Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 классов "Эх,Семёновна!"
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме
Сценарий внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 классов
Тема: «Эх, Семёновна!»
Цель: научить детей слышать живую речь.
Задачи:
1.Познакомить с понятием «частушка».
2. Рассмотреть основные виды частушек Курганской области.
3. Воспитать любовь к родному языку, живому слову.
Оборудование: декорации имитирующие русскую избу: стол, покрытый вышитой скатертью, лавки, ширма (на ней название мероприятия «Эх, Семёновна!»), деревянные ложки, балалайка, музыка (фонограмма). Исполнители частушек и ведущие одеты в русские народные костюмы.
Ход мероприятия:
1ведущий: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
2 ведущий: Сегодня мы поговорим о частушке. Своим названием жанр обязан Г.И.Успенскому. В различных местах России частушку называют по-разному: коротушка, припевка, прибаска. Она исполняется в быстром темпе. Частушки пели на зимних посиделках – люди собирались в избе и веселились. Тем временем они ещё занимались рукоделием, делали очень красивые поделки – девушки вышивали, юноши резали по дереву, делали деревянную посуду, плели лапти из бересты (березовой коры). А в теплое время года (весной, летом) люди собирались на полянах после работы.
(Исполняется частушка)
Мы с подружкою гуляли,
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали,
Не пойдем больше туда.
1 ведущий: В Зауралье бытуют два названия: «частушки» и «крутенькие песни». Зауралье – своеобразная часть России. Оно исторически связано с Уралом, являясь в тоже время «воротами Сибири». Частушки в Зауралье были и остаются любимым, повсеместно распространенным жанром. Как и везде в России, здесь старина соседствует с новым.
(Исполняется частушка)
С неба звездочка упала
И разбилась на куски.
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.
2 ведущий: Главная сила частушек в личном характере чувств, которые они передают. Поразительна способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, торжествовать и негодовать, смеяться и плакать, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.
(Исполняется частушка)
Чем ты, миленький, гордишься,
Красотой иль высотой?
Красотой меня не стоишь,
Высотой – так черт с тобой!
1 ведущий: Как свой собственный воспринимается юмор частушек. Исполняя их, человек предстает наблюдательным, веселым, умеющим отметить и запечатлеть комические стороны жизни.
(Две ученицы исполняют частушки)
Ходит милый по деревне
Ходит, улыбается.
Оказалось зубы вставил –
Рот не закрывается.
На горе стоит избушка,
Внучка с бабушкой живет.
Ох, и вредная старушка:
Внучке волю не дает.
2 ведущий: Привлекает в частушках гуманизм, доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут, поддержат как в радости, так и в горе.
(Исполняется частушка)
Не судите меня бабы,
Я не подсудимая,
У меня на это есть
Мамонька родимая.
1 ведущий: Абсолютного одиночества героев в частушках нет. В них на равных предстали люди разных характеров, разного поведения и отношения к жизни. Как пример – крутенькие об отношении к сопернице. В них раскрывается широкая гамма чувств. В Зауралье соперница именовалась еще «соперой», «лиходейкой», «грубиянкой», «супостаткой».
(Исполняется частушка)
Супостаточка моя
В беленьком платочке.
Перед милым вертится
Как змея на кочке.
2 ведущий: Самую большую боль приносит подруга, становясь соперницей.
(Исполняется частушка)
На окошке стоит роза,
На другом – геранка,
Задушевная подруга
Стала грубиянка.
1 ведущий: Общеизвестна связь частушек с бытом. Быт с его деталями становится мастерской для поэтической образности частушек. Тесная связь с бытом позволяет рассматривать частушки как интересный источник для изучения обычаев, жизни края. В частности, отражен обычай взаимного одаривания любящими. Подарки рассматривались как залог верности.
(Исполняются частушки)
Эй, подружка, что ты делашь?
Пойду матери скажу.
Не портянки ли готовишь
На семнадцатом году?
Охохони, вышли кони –
Наши да Егоровы.
Боля просит на портянки
Шторы коленкоровы.
2 ведущий: Наверное, вы, дорогие гости, заметили, что при исполнении частушек хочется приплясывать, хлопать в ладоши. Это потому, что в ритме многих частушек есть общее с ритмом плясовых песен.
(Исполняется частушка)
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
1 ведущий: Исполнение таких песен сопровождается не только пляской, но и игрой на русских народных инструментах, которые всегда были с собой. Народ даже частушки сочинил про свои любимые инструменты.
Заиграй-ка, балалайка, Балалайка, три струны. Запевайте, не зевайте, Выходите, плясуны. | Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла, Я не удержалася. |
2 ведущий: Кстати сказать, гармошки бывают разные: тальяночки, ливенки, черепашки, саратовские, венские, пензенские…и каждая звучит по-своему.
1 ведущий: В вашей жизни сейчас одной из важных задач является учеба. Вы много времени проводите в школе и ваши успехи и неудачи отражены в школьных частушках. Частушечники, просим вас!
(Исполняются частушки)
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?
На уборку как-то раз
Попросили весь наш класс.
Наши мальчики бредут,
Как на каторгу идут.
Только начался урок,
Кристина шлет записочку:
«Очень вкусный пирожок
Меняю на ирисочку»
Есть у нас один товарищ,
Мишею зовется,
Что угодно ему скажешь,
А он все смеется.
У Вадима нет терпенья,
Он урок недоучил.
И за полстихотворенья
Полчетверки получил.
Две сороки, две сороки
Проболтали на уроке.
А как вызвали к доске,
Ни «ку-ку» и ни «ме-ме»!
Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: «Тишина!»-
В школе треснула стена.
2 ведущий: В заключении скажем, что частушка переживает общерусскую судьбу жанра.
(Все участники встают, кланяются)
2 ведущий: Всем спасибо за участие!
Литература:
1.«Пойте девушки, припевушки» / Сост. В.Бекетова, В.Тимофеев, - Шадринск, 1995
2.Фольклор и литература Зауралья: Учебное пособие для учителей и учащихся 5-11 кл., 2 часть. – Курган, 2000
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г.Шадринска
Губанова Валерия Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия по литературному краеведению "Здравствуй, сказка донская!"
В ходе мероприятия проверяются знания по разделу "Фольклор Дона", учащиеся читают стихи о родном крае, отрывки из понравившихся сказок, участвуют в викторине и конкурсах....
Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению "Жемчужина земли Нижегородской"
Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Про...
внеклассное мероприятие по литературному краеведению
Данное мероприятие проводилось при изучениии курса "Литератрное краеведение" в 7 классе. Материалы конспекта помогут педагогам выбрать интересные формы работы с учащимися по данному направлению...
Внеклассное мероприятие по литературному краеведению (встреча с поэтом, композитором Цыреном Шойжонимаевым) ТЕМА: «Певец вечной любви»
Познакомить с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции – Ц.Д.Шойжонимаевым; ввести учащихся в мир поэзии, музыки, достичь глубины ...
Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению «Воронежский край - край замечательных людей»
Разработанный сценарий внеклассного мероприятия «Воронежский край - край замечательных людей» предназначен для учащихся 5 – 6 классов.Цели мероприятия: педагогически направленн...
Сценарий внеклассного мероприятия «Бал литературных героев»
Цели: Воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую культуру. ...
Сценарий внеклассного мероприятия или литературного урока по английскому языку: «Мелодии британской поэзии». « The melodies of the British Poetry». Для учащихся 8-9 классов
Расширение и углубление знаний британской литературы, развитие нравственно-эстетических навыков и страноведческих знаний. Рекомендовано к программе развития одарённых детей и элективных курсов по англ...