Методическая разработка - Экскурсоводы (2 год)
материал по краеведению по теме
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Подготовка экскурсоводов-школьников» является авторской разработкой, аккумулирующей десятилетний опыт автора в подготовке экскурсоводов-школьников в Доме Творчества Юных «На Ленской» Красногвардейского района Санкт – Петербурга, а также опыт коллег из Городского Дворца Творчества Юных и других районов города. Программа, реализует экскурсионный метод освоения окружающей среды и направлена на подготовку, развитие и воспитание современно образованного, нравственного, инициативного, динамичного человека, способного проектировать свою деятельность и нести за нее ответственность.
Содержание Программы ориентировано на формирование ключевых компетенций – целостной системы знаний, умений, навыков, развитие способностей, мотиваций, склонностей к самообразованию, социального и профессионального самоопределения, опыта личной ответственности, определяющих современные качества содержания образования.
Приоритетом Программы, органичным составляющим педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, является воспитание обучающегося средствами историко-культурной среды Петербурга, использование нравственного потенциала петербургской культуры как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности воспитанника. Формированию гражданской ответственности, духовности, толерантности, способностей к социализации в открытом европейском пространстве способствует изучение европейского контекста Санкт – Петербурга, являющегося составной частью данной Программы.
Экскурсионный метод традиционен для петербургского образования и приобщения юных горожан к достижениям российской и европейской культуры, наследием и соединением которых является наш город. Петербургская – ленинградская экскурсионная школа всегда отличалась и продолжает отличаться глубоким пониманием города как живого организма. Понятия «Душа города», «Непостижимый город» были введены известным краеведом Н.П. Анциферовым, при его активном участии в конце 1920-х годов в Ленинграде был организован Экскурсионный институт.
В послевоенные десятилетия и вплоть до «перестройки» активно и плодотворно работало Городское экскурсионное бюро, проводившее серьезную работу по подготовке экскурсоводов.
В послеперестроечные годы экскурсоводов в рамках специальности «музееведение» стал готовить ряд петербургских ВУЗов.
В подготовке экскурсоводов-школьников данная Образовательная программа «Подготовка экскурсоводов-школьников» развивает традиции ленинградской и петербургской экскурсионной школы и отечественные традиции гуманитарного образования. Основные положения Программы рассмотрены в русле «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Программы «Юный экскурсовод» Городского Дворца Творчества Юных Санкт-Петербурга, Концепции «Воспитание петербуржца XXI века», Концепции развития системы образования Санкт - Петербурга «Петербургская школа 2005-2010 г.г.».
Данная Образовательная программа «Подготовка экскурсоводов-школьников» реализует контекстуальные интеграционные подходы в гуманитарном образовании. Через освоение историко-культурного пространства Петербурга, постижение его генезиса, она ориентирует обучающихся в европейском и российском контекстах развития города. Программа также профессионально ориентирует в выборе в системе межкультурных коммуникаций (экскурсовод, искусствовед, музеевед) и области организации туристкой деятельности.
Программа соотносится с общепедагогическими установками в отечественном образовании, опирающимися на личностно-ценностные и социальные мотивации.
Сегодня экскурсия перестает быть только методом познания окружающего мира. Для экскурсоводов-школьников, воспитанников экскурсионных объединений, она становится методом социализации, культурной адаптации и творческой реализации.
Программа реализуется в образовательном пространстве Петербурга, ориентируясь на опыт, достижения и совместную работу с другими образовательными учреждениями города.
Занятия экскурсоведением, где на занятиях закладывается фундамент возможной будущей профессиональной реализации в области гуманитарного знания, овладение системой знаний по специальности, усвоение основ мастерства, совершенствование знаний по специальности, профессиональных умений и навыков способствуют выбору профессии и поступлению в профильные ВУЗы.
Взаимодействие с основным образованием является составляющей частью реализации данной Программы. Оно служит оптимизации основного образования в части определения результативности курса по предметам: История и культура Петербурга и Мировая художественная культура.
По согласованию с Научно – методическим центром Красногвардейского района Санкт – Петербурга Конкурс экскурсоводов-школьников для учащихся 9-11 классов, подготовка и защита авторской экскурсии проводятся на правах Олимпиады. Успешная защита экскурсии на маршруте и в конкурсе приравнивается к экзамену по предметам История и культура Петербурга и Мировая художественная культура. Тем самым расширяются возможности школьного краеведческого образования за счет вовлечения заинтересованных детей и актуализации их знании через экскурсию.
1. Направленность Образовательной программы «Подготовка экскурсоводов-школьников» – туристско-краеведческая.
Главная задача реализации Программы видится в пробуждении как можно у большего количества подростков стремления овладеть активными знаниями по Истории и культуре Санкт - Петербурга, постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал. Освоение умений и навыков, знаний и в целом содержания программы проектируется на основе заинтересованности, увлеченности и возможной профессиональной реализации в дальнейшем.
Программа ориентирована на достижение определенной (в соответствии с уровнем обучения) экскурсионно-краеведческой компетентности обучающегося и представляет каждому право выбора осваиваемого уровня и получения конечного результата. Каждый воспитанник имеет право освоить тот уровень программного материала, который соответствует его индивидуальным потребностям и способностям.
- общекультурный, предполагающий удовлетворение познавательного интереса в данном направлении;
- углубленный уровень освоения;
- профессионально - ориентированный уровень освоения.
Результаты прохождения углубленного и профессионально-ориентированного уровней ориентируют для поступления в средние и высшие профильные учебные заведения.
2. Принципы построения программы, ее концепция
Настоящая программа предназначена подросткам, имеющим положительную мотивацию в области межкультурных коммуникаций, для занятия в системе дополнительного образования на базах образовательных учреждений. Ведущая установка - создание условий для формирования необходимых навыков, знаний и умений с целью развития творческой активности, творческого потенциала личности.
В основе реализации лежит личностно – ориентированная, развивающая педагогика, направленная на раскрытие творческих способностей подростка, стремление приспособить содержание и формы обучения к его личности, признание ценности индивидуальности ребенка, его уникальности.
В основе Образовательной программы «Подготовка экскурсоводов-школьников» лежит компетентностный подход в реализации, через использование потенциала активных форм краеведения, освоение экскурсионного метода познания окружающей среды, адаптацию в культурном пространстве Петербурга и социальную адаптацию подростков средствами экскурсии, способов решения практических развивающих, образовательных и коммуникативных задач.
Принцип построения программы – спирально-концентрический и предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков по экскурсионной методике при движении от общекультурного уровня освоения программы к профессионально-ориентированному.
Данная Программа является продолжением и развитием авторской разработки «Программа подготовки экскурсоводов-школьников. Пропедевтический курс», являющейся первым звеном в системе создания программы непрерывного образования, ориентированного на программы профессиональной подготовки экскурсоводов профильных ВУЗов и программы их малых факультетов.
В основе реализации Программы лежат педагогические принципы: педагогика успеха, сотрудничества, сотворчества, партнерства в реализации компетентностей:
- предметных, связанных с экскурсионной методикой,
- межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории Санкт-Петербурга,
- надпредметных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося.
Программа основана на овладении содержания блоков: «Основы экскурсионной деятельности», «Городская среда как предмет экскурсии», «Европейский историко-культурный контекст Санкт – Петербурга», «Экскурсоводческий тренинг». В программу входят также блок «Экскурсии» и «Деятельность в экскурсионном объединении».
Краеведческий материал и материал европейского контекста, представленные в Программе, актуализирует и расширяет знания школьного курса по истории, истории и культуре Санкт-Петербурга, географии, литературе, которые находят практическое применение в ходе подготовки и проведения экскурсии.
Каждый уровень занятий по программе – не только ступень освоения обучающимися теоретических и практических основ экскурсионной деятельности, но и ступень развития личности воспитанника и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия Санкт-Петербурга.
Уровни освоения «Основ экскурсионной деятельности» даются в зависимости от годов обучения на материале архитектуры Петербурга 18 – первой половины 19 века, архитектуры Петербурга второй половины 19 – 20 века и европейского историко-культурного контекста Санкт – Петербурга, соответственно.
Освоение обучающимися единого социокультурного пространства Петербург – Европа, и как следствие освоение поликультурных подходов, консолидирующих общество, важных как для формирования российского самосознания, так и для возможностей общения и взаимодействия с гражданами других стран, тоже является принципом программы. Возможность разноуровневого освоения программы обуславливает соответствующие подходы в постановке и решении задач
Реализация программы нацелена на большую самостоятельную творческую работу обучающегося, построение индивидуально ориентированного, направленного на развитие каждого ребенка, его реальное продвижение, образовательного маршрута, и вместе с тем социализацию обучающихся. Развитие памяти, внимания, вкуса, самостоятельное освоение библиографических и других краеведческих источников, благотворно влияют на общее развитие подростков, воспитание общей культуры, дающей возможность воспринимать и анализировать особенности петербургского историко-культурного контекста и экскурсионного метода освоения окружающей среды
Принципом Программы является также овладение на основе активной творческой деятельности экскурсионным методом познания, превращение поставленных задач в актуально значимые. Формирование навыков и умений через творческую активность, собственные действия, ощущения и опыт, свободу выбора образовательного маршрута.
Принципы подачи материала ориентированы на создание условий для реализации всех возможностей обучающегося определенного возраста с опорой на достижения предыдущего периода, обучение решению социально и личностно значимых задач в освоении новых видов экскурсионной деятельности на каждом возрастном этапе развития. Знания и умения являются при этом не столько самостоятельной целью, сколько средством в процессе развития личности подростка. Процесс обучения предполагает реализацию выбора в рамках Программы. Освоение части программы производится в режиме самообразования.
Главной задачей педагога в реализации данной Программы является побуждение воспитанника к самостоятельной творческой активности и деятельности, развитие средствами экскурсионной методики коммуникативных навыков, соблюдение соответствия уровня обучения психо-эмоциональным потребностям и интеллектуальным запросам подростка, адаптация экскурсовода-школьника в петербургском и европейском историко-культурном пространстве. Реализация Программы направлена на формирование жизненных установок, основанных на принципах гуманизации отношений, на осмыслении личностной реализации юного экскурсовода, и потребностей экскурсантов – слушателей.
3. Актуальность, новизна, отличительные особенности программы.
Актуальность, новизна, отличительные особенности программы заключаются в том, что она адаптирует принципы профессиональной подготовки экскурсоводов в высшей школе применительно к целям и задачам подготовки экскурсоводов-школьников, выдвигая при этом на первый план освоение обучающимися способов и приемов трансляции материала и интегрируя знания по петербурговедению и европейскому контексту Петербурга с экскурсионной методикой.
Не рассматривая отдельно краеведческий и экскурсионный блоки, как это делается в большинстве случаев, краеведческий материал рассматривается в данной программе только через освоение экскурсионной методики, что, учитывая цель реализации данной программы, является актуальным и новым.
Впервые в подобных программах как предмет экскурсии рассматривается европейский контекст Санкт-Петербурга, что, несомненно, ориентирует подростков в европейском пространстве и позволяет на собственном опыте, доказательно понимать уникальность Северной столицы.
Изучение европейского контекста Санкт-Петербурга реализует важную воспитательную задачу – формирование толерантности в открытом европейском пространстве.
Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, является крайне актуальным в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно, в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника, и оценку его в глазах окружающих.
4. Цели и задачи реализации программы
Цель реализации программы: развитие личности, владеющей ценностями петербургской и европейской культуры, способной к творческой самореализации через овладение общекультурным, углубленным и профессионально-ориентированным уровнем освоения экскурсионного метода познания окружающей среды.
Для достижения указанной цели в процессе реализации Программы решаются следующие задачи:
Образовательные
- обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
- способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
- обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками при составлении экскурсии;
- обучить самостоятельному прочтению экскурсионных объектов;
- сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
- сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры Санкт – Петербурга;
- сформировать навыки обмена личностно-значимой информацией;
- cформировать навыки публичных выступлений;
- сформировать навыки атрибуции экскурсионного объекта;
- сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
- способствовать овладению воспитанниками понимания Петербурга как части историко-культурного пространства Европы.
Развивающие:
- развивать уверенность в реализации личностных качеств;
- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
- способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
- развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;
- развивать коммуникативные навыки;
- содействовать развитию образного мышления, воображения, эмоционального восприятия города;
- развивать навыки культурной адаптации в пространстве Петербурга;
- развивать культурно - ориентирующие навыки в европейском пространстве;
- содействовать развитию аналитических способностей, памяти, артистизма;
- выявлять и поддерживать профессиональные интересы в сфере межкультурных коммуникаций.
Воспитательные:
- воспитывать петербуржца, владеющего не только национальными, но и европейскими культурными ценностями, подготовленного к восприятию города как части культурного пространства России и Европы;
- воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам Петербурга;
- воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;
- воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;
- воспитывать и развивать потребности в общественной жизни экскурсионного объединения;
- воспитывать активную жизненную позицию.
5. Условия реализации программы (режим и формы занятий)
Программа адресована подросткам 14-17 лет и рассчитана на 3 года. Режим занятий: четыре часа в неделю (два раза по два часа). Общее количество часов –144 часа в год, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, экскурсии.
Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально – ориентированного уровня освоения программы.
Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Наполняемость в группах составляет: Второй год обучения – 11 человек. Данное количество учащихся является оптимальным, так как позволяет сочетать групповые занятия с индивидуальной работой. Уменьшение числа учеников в группе на втором и третьем годах обучения, объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Обычная форма работы – занятие, экскурсия, работа на экскурсионном маршруте, практикум, тренинг. В некоторых случаях занятие может быть заменено клубным мероприятиями, участием в конкурсе, фестивале экскурсией.
Занятия включают беседы, семинары, игры, экскурсии.
7. Критерии и показатели результативности прохождения Программы.
Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в экскурсионной деятельности.
К этим задачам относятся реализация компетентностей:
- предметных, связанных с экскурсионной методикой,
- межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории Санкт-Петербурга,
- надпредметных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося.
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями.
Взаимодействие с родителями является важным в реализации Программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.
Мониторинг роста компетентностей обучающегося производится в середине и конце каждого учебного года – определенного этапа обучения, а также по прохождении Программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.
В систему определения результативности входит тестирование в середине учебного года и в конце каждого из трех этапов обучения по всем, входящим в программу дисциплинам, а также защита творческих работ (фрагментов экскурсии, экскурсии, реферата или исследовательской работы в зависимости от этапа обучения).
Основным результатом прохождения Программы является создание конкретного «продукта» (фрагмента экскурсии, экскурсии и т.д.) реализации собственной компетентности.
Инструмент оценивания – задание, тест и т.д., показывают уровень овладения обучающимися конкретными знаниями, навыками, умениями. Критерии оценки компетентностей сообщаются заранее.
При оценивании компетентности сочетается анализ процессуального и результативного подходов в оценке. Критерии оценки уровня развития компетентности являются обобщающимися характеристиками, обеспечивающими повторяемость (фрагменты экскурсии) оценочных процедур при сочетании оценки обучающегося педагогом с его самооценкой.
Оценивание интегрируется в сам процесс обучения и включает следующие виды:
- тренинги экскурсионных приемов и навыков
- опрос
- тестирование по краеведческому материалу
- тестирование коммуникативных навыков
- контрольные задания по разделам программы
- защита, обсуждение творческих работ
- анализ собственной деятельности
- обсуждение прослушанных экскурсий
- защита экскурсии на маршруте
- районные и городские конкурсы экскурсоводов
- зачет в конце полугодия, учебного года, курса
Ожидаемые результаты к концу обучения:
воспитанник должен уметь –
- сформулировать тему экскурсии, определить ее цели, задачи
- определить объекты показа в соответствии с темой экскурсии
- составить маршрут экскурсии, проложить его по карте
- подобрать библиографические источники по теме
- владеть навыками экскурсионного показа объекта
- владеть навыками «зрелищного» рассказа
- составить логические переходы в экскурсии
- составить текст экскурсии
- анализировать прослушанную экскурсию по плану, написать отзыв
- владеть навыками работы с экскурсионной группой
- защитить экскурсию в конкурсе экскурсоводов-школьников
- владеть навыками общественной деятельности внутри экскурсионного объединения
Общим результатом является:
- создание условий, обеспечивающих преемственность традиций петербургского экскурсионного образования
- развитие в экскурсионном образовании школьников контекстуальных интеграционных подходов
- пропаганда экскурсионного метода познания окружающего мира
- развитие системы непрерывного образования учащихся, ориентированных на профессию в области межкультурных коммуникаций
- создание районных и школьных экскурсионных бюро школьников
Традиционно участие экскурсоводов-школьников, занимающихся по данной Программе в районных и городских конкурсах экскурсоводов, фестивалях экскурсий, конкурсах авторских экскурсий с различными темами, разрабатываемыми самостоятельно на основе серьезной реферативной и исследовательской работы.
Учебно-тематический план. Второй год обучения. | |||||||||||
Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |||||||||
Теоре тические занятия | практические занятия в группе | индивидуаль ная работа | |||||||||
Блок: Вводное занятие | |||||||||||
Задачи второго года обучения экскурсоводов – школьников. | 2 | 2 | 0 | 0 | |||||||
Блок: Основы экскурсионной деятельности | |||||||||||
Классификация экскурсий применительно к выбору экскурсовода-школьника. | 2 | 2 | 0 | 0 | |||||||
Применение приема локализации событий при ведении исторической экскурсии | 2 | 2 | 0 | 0 | |||||||
Понимание авторской идеи – необходимый атрибут в подготовке экскурсовода | 2 | 2 | 0 | 0 | |||||||
Введение новых приемов рассказа и показа в экскурсии | 2 | 2 | 0 | 0 | |||||||
Стиль и особенности речи экскурсовода | 2 | 2 | 0 | 0 | |||||||
Использование интерактивных приемов в работе с экскурсантами. Роль экскурсовода в активизации экскурсионного объекта, образность при проведении экскурсии. | 4 | 4 | 0 | 0 | |||||||
Блок: Городская среда как объект экскурсии (архитектура Петербурга второй половины 19 века – 20 век). | |||||||||||
Разнообразие мотивов в архитектуре Петербурга второй половины 19 – 20 веке – разнообразие подходов в подготовке и проведении экскурсий («эклектика»). | 10 | 10 | 0 | 0 | |||||||
«Модерн», «ар нуво», «югендстиль» - европейские модификации стиля рубежа 19-20 веков. | 6 | 6 | 0 | 0 | |||||||
Особенности архитектуры конструктивизма. | 6 | 6 | 0 | 0 | |||||||
Сталинский ампир. Функциональная архитектура 1960-1980-х годов. | 6 | 6 | 0 | 0 | |||||||
Блок: Экскурсоводческий практикум | |||||||||||
Выработка алгоритма разработки самостоятельной экскурсии. | 20 | 0 | 6 | 14 | |||||||
Отбор и изучение экскурсионных объектов при подготовке экскурсии. | 8 | 0 | 2 | 6 | |||||||
Отработка использования приема цитирования в экскурсии на примере литературной экскурсии. | 4 | 0 | 2 | 2 | |||||||
Применение приемов локализации событий при проведении исторической экскурсии. | 4 | 0 | 2 | 2 | |||||||
Отработка применения расширенных приемов экскурсионного показа. | 6 | 0 | 6 | 0 | |||||||
Отработка показа функциональной архитектура1960-1980-х годов. | 4 | 0 | 4 | 0 | |||||||
Блок: Экскурсии | |||||||||||
Участие в тематических и обзорных экскурсиях на материале истории Петербурга второй половины 19-20 веков разной направленности и адресации | 36 | 0 | 36 | 0 | |||||||
Блок: Зачетные занятия, защита творческих работ | |||||||||||
Контрольные и зачетные занятия по программе, защита экскурсий в конкурсах и на маршруте | 10 | 0 | 0 | 10 | |||||||
Блок: Деятельность воспитанников внутри экскурсионного объединения | |||||||||||
Творческие встречи, тематические вечера, праздники и другие формы совместной деятельности. | 8 | 0 | 8 | 0 | |||||||
Итого: | 144 | 44 | 64 | 36 |
III. Содержание программы обучения.
Второй год обучения – Углубленный уровень освоения экскурсионного метода изучения Санкт-Петербурга
Блок: Введение в программу.
Теория:
Задачи второго года обучения экскурсоводов – школьников – углубление общекультурного уровня экскурсионного освоения курса Истории и культуры Петербурга на материале второй половины 19 - 20 веков. Расширение методов и приемов подготовки и проведения экскурсии. Разработка авторской экскурсии. Активизация знаний и навыков первого года обучения.
Блок: Основы экскурсионной деятельности
Теория:
Классификация экскурсий применительно к возможностям экскурсовода-школьника.
Обзорные и тематические экскурсии. Виды обзорных экскурсий: экскурсии, посвященные истории и современности города, района, улицы. Обзорные экскурсии, посвященные развитию определенного аспекта в развитии города (промышленности, образования, здравоохранения и т.д.). Виды тематических экскурсий: архитектурные, историко-архитектурные, исторические, производственные, монографические: искусствоведческие и литературные. Экскурсии – сказки, импровизации на темы мифов, литературных героев, игры, диалоги и т.д. Примеры тематических и обзорных экскурсий.
Организационные признаки классификация экскурсий в контексте выбора экскурсовода-школьника.
Классификация экскурсий по составу и количеству участников: взрослые и дети, петербуржцы и иногородние, группы и индивидуальные слушатели.
По месту проведения: городские и природные. По способу передвижения: пешеходные, автобусные, водные и т.д. По продолжительности: короткие экскурсии-прогулки и многодневные автобусные туры.
Применение приемов локализации событий при проведении исторической экскурсии.
Локализация событий – прием реконструкции событий в исторической экскурсии. Петербург парадный, дачный, фабричный, Петербург доходных домов как объект исторической экскурсии.
Понимание авторской идеи, мировоззрения автора, особенностей эпохи создания сооружения – необходимые атрибуты подготовки экскурсовода.
Понимание авторской идеи, мировоззрения автора, особенностей эпохи – необходимые атрибуты подготовки экскурсовода. Дуализм в оценке произведения искусства – время создания и сегодняшний день. Свободное владение материалом темы, эрудиция – непременные условия проведения экскурсии.
Введение новых методических приемов экскурсионного рассказа и показа в подготовке экскурсоводов-школьников.
Обоснованность введения новых методов экскурсионного рассказа и показа в реализации потенциала второго года обучения экскурсоводов-школьников. Прием характеристики объекта, прием комментирования, прием отступления. Литературная экскурсия – особенности жанра. Петербургская тема в творчестве поэтов и писателей как источник изучения города. Расширение возможностей экскурсионного показа на примере архитектуры модерна. Особенности показа функциональной архитектура1960-1980-х годов. Применение приема сравнительного анализа при показе «советского ампира».
Использование интерактивных приемов в работе с экскурсантами. Экскурсия – искусство коммуникации.
Роль экскурсовода в активизации экскурсантов. Интерактивные приемы в экскурсии – требование современной экскурсии. Нормы и правила этикета при проведении экскурсии. Искусство общения с группой и индивидуальным слушателем. Самооценка и самоуважение экскурсовода.
Роль экскурсовода в активизации экскурсионного объекта при показе архитектуры конструктивизма. Особые требования к современной экскурсии – образность при показе и рассказе, артистизм и эмоциональность экскурсовода. Образность показа экскурсионного объекта, артистизм и эмоциональность экскурсовода – одно из требований современной экскурсии.
Стиль и тип речи экскурсовода – речи особого типа.
Ораторское искусство. Композиция речи. Начало речи, вступление, главная часть, конец речи. Способы связи речи. Экскурсия – монолог особого типа. Эффект живой реакции. Особенности формирования петербургской речи. Нормы языка и речевые ошибки. Выбор слов, нормы произношения и ударения. Экскурсовод как автор, режиссер и исполнитель особого текста – экскурсии. Внешний вид экскурсовода.
Блок: Городская среда как объект экскурсии (архитектура Петербурга второй половины 19 века – 20 век).
Теория:
Разнообразие мотивов в архитектуре Петербурга второй половины 19 века – разнообразие подходов в подготовке и проведении экскурсий.
Разнообразие исторических стилей в архитектуре Петербурга середины и второй половины XIX века (эклектика). Различие и разнообразие подходов при характеристике архитектуры указанного периода. Творчество архитекторов А. Штакеншнейдера, Л. Кленце, А.Парланда. Дворец Белосельских-Белозерских. Мариинский дворец. Новый Эрмитаж. «Спас на крови».
«Модерн», «ар нуво», «югендстиль» - европейские модификации стиля рубежа 19-20 веков. Творчество архитекторов Ф. Лидваля, Г. Барановского, А. фон Гогена в Петербурге.
Особенности архитектуры конструктивизма. Особенности экскурсионной подачи материала и роли экскурсовода при проведении экскурсий, посвященных конструктивизму. Конструктивизм – авангардное искусство России 1920-1930-х годов. Архитекторы конструктивизма – Н.Троцкий, А.Гегелло, Д.Кричевский. Новый тип зданий - Дома-коммуны, фабрики-кухни, Дворцы культуры. Дом культуры имени Горького. Здание Кировского райсовета.
Сталинский ампир как отражение имперской идеи СССР. Международный (Московский проспект) – центр социалистического Ленинграда в 1930-е годы. Петербургский ампир 1820-1830-х годов и ленинградский ампир 1930-х годов. Творчество архитекторов А. Гегелло, А.Симонова, Н.Троцкого. Функциональная архитектура 1960-1980-х годов – новый этап советской архитектуры. Творчество архитекторов А.В. Васильева, Н.В.Баранова, С.И.Евдокимова, В. Каменского, С. Сперанского и др.
Блок: Экскурсоводческий практикум (тренинг навыков и умений).
Практика:
Алгоритм разработки и подготовки самостоятельной экскурсии.
Отбор и изучение экскурсионных объектов при подготовке экскурсии.
Выбор и обсуждение тем разработки самостоятельных экскурсий.
Рекомендуемые темы разработки самостоятельных экскурсий. Выбор и обсуждение темы. Определение целей, задач и вида экскурсии. Классификация разрабатываемой экскурсии по организационным признакам.
Отбор и изучение экскурсионных объектов при подготовке экскурсии.
Отбор объектов экскурсии, составление маршрута экскурсии, его обход. Изучение экскурсионных объектов. Сбор материала, его обработка и систематизация. Составление библиографии, использование других источников. Структура текста экскурсии: вступление, основная часть (остановки), заключение. Назначение «портфеля экскурсовода», его комплектование. Методическая разработка экскурсии. Составление устного текста. Логические переходы и отбор объектов показа на примере экскурсии для младших школьников «Наша главная площадь».
Применение приемов локализации событий при проведении исторической экскурсии. Разработка маршрутных листов и фрагментов экскурсий: «Октябрь 1917 – Дворцовая площадь», «14 декабря 1825 года», «Для меня самое любое время жить на даче есть осень…», «За Обводным каналом…». Экскурсии «Дворцы Невского проспекта», «Последняя дорога императора» - разработка маршрутных листов, фрагментов экскурсий с использованием перечисленных приемов характеристики объекта, комментирования, отступления.
Использование приема цитирования в экскурсии на примере литературной экскурсии. Разработка маршрутного листа экскурсии «Анна Ахматова – начало творческого пути. Царское село», «Александр Блок – юношеские годы». Расширение возможностей экскурсионного показа на примере архитектуры модерна.
Особенности композиции и декоративных приемов модерна как расширение возможностей показа в экскурсии.
Отработка применения расширенных приемов экскурсионного показа. Анализ использования приемов экскурсионного показа. Расширение использования приемов показа. Приемы зрительного монтажа, абстрагирования, зрительного сравнения, зрительной аналогии, ассоциаций на примере фрагментов: Особняк Кшесинской, Дом компании Зингер, Елисеевский магазин. Проблемные темы в экскурсии. Экскурсия –диалог «Архитектура Петербурга начала 21 века». «Дом Советов» Н.А.Троцкого на Московской площади как объект показа в экскурсии «Новый центр социалистического Ленинграда».
Отработка показа функциональной архитектура1960-1980-х годов. Здание морского вокзала, Гостиница «Прибалтийская» как объекты показа в экскурсии «Морской фасад города на Неве». Оформление текста экскурсии, методических указаний к ней и «портфеля экскурсовода».
Блок: Зачетные занятия, защита экскурсий, участие в фестивалях и конкурсах.
Практика:
Зачетные занятия и защита экскурсий на маршруте, участие в конкурсах экскурсоводов-школьников, Фестивалях экскурсий.
Блок: Деятельность внутри экскурсионного объединения
Практика:
Самореализация подростков в общественной жизни экскурсионного объединения. Проведение творческих вечеров, встреч, праздников и т.д.
Блок: Экскурсии
Практика:
Участие в тематических экскурсиях разной направленности и адресации. «Октябрь 1917 – Дворцовая площадь», «14 декабря 1825 года», «Для меня самое любое время жить на даче есть осень…», «За Обводным каналом…». «Дворцы Невского проспекта». «Последняя дорога императора». «Анна Ахматова – начало творческого пути. Царское село». «Александр Блок – юношеские годы». «Новый центр социалистического Ленинграда» «Морской фасад города на Неве». «Архитектура Петербурга начала 21 века».
V. Материальное и методическое обеспечение программы.
Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения групповых занятий, оборудованного столами, стульями, доской.
Реализация программы предполагает использование видеомагнитофона, аудио и видео кассет, телевизора, фотоаппарата, ксерокса, видеокамеры, компьютера, мультимедийной установки. Сформированного комплекса экскурсий, проведенных детьми и взрослыми экскурсоводами, итоговых тестовых заданий по годам обучения, дающих представление о том, какой объем знаний, и какие навыки должны быть сформированы у воспитанника на каждом этапе обучения, записями коллективных мероприятий: экскурсий, конкурсов, праздников, открытых занятий.
В целях создания условий для достижения современного качества образования используются эффективные методики обучения, здоровье сберегающие технологии, экскурсии – прогулки. При организации занятий используются методы:
- вербальные (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ экскурсии)
- наглядные
- практические (тренинги, практикумы, экскурсии).
- Демонстрационные
- Другие
Для психолого-педагогической поддержки воспитанников используются методы, создающие поисковые ситуации: поощрение самостоятельности воспитанника, постановка творческих задач.
Учебно-методический комплекс программы содержит:
- учебные и методические пособия для педагогов и учащихся (включает методические, учебные пособия, литературу для воспитанника и педагога)
- систему средств обучения (включает комплекс технических средств обучения – видеокассеты с записями экскурсий, мультимедийную установку, компьютер, слайд-проектор, иллюстративный и демонстрационный материал, творческие работы учащихся, тестовые задания по разделам программы и т.д.)
Для реализации блоков программы преимущественно используются следующие формы, методы, приемы, материалы, формы подведения итогов.
Наименование блоков, входящих в программу | Форма занятия | Методы, приемы | Используемые материалы | Формы подведения итогов |
Введение в программу | Беседа | Словесный | Видеокассета с экскурсиями | Опрос |
Источники изучения Петербурга | Беседа, практикум | Практический | Каталоги Библиографи ческие источники, библиотека | Самостоятельное оставление списка литературы |
Основы экскурсионной деятельности | Беседа, семинар, | Тренировочные упражнения, Показ, рассказ, демонстрация,анализ текста | Экскурсии- онные разработки, мультимедийная установка, компьютер | Зачет по темам, Прием на маршруте, Конкурс,защита творческих работ |
Городская среда как объект экскурсии | Беседа, лекция, семинар | Показ иллюстраций и видеоматериалов, словесный, демонстра- ционный, экскурсия | Иллюстрации, слайды мультимедийная установка,ком-пьютер, аудио, видео-материалы, слайды | Тест, зачет, защита работы, опрос |
Европейский архитектурный контекст Санкт - Петербурга | Беседа, лекция, семинар | Показ иллюстратив- ных и видеоматериалов, словесный, демонстра- ционный | Иллю- страции, слайды мультимедийная установка, компьютер, аудио, видеоматериалы | Тест, зачет, защита работы, опрос |
Экскурсоводческий практикум (тренинг навыков и умений) | Тренинг Консультация, семинар | Экскурсия, Методы и приемы экскурсии, анализ текста, работа по образцу, наблюдение | Экскурсиион-ные тексты, мультиме дийная установка, компьютер множительная техника (подготовка материалов к занятиям, экскурсиям, конкурсам) | Сдача текстов экскурсий, сдача фрагментов и экскурсий на маршруте, Участие в конкурсах, фестивалях |
Источники, используемые при составлении программы. 1. Аксельрод В.И. Критерии и показатели результативности образовательных программ. Проблемы развития туристско-краеведческой деятельности. Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. 3-4 декабря 2005. Материалы конференции. 2. Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. - П., 1923 3. Анциферов Н.П. Город как объект экскурсий для внешкольников. - П., 1924 4. Гутков А.Э. Мир архитектуры. - М., 1987 5. Гутков А.Э. Глазычев В.Л. Мир архитектуры. - М., 1989 6. Грабарь И. Петербургская архитектура 18 – второй пол. 19 века. – СПб, 1997. 7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1968 8. Зодчие Санкт-Петербурга 18 века. – СПб, 1997 9. Зодчие Санкт-Петербурга 19 – начала 20 века. – СПб, 1998 10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М., 2002. 11. Кашекова И.Э. От античности до модерна. Стили в художественной культуре. - М., 2000 12. Кохтев Н.И. Риторика. - М., 1994 13. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры 18 века. - М., 1972. 14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02. 2002.№ 393. Учительская газета. - Февраль 2002. 15. Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории. – СПб, 2004. 16. Петропавловский собор. Усыпальница русских императоров. Авт.сост. С.В. Трофимов. - СПб., 1998. 17. Образовательная программа Юношеского университета Петербурга. Санкт-Петербургский Городской Дворец Творчества Юных. Коллектив авторов: Аксельрод В.И., Бессонов Б.Л., Богуславский Г.А., Ерофеев А.Д. – СПб, 2003. 18. Программа подготовки экскурсоводов-школьников. Пропедевтический курс. Лескова Г.А., Столбова Н. П. Город и район накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Сборник. - СПб, 2002. 19. Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992 |
Календарно-тематическое планирование для групп 2 года обучения
№ п/п | № занятия | Краткое содержание | Кол-во часов | Дата |
Тема 1: Вводное занятие | 2 | |||
1 | 1. | Вводное занятие ОТ и ТБ. Задачи 2 года обучения | 2 | |
Тема 2: Основы экскурсионной деятельности | 14 | |||
2 | 1 | Классификация экскурсий применительно к выбору экскурсовода-школьника. | 2 | |
3 | 2 | Применение приема локализации событий при ведении исторической экскурсии. | 2 | |
4 | 3 | Понимание авторской идеи – необходимый атрибут в подготовке экскурсоводов. | 2 | |
5 | 4 | Введение новых приемов рассказа и показа в экскурсии. | 2 | |
6 | 5 | Стиль и особенности речи экскурсовода. | 2 | |
7 | 6 | Использование интерактивных приемов в работе с экскурсантами. | 2 | |
8 | 7 | Роль экскурсовода в активизации экскурсионного объекта, образность при проведении экскурсии. | 2 | |
Тема 3: Городская среда как объект экскурсии (Архитектура Петербурга второй половины 19 – 20 в.в.) | 28 | |||
9 | 1 | Разнообразие мотивов в архитектуре Петербурга 19 – 20 века. | 2 | |
10 | 2 | Разнообразие подходов в подготовке и проведении экскурсий. | 2 | |
11 | 3 | Архитектура петербурга во второй половине 19 века. | 2 | |
12 | 4 | Архитектура Петербурга в 20 веке. Обзор. | 2 | |
13 | 5 | Архитектурный стиль «Эклектика». | 2 | |
14 | 6 | Архитектурный стиль «Модерн». | 2 | |
15 | 7 | Архитектурный стиль «ар нуво». | 2 | |
16 | 8 | Архитектурный стиль «югендстиль» - европейские модификации. | 2 | |
17 | 9 | Архитектурный стиль «конструктивизм». | 2 | |
18 | 10 | Особенности архитектуры конструктивизма. | 2 | |
19 | 11 | Архитектурные памятники конструктивизма. | 2 | |
20 | 12 | Особенности архитектурного стиля «ампир». | 2 | |
21 | 13 | Сталинский ампир. Архитектурные памятники. | 2 | |
22 | 14 | Функциональная архитектура 1960 – 1980 годов. | 2 | |
Тема 4: Экскурсоводческий практикум | 46 | |||
23 | 1 | Экскурсоводческий практикум: Экскурсия. Обзор тем. | 2 | |
24 | 2 | Экскурсоводческий практикум: выработка алгоритма. | 2 | |
25 | 3 | Выработка алгоритма. Разработка самостоятельных экскурсий. | 2 | |
26 | 4 | Выработка алгоритма. Разработка самостоятельных экскурсий. | 2 | |
27 | 5 | Разработка индивидуальных экскурсий. | 2 | |
28 | 6 | Разработка экскурсии, посвященной «Дороге жизни» (к юбилею ВОВ). | 2 | |
29 | 7 | Разработка экскурсии «Начало «Дороги жизни»». | 2 | |
30 | 8 | Экскурсия»Шоссе Революции – начало «Дороги жизни»». | 2 | |
31 | 9 | Памятники ВОВ на шоссе Революции (обелиски, кинотеатр, храм). | 2 | |
32 | 10 | Экскурсия. Большеохтинское кладбище. Захоронения ВОВ. | 2 | |
33 | 11 | Отбор и изучение экскурсионных объектов. | 2 | |
34 | 12 | Отбор и изучение экскурсионных объектов. | 2 | |
35 | 13 | Подготовка экскурсии «Шоссе Революции». | 2 | |
36 | 14 | Подготовка экскурсии «Большая Пороховская улица». | 2 | |
37 | 15 | Отработка приема цитирования в экскурсии на примере литературной экскурсии. | 2 | |
38 | 16 | Отработка приема цитирования в экскурсии на примере литературной экскурсии. | 2 | |
39 | 17 | Отработка приема цитирования в экскурсии на примере литературной экскурсии. | 2 | |
40 | 18 | Применение приемов локализации событий при проведении исторической экскурсии. | 2 | |
41 | 19 | Отработка применения расширенных приемов экскурсионного показа. | 2 | |
42 | 20 | Отработка применения расширенных приемов экскурсионного показа. | 2 | |
43 | 21 | Отработка применения расширенных приемов экскурсионного показа. | 2 | |
44 | 22 | Отработка показа функциональной архитектуры 1960 – 1980 годов. | 2 | |
45 | 23 | Отработка показа функциональной архитектуры 1960 – 1980 годов. | 2 | |
Тема 5: Экскурсии | 36 | |||
46 | 1 | Подбор материала по истории Петербурга второй половины 19 – 20 в.в. | 2 | |
47 | 2 | Подбор материала по истории Петербурга второй половины 19 – 20 в.в. | 2 | |
48 | 3 | Обсуждение материала по истории Петербурга второй половины 19 – 20 в.в. | 2 | |
49 | 4 | Обсуждение материала по истории Петербурга второй половины 19 – 20 в.в. | 2 | |
50 | 5 | Экскурсии: Участие в тематических экскурсиях на материалах истории Петербурга. | 2 | |
51 | 6 | Тематические экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 19 века. | 2 | |
52 | 7 | Тематические экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 19 века. | 2 | |
53 | 8 | Тематические экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 20 века. | 2 | |
54 | 9 | Тематические экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 20 века. | 2 | |
55 | 10 | Обзорные экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 19 века. | 2 | |
56 | 11 | Обзорные экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 19 века. | 2 | |
57 | 12 | Обзорные экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 20 века. | 2 | |
58 | 13 | Обзорные экскурсии на материалах истории Петербурга второй половины 20 века. | 2 | |
59 | 14 | Участие в тематических экскурсиях на материалах истории Петербурга 19 века. | 2 | |
60 | 15 | Участие в тематических экскурсиях на материалах истории Петербурга 19 века. | 2 | |
61 | 16 | Участие в обзорных экскурсиях на материалах истории Петербурга 20 века. | 2 | |
62 | 17 | Участие в обзорных экскурсиях на материалах истории Петербурга 20 века. | 2 | |
63 | 18 | Лучшие тематические и обзорные экскурсии. Подведение итогов проделанной работы. | 2 | |
Тема 6: Зачетные занятия, защита творческих работ. | 10 | |||
64 | 1 | Контрольные и зачетные занятия по программе. Защита экскурсий в конкурсах. | 2 | |
65 | 2 | Контрольные и зачетные занятия. тесты по истории Петербурга. | 2 | |
66 | 3 | Зачетное занятие «Своя игра» по истории Петербурга. | 2 | |
67 | 4 | Защита экскурсии в конкурсах и на маршруте. | 2 | |
68 | 5 | Защита экскурсии в конкурсах и на маршруте. | 2 | |
Тема 8: Деятельность воспитанников внутри экскурсионного объединения | 8 | |||
69 | 1 | Обсуждение проведенных творческих встреч. | 2 | |
70 | 2 | Обсуждение и составление сценария проведения тематического вечера. | 2 | |
71 | 3 | Тематический вечер, посвященный Дню рождения города. | 2 | |
72 | 4 | Заключительное занятие. Планы на следующий год. | 2 | |
ИТОГО | 144 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка «Школьный экскурсовод»
В методической разработке "Школьный экскурсовод" собраны основные требования к организации и проведению экскурсий.Данный материал предназначен помочь руководителям школьных музеев, юным экскурсов...
Методическая разработка - Экскурсоводы (1 год)
Обучение профессии экскурсовод....
Методическая разработка - Экскурсоводы (3 год)
Обучение профессии экскурсовод....
Методическая разработка урока "Я - экскурсовод"
Целью данного урока является разработка и проведение фрагмента экскурсии по исторической части Васильевского острова. Санкт-Петербург является культурной столицей России, в связи с этим особое значени...
Некоторые вопросы методической подготовки экскурсоводов-школьников
В данной работе представлен краткий обзор методики экскурсионной работы, предназначенный для подготовки к занятиям педагогами дополнительного образования, реализующим программу дополнительного образов...