Рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под руков. Е.В. Алексеевой. – М.: Дрофа, 2009 г.
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологическому краеведению в объеме 35 часа (1 час в неделю) из регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._biolog._kraeved.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 14 от 29.08.2014 г
| УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе №135/1 от «02» сентября 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологическому краеведению
6 класс
Составитель:
Староверова Светлана Владимировна,
учитель биологии
2014-20145учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под руков. Е.В. Алексеевой. – М.: Дрофа, 2009 г.
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологическому краеведению в объеме 35 часа (1 час в неделю) из регионального компонента.
Программа построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Нижегородской области.
Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Нижегородской области.
Особенности данной программы:
Изучение биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа.
Знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале.
Использование теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, местный краеведческий музей.
Программа включает в себя сведения о многообразии растительного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов бактерий, грибов, растений, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.
Цели программы:
Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах области.
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний.
Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры.
Задачи программы:
Ознакомление с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, стране, области.
Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе.
Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, природных сообществах области для обоснования мер их защиты.
Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.
6а класс является хорошо подготовленным классом, поэтому в этом классе реализуется продвинутый уровень предмета за счет усложнения уровня усвоения учащимися учебной, дополнительной информации, что нашло свое отражение в настоящем тематическом планировании: увеличение количества лабораторных работ, увеличение элементов дополнительного содержания, объема выполняемых заданий по рабочей тетради в классе и некоторое повышение уровня сложности домашнего задания.
Требования к уровню усвоения курса:
Уровень воспроизведения и описания информации:
описывать особенности строения растений области
называть основные систематические и экологические группы растений, грибов, лишайников области
узнавать наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников области; съедобные и ядовитые грибы; культурные растения области
наблюдать действие факторов среды на живые организмы
приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников; растений, грибов, лишайников различных экологических групп.
Интеллектуальный уровень:
объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, стране, области
объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области
определять по гербариям древесные и кустарниковые породы растений, травянистые растения
сравнивать растения, грибы, лишайники различных систематических экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям
оформлять результаты экскурсий
формулировать выводы на основе собранного материала
давать характеристику растениям разных систематических групп
Творческий уровень:
прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие области
применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ
использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников области.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
по биологическому краеведению
Учащие должны знать:
цели и задачи биологического краеведения
основные понятия: зональность, фауна, растительность, флора, биоиндикация, сообщество, среда обитания, экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории;
методы биологического краеведения6 наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календарей;
основные объекты живой природы родного края;
охраняемые группы организмов родного края;
структуру Красной книги;
основные феносигналы;
ядовитые растений, грибы, опасные животные родного края;
съедобные растения, грибы, промысловые животные родного края;
особо охраняемые территории родного края;
экологические факторы, влияющие на живые организмы;
основные природные сообщества родного края.
Учащиеся должны овладеть практическими умениями:
вести календари фенологических наблюдений;
работать с гербарным материалом;
определять деревья и кустарники в разные сезоны года;
определять виды птиц и животных по следу;
вести наблюдения за объектами живой природы;
объяснять взаимосвязи организмов в природных сообществах;
оказать первую доврачебную помощь в природе;
пользоваться элементарными методами полевых исследований;
использовать знания по сохранению биоразнообразия;
осуществлять поиск биологических объектов (в природе, на рисунках, фотографиях, в Интернете) по заданным признакам;
использовать дополнительные источники (Интернет, справочник, энциклопедии и др.) для подготовки сообщений, поиска необходимой информации об изучаемых объектах;
использовать биологическую терминологию при выполнении практических и лабораторных работ.
Структура программы:
Тема 1. Введение в биологическое краеведение (4 ч)
Тема 2.Флора Нижегородской области (10 ч)
Тема 3.Грибы и лишайники (2 ч)
Тема 4.Фауна Нижегородской области (8 ч)
Тема 5. Организм и среда (5 ч)
Тема 6. Охрана природы родного края (4 ч)
Повторение (2ч)
Количество часов по программе: 35
Количество часов неделю: 1
Количество часов по календарно-тематическому плану: 35
Практических работ – 5, экскурсий -2
Обобщающих уроков - 2
Содержание программы:
Тема 1. Введение в биологическое краеведение (4 часа)
Цели и задачи курса. Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение Нижегородской области (Докучаев В.В., Пузанов И.И., Станков С.С., Аверкиев Д.С.). Природные условия и причины биологического разнообразия Нижегородской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).
Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.
Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования».
Тема 2. Флора родного края(10 часов)
Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Нижегородской области. Ботанико-географические подрайоны Нижегородской области. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения и их значение. Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Нижегородской области.
Практические работы:
1-2. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.
3. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев.
4. Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период.
Тема3. Грибы и лишайники (2 часа)
Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.
Тема 4. Фауна родного края(8 часов)
Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Нижегородской области. Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. Сельскохозяйственные животные края. Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).
Практическая работа 5: «Изучение следов жизнедеятельности животных»
Тема 5.Организм и среда (5 часов)
Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Нижегородской области: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д. Историческая смена сообществ.
Изменение ландшафта в результате деятельности человека.
Тема 6.Охрана природы родного края(5 часов)
Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности.
Охраняемые территории Нижегородской области: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Экскурсия «Весенние явления в природе».
Тематическое планирование
по биологическому краеведению
в 6 классе.
35 часов – 1 час в неделю
№ урока | № по теме | Тема урока | Лабораторные Практические работы | Число проведения Корректировка |
Тема 1. Введение в биологическое краеведение - 4 часа | ||||
1 | 1 | Предмет биологического краеведения. Исторический обзор | 4.09 | |
2 | 2 | Методы исследования. Феносигналы | 11.09 | |
3 | 3 | Понятие о биоиндикации | 18.09 | |
4 | 4 | Экскурсия «Природа родного края и методы её исследования» | 25.09 | |
Тема 2. Флора родного края- 10 часов | ||||
5 | 1 | Разнообразие растений. Флора. Зональность | 2.10 | |
6 | 2 | Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротникообразные | 9.10 | |
7 | 3 | Разнообразие растений: голосеменные, покрытосеменные | 16.10 | |
8 | 4 | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения | 23.10 | |
9 | 5 | Ядовитые растения | П.р. Изучение ядовитых трав по гербарным экземплярам | 30.10 |
10 | 6 | Лекарственные растения | П.р. Изучение лекарственных трав по гербарным экземплярам | 13.11 |
11 | 7 | Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения и заготовки | П.р. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев | 20.11 |
12 | 8 | Структура Красной книги | 27.11 | |
13 | 9 | Урок-практикум | П.р. Деревья и кустарники в осенне-зимний период | 4.12 |
14 | 10 | Обобщающий урок по теме «Флора родного края» | 11.12 | |
Тема 3. Грибы и лишайники – 2 часа | ||||
15 | 1 | Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение | 18.12 | |
16 | 2 | Лишайники | 25.12 | |
Тема 4. Фауна родного края – 8 часов | ||||
17 | 1 | Разнообразие животных. Фауна. Зональность | 15.01 | |
18 | 2 | Разнообразие животных: беспозвоночные | 22.01 | |
19 | 3 | Разнообразие животных: позвоночные | 29.01 | |
20 | 4 | Птицы и млекопитающие нашего края | П.р. Изучение следов жизнедеятельности животных | 5.02 |
21 | 5 | Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения | 12.02 | |
22 | 6 | Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе | 19.02 | |
23 | 7 | Охраняемые животные нашего края | 26.02 | |
24 | 8 | Обобщающий урок по теме «Фауна родного края» | 5.03 | |
Тема 5. Организм и среда – 5 часов | ||||
25 | 1 | Экологические факторы и среда обитания | 12.03 | |
26 | 2 | Природное сообщество | 19.03 | |
27 | 3 | Наземные природные сообщества | 2.04 | |
28 | 4 | Водные природные сообщества | 9.04 | |
29 | 5 | Смена растительных сообществ | 16.04 | |
Тема 6. Охрана природы родного края | ||||
30 | 1 | Система охраны природы. Виды охраняемых территорий | 23.04 | |
31 | 2 | Охраняемые территории Нижегородской области | 30.04 | |
32 | 3 | Экскурсия «Весенние явления в природе» | 7.05 | |
33 | 4 | Заключение. Летние задания | 14.05 | |
Повторение – 2 часа | ||||
34 | 1 | Флора Нижегородской области | 21.05 | |
35 | 2 | Фауна Нижегородской области | 28.05 |
Литература для обеспечения образовательного процесса
по биологическому краеведению в 6 классах
для обучающихся | 1) Биологическое краеведение: Нижегородская область: 6 класс: учебное пособие отв. ред. Е.В. Алексеева, Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2013.-116с. 2) Биологическое краеведение: Нижегородская область: 6 класс: рабочая тетрадь отв.ред. Е.В. Алексеева, Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2013.- 76с. |
для учителя | Программа « Биологическое краеведение. 6 класс» под руководством Е.В. Алексеевой. – М.: Дрофа, 2009 |
Дополнительная литература | 1)Аверкиев Д. С., Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во.1985 г. 2)Красная книга Нижегородской области. Том 1. Животные.- Н. Новгород, 2003 г. 3)Наши зимующие птицы. Сост.: Неручев В. В., Шустов С. Б. , Орлов Е. В.- Нижний Новгород: Экоцентр « Дронт», 1994 г. 4) Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Составитель Бака А. И. - Нижний Новгород, изд-во экоцентр «Дронт» 1997 г. 5)Природа Горьковской области.- Горький: Волго - Вятское кн. изд-во,1974 г. 6) Козлов М.А. Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М.: Просвещение, 1991. – 207с. 7)Смирнова А.Д. Охраняемые растения Горьковской области. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1982.-96с. 8) Дмитриев Ю. Д., Пожарицкая Н. М. Твоя красная книга.- М. : Молодая гвардия, 1983. – 110с. |
Информационные источники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологическому краеведению Саратовской области
рабочая программа...
Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе
Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологическ...
рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Аннотация к рабочей программеучебного курса биологическое краеведение6 классРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального ко...
Рабочие программы по биологическому краеведению
Биологическое краеведение...
Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"
Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....
Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс
Рабочая программа по биологическому краеведению 7 класс...
Рабочая программа по биологическому краеведению 5 класс
Рабочая программа...