Социокультурный проект «С заботой и вниманием» (Об организации детского движения в сельской малокомплектной школе)
статья по теме
В арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов и социальных работников проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально - значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_timurovtsy.docx | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Курбинская основная общеобразовательная школа»
671339, Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Курба, ул. Школьная, 65, тел. 58-1-64
Социокультурный проект «С ЗАБОТОЙ и ВНИМАНИЕМ»
(Об организации детского движения в сельской малокомплектной школе)
Выполнили: Будаева М.Б.,
учитель русского языка и литературы
Козлова С.М., учитель начальных классов
2012
Содержание
1. Актуальность проекта…………………………………………………..…..…3
2. Цели и задачи…………………………………………………….…...………4
3. Содержание проекта, план и механизм его реализации………………….5
4.Ожидаемые результаты от реализации проекта……………….…………13
5.Список использованной литературы…………………………….………...…15
Актуальность. В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации детей подростков.
Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались. Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям. Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей.
В арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов и социальных работников проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.
Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально - значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...».
Считая необходимым возрождение утраченных духовно - нравственных традиций, мы решили, что в условиях сельской малокоплектной школы наиболее приемлемо такое направление детского движения, как тимуровское.
Поэтому нами было принято решение разработать проект «С заботой о старших».
Предметом данного проекта является детское движение на селе.
Объект предлагаемого проекта – подростки 5 - 7 классов и учащиеся 3-4 классов.
Цели, которые мы преследуем: воспитание детей на принципах гуманизма, создание условий для развития их духовных, физических способностей,формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции и мотивации на принятие созидательной социальной роли.
Основные задачи:
- направлять усилия всех детей на выполнение добрых и полезных дел;
- формировать духовно – нравственные ценности у детй;
- изучать историю и культуру своей страны;
Содержание проекта, план и механизм его реализации
В сложившихся реалиях, когда множество школ в стране отказались от внеклассной воспитательной работы, детские объединения и движения объективно выступают компенсирующим фактором, предоставляющим дополнительные возможности для педагогического влияния на развитие личности ребенка. Деятельность детских общественных организаций направлена на содействие процессу социализации ребёнка, подростка с помощью методов волонтерской, тимуровской, благотворительной работы, коллективных творческих дел, через подключение к решению серьезных и важных проблем в социуме, а также через содействие развитию и реализации личных инициатив и творческого потенциала.
В России уже несколько лет идет возрождение тимуровского движения. Тимуровское движение - организованная, а иногда и стихийная деятельность, направленная на оказание помощи всем нуждающимся, особенно пожилым людям, ветеранам войны и тыла. Название свое получило после выхода в свет книги А. Гайдара «Тимур и его команда».
Тимуровцы – гайдаровцы являются примером для других ребят, не имеют вредных привычек, противостоят нарушителям порядка, вовлекают в добрые дела других людей, помогают в учебе слабоуспевающим ребятам.Суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи.
Девиз тимуровцев: «Ни дня без добрых дел».
Мы живём на земле дедов и прадедов, богатой историей, традициями, культурой. От нас зависит будущее нашего края, школы, семьи. Основой содержания направлений нашей деятельности является приобщение к духовным ценностям своего Отечества, формирование чувства национальной гордости и веры в будущее страны, воспитание любви к России, малой родине, семье, школы.
Проект «С заботой о старших» - комплексная программа развития детского тимуровского движения. Программа основана на деятельностном подходе, включающем гуманное отношение к пожилым людям, а также к людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, воспитание детей через коллективную трудовую деятельность.
В отрядах тимуровцев ребята учатся быть самостоятельными и ответственными. Участники движения занимаются благоустройством села, охраной природы, приводят в порядок памятник солдатам Великой Отечественной войны, проявляют уважение к труду и к старшим.
Через участие в деятельности детских общественных организаций дети и подростки окружают заботой и вниманием ветеранов войны и труда, берут шефство над памятником погибшим воинам, заботятся о досуге младших школьников, получают знания о здоровом образе жизни, учатся целесообразно и с пользой проводить своё свободное время - продолжают добрые традиции нашего народа.
Основные направления проекта
Для реализации цели и задач деятельности необходимо осуществить работу по ряду направлений:
1. Информационно – аналитическая деятельность, направленная на изучение характера социальных проблем в с. Новая Курба.
2. Социально значимая деятельность;
3. Шефская помощь;
4. Пропаганда тимуровского движения на селе.
Основные принципы
Проект основывается на принципах:
- комплексности (совместная деятельность МБОУ «Ново – Курбинская основная
общеобразовательная школа» и заместителя главы СП«Новая Курба» по социальным вопросам);
-адресности помощи к конкретным людям, семьям;
-гарантированности помощи;
-оперативности помощи;
-коммуникативности и корректности в отношениях с людьми;
- учета возрастных, индивидуальных особенностей;
- непрерывности и системности в деятельности;
- ценностных ориентиров.
Приоритетное внимание в своем проекте мы уделяем работе с незащищенными слоями населения: ветеранами труда, одинокими инвалидами престарелыми людьми.
Социальная аудитория
В с.Новая Курба 30% населения составляют пенсионеры, инвалиды, одинокие престарелые люди.
В настоящее время в силу сложившихся социальных условий, 90% трудоспособного населения относится к числу безработных, отсюда и число малоимущих семей с детьми.
Участники проекта
В реализации проекта участвуют дети младшего школьного возраста и школьники среднего звена в возрасте от 9 до 12 лет.
Классные руководители: Козлова Светлана Ивановна, Спиридонова Татьяна Витальевна, руководитель проекта Будаева Майя Батожаповна, социальный работник СП «Ново - Курбинское» Иванова СветланаНиколаевна.
Формы работы
Проект «С заботой о старших» предусматривает различные формы работы с социально незащищенными слоями населения: различные социальные акции («Собери ребенка в школу», «Рождественские подарки от Деда Мороза», «Дети – Детям», «Доброе утро, ветеран!» и т. д.), ярмарки, трудовые десанты, шефскую помощь, пропагандистскую работу.
Срок реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 1 года: с 2012 по 2013 год.
Первый этап – организационный – предполагается реализовать в 2011 году.
Второй этап – организационно – практический (2011 -2012г.) - связан с непосредственной работой с социально незащищенными слоями населения во всех указанных направлениях.
Третий этап – заключительный (2013 г.). На этом этапе планируется провести анализ деятельности, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта.
План реализации основных направлений проекта «С заботой о старших»
№ | Основные направления. Мероприятия. | Сроки | Исполнители |
Информационно – аналитическая деятельность | |||
1. | Познакомить современных детей с жизненными фактами А.П.Гайдара, писателя и боевого командира. Прочитать книгу А. П. Гайдара «Тимур и его команда», обсудить ее с позиций современного школьника на уроках внеклассного чтения. | Апрель 2011г | Классные руководители |
2 | Разработка системы взаимодействия с семьями | Апрель – май 2011г | Участники проекта Руководитель проекта Админстрация МО СП |
3 | Провести тематические классные часы, родительское собрание (анкетирование родителей о согласии в участии в тимуровском движении их детей) | Апрель – май 2011г | Участники проекта Руководитель проекта Классные руководители |
Социально значимая деятельность | |||
1 | Организация и проведение акции «Собери ребенка в школу» | Август 2011г | Участники проекта Руководитель проекта Админстрация МО СП |
3 | Проведение акции «Доброе утро, ветеран!» | Май 2011г | Участники проекта Админстрация МО СП |
4 | Организация и проведение акции «Дети – детям» Изготовление игрушек своими руками | Июнь 2011г | Участники проекта Руководитель проекта Родители |
5 | Организация и проведение ярмарки | 2013г | Участники проекта Руководитель проекта |
Шефская деятельность | |||
1 | Ремонт палисадников, изгородей. | 2011 -2013гг | Участники проекта Руководитель проекта Классные руководители Админстрация МО СП |
2 | Косметический ремонт дома. | 2011 -2013гг | Участники проекта Руководитель проекта |
3 | Организованный вывоз мусора. Уборка дворовых территорий. | 2011 -2013гг | Участники проекта Руководитель проекта Админстрация МО СП |
4 | Покупка продуктов, товаров первой необходимости в магазине, необходимых лекарств. | 2011 -2013гг | Участники проекта Кл.рук - ли |
5 | Доставка воды. | 2011 -2013гг | Участники проекта |
6 | Расколка дров и их укладка | 2011-2013гг | Участники проекта |
Пропаганда тимуровского движения в районе | |||
1 | Призыв к учащимся о возрождении тимуровского движения через районную газету «Вперёд» | 2011г | Участники проекта Руководитель проекта |
2 | Публикация статей тимуровцев о своей деятельности в школьной, в районной газетах. | 2011 -2013гг | Участники проекта Руководитель проекта |
Механизм реализации проекта
В « Штабе Тимура» создаются группы разведчиков полезных дел, имен людей, нуждающихся в помощи и заботе. Создаются звенья и бригады, выбираются командиры, разрабатываются задания, устанавливаются сроки их выполнения. К каждой бригаде будут прикреплены определенные категории людей, семей. Все члены движения будут вовлечены в посильную им деятельность, включающую спектр социальных мероприятий и трудовых дел.Работа во всех направлениях будет вестись в свободное от учебы время.
Финансовое обеспечение
Деятельность по реализации любой гражданской инициативы, нашедшей отражение в формате социального проекта, неизбежно связана с материальными затратами. Даже если все исполнители проекта — добровольцы, остается необходимость покрывать организационные расходы, решать вопросы обеспечения деятельности необходимым оборудованием, транспортом, раздаточными материалами и т.д.
В качестве организаторов программы выступают представители социальной защиты населения, учителя школы, ученики, представители муниципалитета. Реализация мероприятий проекта будет осуществляться за счет спонсорских и благотворительных средств. Магазин «Олимп» ИП Аюшеева Н.Б., ИП Райковский Ю.В., глава МО СП «Новая Курба», Депутат Народного Хурала Стопичев.
Ожидаемые результаты от реализации проекта
1. Разработка и реализация программ поддержки социально незащищенных семей населения.
2. Обобщение и систематизация материалов тимуровского движения;
3. Увеличение числа участников тимуровского объединения;
4. Реальная адресная помощь социально незащищенным слоям населения;
5. Укрепление связей школы и общественности.
Эффективность реализации программы развития можно определить, используя количественные и качественные показатели:
- Количественные показатели:
- количество субъектов образовательно-воспитательного процесса участников реализации проекта (учителей, учащихся, родителей);
- количество социальных партнеров, участвующих в реализации проекта;
- количество жителей села, изъявивших желание участвовать в реализации проекта;
- количество партнеров, предлагающих инициативы.
2.Качественные показатели:
- позитивное общественное мнение к предложенному проекту;
- открытость школы к происходящим изменениям;
- активность деятельности органов самоуправления;
- промежуточная динамика позитивных изменений.
Реализация мероприятий проекта будет способствовать расширению возможностей занятости детей в свободное время; увеличению числа людей, заботящихся о социально незащищенных слоях населения; людей, пропагандирующих тимуровское движение; повысит уровеньдуховно – нравственного, патриотического воспитания.
Достоверность результатов проекта будет обеспечена публичными отчетами и докладами о реализации данного проекта перед родительской общественностью, перед общественностью села.
Список использованной литературы
1. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 122 с.
2. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. К 16 М.: педагогическое общество России, 2007-608 с.
3. Курганский С.М. Путешествие по Играй-городу: Организация досуговой деятельности школьников среднего подросткового возраста: Основные аспекты, сценарии мероприятий: 5 – 8классы – М.: 5 за знания, 2009. – 192. – (Классному руководителю).
4. Марш – начало твоих дорог. Сборник. – М.: Мол.гвардия, 2008. – 112. – (Для тех, кто работает с пионерами).
5. Мир детства. Подросток /Под ред.А.Г. Хрипковой. Отв. ред. Г.Н. Филонов. – 2-е изд. доп. – М.: Педагогика, 2010. – 2888 с.: ил. – (Б-ка для родителей).
6. Нечаев М.П. Социальный проект «Школьное самоуправление»: походы, технологии, методики. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009 – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.
Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...
Организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения (Опыт работы в сельской малокомплектной школе)
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».Однако мир меняется, и с ходом...
Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе
Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...
Организация работы по патриотическому воспитанию в сельской малокомплектной школе
Положительные результаты реализации работы по патриотическому воспитанию: Òвнедрение в практику педагогической деятельности новых форм и методов патриотического воспитания...
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»
Доклад на тему "Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»...
Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы
Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы...