Методическая разработка - Экскурсоводы (1 год)
материал по краеведению по теме
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Подготовка экскурсоводов-школьников» является авторской разработкой, аккумулирующей десятилетний опыт автора в подготовке экскурсоводов-школьников в Доме Творчества Юных «На Ленской» Красногвардейского района Санкт – Петербурга, а также опыт коллег из Городского Дворца Творчества Юных и других районов города. Программа, реализует экскурсионный метод освоения окружающей среды и направлена на подготовку, развитие и воспитание современно образованного, нравственного, инициативного, динамичного человека, способного проектировать свою деятельность и нести за нее ответственность.
Содержание Программы ориентировано на формирование ключевых компетенций – целостной системы знаний, умений, навыков, развитие способностей, мотиваций, склонностей к самообразованию, социального и профессионального самоопределения, опыта личной ответственности, определяющих современные качества содержания образования.
Приоритетом Программы, органичным составляющим педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, является воспитание обучающегося средствами историко-культурной среды Петербурга, использование нравственного потенциала петербургской культуры как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности воспитанника. Формированию гражданской ответственности, духовности, толерантности, способностей к социализации в открытом европейском пространстве способствует изучение европейского контекста Санкт – Петербурга, являющегося составной частью данной Программы.
Экскурсионный метод традиционен для петербургского образования и приобщения юных горожан к достижениям российской и европейской культуры, наследием и соединением которых является наш город. Петербургская – ленинградская экскурсионная школа всегда отличалась и продолжает отличаться глубоким пониманием города как живого организма. Понятия «Душа города», «Непостижимый город» были введены известным краеведом Н.П. Анциферовым, при его активном участии в конце 1920-х годов в Ленинграде был организован Экскурсионный институт.
В послевоенные десятилетия и вплоть до «перестройки» активно и плодотворно работало Городское экскурсионное бюро, проводившее серьезную работу по подготовке экскурсоводов.
В послеперестроечные годы экскурсоводов в рамках специальности «музееведение» стал готовить ряд петербургских ВУЗов.
В подготовке экскурсоводов-школьников данная Образовательная программа «Подготовка экскурсоводов-школьников» развивает традиции ленинградской и петербургской экскурсионной школы и отечественные традиции гуманитарного образования. Основные положения Программы рассмотрены в русле «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Программы «Юный экскурсовод» Городского Дворца Творчества Юных Санкт-Петербурга, Концепции «Воспитание петербуржца XXI века», Концепции развития системы образования Санкт - Петербурга «Петербургская школа 2005-2010 г.г.».
Данная Образовательная программа «Подготовка экскурсоводов-школьников» реализует контекстуальные интеграционные подходы в гуманитарном образовании. Через освоение историко-культурного пространства Петербурга, постижение его генезиса, она ориентирует обучающихся в европейском и российском контекстах развития города. Программа также профессионально ориентирует в выборе в системе межкультурных коммуникаций (экскурсовод, искусствовед, музеевед) и области организации туристкой деятельности.
Программа соотносится с общепедагогическими установками в отечественном образовании, опирающимися на личностно-ценностные и социальные мотивации.
Сегодня экскурсия перестает быть только методом познания окружающего мира. Для экскурсоводов-школьников, воспитанников экскурсионных объединений, она становится методом социализации, культурной адаптации и творческой реализации.
Программа реализуется в образовательном пространстве Петербурга, ориентируясь на опыт, достижения и совместную работу с другими образовательными учреждениями города.
Занятия экскурсоведением, где на занятиях закладывается фундамент возможной будущей профессиональной реализации в области гуманитарного знания, овладение системой знаний по специальности, усвоение основ мастерства, совершенствование знаний по специальности, профессиональных умений и навыков способствуют выбору профессии и поступлению в профильные ВУЗы.
Взаимодействие с основным образованием является составляющей частью реализации данной Программы. Оно служит оптимизации основного образования в части определения результативности курса по предметам: История и культура Петербурга и Мировая художественная культура.
По согласованию с Научно – методическим центром Красногвардейского района Санкт – Петербурга Конкурс экскурсоводов-школьников для учащихся 9-11 классов, подготовка и защита авторской экскурсии проводятся на правах Олимпиады. Успешная защита экскурсии на маршруте и в конкурсе приравнивается к экзамену по предметам История и культура Петербурга и Мировая художественная культура. Тем самым расширяются возможности школьного краеведческого образования за счет вовлечения заинтересованных детей и актуализации их знании через экскурсию.
1. Направленность Образовательной программы «Подготовка экскурсоводов-школьников» – туристско-краеведческая.
Главная задача реализации Программы видится в пробуждении как можно у большего количества подростков стремления овладеть активными знаниями по Истории и культуре Санкт - Петербурга, постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал. Освоение умений и навыков, знаний и в целом содержания программы проектируется на основе заинтересованности, увлеченности и возможной профессиональной реализации в дальнейшем.
Программа ориентирована на достижение определенной (в соответствии с уровнем обучения) экскурсионно-краеведческой компетентности обучающегося и представляет каждому право выбора осваиваемого уровня и получения конечного результата. Каждый воспитанник имеет право освоить тот уровень программного материала, который соответствует его индивидуальным потребностям и способностям.
- общекультурный, предполагающий удовлетворение познавательного интереса в данном направлении;
- углубленный уровень освоения;
- профессионально - ориентированный уровень освоения.
Результаты прохождения углубленного и профессионально-ориентированного уровней ориентируют для поступления в средние и высшие профильные учебные заведения.
2. Принципы построения программы, ее концепция
Настоящая программа предназначена подросткам, имеющим положительную мотивацию в области межкультурных коммуникаций, для занятия в системе дополнительного образования на базах образовательных учреждений. Ведущая установка - создание условий для формирования необходимых навыков, знаний и умений с целью развития творческой активности, творческого потенциала личности.
В основе реализации лежит личностно – ориентированная, развивающая педагогика, направленная на раскрытие творческих способностей подростка, стремление приспособить содержание и формы обучения к его личности, признание ценности индивидуальности ребенка, его уникальности.
В основе Образовательной программы «Подготовка экскурсоводов-школьников» лежит компетентностный подход в реализации, через использование потенциала активных форм краеведения, освоение экскурсионного метода познания окружающей среды, адаптацию в культурном пространстве Петербурга и социальную адаптацию подростков средствами экскурсии, способов решения практических развивающих, образовательных и коммуникативных задач.
Принцип построения программы – спирально-концентрический и предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков по экскурсионной методике при движении от общекультурного уровня освоения программы к профессионально-ориентированному.
Данная Программа является продолжением и развитием авторской разработки «Программа подготовки экскурсоводов-школьников. Пропедевтический курс», являющейся первым звеном в системе создания программы непрерывного образования, ориентированного на программы профессиональной подготовки экскурсоводов профильных ВУЗов и программы их малых факультетов.
В основе реализации Программы лежат педагогические принципы: педагогика успеха, сотрудничества, сотворчества, партнерства в реализации компетентностей:
- предметных, связанных с экскурсионной методикой,
- межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории Санкт-Петербурга,
- надпредметных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося.
Программа основана на овладении содержания блоков: «Основы экскурсионной деятельности», «Городская среда как предмет экскурсии», «Европейский историко-культурный контекст Санкт – Петербурга», «Экскурсоводческий тренинг». В программу входят также блок «Экскурсии» и «Деятельность в экскурсионном объединении».
Краеведческий материал и материал европейского контекста, представленные в Программе, актуализирует и расширяет знания школьного курса по истории, истории и культуре Санкт-Петербурга, географии, литературе, которые находят практическое применение в ходе подготовки и проведения экскурсии.
Каждый уровень занятий по программе – не только ступень освоения обучающимися теоретических и практических основ экскурсионной деятельности, но и ступень развития личности воспитанника и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия Санкт-Петербурга.
Уровни освоения «Основ экскурсионной деятельности» даются в зависимости от годов обучения на материале архитектуры Петербурга 18 – первой половины 19 века, архитектуры Петербурга второй половины 19 – 20 века и европейского историко-культурного контекста Санкт – Петербурга, соответственно.
Освоение обучающимися единого социокультурного пространства Петербург – Европа, и как следствие освоение поликультурных подходов, консолидирующих общество, важных как для формирования российского самосознания, так и для возможностей общения и взаимодействия с гражданами других стран, тоже является принципом программы. Возможность разноуровневого освоения программы обуславливает соответствующие подходы в постановке и решении задач
Реализация программы нацелена на большую самостоятельную творческую работу обучающегося, построение индивидуально ориентированного, направленного на развитие каждого ребенка, его реальное продвижение, образовательного маршрута, и вместе с тем социализацию обучающихся. Развитие памяти, внимания, вкуса, самостоятельное освоение библиографических и других краеведческих источников, благотворно влияют на общее развитие подростков, воспитание общей культуры, дающей возможность воспринимать и анализировать особенности петербургского историко-культурного контекста и экскурсионного метода освоения окружающей среды
Принципом Программы является также овладение на основе активной творческой деятельности экскурсионным методом познания, превращение поставленных задач в актуально значимые. Формирование навыков и умений через творческую активность, собственные действия, ощущения и опыт, свободу выбора образовательного маршрута.
Принципы подачи материала ориентированы на создание условий для реализации всех возможностей обучающегося определенного возраста с опорой на достижения предыдущего периода, обучение решению социально и личностно значимых задач в освоении новых видов экскурсионной деятельности на каждом возрастном этапе развития. Знания и умения являются при этом не столько самостоятельной целью, сколько средством в процессе развития личности подростка. Процесс обучения предполагает реализацию выбора в рамках Программы. Освоение части программы производится в режиме самообразования.
Главной задачей педагога в реализации данной Программы является побуждение воспитанника к самостоятельной творческой активности и деятельности, развитие средствами экскурсионной методики коммуникативных навыков, соблюдение соответствия уровня обучения психо-эмоциональным потребностям и интеллектуальным запросам подростка, адаптация экскурсовода-школьника в петербургском и европейском историко-культурном пространстве. Реализация Программы направлена на формирование жизненных установок, основанных на принципах гуманизации отношений, на осмыслении личностной реализации юного экскурсовода, и потребностей экскурсантов – слушателей.
3. Актуальность, новизна, отличительные особенности программы.
Актуальность, новизна, отличительные особенности программы заключаются в том, что она адаптирует принципы профессиональной подготовки экскурсоводов в высшей школе применительно к целям и задачам подготовки экскурсоводов-школьников, выдвигая при этом на первый план освоение обучающимися способов и приемов трансляции материала и интегрируя знания по петербурговедению и европейскому контексту Петербурга с экскурсионной методикой.
Не рассматривая отдельно краеведческий и экскурсионный блоки, как это делается в большинстве случаев, краеведческий материал рассматривается в данной программе только через освоение экскурсионной методики, что, учитывая цель реализации данной программы, является актуальным и новым.
Впервые в подобных программах как предмет экскурсии рассматривается европейский контекст Санкт-Петербурга, что, несомненно, ориентирует подростков в европейском пространстве и позволяет на собственном опыте, доказательно понимать уникальность Северной столицы.
Изучение европейского контекста Санкт-Петербурга реализует важную воспитательную задачу – формирование толерантности в открытом европейском пространстве.
Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, является крайне актуальным в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно, в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника, и оценку его в глазах окружающих.
4. Цели и задачи реализации программы
Цель реализации программы: развитие личности, владеющей ценностями петербургской и европейской культуры, способной к творческой самореализации через овладение общекультурным, углубленным и профессионально-ориентированным уровнем освоения экскурсионного метода познания окружающей среды.
Для достижения указанной цели в процессе реализации Программы решаются следующие задачи:
Образовательные
- обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
- способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
- обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками при составлении экскурсии;
- обучить самостоятельному прочтению экскурсионных объектов;
- сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
- сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры Санкт – Петербурга;
- сформировать навыки обмена личностно-значимой информацией;
- cформировать навыки публичных выступлений;
- сформировать навыки атрибуции экскурсионного объекта;
- сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
- способствовать овладению воспитанниками понимания Петербурга как части историко-культурного пространства Европы.
Развивающие:
- развивать уверенность в реализации личностных качеств;
- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
- способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
- развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;
- развивать коммуникативные навыки;
- содействовать развитию образного мышления, воображения, эмоционального восприятия города;
- развивать навыки культурной адаптации в пространстве Петербурга;
- развивать культурно - ориентирующие навыки в европейском пространстве;
- содействовать развитию аналитических способностей, памяти, артистизма;
- выявлять и поддерживать профессиональные интересы в сфере межкультурных коммуникаций.
Воспитательные:
- воспитывать петербуржца, владеющего не только национальными, но и европейскими культурными ценностями, подготовленного к восприятию города как части культурного пространства России и Европы;
- воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам Петербурга;
- воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;
- воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;
- воспитывать и развивать потребности в общественной жизни экскурсионного объединения;
- воспитывать активную жизненную позицию.
5. Условия реализации программы (режим и формы занятий)
Программа адресована подросткам 14-17 лет. Режим занятий: четыре часа в неделю (два раза по два часа). Общее количество часов –144 часа в год, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, экскурсии.
Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально – ориентированного уровня освоения программы.
Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Наполняемость в группах составляет: Первый год обучения – 12 человек. Данное количество учащихся является оптимальным, так как позволяет сочетать групповые занятия с индивидуальной работой. Уменьшение числа учеников в группе на втором и третьем годах обучения, объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Обычная форма работы – занятие, экскурсия, работа на экскурсионном маршруте, практикум, тренинг. В некоторых случаях занятие может быть заменено клубным мероприятиями, участием в конкурсе, фестивале экскурсией.
Занятия включают беседы, семинары, игры, экскурсии.
7. Критерии и показатели результативности прохождения Программы.
Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в экскурсионной деятельности.
К этим задачам относятся реализация компетентностей:
- предметных, связанных с экскурсионной методикой,
- межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории Санкт-Петербурга,
- надпредметных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося.
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями.
Взаимодействие с родителями является важным в реализации Программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.
Мониторинг роста компетентностей обучающегося производится в середине и конце каждого учебного года – определенного этапа обучения, а также по прохождении Программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.
В систему определения результативности входит тестирование в середине учебного года и в конце каждого из трех этапов обучения по всем, входящим в программу дисциплинам, а также защита творческих работ (фрагментов экскурсии, экскурсии, реферата или исследовательской работы в зависимости от этапа обучения).
Основным результатом прохождения Программы является создание конкретного «продукта» (фрагмента экскурсии, экскурсии и т.д.) реализации собственной компетентности.
Инструмент оценивания – задание, тест и т.д., показывают уровень овладения обучающимися конкретными знаниями, навыками, умениями. Критерии оценки компетентностей сообщаются заранее.
При оценивании компетентности сочетается анализ процессуального и результативного подходов в оценке. Критерии оценки уровня развития компетентности являются обобщающимися характеристиками, обеспечивающими повторяемость (фрагменты экскурсии) оценочных процедур при сочетании оценки обучающегося педагогом с его самооценкой.
Оценивание интегрируется в сам процесс обучения и включает следующие виды:
- тренинги экскурсионных приемов и навыков
- опрос
- тестирование по краеведческому материалу
- тестирование коммуникативных навыков
- контрольные задания по разделам программы
- защита, обсуждение творческих работ
- анализ собственной деятельности
- обсуждение прослушанных экскурсий
- защита экскурсии на маршруте
- районные и городские конкурсы экскурсоводов
- зачет в конце полугодия, учебного года, курса
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
воспитанник должен уметь –
- сформулировать тему экскурсии, определить ее цели, задачи
- определить объекты показа в соответствии с темой экскурсии
- составить маршрут экскурсии, проложить его по карте
- подобрать библиографические источники по теме
- владеть навыками экскурсионного показа объекта
- владеть навыками «зрелищного» рассказа
- составить логические переходы в экскурсии
- составить текст экскурсии
- анализировать прослушанную экскурсию по плану, написать отзыв
- владеть навыками работы с экскурсионной группой
- защитить экскурсию в конкурсе экскурсоводов-школьников
- владеть навыками общественной деятельности внутри экскурсионного объединения
Общим результатом является:
- создание условий, обеспечивающих преемственность традиций петербургского экскурсионного образования
- развитие в экскурсионном образовании школьников контекстуальных интеграционных подходов
- пропаганда экскурсионного метода познания окружающего мира
- развитие системы непрерывного образования учащихся, ориентированных на профессию в области межкультурных коммуникаций
- создание районных и школьных экскурсионных бюро школьников
Традиционно участие экскурсоводов-школьников, занимающихся по данной Программе в районных и городских конкурсах экскурсоводов, фестивалях экскурсий, конкурсах авторских экскурсий с различными темами, разрабатываемыми самостоятельно на основе серьезной реферативной и исследовательской работы.
III. Учебно-тематический план. Первый год обучения. | ||||||||||
дата | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |||||||
теоретические занятия | практические занятия в группе | индивидуальная работа | ||||||||
Знакомство с программой, задачи первого года обучения | 2 | 2 | 0 | 0 | ||||||
Блок: Источники изучения истории и культуры Санкт-Петербурга и Приневского края. | ||||||||||
Знакомство с крупнейшими библиотеками города: Российская национальная библиотека, библиотека им. Маяковского, библиотека Истории и культуры Санкт - Петербурга. Обзор литературы о Петербурге (художественная, поэзия, справочники, словари, энциклопедии, карты и т.д.) | 4 | 0 | 4 | 0 | ||||||
Блок: Основы экскурсионной деятельности | ||||||||||
Экскурсия как метод изучения прошлого и настоящего местности. | 2 | 2 | 0 | 0 | ||||||
Пешеходная экскурсия - прогулка – действенный способ изучения местности. | 2 | 2 | 0 | 0 | ||||||
Показ и рассказ в экскурсии. | 2 | 2 | 0 | 0 | ||||||
Методика описания природного объекта, садов и парков. | 2 | 2 | 0 | 0 | ||||||
Ораторское искусство. Работа над устным выступлением. | 4 | 4 | 0 | 0 | ||||||
Блок: Городская среда как предмет экскурсии (архитектура Петербурга 18 – первой половины 19 века | ||||||||||
Язык города. Здание. Ансамбль. Среда. Типология застройки в Петербурге. | 8 | 8 | 0 | 0 | ||||||
Стили в искусстве. Понятие, примеры. | 8 | 8 | 0 | 0 | ||||||
Архитектура Петербурга 18 – первой половины 19 века как предмет экскурсии (петровское барокко, елизаветинское барокко, классицизм, ампир) | 18 | 18 | 0 | 0 | ||||||
Блок: Экскурсоводческий практикум. | ||||||||||
Отработка приемов показа и рассказа в экскурсии. Коммуникативные и речевые тренинги. | 12 | 0 | 2 | 10 | ||||||
Подготовка фрагментов историко-архитектурных экскурсий по петровскому Петербургу. | 8 | 0 | 2 | 6 | ||||||
То же по Петербургу середины 18 века | 8 | 0 | 2 | 6 | ||||||
Показ и отбор объектов в исторической и литературной экскурсиях | 4 | 0 | 4 | 0 | ||||||
Навыки использования приема исторической справки при показе классической архитектуры | 4 | 0 | 4 | 0 | ||||||
Отработка приемов показа скульптурного памятника | 4 | 0 | 4 | 0 | ||||||
Блок: Экскурсии | ||||||||||
Участие в тематических экскурсиях разной направленности и адресации | 36 | 0 | 36 | 0 | ||||||
Блок: Зачетные занятия, защита творческих работ | ||||||||||
Контрольные и зачетные занятия по программе, защита творческих работ в районном конкурсе экскурсоводов-школьников | 6 | 0 | 0 | 6 | ||||||
Блок: Деятельность воспитанников внутри экскурсионного объединения | ||||||||||
Творческие встречи, тематические вечера, праздники и другие формы совместной деятельности. | 8 | 0 | 8 | 0 | ||||||
Итого: | 144 | 50 | 68 | 26 |
III. Содержание программы обучения.
Первый год обучения – Общекультурный уровень освоения экскурсионного метода изучения Санкт-Петербурга
Блок: Введение в программу.
Теория:
Знакомство с программой обучения. Задачи первого года обучения экскурсоводов-школьников.
Блок: Источники изучения Санкт-Петербурга.
Практика:
Библиографические занятия в библиотеке.
Регионоведение, краеведение, петербурговедение – основа профессии петербургского экскурсовода. Источники изучения истории и культуры Санкт-Петербурга и Приневского края – библиографические и архивные, картография. Справочники, словари, художественная литература. Крупнейшие библиотеки Санкт-Петербурга: Российская национальная библиотека, библиотека им. Маяковского, библиотека Истории и культуры Санкт - Петербурга. Генеральный, тематический, электронный каталоги.
Блок: Основы экскурсионной деятельности
Теория:
Экскурсия как метод изучения истории Санкт- Петербурга. Экскурсии по Петербургу и пригородам - излюбленная форма проведения досуга и изучения города и пригородов петербуржцами. Примеры экскурсий.
Задачи первого года обучения экскурсоводов-школьников – общекультурный уровень освоения экскурсионного метода в изучении курса Истории и культуры Петербурга на материале 18 - первой половины 19 веков. Знакомство с программой обучения экскурсоводов-школьников.
Пешеходная экскурсия - прогулка – действенный способ изучения местности. Объекты показа в экскурсии.
Понятия – экскурсия, признаки и функции экскурсии. Определение экскурсии. Экскурсия как взаимодействие трех компонентов: экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов. Признаки экскурсии – заранее составленный, протяженный во времени маршрут, наличие определенной темы, подлинные объекты показа, наглядность, наличие экскурсовода, группы или индивидуального слушателя. Историко-архитектурные экскурсии – обзорные и тематические.
Маршрут, тема, остановка, фрагмент экскурсии, наблюдение, изучение, исследование объектов на примере экскурсии «Я в городе этом живу» (экскурсия по прилегающим к месту занятий кварталам).
Знания и качества, необходимые экскурсоводу.
Эрудиция, умение публично выступать, общаться со слушателями, функции экскурсии на примере анализа экскурсии «Я в городе этом живу» или других, ранее прослушанных учащимися экскурсий.
Информационная функция экскурсии. Экскурсия как форма общения, активизации интеллектуальных и эмоциональных возможностей слушателей, организации досуга, удовлетворение и формирование интересов человека.
Методика описания природного объекта, садов и парков.
Экскурсия по природному объекту: названия и ориентация относительно крупных природных объектов, течения реки, сторон света. Формы земной поверхности. Многообразие растительного и животного мира и цвета в природе. Цвет и его оттенки. Изменения цвета в зависимости от времени года, суток и т.д. Экскурсия по любому природному объекту или пейзажному парку («Охтинский лесхоз», «Невский лесопарк», «Долина реки Славянка» и т.д.).
Показ и рассказ в экскурсии.
Показ в экскурсии. Понятие, задачи, алгоритм показа архитектурного сооружения.
Логика показа архитектурного сооружения. Алгоритм показа экскурсионного объекта (название объекта, его автор, время создания, описание в стилевом и индивидуальном контексте и т.д.). Приемы показа в экскурсии. Приемы предварительного осмотра, панорамного показа, зрительной реконструкции, зрительного сравнения. Примеры показа архитектурного сооружения. Целесообразность применения различных приемов в конкретных ситуациях.
Методика экскурсионного рассказа. Зрелищность экскурсионного рассказа, его подчиненность показу.
Зрелищный рассказ в экскурсии, его приемы. Приемы экскурсионной справки, описания, репортажа, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий. Примеры рассказа в экскурсии. Целесообразность применения различных приемов рассказа в конкретных ситуациях. Тема экскурсии - предмет ее содержания, предмет показа и рассказа в экскурсии.
Основная мысль, название и композиция экскурсии. Маршрут экскурсии, его логичность, подчиненность теме экскурсии. Логический переход к следующей остановке. Выводы экскурсии. Примеры выбора тем экскурсий. Особенности экскурсий для детей младшего школьного возраста. Игровые моменты в экскурсии.
Работа над устным выступлением.
План выступления, работа над фактами и теоретическим материалом. Композиция речи, логические переходы. Подчинение композиции речи теме экскурсии. Начало речи, вступление, главная часть, конец речи. Работа над устным выступлением на примере фрагментов экскурсий «Театральные подмостки Петербурга», «Ансамбли К.И. Росси». «Люблю воинственную живость потешных марсовых полей…».
Блок: Городская среда как объект экскурсии (архитектура Петербурга 18 – первой половины 19 века).
Теория:
Язык города. Здание. Ансамбль. Среда. Типология застройки в Петербурге. Объекты показа в городской экскурсии.
Разнообразие формы и цвета в городской застройке, их генезис. Типология зданий в городе. Дома и их владельцы. Фасад дома – лицо владельца, архитектора, эпохи Общественные здания. Что может быть темой городской экскурсии, о чем могут рассказать реки, каналы, острова, площади, улицы, дома. Отбор объектов показа в зависимости от темы экскурсии. Некоторые примеры тем экскурсий по городу.
Искусствоведческая компетентность и профессиональный язык экскурсовода. Стили в искусстве. Понятие, примеры.
Искусствоведческая компетентность экскурсовода, владение профессиональной лексикой. Европейские стили – романский стиль, готика, ренессанс, барокко, классицизм на основе активизации знаний школьного курса в изучении истории Европы.
Архитектура – выражение общественных идей в художественных образах. Понятия – ордер, композиция, масштаб, пропорции, ритм в архитектуре. Примеры и особенностей архитектурных сооружений, возведенных в разные исторические эпохи.
Городская среда Петербурга как предмет экскурсии.
Архитектурный стиль – петровское барокко, его характеристика, особенности. Архитектурные термины, их особенности и характеристика в применении к теме (план, фасад, проем, фронтон, колонна, пилястра, капитель и т.д). Архитекторы и градостроители, творившие в Петербурге в первой трети 18 века – Д. Трезини, Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов, И.К. Коробов, П.М. Еропкин.
Архитектурный стиль елизаветинское барокко – характеристика и особенности. История зарождения и развития стиля в Европе. Творчество архитекторов Ф.Б. Растрелли, С.И. Чевакинского. Подготовка фрагментов – Смольный собор, Николо-Богоявленский морской собор, Строгановский дворец, Зимний дворец. Воронцовский дворец. Классический стиль в архитектуре Петербурга.
Термин, история стиля. Классификация петербургского классицизма. Ранний классицизм. Творчество архитекторов Ж.Б. Валлен – Деламота. А.В. Кокоринова, А. Ринальди. Малый Эрмитаж. Мраморный дворец, Здание Академии художеств.
Строгий классицизм. Творчество архитекторов Д. Кваренги, Н.А. Львова, Ю.М. Фельтена, И.Е. Старова. Таврический дворец, Смольный институт, Академия наук, Эрмитажный театр, здание Старого Эрмитажа.
Высокий классицизм. Творчество архитекторов А.Н.Воронихина, А.Д.Захарова, Ж. Ф.Тома-де Томона. Адмиралтейство, Казанский собор, Горный институт, Конногвардейский манеж, Здание Биржи и Ростральные колонны. Ампир. Творчество архитекторов К.И. Росси, В.П.Стасова. Александринский театр, Главный штаб, Михайловский дворец, Здание Сената и Синода, казармы Павловского полка.
Блок: Экскурсоводческий практикум (тренинг навыков и умений).
Практика:
Подготовка фрагментов (показ и рассказ) историко-архитектурных экскурсий по петровскому Петербургу.
Подготовка фрагментов экскурсий и подбор литературы по темам – Петропавловский собор, Петровские ворота Петропавловской крепости, Здание 12 коллегий, Кунсткамера, Кикины палаты, Меншиковский дворец, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры, Летний дворец Петра I, Церковь Симеония и Анны, Пантелеймоновская церковь. Особенности подготовки пешеходной историко-архитектурной экскурсии. Логические переходы в экскурсии.
Составление маршрутных листов историко-архитектурных экскурсий – «Петропавловская крепость», «Петровское барокко в застройке Васильевского острова», включающих разработанные ранее фрагменты. Подбор литературы по темам экскурсий. Подготовка логических переходов в экскурсии. Техника проведения пешеходной экскурсии на примере экскурсионных объектов архитектуры барокко.
Подготовка фрагментов, составление маршрутных листов и подготовка логических переходов историко-архитектурных экскурсий по Петербургу середины 18 века. Экскурсии: «Вокруг Смольного», «Дворцы Невского проспекта» и других, включающих данные фрагменты. Подбор литературы по темам экскурсий. Знакомство экскурсовода с группой. Расстановка группы у объекта. Место экскурсовода. Передвижение экскурсантов. Соблюдение времени в экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов. Паузы в экскурсии. Содержание и использование «портфеля экскурсовода».
Особенности показа и отбора объектов в исторической и литературной экскурсии. Особенности показа и отбора объектов в исторической и литературной экскурсии. Составление маршрутных листов экскурсий «Здания Государственного Эрмитажа», «Мраморный дворец – резиденция великих князей». Подбор литературы по темам экскурсий.
Использование приема исторической справки при показе классической архитектуры. Составление маршрутных листов экскурсий «История России через историю Таврического дворца», «Творческое наследие смолянок» и других, включающих объекты архитектуры строгого классицизма. Подбор литературы по темам экскурсий.
Подготовка фрагментов и маршрутных листов экскурсий для детей младшего школьного возраста – «Адмиралтейство – владыка морей», «Вокруг Казанского собора», «Стрелка Васильевского острова». Подбор литературы по темам экскурсий. Петербургский ампир – особенности характеристики объектов в экскурсии.
Маршрутные листы экскурсий – «Театральные подмостки Петербурга», «Ансамбли К.И. Росси». «Люблю воинственную живость потешных марсовых полей…». Подбор литературы по темам экскурсий.
Отработка показа скульптурного объекта.
Особенности показа скульптурного памятника. Памятник Петру I Растрелли и «Медный всадник» Фальконе, Екатерине II – характеристика личности и эпохи. Памятники полководцам: Суворову, Кутузову, Барклаю де Толли. Александровская колонна – особенности показа. Памятники И.А. Крылову в Летнем саду, А.С. Пушкину на площади Искусств, М.В. Ломоносову на Университетской набережной. Подбор литературы по темам экскурсий.
Блок: Зачетные занятия, защита экскурсий, участие в фестивалях и конкурсах.
Практика:
Зачетные занятия и защита фрагментов экскурсий на маршруте, участие в конкурсах экскурсоводов-школьников, Фестивалях экскурсий.
Блок: Деятельность внутри экскурсионного объединения
Практика:
Самореализация подростков в общественной жизни экскурсионного объединения. Проведение творческих вечеров, встреч, праздников и т.д.
Блок: Экскурсии.
Практика:
Участие в тематических экскурсий разной напрвленности и адресации «Я в городе этом живу» «Петропавловская крепость», «Петровское барокко в застройке Васильевского острова» «Здания Государственного Эрмитажа», «Мраморный дворец – резиденция великих князей» «История России через историю Таврического дворца», «Творческое наследие смолянок». «Адмиралтейство – владыка морей», «Вокруг Казанского собора», «Стрелка Васильевского острова» «Театральные подмостки Петербурга», «Ансамбли К.И. Росси». «Люблю воинственную живость потешных марсовых полей…».
V. Материальное и методическое обеспечение программы.
Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения групповых занятий, оборудованного столами, стульями, доской.
Реализация программы предполагает использование видеомагнитофона, аудио и видео кассет, телевизора, фотоаппарата, ксерокса, видеокамеры, компьютера, мультимедийной установки. Сформированного комплекса экскурсий, проведенных детьми и взрослыми экскурсоводами, итоговых тестовых заданий по годам обучения, дающих представление о том, какой объем знаний, и какие навыки должны быть сформированы у воспитанника на каждом этапе обучения, записями коллективных мероприятий: экскурсий, конкурсов, праздников, открытых занятий.
В целях создания условий для достижения современного качества образования используются эффективные методики обучения, здоровье сберегающие технологии, экскурсии – прогулки. При организации занятий используются методы:
- вербальные (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ экскурсии)
- наглядные
- практические (тренинги, практикумы, экскурсии).
- Демонстрационные
- Другие
Для психолого-педагогической поддержки воспитанников используются методы, создающие поисковые ситуации: поощрение самостоятельности воспитанника, постановка творческих задач.
Учебно-методический комплекс программы содержит:
- учебные и методические пособия для педагогов и учащихся (включает методические, учебные пособия, литературу для воспитанника и педагога)
- систему средств обучения (включает комплекс технических средств обучения – видеокассеты с записями экскурсий, мультимедийную установку, компьютер, слайд-проектор, иллюстративный и демонстрационный материал, творческие работы учащихся, тестовые задания по разделам программы и т.д.)
Для реализации блоков программы преимущественно используются следующие формы, методы, приемы, материалы, формы подведения итогов.
Наименование блоков, входящих в программу | Форма занятия | Методы, приемы | Используемые материалы | Формы подведения итогов |
Введение в программу | Беседа | Словесный | Видеокассета с экскурсиями | Опрос |
Источники изучения Петербурга | Беседа, практикум | Практический | Каталоги Библиографи ческие источники, библиотека | Самостоятельное оставление списка литературы |
Основы экскурсионной деятельности | Беседа, семинар, | Тренировочные упражнения, Показ, рассказ, демонстрация,анализ текста | Экскурсии- онные разработки, мультимедийная установка, компьютер | Зачет по темам, Прием на маршруте, Конкурс,защита творческих работ |
Городская среда как объект экскурсии | Беседа, лекция, семинар | Показ иллюстраций и видеоматериалов, словесный, демонстра- ционный, экскурсия | Иллюстрации, слайды мультимедийная установка,ком-пьютер, аудио, видео-материалы, слайды | Тест, зачет, защита работы, опрос |
Европейский архитектурный контекст Санкт - Петербурга | Беседа, лекция, семинар | Показ иллюстратив- ных и видеоматериалов, словесный, демонстра- ционный | Иллю- страции, слайды мультимедийная установка, компьютер, аудио, видеоматериалы | Тест, зачет, защита работы, опрос |
Экскурсоводческий практикум (тренинг навыков и умений) | Тренинг Консультация, семинар | Экскурсия, Методы и приемы экскурсии, анализ текста, работа по образцу, наблюдение | Экскурсиион-ные тексты, мультиме дийная установка, компьютер множительная техника (подготовка материалов к занятиям, экскурсиям, конкурсам) | Сдача текстов экскурсий, сдача фрагментов и экскурсий на маршруте, Участие в конкурсах, фестивалях |
VI.Список литературы, рекомендуемый воспитанникам.
картинках. – СПб, 1993
6. Буллах А.Г. Абакумова Н.В. Каменное убранство главных улиц Ленинграда. – СПб, 1993 7. Волынский Л. Семь дней. Зеленое дерево жизни. - М., 1971 8. Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Почему так названы? - СПб, 1994. 9. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в 18-19 веках. – СПб, 1994 10. Даринский А.В. Прогулки по старому Петербургу. – СПб, 1994 11. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М., 2002. 12. Ермолаева Л.К. Лебедева И.Н. Прогулки по Петербургу. – СПб, 1995 13. Захаров О.Н. Архитектурная панорама невских берегов. - Л., 1984 14. Иогансен Т.В. Михаил Земцов. - Л., 1975 15. Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. – СПб, 1995 16. Кириков Б.М. 100 памятников архитектуры Санкт-Петербурга. - СПб, 2000. 17. Козьмян Г.К. Растрелли. - Л., 1975 18. Козьмян Г.К. Чарльз Камерон.- Л.1984 19. Колесов В.В. Язык города. - М., 1991 20. Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. - Л., 1988 21. Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. - Л., 1981 22. Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. - Л., 1976 23 Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима. - М., 1987 24 Лисаевич И.И. Доменико Трезини. - Л., 1988 25 Лисовский В.Г. Андрей Воронихин. - Л., 1981 26. Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории. – СПб, 2004. 27. Лихачев Д. С. Поэзия садов. - Л. 1982 28. Любимов Л.А. Искусство древней Руси. - М., 1974 29. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. - Л., 1991 30. Никулина Л.И. Львов. - Л., 1976 31. Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга. История. Культура. Быт. - М.: Галарт, 1997. 32. Петров А.Н. Савва Чевакинский. - Л., 1983 33. Пилявский В.И. Тиц А.А. Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. - М., 1984 34. Ротач А.Л. Чеканова О.А. Огюст Монферран. - Л., 1986 35. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы старого Петербурга. – СПб, 1994 36. Тарановская М.З. Карл Росси. - Л., 1978 37. ТимофеевБ.К. Правильно ли мы говорим. - Л., 1981 38. Тыжненко Т.Е. Василий Стасов. - Л., 1990 39. Успенский Л.Б. Записки старого петербуржца. - Л., 1976 40. Шерех Д.Ю. Были и небылицы Невского проспекта. – СПб, 1996 41. Шуйский В.К. Винченца Бренна. - Л., 1986 42. Шуйский В.К. Тома де Томон. - Л., 1990 43. Шуйский В.К. Андриян Захаров. - Л., 1989 Источники, используемые при составлении программы. 1. Аксельрод В.И. Критерии и показатели результативности образовательных программ. Проблемы развития туристско-краеведческой деятельности. Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. 3-4 декабря 2005. Материалы конференции. 2. Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. - П., 1923 3. Анциферов Н.П. Город как объект экскурсий для внешкольников. - П., 1924 4. Гутков А.Э. Мир архитектуры. - М., 1987 5. Гутков А.Э. Глазычев В.Л. Мир архитектуры. - М., 1989 6. Грабарь И. Петербургская архитектура 18 – второй пол. 19 века. – СПб, 1997. 7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1968 8. Зодчие Санкт-Петербурга 18 века. – СПб, 1997 9. Зодчие Санкт-Петербурга 19 – начала 20 века. – СПб, 1998 10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. - М., 2002. 11. Кашекова И.Э. От античности до модерна. Стили в художественной культуре. - М., 2000 12. Кохтев Н.И. Риторика. - М., 1994 13. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры 18 века. - М., 1972. 14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02. 2002.№ 393. Учительская газета. - Февраль 2002. 15. Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории. – СПб, 2004. 16. Петропавловский собор. Усыпальница русских императоров. Авт.сост. С.В. Трофимов. - СПб., 1998. 17. Образовательная программа Юношеского университета Петербурга. Санкт-Петербургский Городской Дворец Творчества Юных. Коллектив авторов: Аксельрод В.И., Бессонов Б.Л., Богуславский Г.А., Ерофеев А.Д. – СПб, 2003. |
Календарно-тематическое планирование для групп 1 года обучения
№ п/п | № занятия | Краткое содержание | Кол-во часов | Дата |
Тема 1: Введение в программу | 2 | |||
1 | 1. | Вводное занятие ОТ и ТБ. Знакомство с программой. Задачи 1 года обучения | 2 | |
Тема 2: Источники изучения истории и культуры СПб и Приневского края. | 4 | |||
2 | 1 | Знакомство с крупнейшими библиотеками города. | 2 | |
3 | 2 | Обзор литературы о Петербурге (художественная, публицистика, поэзия, справочники, словари, энциклопедии и др.). | 2 | |
Тема 3: Основы экскурсионной деятельности | 14 | |||
4 | 1 | Экскурсия как метод изучения прошлого и настоящего местности. | 2 | |
5 | 2 | Пешеходная экскурсия – прогулка как действенный способ изучения местности. | 2 | |
6 | 3 | Показ и рассказ в экскурсии. | 2 | |
7 | 4 | Показ и рассказ в экскурсии. | 2 | |
8 | 5 | Методика описания природного объекта, садов, парков. | 2 | |
9 | 6 | Ораторское искусство, Работа над устным выступлением. | 2 | |
10 | 7 | Ораторское искусство, Работа над устным выступлением. | 2 | |
Тема 4: Городская среда как предмет экскурсии | 34 | |||
11 | 1 | Городская среда: Язык города. | 2 | |
12 | 2 | Городская среда: Здание. Ансамбль. | 2 | |
13 | 3 | Городская среда: Экскурсия по городу. | 2 | |
14 | 4 | Типология застройки в Петербурге. | 2 | |
15 | 5 | Стили в искусстве. Понятие. | 2 | |
16 | 6 | Примеры стилей в искусстве. | 2 | |
17 | 7 | Архитектурные стили в Санкт-петербурге. Обзор. | 2 | |
18 | 8 | Архитектурные стили в Санкт-петербурге. Обзор. | 2 | |
19 | 9 | Архитектура Петербурга в 18 веке. | 2 | |
20 | 10 | Петровское барокко. Обзор архитектуры. | 2 | |
21 | 11 | Доменико Трезини и его сооружения. | 2 | |
22 | 12 | Елизаветинское барокко. Обзор. | 2 | |
23 | 13 | Франческо-Бартоломео Растрелли и его сооружения. | 2 | |
24 | 14 | Начало классицизма в Петербурге. | 2 | |
25 | 15 | Архитектура классицизма. Таврический дворец. | 2 | |
26 | 16 | Архитектура классицизма. Джакомо Кваренги. | 2 | |
27 | 17 | Архитектура первой половины 19 века. Ампир. | 2 | |
Тема 5: Экскурсоводческий практикум | 40 | |||
28 | 1 | Отработка приемов показа в экскурсии. | 2 | |
29 | 2 | Отработка приемов рассказа в экскурсии. | 2 | |
30 | 3 | Отработка приемов показа и рассказа в экскурсии. | 2 | |
31 | 4 | Коммуникативные тренинги в экскурсии. | 2 | |
32 | 5 | Речевые тренинги при подготовке экскурсии. | 2 | |
33 | 6 | Коммуникативные и речевые тренинги. | 2 | |
34 | 7 | Фрагменты историко-архитектурных экскурсий. | 2 | |
35 | 8 | Подготовка фрагментов экскурсий по петровскому Петербургу. | 2 | |
36 | 9 | Фрагменты экскурсий по петровскому Петербургу. | 2 | |
37 | 10 | Лучшие фрагменты экскурсий. Обзор. | 2 | |
38 | 11 | Фрагменты экскурсий: Петропавловская крепость. | 2 | |
39 | 12 | Фрагменты экскурсий: Домик Петра I в Летнем саду. | 2 | |
40 | 13 | Просмотр фрагментов экскурсий по Петербургу середины 18 века. | 2 | |
41 | 14 | Лучшие фрагменты экскурсий по Петербургу середины 18 века. | 2 | |
42 | 15 | Показ объектов в исторической экскурсии. | 2 | |
43 | 16 | Отбор объектов в исторической экскурсии. | 2 | |
44 | 17 | Навыки использования приема исторической справки при показе классической архитектуры. | 2 | |
45 | 18 | Навыки использования приема исторической справки при показе классической архитектуры. | 2 | |
46 | 19 | Отработка приемов показа скульптурного памятника. | 2 | |
47 | 20 | Отработка приемов показа скульптурного памятника. | 2 | |
Тема 6: Экскурсии | 36 | |||
48 | 1 | Экскурсия. Участие в тематических экскурсиях разных направленностей. | 2 | |
49 | 2 | Экскурсия. Участие в тематических экскурсиях. Обзор. | 2 | |
50 | 3 | Экскурсия. Памятники Красногвардейского района (Фаберже, Гротт) | 2 | |
51 | 4 | Экскурсия. Памятники Красногвардейского района (Мечников, Петр I) | 2 | |
52 | 5 | Тематическая экскурсия. Памятники ВОВ в Красногвардейском районе. | 2 | |
53 | 6 | Тематическая экскурсия. Памятники пороходелам. | 2 | |
54 | 7 | Тематическая экскурсия. Ильинская слобода. | 2 | |
55 | 8 | Тематическая экскурсия. Река Охта – Ильинский мост. | 2 | |
56 | 9 | Экскурсия. Александровские ворота. Демерцов. | 2 | |
57 | 10 | Экскурсия. Ильинская слобода – мост-плотина. | 2 | |
58 | 11 | Экскурсия. Мост-плотина. | 2 | |
59 | 12 | Экскурсия. Памятник пороходелам. | 2 | |
60 | 13 | Экскурсия. Церковь Илии Пророка и Благоверного Александра Невского. | 2 | |
61 | 14 | Экскурсия. Церковь Илии Пророка и Благоверного Александра Невского. | 2 | |
62 | 15 | Экскурсия. Храм Параскевы Пятницы. | 2 | |
63 | 16 | Экскурсия. Архитектурные памятники красногвардейского района. Обзор. | 2 | |
64 | 17 | Экскурсия. Уткина дача. Ладожский вокзал. | 2 | |
65 | 18 | Экскурсия. Дача Безобразова. Ириновский проспект. | 2 | |
Тема 7: Зачетные занятия, защита творческих работ. | 6 | |||
66 | 1 | Контрольные и зачетные занятия. Тесты по истории и культуре СПб. | 2 | |
67 | 2 | Защита творческих работ. (Ильинская слобода) | 2 | |
68 | 3 | Анализ участия в районном конкурсе экскурсоводов-школьников. | 2 | |
Тема 8: Деятельность воспитанников внутри экскурсионного объединения | 8 | |||
69 | 1 | Школьная конференция «Моя малая Родина». | 2 | |
70 | 2 | Творческая встреча. Обзор лучших работ воспитанников. | 2 | |
71 | 3 | «Своя игра» - Красногвардейский район. | 2 | |
72 | 4 | Тематический вечер, посвященный Дню рождения города. | 2 | |
ИТОГО | 144 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка «Школьный экскурсовод»
В методической разработке "Школьный экскурсовод" собраны основные требования к организации и проведению экскурсий.Данный материал предназначен помочь руководителям школьных музеев, юным экскурсов...
Методическая разработка - Экскурсоводы (2 год)
Обучение профессии экскурсовод....
Методическая разработка - Экскурсоводы (3 год)
Обучение профессии экскурсовод....
Методическая разработка урока "Я - экскурсовод"
Целью данного урока является разработка и проведение фрагмента экскурсии по исторической части Васильевского острова. Санкт-Петербург является культурной столицей России, в связи с этим особое значени...
Некоторые вопросы методической подготовки экскурсоводов-школьников
В данной работе представлен краткий обзор методики экскурсионной работы, предназначенный для подготовки к занятиям педагогами дополнительного образования, реализующим программу дополнительного образов...