Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 классов "Эх,Семёновна!"
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Губанова Валерия Алексеевна

Сценарий внеклассного мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 классов

Тема: «Эх, Семёновна!»

Цель: научить детей слышать живую речь.

Задачи:

1.Познакомить с понятием «частушка».

2. Рассмотреть основные виды частушек Курганской области.

3. Воспитать любовь к родному языку, живому слову.

Оборудование: декорации имитирующие русскую избу: стол, покрытый вышитой скатертью, лавки, ширма (на ней название мероприятия «Эх, Семёновна!»), деревянные ложки, балалайка, музыка (фонограмма). Исполнители частушек и ведущие одеты в русские народные костюмы.

Ход мероприятия:

1ведущий:  Чем дальше в будущее входим,

                    Тем больше прошлым дорожим,

                      И в старом красоту находим,

                      Хоть новому принадлежим.

2 ведущий:  Сегодня мы поговорим о частушке.  Своим названием жанр обязан Г.И.Успенскому. В различных местах России частушку называют по-разному: коротушка, припевка, прибаска. Она исполняется в быстром темпе. Частушки пели на зимних посиделках – люди собирались в избе и веселились. Тем временем они ещё занимались рукоделием, делали очень красивые поделки – девушки вышивали, юноши резали по дереву, делали деревянную посуду, плели лапти из бересты (березовой коры). А в теплое время года (весной, летом) люди собирались на полянах после работы.

(Исполняется частушка)

Мы с подружкою гуляли,

Возле нашего пруда,

Нас лягушки напугали,

Не пойдем больше туда.

1 ведущий: В Зауралье бытуют два названия: «частушки» и «крутенькие песни». Зауралье – своеобразная часть России. Оно исторически связано с Уралом, являясь в тоже время «воротами Сибири». Частушки в Зауралье были и остаются любимым, повсеместно распространенным жанром. Как и везде в России, здесь старина соседствует с новым.

(Исполняется частушка)

С неба звездочка упала

И разбилась на куски.

Наша молодость проходит

В средней школе у доски.          

2 ведущий: Главная сила частушек в личном характере чувств, которые они передают. Поразительна способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, торжествовать и негодовать, смеяться и плакать, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.

(Исполняется частушка)

Чем ты, миленький, гордишься,

Красотой иль высотой?

Красотой меня не стоишь,

Высотой – так черт с тобой!

1 ведущий: Как свой собственный воспринимается юмор частушек. Исполняя их, человек предстает наблюдательным, веселым, умеющим отметить и запечатлеть комические стороны жизни.

(Две ученицы исполняют частушки)

Ходит милый по деревне

Ходит, улыбается.

Оказалось зубы вставил –

Рот не закрывается.

На горе стоит избушка,

Внучка с бабушкой живет.

Ох, и вредная старушка:

Внучке волю не дает.

2 ведущий: Привлекает в частушках гуманизм, доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут, поддержат как в радости, так и в горе.

(Исполняется частушка)

Не судите меня бабы,

Я не подсудимая,

У меня на это есть

Мамонька родимая.

1 ведущий: Абсолютного одиночества героев в частушках нет. В них на равных предстали люди разных характеров, разного поведения и отношения к жизни. Как пример – крутенькие об отношении к сопернице. В них раскрывается широкая гамма чувств. В Зауралье соперница именовалась еще «соперой», «лиходейкой», «грубиянкой», «супостаткой».

(Исполняется частушка)

Супостаточка моя

В беленьком платочке.

Перед милым вертится

Как змея на кочке.

2 ведущий: Самую большую боль приносит подруга, становясь соперницей.

(Исполняется частушка)

На окошке стоит роза,

На другом – геранка,

Задушевная подруга

Стала грубиянка.

1 ведущий: Общеизвестна связь частушек с бытом. Быт с его деталями становится мастерской для поэтической образности частушек. Тесная связь с бытом позволяет рассматривать частушки как интересный источник для изучения обычаев, жизни края. В частности, отражен обычай взаимного одаривания любящими. Подарки рассматривались как залог верности.

(Исполняются частушки)

Эй, подружка, что ты делашь?

Пойду матери скажу.

Не портянки ли готовишь

На семнадцатом году?

Охохони, вышли кони –

Наши да Егоровы.

Боля просит на портянки

Шторы коленкоровы.

2 ведущий: Наверное, вы, дорогие гости, заметили, что при исполнении частушек хочется приплясывать, хлопать в ладоши. Это потому, что в ритме многих частушек есть общее с ритмом плясовых песен.

(Исполняется частушка)

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

1 ведущий: Исполнение таких песен сопровождается не только пляской, но и игрой на русских народных инструментах, которые всегда были с собой. Народ даже частушки сочинил про свои любимые инструменты.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

2 ведущий: Кстати сказать, гармошки бывают разные: тальяночки, ливенки, черепашки, саратовские, венские, пензенские…и каждая звучит по-своему.

1 ведущий: В вашей жизни сейчас одной из важных задач является учеба. Вы много времени проводите в школе и ваши успехи и неудачи отражены в школьных частушках. Частушечники, просим вас!

(Исполняются частушки)

                  Начался учебный год,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетет:

Скоро ли каникулы?

На уборку как-то раз

                  Попросили весь наш класс.

                  Наши мальчики бредут,

                  Как на каторгу идут.

                 Только начался урок,

                Кристина шлет записочку:

               «Очень вкусный пирожок

                 Меняю на ирисочку»

                 Есть у нас один товарищ,

                 Мишею зовется,

                Что угодно ему скажешь,

                 А он все смеется.

У Вадима нет терпенья,

Он урок недоучил.

И за полстихотворенья

Полчетверки получил.

Две сороки, две сороки

Проболтали на уроке.

А как вызвали к доске,

Ни «ку-ку» и ни «ме-ме»!

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели.

Мы сказали: «Тишина!»-

В школе треснула стена.

2 ведущий: В заключении скажем, что частушка переживает общерусскую судьбу жанра.

(Все участники встают, кланяются)

2 ведущий: Всем спасибо за участие!

Литература:

1.«Пойте девушки, припевушки» / Сост. В.Бекетова, В.Тимофеев, - Шадринск, 1995

2.Фольклор и литература Зауралья: Учебное пособие для учителей и учащихся 5-11 кл., 2 часть. – Курган, 2000

Подготовила:

 учитель русского языка и литературы

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г.Шадринска

Губанова Валерия Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия по литературному краеведению "Здравствуй, сказка донская!"

В ходе мероприятия  проверяются знания по разделу "Фольклор Дона", учащиеся читают стихи о родном крае, отрывки из понравившихся сказок, участвуют в викторине и конкурсах....

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению "Жемчужина земли Нижегородской"

           Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Про...

внеклассное мероприятие по литературному краеведению

Данное мероприятие проводилось при изучениии курса "Литератрное краеведение" в 7 классе. Материалы конспекта помогут  педагогам выбрать интересные формы работы с учащимися по данному направлению...

Внеклассное мероприятие по литературному краеведению (встреча с поэтом, композитором Цыреном Шойжонимаевым) ТЕМА: «Певец вечной любви»

Познакомить  с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции –  Ц.Д.Шойжонимаевым; ввести учащихся в мир поэзии, музыки,  достичь глубины ...

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению «Воронежский край - край замечательных людей»

Разработанный сценарий внеклассного мероприятия «Воронежский край - край замечательных людей» предназначен для учащихся 5 – 6 классов.Цели мероприятия:  педагогически направленн...

Сценарий внеклассного мероприятия «Бал литературных героев»

                       Цели: Воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую культуру.      ...

Сценарий внеклассного мероприятия или литературного урока по английскому языку: «Мелодии британской поэзии». « The melodies of the British Poetry». Для учащихся 8-9 классов

Расширение и углубление знаний британской литературы, развитие нравственно-эстетических навыков и страноведческих знаний. Рекомендовано к программе развития одарённых детей и элективных курсов по англ...