Рабочая программа по биологическому краеведению
календарно-тематическое планирование по краеведению (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологическому краеведению для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kraevedenie_2.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО «Естественно-научного цикла» ___________/Антипина С.В./ ФИО протокол № 1 от «27» августа 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 22 _________/Л.В. Котельникова/ ФИО «28» августа 2015г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 22 ____________/Г.Д. Потапкина/ ФИО Приказ № 228 от «01» сентября 2015г. |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
г.Балаково Саратовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологическому краеведению для учащихся 7 классов,
адаптированная учителем биологии
Клячевой Ириной Валерьевной
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «29» августа 2014г.
2015 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Программа для 7 класса общеобразовательных школ авторы Н.В.Дмитриева, В.Ю.Крестьянинов Саратов 2008 год .
Составитель рабочей программы Клячева И.В.
- кому адресована программа : для общеобразовательных учреждений,
- концепция программы
Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:
1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;
2. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;
3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.
4. Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.
5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.
6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.
7. Научить детей чувствовать красоту природы.
8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.
В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели,
Изучение Биологического краеведения в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- сделать обучение максимально развивающим
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность
- задачи;
Задачи, решаемые в процессе обучения в школе:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
- Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
- сроки реализации программы;
Программа для 7 класса общеобразовательных школ авторы Н.В.Дмитриева, В.Ю.Крестьянинов Саратов 2008 год 35 часов учебного времени ( 1 час в неделю)
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;
Введение (2часа)
Краеведение - наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением – география, биология, геология, история, метеорология. Краеведческая работа в области. Важнейшие краеведческие музеи. Районный краеведческий музей. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А. Ф., Минх А. Н., Тилло А. А., Худяков Д. С. и др.). Краеведческие кружки, школьные музеи, детские краеведческие походы, как формы краеведческой работы.
*Экскурсии 1.Районный краеведческий музей.
1. Методы краеведческой работы (2 часа)
Полевые наблюдения. Походы, экскурсии, фенологические и метеорологические наблюдения. Работа с картографическим материалом. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet. Статистическая обработка материала.
Школьный краеведческий музей. Особенности школьных музеев. Размещение, оформление и систематизация экспонатов. Методика сбора палеонтологического исторического и биологического материала. Систематизация отобранного материала. Размещение экспонатов, оформление витрин, диорам, каталогизация коллекции.
*Практическая работа со школьными определителями растений и животных.
2. Растительный мир (8 часов)
Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды грибов. Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растения. Дикорастущие листовые овощные растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ "Элита Поволжья". Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И.Вавилов, Д.Л.Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения – паразиты. Сорные растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр.
Изучение флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта. Причины преобладания определенных форм растений в районе. Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района.
3. Животный мир области (8 часов)
Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы. Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Животноводство в Саратовской области. Животный мир городов и других населённых пунктов.
*Практическая работа Зарисовка животных.
4. Природа Саратовской области. Прошлое, настоящее, будущее.
История развития органического мира. 4 часа.
Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.). Характерные ископаемые животные области – губки, плеченогие, аммониты, белемниты, акулы, ихтиозавры и плезиозавры. Палеонтологическая характеристика родного края.
*Составление рефератов о наиболее интересных вымерших животных и растений или интересных геологических эпохах (отложения которых находятся на территории района).
Влияние Человека на природные объекты (4 часа)
Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Промышленные предприятия. Саратовский химкомбинат и нефтеперерабатывающий завод, Балаковский завод минеральных удобрений, Вольские цементные заводы и др. Промышленные предприятия, влияющие на окружающую среду в нашей местности. Предприятия энергетики. Добыча и транспортировка нефти и газа. Балаковская АЭС и экологические проблемы, связанные с ней. Крупнейшие месторождения и путепроводы области. Гидроэлектростанции и их влияние на флору, и фауну Волги. Транспорт. Важнейшие магистрали области. Сельское хозяйство. Глобальное влияние распашки целинных земель и строительство Саратовской оросительной системы на фауну и флору области. Влияние пестицидов на природные живые объекты. Влияние населения на состояние окружающей среды. Свалки. Методы снижения бытовой нагрузки на окружающую среду. ВПК. Проблемы, связанные с ликвидацией химического оружия.
*Экскурсии на Молокозавод
Охрана природы (3 часа)
Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Гос. НИИОРХ. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные – природные достояния всей планеты.
Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объекты родного края.
Итоговая конференция «Судьба природы– наша судьба» (1час)
Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике
- методы, формы обучения и режим занятий;
Учебный процесс предусматривает две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы:
- Урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических и лабораторных работ.
- Внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьной лаборатории) выполняют практические задания для самостоятельного выполнения.
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Программа представляет собой интегрированные образовательные среды, включающая ссылки на внутренние и внешние образовательные ресурсы. В качестве внутренних образовательных ресурсов используются параграфы и работы лабораторного практикума, а в качестве внешних образовательных ресурсов используются дополнительная литература, а также существующие образовательные ресурсы на СD –дисках и в Интернете.
- предполагаемые результаты;
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
В результате изучения Биологического краеведения в школе ученик должен
знать:
Учащиеся должны знать:
- Работать с картографическим материалом, видеоматериалом, фотографиями природы родного края .Раскрывать связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными, климатическими характеристиками. Знать особенности представителей живого мира, обитающих в разных условиях. . Основные природные сообщества своей местности. Уметь работать с атласом карт Саратовской области и составлять схемы, характеризующие структуры местных природных сообществ
- Различать растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Раскрывать связь строения растений со средой обитания. \Знать споровые растения нашей местности. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Лишайники. Использование растений в жизни человека. Полезные дикорастущие растения. Лекарственные, пищевые растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ "Элита Поволжья". Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И.Вавилов, Д.Л.Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения - паразиты. Сорные растения. Ядовитые растения. Уметь изготавливать гербарии.
- Знать меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Гос. НИИОРХ. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края..
Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объекты родного края. - Особенности методов наблюдения, эксперимента, мониторинга окружающей среды, количественного учёта живых существ.
- Изменения в природе, вызванные деятельностью человека
- Важнейшие экологические проблемы (глобальные и региональные)
Учащиеся должны уметь:
- Наблюдать за экологическим явлениями, влиянием деятельности человека на экосистемы
- Описать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов
- Провести опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты
- Измерять с помощью различных приборов
- Выполнять письменные инструкции правил безопасности
- Выполнять несложные наблюдения практические работы, фиксировать их результаты в тетрадях
- Пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами
- Рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты
- Составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты краеведческого содержания, использовать результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
- Критической оценки информации
- Способствовать сохранению биоразнообразия родной природы.
- система оценки достижений обучающихся;
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в тестовой форме и защиты итоговых проектов.
Учебно-тематический план 7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
Введение | 2 | 1 | 1 Экскурсия | |
Методы краеведческой работы | 2 | 1 | 1 | |
Краткая географическая характеристика области. Характеристика природных сообществ | 4 | |||
Растительный мир | 8 | 8 | ||
Животный мир области | 8 | 7 | 1 | |
Природа Саратовской области. Прошлое, настоящее, будущее. История развития органического мира | 4 | 4 | ||
Влияние Человека на природные объекты | 4 | 3 | 1 экскурсия | |
Охрана природы | 3 | 3 | ||
35 часов |
Календарно – тематическое планирование
Биологическое краеведение в 7 классах на 2014 – 2015 учебный год
1 час в неделю (35 часов)
№ урока | Дата | Методическое содержание | Практические работы | Тематический контроль | Тип урока + ИКТ | Домашнее задание | Корректировка | |||||
ВВЕДЕНИЕ – 2 часа | ||||||||||||
1. 2 | Что изучает биологическое краеведение? Источники информации. Районный краеведческий музей Экскурсия в краеведческий музей. | Вводная лекция с элементами беседы | С. 3 – 6 Отчёт по экскурсии | |||||||||
Методы краеведческой работы (2 часа) | ||||||||||||
1. 2. | Полевые наблюдения. Походы, экскурсии, фенологические и метеорологические наблюдения. Методы исследования природы родного края. Практическая работа со школьными определителями растений и животных. | Практическая работа №1 Составление схемы «Разнообразие флоры и фауны нашего края» | Фронтальный и индивидуальный опрос Эвристическая беседа | Актуализация знаний и умений Актуализация знаний и умений, практикум | с.6 | |||||||
Краткая географическая характеристика области. Характеристика природных сообществ (4ч) | ||||||||||||
1. 2. 3. 4. | Рельеф Саратовской области. Климатические особенности области. Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками. Внутренние водоемы. Волга, малые реки, озера, пруды. Сообщества водоёмов. Основные природные зоны – лесостепь, степь, полупустыня. Пойменные природные объекты. | Практическая работа №2. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ. | Фронтальный и индивидуальный опрос Фронтальная беседа Эвристическая беседа Работа с дополнительной литературой | Актуализация знаний и умений +ИКТ Актуализация знаний и умений +ИКТ Актуализация знаний и умений +ИКТ | ||||||||
Растительный мир – 8 часов | ||||||||||||
Флора Саратовской области. Грибы. Споровые растения. | Фронтальная беседа | Изучение нового материала | С. 7 §1.1 | |||||||||
Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Актуализация знаний и умений +ИКТ | § 1.2 | |||||||||
Лесная растительность. | Эвристическая беседа | Актуализация знаний и умений, практикум | § 1.3 | |||||||||
4. | Степная и полупустынная растительность. | Работа с дополнительной литературой | Актуализация знаний и умений, практикум +ИКТ | § 1.4-1.5 | ||||||||
5. | Луговая растительность. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Актуализация знаний и умений | |||||||||
6. | Прибрежно-водная растительность. | Фронтальная беседа | Актуализация знаний и умений | § 1.6 | ||||||||
7. | Интересные растения города Балаково. | Практическая работа №3 «Составление рефератов об интересных растениях района.» | Работа с дополнительной литературой | Актуализация знаний и умений, практикум +ИКТ | ||||||||
8. | Растения, обитающие на меловых и песчаных породах. Растения засолённых почв. | Фронтальный опрос | Актуализация знаний и умений | § 1.7 § 1.8 | ||||||||
Животный мир – 8 часов | ||||||||||||
1. | Животные обитающие в лесу. | Беседа | Актуализация знаний и умений | § 2.1 | ||||||||
2. | Степные животные. | Фронтальный опрос | Актуализация знаний и умений | § 2.2 | ||||||||
3. | Кто живёт около водоёмов? Водные животные. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Актуализация знаний и умений +ИКТ | § 2.3 – 2.4 | ||||||||
4 | Беспозвоночные животные. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Актуализация знаний и умений +ИКТ | § 2.5 | ||||||||
5. | Животные Балаковского района. | Практическая работа № 4. «Характеристика животного мира Балаковского района». | Работа с текстом | Актуализация знаний и умений, практикум | ||||||||
6. | Опасные животные Саратовской области. | Фронтальный опрос | Актуализация знаний и умений | § 2.6 | ||||||||
7. | Сельскохозяйственные животные. Животные – вредители. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Актуализация знаний и умений +ИКТ | § 2.7 – 2.8 | ||||||||
8. | Животные на улицах города. | Практическая работа зарисовка животных | Актуализация знаний и умений | Актуализация знаний и умений | § 2.9 | |||||||
Природа Саратовской области. Прошлое, настоящее, будущее. История развития органического мира(4 часа) | ||||||||||||
1. | Геохронология, как наука. | Беседа | Актуализация знаний и умений | § 3.1 | ||||||||
2. | Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Актуализация знаний и умений +ИКТ | § 3.2 | ||||||||
3. | Ископаемые позвоночные животные. | Фронтальный опрос | Актуализация знаний и умений | § 3.3 | ||||||||
4. | Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра. | Актуализация знаний и умений | Актуализация знаний и умений | § 3.4 § 3.5 § 3.6 | ||||||||
Влияние Человека на природные объекты (4 часа) | ||||||||||||
1. | Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Промышленные предприятия. | Практикум | Фронтальный и индивидуальный опрос | Актуализация знаний и умений +ИКТ | § 4.1 | |||||||
2. | Сельское хозяйство. Глобальное влияние распашки целинных земель и строительство Саратовской оросительной системы на фауну и флору области. | Практикум | Фронтальный и индивидуальный опрос | Актуализация знаний и умений +ИКТ | § 4.1 | |||||||
3. | Свалки. Методы снижения бытовой нагрузки на окружающую среду. | Практикум | Фронтальный и индивидуальный опрос | Актуализация знаний и умений +ИКТ | § 4.1 | |||||||
Природоохранная деятельность в Саратовской области. Природоохранные территории нашей области. Проектная работа «Красная книга Балаковского района». | Актуализация знаний и умений | Актуализация знаний и умений | § 4.2 | |||||||||
Охрана природы (3 часа) | ||||||||||||
1. | Красная Книга Саратовской области. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Проверка знаний и умений | |||||||||
2. | Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. | Актуализация знаний и умений | Актуализация знаний и умений | |||||||||
3. | Итоговая конференция «Судьба природы– наша судьба» Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике. | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологическому краеведению Саратовской области
рабочая программа...
Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе
Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологическ...
рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Аннотация к рабочей программеучебного курса биологическое краеведение6 классРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального ко...
Рабочие программы по биологическому краеведению
Биологическое краеведение...
Рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под ...
Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"
Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....
Рабочая программа по биологическому краеведению
Данная программа предназначена для учащихся 6-7 классов при изучении биологического краеведения Оренбургской области....