогенности среди подростков и, в частности, движение так называемых скинхедов, фанатов спортивных клубов, алкоголизм и наркомания, праздное времяпрепровождение, крайний индивидуализм и агрессивность одних и уход от действительности в компьютерные игры других. Во избежание углубления и расширения этих негативных процессов необходимо возрождение и развитие тимуровского движения, цель которого помочь организовать разумный и созидательный досуг детей, способствовать воспитанию детей в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних. И начинать это воспитание нужно, как можно раньше. Возможно, что со старшего дошкольного возраста.

Сегодня ставится задача возрождения и развития тимуровского движения в России. Возможно ли это, и нужно ли? Мое мнение следующее: нужно, но следует учесть ряд особенностей:

Первое, тимуровское движение нужно обществу. Как это ни покажется странным, но без помощи детей мы уже не сможем обойтись. А возможно ли тимуровское движение, то есть добровольная и безвозмездная помощь детей взрослым в наш меркантильный век? Разумеется, в той форме, в которой оно описано в повести «Тимур и его команда», возрождение тимуровского движения практически невозможно. Дело в том, что дети организовали свою команду в каникулы, в дачном поселке, будучи там не вместе с родителями. Досуг, не ограниченный повседневными учебными обязанностями, отсутствие мелочного надзора и позволили детям самостоятельно создать свою самоуправляющуюся маленькую организацию (команду). Такого неограниченного досуга у современных школьников нет.

Второе, школа также не должна стоять в стороне от организации тимуровского движения. Но есть опасность того, что классные руководители, в 80-е годы имевшие опыт работы в этом направлении, не смогут избежать искушения использовать «старые, проверенные» методы работы, которые в свое время и привели тимуровское движение к вырождению в обычную обязаловку, «отработку», не вызывающую у детей ничего, кроме скуки и ощущения потерянного времени. Перед школой стоит задача найти новые формы организации тимуровской работы, которые могут заинтересовать современных детей. На мой взгляд, это:

-деловые игры, специализированные смены в лагерях «Я — лидер», опыт проведения которых имеется во многих городах. Помочь в работе новым Тимурам могут, в том числе и так называемые уличные психологи, которые достаточно давно работают с подростками на Западе, а теперь эту должность пытаются ввести и в наших крупных городах.

- Замена командно-административных форм партнерскими отношениями взрослых и детей. Это одна из центральных задач при организации тимуровского движения на современном этапе.

Работа с родителями. Родители нынешних 10-12-летних ребят, пережившие все экономические и политические потрясения и испытавшие массированное давление средств массовой информации, пропагандировавших западные ценности индивидуализма и личного преуспеяния любой ценой, вряд ли благосклонно отнесутся к тому, что их дети тратят время на «чужого дядю». Классным руководителям нужно предусмотреть соответствующую работу с родителями. 

. Тимуровское движение – это не только массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, но и действенная (с элементами игры) форма общественно-полезной деятельности детей, способствующая их духовно – нравственному, физическому, героико-патриотическому воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности, социализации личности подростка.

 В нашем классе ребята давно заботятся о пенсионерах и ветеранах. Постепенно эта добровольная помощь переросла в организацию отряда быстрого реагирования. К нам часто присоединяются старшеклассники, родители. В этом году нами был разработан Устав отряда.

ОТРЯД БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ (ОБР) – это объединение, созданное для мальчишек и девчонок, пап и мам, учителей, всех желающих творить добрые и полезные дела, любящих свой родной край, свой народ.

В ОБР входят дети, которых с полным правом можно назвать добрыми, дружными, бескорыстными, общительными.

Они очень любят совершать добрые дела, активно участвовать в жизни школы, поселка, района.

Они очень не любят, когда обижают малышей, не уважают старших, не берегут свое здоровье и наносят вред окружающей природе.

УСТАВ.

- Членами ОБР являемся МЫ - дети и наши друзья взрослые, объединенные общим стремлением, общей идеей: «Гори сам, зажги другого».

- Мы собрались вместе в своем отряде для того, чтобы творить добрые дела и совершать только хорошие поступки, делать окружающий мир теплее и добрее.

- Нас объединяет ВЕРА в то, что ДОБРО может спасти мир.

- Мы ставим и реализуем высокие ЦЕЛИ:

-приобщение к заботам и проблемам людей;

-оказание помощи нуждаюшимся;

-проявление любви и заботы к родной природе и животному миру.

- В нашем отряде царит ДУХ

-понимания,

-доброты

-милосердия.

-сострадания,

-заботы,

-дружбы,

-доверия.

- Мы защищаем:

-слабых,

-престарелых и одиноких,

-природу.

- Наш отряд отличает особое родство:

-душ,

-мнений,

-единого благородного дела.

Мы чтим и бережем ТРАДИЦИИ:

- уважения к старшему поколению: забота о ветеранах,

-памяти о тех, кто отдал свои жизни за свой народ, за свою Родину,

-дружбы: не оставлять друг друга в беде,

-взаимопомощи: помоги всем в трудную минуту,

-слова и дела: выполнять все обещания,

-точности: не опаздывать.

В нашем отряде действуют ЗАКОНЫ:

- ДОБРОТЫ: «Доброта порождается добротой»;

- ПРАВДЫ: «Где  правда, там и счастье»;

- ОТВЕТСТВЕННОСТИ: «Если не я, то кто – же?!»;

- ЧЕСТИ: «Не тот прав, кто сильней, а тот, кто честней»;

- ЗАБОТЫ: «Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим».

Здесь бережно относятся:

- к человеку,

- его здоровью (физическому и моральному),

- к взаимоотношениям,

- к красоте и гармоничности природы во всякое время года.

Здесь всегда помнят о том, что:

- Жизнь – главная ценность.

- Милосердие – это высшая бескорыстная форма любви.

- Добро способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Наша главная деятельность – ЗАБОТА о:

- ветеранах труда и войн,

- одиноких и престарелых людях,

- четвероногих и пернатых.

В нашем отряде разрешается:

- творить только добрые дела,

- совершать только хорошие поступки,

- фантазировать и воплощать свои фантазии.

В нашем отряде поощряется:

- доброта,

- уважение,

- трудолюбие,

- любовь к природе,

- здоровый образ жизни.

Отношения взрослых и детей в отряде строятся на основе  взаимопомощи и взаимопонимания. Здесь берегут добрые отношения.

Взрослые для младших являются помощниками и единомышленниками.

Самоуправление.

В нашей школе тимуровская работа ведется уже много лет. Ведется систематически, а главное - с желанием. Наша работа нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята узнали много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также слушали их воспоминания о событиях давно минувших дней.

Ребята участвовали в различных  операциях “Снег”, “Ветеран живет рядом”, “Салют ветеранам” и “Обелиск”. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду.

Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим школьники оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздника, организовывают встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.

Наряду с помощью ветеранам школьники помогают животным и птицам пережить зиму, а весной и летом заботятся о зеленых насаждениях, ухаживают за школьным садом.

Вывод: проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, приобщение к делам взрослых,  развитие детской инициативы; это создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

ОБЩИЙ СБОР

Комитет «Тревога»

(приём заявок и распределение дел)

Комитет «Шефство»

(тимуровский пост)

Комитет «Творчество»

(сувенирная мастерская «Радость»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тимуровское движение

Отчет о работе "Тимуровского движения" по оказанию помощи одиноким прастарелым людям, ветеранам ВОв, ветеранам педагогического труда, проведение различных акций, адресной помощи....

Тимуровское движение в школе

УСТАВО деятельности Тимуровского отряда МАОУ СОШ №151. Общее положение.1.1.Тимуровский отряд  является добровольным, самостоятельным, самодеятельным, гуманистическим общественным  объе...

Тимуровское движение.

Военно-патриотическая программа....

Отряд "Милосердие" "тимуровского" движения.

Данный материал может помочь классным руководителям найти способ воспитания у детей патриотизма и уважения к старшим. Также приобщить детей к здоровому образу жизни и подготовить к службе в армии....

Тимуровское движение в Устино-Копьевской школе.

«Милосердие и доброта!» -  в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о...

Программа тимуровского движения

программа тимуровского двидения в школе - интернате...

Программа «Возрождение тимуровского движения»

Возрождение тимуровского движения или волонтерства, на сегодняшний день, когда проблема бездуховности молодого поколения приняла угрожающий характер, видится одним из выходов из сложившейся ситуации. ...