Рабочая программа по биологическому краеведению Саратовской области
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izyumova_s.v._rabochaya_programma_biologicheskoe_kraevedenie_7_klass.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________Н.В. Миронова протокол № ___ от «____»____________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка _____________ С.В. Изюмова «____»____________2012 г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка ____________ А.П. Кузьмин Приказ № ___ от «___»____2012 г. |
Рабочая программа педагога
Изюмовой Светланы Васильевны
(б/к)
по учебному предмету «Биологическое краеведение»
7 класс
2012 - 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.
4. Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.
5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.
6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.
7. Научить детей чувствовать красоту природы.
8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.
В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.
Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:
1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;
2. В стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;
3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.
Учебно-тематическое планирование
по биологическому краеведению
Классы:_____7 класс___________________________________________________
Учитель:___________Изюмова Светлана Васильевна______________________
Кол-во часов за год:
Всего ________35___________
В неделю ____1 час ________
плановых контрольных работ: _5_, лабораторных работ_5_ , тестов: __5__
Планирование составлено на основе федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.
Учебник: / Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 класса / Сост. В.Б. Сельцев, Л.П. Худяков, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, темы уроков | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Виды контроля | Использование ИКТ | Дата проведения | Домашнее задание | Приме чания | ||
План | Факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
ВВЕДЕНИЕ. | |||||||||||
Что изучает биологическое краеведение? Источники информации. | Вводная лекция с элементами беседы | Чтение, слушание,составление конспекта, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать что изучает биологическое краеведение, уметь пользоваться различными источниками информации | Эвристическая беседа конспект | С. 3 - 6 | ||||||
Раздел 1. Растительный мир | |||||||||||
Грибы. Споровые растения. | Изучение нового материала | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать грибы и споровые растения Саратовской области, уметь различать съедобные, условно съедобные и ядовитые грибы | Фронтальная беседа | Презентация | С. 7 §1.1 | |||||
Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | § 1.2 | |||||
Флора Саратовской области. Практическая работа №1 «Составление схемы Разнообразие флоры нашего края» | Актуализация знаний и умений, практикум | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р. | Знать флору Саратовской области | Эвристическая беседа, схема. Выполнение пр./р и выводы к ней. | |||||||
Лесная растительность. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать растительность Саратовской области | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | 1.3 | |||||
Степная и полупустынная растительность. Луговая растительность. Практическая работа №2. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ. | Актуализация знаний и умений, практикум | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р. | Знать и различать степную и полупустынную растительность, отличать от луговой растительности. | Работа с дополнительной литературой, схемы. Выполнение пр./р и выводы к ней. | Презентация | § 1.4-1.5 | |||||
Прибрежно-водная растительность. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать прибрежно-водную растительность Саратовской области | Фронтальная беседа | § 1.6 | ||||||
Интересные растения Вольского района. Практическая работа №3 «Составление рефератов об интересных растениях района.» | Актуализация знаний и умений, практикум | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р. | Знать интересную растительность Вольского района | Работа с дополнительной литературой, Выполнение пр./р и выводы к ней. | Презентация | ||||||
Растения, обитающие на меловых и песчаных породах. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать растения обитающие на меловых и песчаных породах. | Фронтальный опрос | § 1.7 | ||||||
Растения засолённых почв. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать растения засолённых почв. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | § 1.8 | |||||
Растительность Саратовской области. | Проверка знаний | Контрольное тестирование | Знать и различать растительность Саратовской области. | Проверка знаний и умений Тест | |||||||
Раздел 2. Животный мир | |||||||||||
Животные обитающие в лесу. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать животных обитающих в лесах Саратовской области | Беседа | § 2.1 | ||||||
Степные животные. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать степных животных Саратовской области | Фронтальный опрос | § 2.2 | ||||||
Кто живёт около водоёмов? Водные животные. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать водных животных Саратовской области | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | § 2.3 – 2.4 | |||||
Беспозвоночные животные. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать беспозвоночных животных Саратовской области | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | § 2.5 | |||||
Животные Вольского района. Практическая работа № 4. «Характеристика животного мира Вольского района». | Актуализация знаний и умений, практикум | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р. | Знать животных Вольского района Саратовской области | Работа с текстом, Выполнение пр./р и выводы к ней. | |||||||
Опасные животные Саратовской области. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать опасных животных Саратовской области, уметь соблюдать правила безопасного поведения с опасными животными. | Фронтальный опрос | § 2.6 | ||||||
Сельскохозяйственные животные. Животные – вредители. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать с/х животных Саратовской области, уметь соблюдать правила безопасного поведения животными - вредителями. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | § 2.7 – 2.8 | |||||
Животные на улицах города. Практикум | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Актуализация знаний и умений | § 2.9 | |||||||
Животный мир. | Проверка знаний | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать животный мир Саратовской области | Проверка знаний и умений Тест | |||||||
Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края. | |||||||||||
Геохронология, как наука. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать что изучает геохронология. | Беседа | § 3.1 | ||||||
Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать ископаемых беспозвоночных животных и ископаемые растения Саратовской области | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | § 3.2 | |||||
Ископаемые позвоночные животные. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать ископаемых позвоночных животных Саратовской области | Фронтальный опрос | § 3.3 | ||||||
Ранняя история Земли. Палеозойская эра. Практическая работа .№ 5 «Составление таблицы палеонтологических объектов местности». | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р. | Актуализация знаний и умений, Выполнение пр./р и выводы к ней. | § 3.4 | |||||||
Мезозойская эра | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | § 3.5 | ||||||
Кайнозойская эра. Практикум | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | § 3.6 | ||||||
Живое прошлое Саратовской области. | Проверка знаний и умений | Контрольная работа | Знать живое прошлое Саратовской области. | Проверка знаний и умений | |||||||
Раздел 4. Охрана природы | |||||||||||
«Красная книга Саратовской области» Практикум | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | § 4.1 | ||||||
«Красная книга Саратовской области» Практикум | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Презентация | § 4.1 | ||||||
Особо охраняемые территории Саратовской области. | Актуализация знаний и умений | Чтение, слушание,составление конспекта, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Знать особо охраняемые территории Саратовской области. | Актуализация знаний и умений | § 4.2 | ||||||
Проектная работа «Красная книга Вольского района». Практикум | Исследовательская работа | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, работа с дополнительной литературой. | Актуализация знаний и умений | ||||||||
Проектная работа «Красная книга Вольского района». Практикум | Исследовательская работа | Актуализация знаний и умений | |||||||||
Резервное время | |||||||||||
Учебные экскурсии:
- Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).
- Изучение флоры города (поселка) и его окрестностей.
- Экскурсия в городской и детский парк или дендрарий ботанического сада СГУ.
- Экскурсии в лес (лесополосу), в степь, на реку (озеро, пруд).
- Экскурсия на зооферму (в сельской местности).
- Экскурсия в карьер на обрыв или в места выхода древних пород.
- Экскурсии на местные промышленные предприятия.
- Экскурсия на местные сельскохозяйственные предприятия.
- Экскурсия на природоохранный объект.
Учебно-методический комплекс:
Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 класса / Сост. В.Б. Сельцев, Л.П. Худяков, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.
Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.
Рекомендованная литература:
1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.
2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 – 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 – 2006 гг.
3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.
4. Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.
5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я, М.: «Колос» 1992.
6. Строев К.Ф. Краеведение. М. "Просвещение" 1974,. 142с.
7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.
8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе
Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологическ...
рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Аннотация к рабочей программеучебного курса биологическое краеведение6 классРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального ко...
Рабочие программы по биологическому краеведению
Биологическое краеведение...
Рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под ...
Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"
Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....
Рабочая программа по биологическому краеведению Нижегородской области
Пояснительная запискаРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного образовательного стандарта 2006 г.,...
Рабочая программа кружка "Памятники природы Саратовской области"
Программа кружка направлена на изучение памятников природы Саратовской области. Она имеет большое значение в формировании личности учащихся, воспитании гражданственности, патриотизма, любви к окружающ...