Методическая разработка «Школьный экскурсовод»
методическая разработка по теме

Литвинова Елена Анатольевна

В методической разработке "Школьный экскурсовод" собраны основные требования к организации и проведению экскурсий.

Данный материал предназначен помочь руководителям школьных музеев, юным экскурсоводам  в организации и проведении экскурсий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no1_metodichka_ekskursovoda.docx270.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

         Школьный                                     экскурсовод

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Составитель: Литвинова Е.А.

Методическая разработка «Школьный экскурсовод» – Березовский: МОУДОД «ЦРТДиЮ», 2010. – 28с.

В методической разработке собраны основные требования к организации и проведению экскурсий.

Данный материал предназначен помочь руководителям школьных музеев, юным экскурсоводам  в организации и проведении экскурсий.

ВВЕДЕНИЕ

Экскурсия (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. (Большая советская энциклопедия)

Экскурсия [латин. excursio — вылазка]. Коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью. Ботаническая экскурсия. Экскурсия в музей, в горы. Загородная экскурсия. Дальняя экскурсия (на далекое расстояние). (Толковый словарь русского языка Ушакова)

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

Экскурсовод - это человек, который является гидом и одновременно проводником по какой - либо местности, пути, городу или достопримечательностям. Экскурсовод является частью услуги, которая входит в стоимость туристического путешествия.

История развития

Экскурсии возникли в конце 18 — начале 19 вв., как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у учащихся, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение 19 в. экскурсии постепенно становятся органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов, в том же году вышла книга об основных принципах экскурсионной методики "Школьные экскурсии, их значение и организация" (под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча). Параллельно с учебными с конца 19 — начала 20 вв. стали проводиться экскурсии культурно-просветительского направления, появились спец. экскурсионные организации. В 1907 при Российском обществе туристов (РОТ) основана организация "Экскурсии по России", в 1914—1916 издавался журнал "Экскурсионный вестник" (Москва), в 1914—1917 — "Русский экскурсант" (Ярославль). В первых декретах Советской власти о школе экскурсии рассматривались как обязательный элемент учебного процесса. В 1918 в Москве основано Центральное бюро школьных экскурсий. В конце 20 — начале 30-х гг. экскурсии культурно-просветительского характера стали составной частью туризма. В 1928 создано акционерное общество "Советский турист", преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В 30-е гг. в некоторых городах открылись экскурсионно-туристские станции Наркомпроса. В 1936 ЦИК СССР возложил руководство развитием туризма и экскурсий на ВЦСПС и его организации. После Великой Отечественной войны 1941—1945 деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС активизировалась во всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных городах были созданы советы по туризму, в которые вошли представители государственных и общественных организаций, соучаствующих в туристско-экскурсионном обслуживании трудящихся. Широкий размах экскурсионное дело приобрело после постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране" (1969).

Классификация экскурсий

Общепринятой является классификация в основе, которой лежит деление экскурсий на группы: по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения.

        По содержанию. В эту группу входят два вида экскурсий – обзорные (многоплановые) и тематические, учебные. 

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны, поэтому они получили название многоплановых. Они строятся на показе самых различных объектов. Это памятники  истории и культуры, места знаменательных событий, улицы и площади, предприятия, природные объекты и т.п. обзорные экскурсии дают общее представление о городе или пригородах, о тех замечательных людях, которые здесь жили. В любой обзорной экскурсии одна из подтем является ведущей, в ней раскрывается материал особенно важный и характерный для данного города.

        Второй вид экскурсий по содержанию – тематические. Они подразделяются на исторические, производственные, природоведческие или экологические, искусствоведческие, архитектурно-градостроительные и литературные.

        Исторические экскурсии по своему содержанию подразделяются на историко-краеведческие, военно-исторические, историко-биографические, археологические и этнографические. Исторические экскурсии разделяются по основным периодам: история края в дореволюционный период и история страны от Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней. В археологических экскурсиях ведется показ памятников материальной культуры, обнаруженных при раскопках древних поселений, мест погребений, военных укреплений. Экскурсанты осматривают орудия труда и созданные с их помощью жилища, утварь, оружие, произведения искусства, украшения. Этнографические экскурсии посвящены ознакомлению с материальной и духовной культурой, особенностями быта народов, населяющих нашу страну. Подтемы таких экскурсий раскрывают историю поселений, жилища, одежды.

 Производственные экскурсии делятся на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические, профессионально-ориентационные для учащихся.          

Производственно-исторические раскрывают историю предприятия.     Производственно-экономические связаны с вопросами себестоимости продукции, производительности труда, научной организации труда, качества изделий.            

Производственно-технические знакомят с технологическим процессом, работой отдельных цехов и участков.

        В особую группу выделяются специализированные производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков.

        Природоведческие экскурсии подразделяются на гидрогеологические, геологические, ботанические, зоогеографические, ландшафтные.

        Искусствоведческие экскурсии объединяются в подгруппы: историко-театральные, историко-музыкальные, с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по центрам народных художественных промыслов, по местам жизни и деятельности артистов и художников.

        Литературные экскурсии принято группировать следующим образом:

Литературно-биографические — по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя.

Литературно – художественные  - по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; дающие представление о творчестве одного архитектора; знакомящие с застройкой города по генеральному плану; экскурсии по новостройкам — показ хода строительства. Последние иногда относят к группе производственных экскурсий.

Учебная экскурсия рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов (экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок, учебная экскурсия для специальной аудитории).

        По составу участников. Экскурсии подразделяются на индивидуальные и коллективные, проводятся для взрослой или детской аудитории; для местного населения или для приезжих; для городского или сельского населения и т.п., с учетом особенностей восприятия.

        По месту проведения. Различают экскурсии городские, загородные, производственные и музейные.

        Городская экскурсия проводится по территории города и предусматривает показ всего города или одной из его частей. Они бывают обзорными, тематическими и комплексными. В комплексных экскурсиях осмотр города сочетается с посещением музея и показом части его экспозиции, раскрывающей одну из подтем экскурсии.

        Загородная экскурсия рассчитана на выезд группы за пределы города. При этом экскурсия может проводиться только в конечном пункте или в пути следования. Некоторые загородные экскурсии построены на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте.

По способу передвижения. Экскурсии бывают пешеходные и транспортные, состоящие из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути материала, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

        По форме проведения. Различают экскурсию-массовку, экскурсию-прогулку, экскурсию-урок, экскурсию с показом кинофильмов, экскурсию-обсуждение, экскурсию-концерт, учебную экскурсию, экскурсионный спектакль.

Методика проведения экскурсий

Методика подготовки и проведения экскурсий предполагает умение наиболее убедительно раскрыть тему экскурсии, правильно расположить экскурсионный материал, полно использовать зрительные и словесные доказательства.

В экскурсионной методике различают два вида приемов: один из них применяют во всех экскурсиях независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ, другие применимы при показе только данного объекта.

        Методические приемы позволяют сосредоточить внимание экскурсантов на зрительных объектах, лучше усвоить содержание экскурсий.

        Различают две группы методических приемов проведения экскурсий: приемы показа и приемы рассказа. Показ и рассказ должны вестись экскурсоводом в соответствии с требованиями методической разработки, с учетом особенностей данной конкретной экскурсионной группы.

        Основой для проведения экскурсии на любую тему является ряд методических документов: текст экскурсии, методическая разработка, схема маршрута следования экскурсионной группы, карточки (паспорта) экскурсионных объектов, включенных в экскурсию, паспорт маршрута (для автобусной экскурсии), список литературы по теме, материалы к экскурсии (справки, статистические данные, дополнительные фотографии, копии документов и т.п.), список экскурсоводов, которые допущены к проведению данной экскурсии.

        Существует два вида текстов: контрольный и индивидуальный. Контрольный текст первичный по времени создания, составляется творческой группой при разработке новой темы экскурсии. Он представляет собой материал, необходимый для наиболее полного  раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию, содержит факты и примеры, характеризующие основные вопросы каждой из подтем. В тексте формулируется определенная  точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия. Контрольный текст служит основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему.

        Индивидуальный текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно, на основе контрольного текста.

        Требования к любому тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала (даты, цифры, факты, фамилия и др.), наличие информации по теме, обязательное полное раскрытие темы, хороший литературный язык.

Контрольный текст содержит хронологическое изложение материала, не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности. Практически он является тщательно подобранным и выверенным (со ссылками на источники)  материалом, изложенным в соответствии с требованиями. Контрольный текст представляет собой материал в помощь экскурсоводам. На его основе могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему для разных групп.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного  состоит в том, что он отражает структуру экскурсии, и построен в полном соответствии с ее маршрутом. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст делится на части, каждая посвящена одной из подтем. Все части строятся по следующей схеме: характеристика объекта; общий материал, посвященный определенному периоду истории, в целом по городу, области; обобщения и выводы по раскрываемой подтеме; логический переход к следующей подтеме.

Построение всех индивидуальных текстов одинаково. Они состоят из трех частей: вступления, основной части и заключение.

Вступление, в свою очередь, подразделяется на две организационную и информационную. В первой части экскурсовод называет свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с водителем автобуса, с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место ее окончания,  проводит инструктаж экскурсантов о правилах безопасности на улицах и правилах  поведения в автобусе. Во второй части вступления кратко излагается содержание мероприятия, его задачи, называются отдельные подтемы, упоминаются два-три объекта без подробной характеристики.

Задача экскурсовода — заинтересовать аудиторию, привлечь внимание участников мероприятия к объектам, которые будут показаны. Основное требование к вводному слову — краткость. Вступительная часть не связана с показом объектов. Рекомендуется вступление проводить после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы здания и другие объекты не отвлекали участников экскурсии.

После вступления следует основная часть — показ и рассказ, раскрывающие тему. Структура этой части более сложна, в нее входит от 5 до 12 подтем. Каждая из них раскрывается на одном или нескольких объектах.

В заключительной части экскурсии подводятся итоги тому, что увидел и услышал экскурсант. Экскурсовод излагает выводы по теме в целом, подчеркивает основное, как бы обобщает впечатления экскурсантов. В индивидуальном тексте это занимает не более полутора-двух страниц.

 Все подтемы экскурсии должны быть связаны между собой. Важную роль в этом играют логические переходы. Хорошо подобранные и составленные, они придают экскурсии стройность.

   При переходе от одной подтемы к другой пользуются и формальными переходами, не связанными с содержанием экскурсии. Например: «А теперь мы проедем на центральную улицу города», «Давайте осмотрим еще один интересный памятник». 

В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, неизбежны переходы такого рода: «Теперь посмотрите сюда» или «Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом». Необходимы такие переходы при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, посвященные различным подтемам, расположены рядом друг с другом. Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду от объекта к объекту. Однако он может начинаться до передвижения экскурсантов к следующей остановке или заканчиваться уже на остановке.

Методическая разработка экскурсии

Методическая разработка — документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какие методические приемы следует применить для того, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно.

В методической разработке содержатся советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие наглядные материалы нужно продемонстрировать. Здесь же даются рекомендации по технике проведения экскурсии — расположению группы у объектов, темпу движения экскурсантов на маршруте, пути следования от объекта к объекту.

 Методическая разработка излагает требования методики к построению конкретной экскурсии с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Этот документ делает обязательными для экскурсоводов рекомендации по методике проведения экскурсии на определенную тему и для определенной группы экскурсантов (дети, допризывная молодежь, труженики  и т. д.).

Методическая разработка является документом, без которого экскурсия на данную тему не может проводиться.

 Правильно составленная методическая разработка дисциплинирует экскурсовода, направляет его внимание на раскрытие темы в четкой последовательности. В ней указываются цель и тема экскурсии, перечисляются объекты показа, формулируются подтемы и включенные в них основные вопросы, называются общая продолжительность экскурсии и время, отводимое на методические приемы показа и рассказа.

 В начале методической разработки излагаются общие методические указания, которые напоминают экскурсоводу о закономерностях методики проведения экскурсии, даются советы, как эффективнее использовать методические приемы, учесть особенности маршрута, избежать утомления экскурсантов.

 Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение располагаются до и после материалов, излагаемых по схеме, которая объединяет семь граф. Вступление и заключение не разносятся по графам.

 Материал основной части в методической разработке любой экскурсии располагается по следующей форме:

Маршрут экскурсии

Остановки

Объекты показа

Продолжительность

экскурсии, час/мин

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организационные указания

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7

В графе «Маршрут экскурсии» называются улицы, переулки, бульвары, площади, шоссе (реки, каналы — в экскурсии на теплоходе), по которым следуют экскурсанты. Здесь же называются начальный и конечный пункты маршрута. Первой называется та улица или площадь, где дается вводная часть (введение). После этого называется отрезок маршрута, до того места, где будет раскрыта первая подтема экскурсии.

При составлении методической разработки автобусной экскурсии не следует путать место посадки экскурсионной группы в автомашину (у предприятия, общежития, Дома культуры и т. д.) с местом, где должна начаться сама экскурсия. Расстояние между этими пунктами нередко составляет 10 и более километров. Независимо от этого вступительная часть экскурсии делается не на месте посадки экскурсантов, а обычно неподалеку от тех объектов, где раскрывается первая подтема. В таком случае экскурсовод, вошедший в автобус на месте посадки группы, представляется экскурсантам, знакомит их с водителем автобуса, сообщает тему предстоящей экскурсии и называет место, где она начинается. В пути к этому месту экскурсовод проводит путевую экскурсионную информацию, давая краткие справки о городе и тех достопримечательностях, мимо которых следуют экскурсанты.

        В графе «Остановки» называются точки маршрута, где останавливается автобус и предусмотрен выход группы или же предполагается осмотр экскурсионного объекта из окон автобуса без выхода из автобуса. В пешеходных экскурсиях в этой графе называется то конкретное место, где группа располагается для знакомства с объектом.

В графе «Объекты показа» перечисляются памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показываются на данной остановке, в ходе переезда на автобусе или передвижения пешеходной группы.

В графе «Продолжительность экскурсии» указывается время, которое необходимо на показ данного объекта (или объектов), на рассказ экскурсовода и на передвижение по маршруту к следующей остановке. Здесь же учтено время, затрачиваемое на движение между объектами.

В графе «Наименование подтем и перечень основных вопросов» записи носят краткий характер, излагать содержание рассказа экскурсовода не следует. В графе называется подтема, которая раскрывается на данной остановке. В графе четко формулируются основные вопросы, излагаемые в рассказе экскурсовода. Количество основных вопросов, входящих в подтему, обычно не превышает трех — пяти. Не следует вводить в подтему слишком разные по своему содержанию вопросы.

В графе «Организационные указания» экскурсовод должен получить рекомендации по вопросам организации экскурсии: о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте (при переходе улицы, шоссе, выходе к памятнику) и выполнении санитарно-гигиенических требований, правил поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры, а также требований к экскурсантам по охране природы и противопожарной безопасности.

Важное место занимает ответ на вопрос, где и как поставить экскурсионную группу на открытом пространстве — на улице, площади, в сквере. В методических разработках городских обзорных и тематических экскурсий делается, например, такая запись: «Автобус поставить у здания вокзала так, чтобы экскурсантам была хорошо видна мемориальная доска», «Автобус поставить напротив дома № 68. С группой, соблюдая правила перехода улицы, подойти к дому».

В этой же графе приводится осенне-зимний вариант остановок с меньшей продолжительностью пребывания на открытом воздухе, в дождливые и морозные дни. Осенью и зимой рассказ, связанный с объектом, около которого остановился автобус, может быть начат до выхода группы из автобуса или закончен после ее возвращения в автобус.

В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о месте для санитарных остановок, рекомендации по правилам передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи магистралей с оживленным движением.

При проведении экскурсий на производственно-экономические темы, особенно с посещением действующих производственных цехов, в указанной графе приводятся рекомендации по технике безопасности, делаются ссылки на инструкцию администрации предприятия, где перечисляются обязательные правила для экскурсантов во время пребывания на заводе, фабрике, комбинате.

Последняя графа — «Методические указания» — определяет направление всего документа в целом. В эту графу включаются конкретные указания по методике проведения экскурсии. Здесь нельзя ограничиться лишь перечислением рекомендуемых методических приемов. Экскурсовод должен получить четкое представление о том, как использовать рекомендованный методический прием.

В этой графе излагаются также содержание логического перехода к следующей подтеме, варианты переходов в зависимости от аудитории, даются рекомендации по показу наглядных материалов. Сюда же включаются советы об использовании движения экскурсантов около объектов в качестве методического приема.

Методические приемы показа

В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу». Наличие показа, его первенствующая роль являются основой экскурсии.

В практике экскурсионных учреждений получили распространение следующие приемы показа: предварительный осмотр, зрительный анализ, зрительная реконструкция, зрительный монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, прием заданий.

Предварительный осмотр. Этот методический прием используется в момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Экскурсовод называет памятник: «Перед вами находится Спасская башня». Тем самым он приглашает экскурсантов самих рассмотреть объект, выявить наиболее интересные детали. Для тех, кто впервые попал в Кремль, прием предварительного осмотра царь-колокола или колокольни Ивана Великого дает возможность совместить свое представление об объекте, составленное по изображениям в книгах и на открытках, со своими зрительными впечатлениями.

Экскурсовод начинает рассказ об объекте и событиях, связанных с ним, только после того, как экскурсанты осмотрят его. На предварительный осмотр отводится не более полутора-двух минут. Перед началом предварительного осмотра экскурсантам могут быть даны некоторые советы, задача которых — обратить их внимание на какие-то конкретные детали.

Различают прием предварительного осмотра и прием предварительного обзора. Осмотр — это показ экскурсионного объекта, обзор — прием рассказа экскурсовода, который предваряет показ объекта.

Экскурсионный анализ. Связан с показом объектов. Анализируется тот объект, который находится перед группой в данный момент.

Анализ представляет собой исследование путем мысленного расчленения зрительно воспринимаемого объекта на его составные части. При этом могут быть выделены различные детали и признаки.

Виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, который применяется при показе произведений изобразительного искусства, архитектуры; исторический — при показе зданий, связанных с историческими событиями; естественнонаучный — при показе объектов природы.

В ходе анализа могут быть использованы различные методические приемы. Экскурсионный объект или комплекс объектов расчленяется экскурсоводом на составные части, затем каждая из них подвергается анализу. В методической разработке делается при этом соответствующая запись.

Для удобства анализа экскурсовод выделяет объект из окружающей среды. Он говорит, например: «Раньше это здание находилось в центре большого парка. Других зданий вблизи не было. Жилой массив появился позднее». Экскурсанты получают задание «устранить» более поздние постройки из пределов видимости, т. е. по возможности не видеть их. Окружающая среда — не только строения и сооружения. Это и природа, деревья, другие памятники и т. д.

Экскурсовод должен получить конкретные указания, как вести анализ в экскурсии.

Одна из задач экскурсионного анализа — привить экскурсантам навыки самостоятельного анализа, умение при осмотре расчленить объект на составные части, выявить наиболее важные стороны и на основе этого уяснить его сущность.

Прием зрительной реконструкции. Задача этого методического приема — помочь экскурсантам получить представление об объекте, который в данный момент предстает перед ними в ином виде, или о событии, которое произошло на этой этом месте, в этом здании задолго до нынешнего дня.

Прием зрительной реконструкции используется при показе тех памятных мест, проходили сражения, забастовки, митинги, и другие знаменательные события. Этот прием используется также в экскурсиях, где показываются памятники архитектуры. Экскурсовод прибегает к нему, когда здание, о котором идет речь, перестроено или не сохранилось.

Эффективность приема зрительной реконструкции зависит от подготовительной работы. Экскурсовод должен хорошо изучить местность, где происходили события. Знание всех обстоятельств исторического события помогает экскурсоводу стать как бы его очевидцем, он должен зрительно представлять, как все происходило.

Экскурсоводу необходимы также знания об объекте, который подвергается мысленному восстановлению или изменению. Он должен четко представлять объект в его первозданном виде. С этой целью экскурсовод в ходе подготовки к своей первой экскурсии проводит зрительную реконструкцию здания, памятника, местности. Тогда он сможет помочь экскурсантам увидеть то, что ясно видит сам. Это относится и к восстановлению памятника в первоначальном виде, и к зрительному воссозданию картины события, связанного с этим местом.

Прием реконструкции дает возможность не только «воздвигнуть» здание перед мысленным взором экскурсанта, но и населить его людьми, когда-то здесь жившими.

Большое значение имеют конкретные, хорошо запоминающиеся детали. Например, знание времени события даёт возможность представить картину раннего утра, дня, вечера. Задача экскурсовода — помочь экскурсантам увидеть и как это происходило.

Прием зрительной реконструкции используется также при раскрытии подтемы, связанной с будущим города, его улиц, площадей. С помощью схем, фотографий, макетов и пояснений экскурсовода воссоздается облик будущего.

Прием зрительного монтажа. Является одним из вариантов методического приема реконструкции. Используя прием зрительного монтажа, экскурсовод составляет нужный образ. При этом как бы суммируются отдельные, наиболее характерные детали нескольких зданий или нескольких памятников. В этом приеме активно используются наглядные материалы.

Прием локализации событий. Построен на связи события с определенным местом, на ограничении действия, явления определенными пространственными рамками. Этот прием дает возможность ограничить внимание экскурсантов частью объекта, привлечь их взгляды к конкретной территории, к тому месту, где произошло событие. Этот прием обеспечивает переход от общего к частному.

Перед экскурсоводом, который использует прием локализации, ставится задача отграничить рассматриваемое событие от других событий; показать, что событие, о котором идет речь, произошло именно здесь, как говорят экскурсоводы, «топнуть ногой» на этом месте; описать определенную часть здания, сооружения, памятника, абстрагируясь от других его частей.

Прием локализации способствует появлению у экскурсантов чувства сопричастности к рассматриваемым событиям.

Прием зрительного сравнения. Этот прием построен на сравнении различных предметов или сопоставлении различных признаков, сторон одного объекта. Используется сравнение демонстрируемого объекта с объектом, который известен всем экскурсантам, но находится в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии.

Задача экскурсовода — вызвать в памяти экскурсантов зрительный образ аналогичного объекта (здания, памятника, реки, растения), который они видели до этого. У каждого экскурсанта может быть своя аналогия. Иногда этот прием называют приемом зрительной ассоциации.

Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину здания, сооружения, количество выпускаемой предприятием продукции, скорость движения и т. д. Это позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров.

Показ мемориальной доски. При наличии на историческом здании, сооружении, памятнике мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта, рассказа о событиях, которые здесь произошли. После этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску. Здание (сооружение, памятник) было очевидцем события, доска была установлена значительно позднее. Не рекомендуется дословно прочитывать надпись на мемориальной доске, когда она находится в пределах видимости экскурсантов.

Иногда освещение подтемы начинается с мемориальной доски. Делается это в том случае, когда она установлена па здании, воздвигнутом на месте нахождения дома, где произошло историческое событие, а сам объект, о котором идет речь, до нашего времени не сохранился.

Методические приемы рассказа

Рассказ — элемент экскурсии. По отношению к показу он вторичен и, как правило, подчинен ему. Рассказ носит подчиненный характер и тогда, когда он предваряет встречу экскурсантов с объектом, ориентируя их на целенаправленный осмотр.

Соотношение показа и рассказа не во всех экскурсиях одинаково и зависит от темы и вида экскурсии, наличия и характера показываемых объектов, состава экскурсантов.

Продолжительность рассказа изменяется в зависимости от содержания подтемы и характера объектов.

Особенность рассказа на экскурсии в том, что часть пояснений мастерством экскурсовода превращается в зрительные образы. Задача экскурсовода — сделать свой рассказ зрительно воспринимаемым. Задача экскурсанта —   «запомнить» рассказ зрительно.

Существуют следующие приемы рассказа: экскурсионная справка; описание (характеристика) объекта; объяснение; комментирование (репортаж); цитирование; литературный монтаж.

Экскурсионная справка. Дается в связи с показом объекта. Этот прием используется при осмотре дополнительных объектов, когда выход из автобуса для более глубокого ознакомления с ними не предусмотрен. В экскурсионной справке сообщаются основные данные об объекте: дата постройки, авторы проекта, размеры и т. д.

Эта часть рассказа экскурсовода по своему характеру напоминает путевую экскурсионную информацию. Экскурсионные справки даются между подтемами в ходе автобусной экскурсии. Размер их зависит от времени переезда. Содержание каждой справки обычно бывает связано с темой экскурсии.

Описание объекта. Представляет собой более подробное изложение фактического материала об объекте, широкую его характеристику. Дается описание событий, связанных с объектом.

Этот прием используется при показе объекта на остановке с осмотром его из окна автобуса. Время, отведенное для описания объекта, равно двум-трем минутам. В методической разработке делается запись: «Рассказ вести, используя прием описания памятника».

Прием объяснения. Представляет собой подробный рассказ об объекте, носит доказательный характер. Как правило, сначала излагается событие, связанное с данным объектом, затем поясняются его сущность и причины.

Прием объяснения используется во всех экскурсиях. В производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, например, с помощью этого приема объясняются внутренние связи процессов и явлений.

Прием комментирования. Используется в отдельных экскурсиях. Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в движении, когда он изменяется во время наблюдения. Например, возведение многоэтажного дома, работа токаря на станке, движущийся конвейер, где происходит сборка. Экскурсовод комментирует производственный процесс, наблюдаемый экскурсантами, обращая их внимание на изменения, которые происходят на их глазах: в облике здания, во внешнем виде обрабатываемой детали. В результате этого экскурсанты получают правильное представление о наблюдаемом процессе.

Прием цитирования. Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсанта зрительный образ. В тексте экскурсии используются различные цитаты: отрывки из художественных произведений (проза, стихи), из воспоминаний, из эпистолярного наследия, из донесений и приказов военного времени и др.

В рассказе экскурсовода могут быть также использованы цитаты из исторических документов. Такие цитаты преследуют другую задачу — устного доказательства выдвинутого в рассказе положения. В таком виде прием цитирования используется реже.

Прием литературного монтажа. Рассказ строится на определенном наборе отрывков из литературных произведений, документов, воспоминаний, статей в периодической печати, раскрывающих подтему экскурсии или один из основных вопросов подтемы. Прием литературного монтажа дает возможность воссоздать картину событий, собрать отдельные куски, части в одно смысловое целое, изложить их в требуемой методической разработкой последовательности.

Для литературного монтажа и цитирования нужно подбирать такие отрывки, которые позволят экскурсантам увидеть динамику событий, образно представить то, о чем идет речь.

Используются и другие приемы рассказа: прием нарастания событий (накопления материала), аналогии, контраста, отступления от темы.

Движение в экскурсии

    Одним из признаков, характеризующих экскурсию, является постоянное движение экскурсионной группы.

Движение в экскурсии происходит в двух формах: как передвижение от объекта к объекту (на автобусе, троллейбусе, пешим путем), следование по заранее составленному маршруту; так и движение относительно объекта для лучшего его наблюдения.

Контакт экскурсовода с группой

Контакт с экскурсантами начинает устанавливаться в первые же минуты знакомства экскурсовода с группой. Затем связи с аудиторией укрепляются в течение всей экскурсии.

 Экскурсовод осуществляет руководство группой, он требует соблюдения строгой дисциплины всеми экскурсантами. В случае необходимости он делает строгие, но тактичные замечания в отношении разговоров, шума, смеха. Требования к лицам, нарушающим тишину и порядок, экскурсовод предъявляет не только от себя лично, но и от имени большинства экскурсантов. При этом нужно избегать как высокомерия, так и заискивания перед людьми. Экскурсоводу нельзя переходить на фамильярный тон. Он является и пропагандистом, и воспитателем одновременно, эти его обязанности диктуют ему доброжелательность и требовательность по отношению к своим слушателям.

 Экскурсовод во время экскурсии уделяет постоянное внимание всей группе. Неправильно, когда в своем рассказе он обращается к одному экскурсанту, проверяя доходчивость излагаемого материала по его реакции.

 Важно добиться заинтересованного отношения всей группы к своей работе, к объектам показа и рассказа. Повторение стандартных фраз: «Как вы хорошо знаете...», «Как вы отлично помните...» — рассеивает внимание участников, многие перестают слушать. Экскурсовод успевает уверить экскурсантов в том, что все содержание экскурсии им заранее известно и ничего нового они не увидят и не услышат. Чтобы избежать этого, рекомендуется в самом начале экскурсии заинтересовать группу, пообещав богатые зрительные впечатления, новые открытия.

 Нередко участники экскурсий задают экскурсоводу вопросы о каких-либо объектах — зданиях, сооружениях, улицах, площадях, а часто о событиях, иногда совсем не связанных с темой экскурсии. Ответы на такие вопросы, интересующие лишь одного-двух человек, отвлекают других участников от восприятия темы. Нужно избегать ответов на такие вопросы, чтобы не нарушить целостность экскурсии. Экскурсия должна быть построена так, чтобы внимание ее участников было обращено на те объекты, показ которых предусмотрен методической разработкой. Отвечать немедленно на возникающие в ходе экскурсии вопросы не следует. Экскурсовод договаривается с группой в начале экскурсии: «Ответы на возникшие у вас вопросы вы получите в конце нашей встречи».

   Ясность изложения, четкость формулировок, логичность выводов, отсутствие недомолвок по теме не оставляют места для вопросов у экскурсантов.

  Иногда перед экскурсоводом встает задача снять напряжение с экскурсантов. Появляется такое напряжение обычно по обстоятельствам, не зависящим от экскурсовода: не пришел вовремя автобус, грязно в салоне, не работает микрофон, изменился маршрут, испортилась погода. В такой момент уместна шутка, улыбка, приподнятость речи. Это способствует установлению хорошего «психологического климата» на все время экскурсии.

Требования к экскурсоводу

Особые требования предъявляются к комплексу знаний, которыми должен располагать экскурсовод. Это, прежде всего знания по специальности — по темам проводимых экскурсий, а также знания основ таких наук, как педагогика, психология, логика. Экскурсовод должен уметь руководить коллективом, владеть основами культуры речи. Ораторское искусство экскурсовода направлено на формирование убежденности слушателей. Важное требование к рассказу экскурсовода — эмоциональность при изложении материала, образность.

Четкое определение получил круг практических умений и навыков, которыми должен располагать экскурсовод. Речь идет не об умении экскурсовода вообще, а о конкретном умении. Каждый экскурсовод должен уметь: составить методическую разработку для проведения экскурсий на определенную тему, применять изученные методические приемы в ходе проведения экскурсий, использовать наглядные материалы, провести беседу. .

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

История развития

Классификация экскурсий

Методика проведения экскурсий

Методическая разработка экскурсии

Методические приемы показа

Методические приемы рассказа

Движение в экскурсии

Контакт экскурсовода с группой

Требования к экскурсоводу

Литература по данному вопросу

Литература

  1. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с.
  2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях — М: ЦРИБ «Турист», 1992
  3. Крупская Н. К., Задачи школы I ступени. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом соцвосов, Пед. соч., т. 3, М., 1959
  4. Райков Б. Е., Методика и техника экскурсий, 4 изд., М.— Л., 1930
  5. Методы и практика экскурсионного дела. Сб. статей, предисл. Н. А. Гейнике, М., 1925
  6. Шолохов В., Организация и проведение экскурсий, М., 1965
  7. Пасечный П.С., Емельянов Б.В., Экскурсия, М., 1972
  8. Вопросы экскурсионной работы, М., 1973
  9. Музей и современность, в. 2, [под ред. А. Тимрота], М., 1976
  10. Емельянов Б. В. Помощь экскурсоводу, М., 1976.
  11. Подготовка и проведение экскурсий (методические рекомендации), М., 1974.
  12.  Дьякова Р.,  Емельянов Б. Основы экскурсоведения, М., Просвещение, 1985 г.
  13. Музей и школа, М., Просвещение, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: биатлон, хоккей, кёрлинг, скелетон....

методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: биатлону, хоккею, кёрлингу, скелетону....

методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: биатлону,хоккей, кёрлинг, скелетон....

методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: биатлону, хоккею, кёрлингу, скелетону....

методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением ОДА: биатлону, хоккею, кёрлингу, скелетону....

Методическая разработка школьных соревнований по бочча

Школьные соревнования по паралимпийскому виду спорта бочча...

Методическая разработка школьных соревнований по бочча

методическая разработка школьных соревнований по паралимпийскому виду спорта бочча для учащихся 3-12 классов VI -VIII вида....