Рабочая программа по биологическому краеведению
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Данная программа предназначена для учащихся 6-7 классов при изучении биологического краеведения Оренбургской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologicheskomu_kraevedeniyu.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1
Шарлыкского района Оренбургской области
Согласовано Руководитель ШМО________ Шаталова В.И. Протокол от «____»___________2015 г. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР МАОУ Шарлыкская СОШ №1_________ Баловнева Т.Е. «____»__________________2015 г. | Утверждаю Директор МАОУ Шарлыкская СОШ №1 ______________ Гончаренко А.Н. «___»________________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
6 А,Б классы (базовый уровень)
Программа | Рабочая образовательная программа курса «Биологическое краеведение. Оренбургская область»/ В.Н.Мишакова, Л.А. Квасникова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2014. – 58 с. |
Учебник | Мишакова В.Н., Квасникова Л. А. Биологическое краеведение. Оренбургская область: учебное пособие для уч-ся.- Изд-во «Русское слово».-2013. |
Количество часов | 68 |
Составитель | Учитель химии и биологии Долгих Татьяна Викторовна |
Учебный год | 2015-2016 |
Шарлык, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы «Биологическое краеведение», авторы: Мишакова В. Н. к. п. н, доцента кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ, Квасникова Л. А. учитель биологии Красноярской СОШ Илекского района. Программа содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии 6 класса. Она базируется на материале учебников биологии, изучающих многообразие растительного и животного мира, и является их логическим дополнением.
Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет биологию, географию, экологию и краеведение. Изучая местную фауну и флору, памятники природы областного и местного значения, экологическое состояние природного ландшафта, учащиеся расширяют свои знания о многообразии организмов биотопа. Особое внимание обращено на антропогенный фактор воздействия на окружающую среду, предусмотрены меры по охране природы. Изучение курса направленно воздействует на формирование экологической культуры учащихся, способствует образованию у них умений и навыков по сохранению природных богатств.
Знания о своём крае положительно скажутся на развитии у школьников уважительного отношения ко всему живому, будут способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к малой Родине.
Программа предусматривает самостоятельную творческую деятельность учителя, направленную на применение различных методов и приёмов в обучении учащихся. Значительное место отводится наблюдениям, экскурсиям, практикумам и малым исследованиям.
Программа курса рассчитана на 34 часа учебного времени, 1 час в неделю.
Концептуальной основой данного курса являются идеи:
- преемственности экологического образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, краеведение);
- гуманизации образования;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности;
- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.
Цели программы: способствовать духовно-ценностной и практической ориентации, социальной адаптации учащихся в их жизненном пространстве.
Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:
- Расширение знаний о биологическом разнообразии, геологической истории родного края.
- Формирование целостного научного мировоззрения и экологического мышления учащихся, понимания истоков экологических проблем родного края, их значимости в настоящее время.
- Воспитание нравственного и гуманистического отношения к природе и культурным ценностям родного края.
- Развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, проводить исследования, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении природы родного края.
- Развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, способностей к самообразованию, трансформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.
- Расширение кругозора учащихся, повышение научного и культурного уровня.
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:
- введение ФГОС на средней ступени школы;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания, способствующего становлении личности ученика;
- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.
Новизна данного курса заключается в следующем:
- формирование учащихся универсальных учебных действий происходит благодаря совместным усилиям учителей естественно – научного цикла;
- авторы демонстрируют невозможность изолированного преподавания предметов, общность тем, сходство изучаемых объектов и явлений, - единство ведущих идей, заложенных в их программе;
- данная программа отличается многомерной структурой, где каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность;
- данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Универсальные учебные действия по биологическому краеведению.
- Личностные УУД: воспитание любви к природе родного края и Отечеству; желание изучать биологическое краеведение; формирование основ биологической культуры; формирование бережного отношения к природе; содействие появлению у школьников желания активно и заинтересованно познавать растительный мир родного края; содействовать духовно-нравственному развитию учащихся; формирование активности и заинтересованности в познании растительного мира родного края, осознание его ценности; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; формирование убеждения в необходимости сохранения природы родного края; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
- Познавательные УУД: умения работать с текстом, делать выводы на основе полученной информации; понимание особенностей географического положения, климата и почвы Оренбургской области; умение работать с разными источниками информации о природных памятниках; знание методов исследования природы, основ фенологических наблюдений; стремление к познанию, пониманию особенностей среды обитания, приспособленности водорослей, мхов, папоротниковидных; понимание особенностей голосеменных растений, условий и мест их произрастания в Оренбургской области; понимание особенностей покрытосеменных растений, условий и мест их произрастания в Оренбургской области; понимание основ заготовки растительного сырья, изготовления гербариев, наблюдений за растениями; навыки исследовательской и проектной природоохранной деятельности; навыки определения грибов, пользования справочниками и определителями; навык биоиндикации, определение видов лишайников, умение выполнять творческие задания; навык сравнения разных экологических групп животных области (зависимость от условий обитания); навык выполнения простых учебных исследовательских и практических работ при знакомстве с разнообразием позвоночных животных родного края, определения особенностей, связанных с их образом жизни; умение строить речевые высказывания в устной и посменной форме; умение применять методы исследования следов жизнедеятельности животных, применять на практике полученные ранее знания; стремление к познанию сезонных изменений в жизни животных, обитающих на территории нашей области, приспособленности животных к меняющимся условиям среды; умение использовать в работе различные источники информации о разнообразии промысловых и опасных животных родного края; умение проводить анализ и оценку последствий деятельности человека в природе, навык смыслового чтения; умение выбирать и обосновывать наиболее эффективные действия по охране природы; умение выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи при определении лимитирующих факторов редких и исчезающих организмов области, делать обобщения и выводы; умение объяснять роль биологии в практической деятельности людей, объяснять природные явления.
- Регулятивные УУД: умения организовать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, оценить полученные результаты; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение применять на практике различные методы исследования природы, работать с текстовой информацией; навык установления причинно- следственных связей при определении факторов, влияющих на разнообразие растительного мира родного края; умение применять общие сведения о ядовитых растениях в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни; умение применять общие сведения о лекарственных растениях; умение применять на практике навык публичного выступления; умение составлять план действий по охране растений; навыки сравнения, сопоставления, формулирования выводов, самостоятельной работы с учебником; навык выполнения заданий в группе и индивидуально; установка и улучшение результатов учебной деятельности; навык объективной оценки результатов учебной деятельности; умение структурировать и знания о млекопитающих, ставить и достигать задачи по углублению знаний об экологических особенностях млекопитающих своей местности; умение применять сведения о промысловых и опасных животных в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни; умение самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, анализировать и делать выводы; умение оценивать экологическую обстановку наших дней; умение планировать, прогнозировать, предлагать пути решения экологических проблем; умение выбрать направление наблюдения и описания биологических объектов и процессов; провести биологический эксперимент и объяснить его результаты;
- Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы; умение выполнять в группе практические работы по наблюдению за природой родного края; умение использовать в работе различные источники информации о флоре родного края; дивергентное мышление, навык активного участия в деловой игре, конструктивного общения; умение использовать в работе различные источники информации о разнообразии голосеменных и покрытосеменных растений , о разнообразии ядовитых и лекарственных растениях родного края; умение выполнять в группе практические работы по наблюдению за природой родного края, собирать и хранить растительное сырье; умение доброжелательно и уважительно общаться при работе в группе; толерантное отношение к окружающему миру, умение сотрудничать при проведении фенологических наблюдений; навык поддержки делового разговора, выражения своей точки зрения, ее обоснования; навык делового сотрудничества; навык учебного сотрудничества на основе уважения к другим людям; активное участие в групповом взаимодействии, понимание чувств и переживаний окружающих людей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении заданий; способность строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
-соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
-соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Содержание программы
Общее количество часов- 34 .
Введение- 1 ч.
Краеведение - наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением - география, биология, геология, история, метеорология. Предмет биологического краеведения.
*Практическая работа с картографическим материалом, видеоматериалом, фотографиями природы родного края
I. Геологическая история и природные памятники Оренбургской области -2 ч.
Географическое положение, климат и почвы Оренбургской области.
Особенности степного почвообразования и основные типы почв. Характеристика почв области. Красота и величие Оренбургских степей и пойменных лесов. Памятники природы.
*Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).
II. Изучение природы. Методы изучения родного края. – 3ч.
Основные методы исследования природы. Метод полевых наблюдений. Литературный метод. Сравнение. Описание. Измерение. Метод полевого сбора. Картографический метод. Статистический метод. Визуальный метод. Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами. Фотографирование и киносъемка. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet. Фенология. Основные понятия и термины фенологии. Феносигналы. Фенологические наблюдения. Понятие о биоиндикации. Организмы – индикаторы загрязнения окружающей среды.
Экскурсия: Природа Родного края и методы ее исследования.
III. Флора родного края-12 ч.
Разнообразие растений. Общая информация о флоре. Зональность. Ярусность. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Водоросли, мхи, папоротникообразные. Голосеменные, покрытосеменные Природные достопримечательности растительного мира Оренбуржья. Значение и роль растений в природе. Изучение флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта.
Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.
Дикорастущие, ядовитые, лекарственные и пищевые растения Оренбургской области. Редкие и исчезающие виды. Охрана растительного мира.
Практические работы.
1. Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.
2. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев.
*Составление рефератов, сообщений, докладов об интересных растениях района.
Экскурсия. Изучение флоры своего города или поселка Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии
IV. Грибы и лишайники. – 3ч.
Биологическое разнообразие грибов, правила сбора грибов.
Лишайники, их многообразие. Лишайники – биоиндикаторы чистого воздуха. Практическое значение грибов и лишайников.
Экскурсия: Растения. Грибы и лишайники местного биотопа.
V. 6. Фауна родного края - 9 ч.
Общая характеристика фауны области. Особенности животного мира Оренбуржья. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни.
Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Природные достопримечательности животного мира Оренбуржья
Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).
Практические работы.
1.Изучение следов жизнедеятельности животных края.
2. Практическая работа со школьными определителями растений и животных.
3.*Составление списков местных животных и растений.
Экскурсия Животные родного края.
*Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района.
*Наблюдения за птицами.
VI. Охрана природы родного края
Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки др. Современное состояние и перспективы формирования системы ООПТ Оренбургской области. Охраняемые территории Оренбургской области. Степной заповедник «Оренбургский».
*Составление красной книги своего района.
VII. Человек и современные ландшафты - 2 ч.
Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду. Экологическое состояние природного ландшафта Оренбургской области. Влияние деятельности человека на степь. Загрязнение человеком окружающей среды и его последствия. Природа для отдыха и туризма.
Ландшафтотерапия. Зона отдыха «Уральская урема».
Итоговое занятие-2 ч.
Подведение итогов изучения курса. Летние задания. Конференция: «Судьба природы – наша судьба». Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.
Тематическое планирование.
№ | Наименование тем | Кол. часов |
Введение | 1 | |
1. | Предмет и задачи курса «Биологическое краеведение. Оренбургская область» | 1 |
I. | Геологическая история и природные памятники Оренбургской области | 2 |
2 | Географическое положение, климат и почвы Оренбургской области.
| 1 |
3. | Красота и величие оренбургских степей и пойменных лесов. Памятники природы. | 1 |
II. | Методы изучения родного края | 3 |
4. 5. 6. | Методы исследования. Фенология. Феносигналы. Понятие о биоиндикации. Экскурсия: Природа Родного края и методы ее исследования | 1 1 |
III. | Флора родного края | 9 |
7. 8. 9. 10. 11. 12 13. 14. 15. | Разнообразие растений. Флора. Разнообразие растений. Водоросли, мхи, папоротникообразные. Разнообразие растений. Голосеменные. Покрытосеменные. Урок-практикум. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам. Урок – практикум. Дикорастущие растения. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев Охрана растений. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. Экскурсия. Изучение флоры своего города или поселка Определение деревьев и кустарников в безлистном состояние Обобщающий урок по теме: Флора родного края | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
IV. | Грибы и лишайники | 3 |
16. 17. 18. | Биологическое разнообразие грибов. Их практическое значение. Лишайники. Экскурсия. Растения. Грибы и лишайники местного биотопа. | 1 1 1 |
V. | Фауна родного края | 9 |
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. | Разнообразие животных. Фауна. Разнообразие животных. Беспозвоночные. Разнообразие животных. Позвоночные. Птицы и Млекопитающие нашего края. Природные достопримечательности животного и растительного мира Оренбуржья Урок-практикум. Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения. Изучение следов жизнедеятельности позвоночных края Практическая работа со школьными определителями растений и животных. Промысловые и опасные животные Оренбургской области. Правила поведения в природе. Охраняемые животные нашего края. Обобщающий урок по теме: Фауна родного края. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
VI. | Охрана природы родного края | 2 |
29. 30. | Система охраны природы. Виды охраняемых территорий. Современное состояние и перспективы формирования системы ООПТ Оренбургской области.
Охраняемые территории Оренбургской области. Охрана живой природы. | 1 1 |
VII. | Антропогенный фактор воздействия на степной ландшафт. | 2 |
31. 32. | Экологическое состояние природного ландшафта. Влияние деятельности человека на степь. Природа для отдыха и туризма. | 1 1 |
Итоговые занятия | 1 | |
33-34. | Подведение итогов изучения курса. Летние задания. Конференция: Судьба природы – наша судьба. Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике. | 2 |
Содержание каждого раздела структурировано темами, к которым приведены перечни практических работ и экскурсий.
Ожидаемый результат изучения курса направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе
- работа с учебной и художественной литературой;
- подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
- работа с использованием компьютерных программ;
- техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
- практические занятия, экскурсии и работу по оформлению творческих отчетов о проделанной работе.
Календарно-тематическое планирование .
№ | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Тип урока, вид занятия | Наглядные пособия и ТСО | Вид контроля | Повторение | |||
план | факт | |||||||||
Введение. 1ч. | ||||||||||
1 | 2.09(6б) 5.09(6а) | Предмет и задачи курса «Биологическое краеведение. Оренбургская область» | 1 | Вводный урок | рисунки, фотографии. видеоматериал http://www.open-volga.ru/region/index.php?ID=4100 | Входная диагностика Фронтальный опрос | историческое, экономическое, этнографическое, географическое, литературное и биологическое краеведение | |||
Тема 1. Геологическая история и природные памятники Оренбургской области (2 часа) | ||||||||||
2 | 9.09 12.09 | Географическое положение, климат и почвы Оренбургской области. | 1 | комбинированный | видеоматериал | Работа в рабочей тетради Работа с картами Творческие задания | географическое положение и координаты своего района | |||
3 | 16.09 19.09 | Красота и величие оренбургских степей и пойменных лесов. Памятники природы. Методы исследования природы родного края | 1 | урок - исследование | Сбор материала о природных ландшафтах местности, памятниках природы http://www. orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/OrbRegion/Nature/fotoalbom.html http://orentarpan.narod.ru/GL.htm | Творческие задания | Памятники природы Сезонные изменения в жизни растений и животных | |||
Тема 2. Методы изучения родного края (3ч) | ||||||||||
4 | 23.09 26.09 | Методы исследования. Фенология. Феносигналы.
| 1 | Работа со школьными определителями растений и животных | атлас, карта Оренбургской области обл. | Фронтальный опрос Творческое задание | Фенологические наблюдения Фенологический календарь Биоиндикаторы. Особенности представителей живого мира, обитающих в разных условиях. | |||
5 | 30.09 3.10 | Понятие о биоиндикации. | 1 | урок - исследование | атлас, карта Оренбургской обл. работа на сайте http://ecolog-school15.my1.ru/index/chast_2/0-15 | индивидуальная взаимоконтроль | ||||
6 | 7.10 10.10 | Экскурсия: Природа Родного края и методы ее исследования | 1 | Экскурсия | Сбор биологического материала | Подготовка отчётов по экскурсии | Сезонные изменения в жизни растений и животных | |||
Тема 3. Флора родного края. (10 часов) | ||||||||||
7 | 14.10 17.10 | Разнообразие растений. Флора. | 1 | Поиск информации об особенностях Оренбургской флоры | краеведческая литература | индивидуал. взаимоконтроль | Экологические группы растений | |||
8 | 21.10 24.10 | Разнообразие растений. Водоросли, мхи, папоротникообразные.
| 1 | комбинированный | Работа с готовым гербарным материалом, рисунками, фотографиями. | творческая задача | Разнообразие растений | |||
9 | 28.10 31.10 | Разнообразие растений. Голосеменные. Покрытосеменные.
| 1 | комбинированный | Работа с готовым гербарным материалом, рисунками, фотографиями | творческая задача | Разнообразие растений | |||
10 | 11.11 14.11 | Ядовитые растения. Лекарственные растения Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам. | 1 | Урок-практикум.
| готовый гербарный материал, рисунки, фотографии | Фронтальная письменная работа | Особенности ядовитых, лекарственных растений. | |||
11 | 18.11 21.11 | Дикорастущие растения. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев. | 1 | Урок-практикум. | Готовые травяные сборы, рисунки, фотографии | Творческая работа | Травяные и лекарственные чаи, настои | |||
12 | 25.11 28.11 | Охрана растений. | 1 | комбинированный | готовый гербарный материал, рисунки, фотографии http://www. orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/OrbRegion/Nature/fotoalbom.html | Поиск информации об охраняемых растениях местности Работа с Красной книгой области | Охрана растений | |||
13 | 2.12 5.12 | Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения. | 1 | комбинированный | рисунки, фотографии | фронтальный устный, инд. письменный | Фенологические наблюдения | |||
14. | 9.12 12.12 | Изучение флоры своего села. | Экскурсия | Сбор биологического материала http://www.ecosystema.ru/08nature/lich/index.htm | Подготовка отчётов по экскурсии | Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии | ||||
15. | 16.12 19.12 | Обобщающий урок по теме: Флора родного края | комбинированный | рисунки, фотографии | Тест презентации | терминология | ||||
Тема 4. Грибы и лишайники (3часа) | ||||||||||
16. | 23.12 26.12 | Биологическое разнообразие грибов. Их практическое значение. | 1 | комбинированный | рисунки, фотографии http://www.ecosystema.ru/08nature/lich/index.htm | фронтальный устный, инд. письменный | практическое значение грибов | |||
17. | 13.01 16.01 | Лишайники. | 1 | комбинированный | рисунки, фотографии http://www.ecosystema.ru/08nature/lich/index.htm | Творческая работа | Индикаторы чистоты воздуха | |||
18. | 20.01 23.01 | Растения. Грибы и лишайники местного биотопа. | 1 | Экскурсия. | Сбор биологического материала | Подготовка отчётов по экскурсии | Определение съедобных и ядовитых грибов | |||
Тема 5. Животный мир области (8 часов) | ||||||||||
19 | 27.01 30.01 | Разнообразие животных. Фауна.
| 1 | комбинированный | рисунки, фотографии | Индивидуальный, взаимоконтроль | Видовой состав. Причины сокращения численности многих видов | |||
20 | 3.02 6.02 | Разнообразие животных. Беспозвоночные.
| 1 | комбинированный | рисунки, фотографии | фронтальный устный, инд. письменный | Видовой состав. Причины сокращения численности многих видов | |||
21 | 10.02 13.02 | Разнообразие животных. Позвоночные.
| 1 | комбинированный | рисунки, фотографии | фронтальный устный, инд. письменный | Видовой состав. Причины сокращения численности многих видов | |||
22 | 17.02 20.02 | Птицы и Млекопитающие нашего края.
| 1 | комбинированный | рисунки, фотографии | Фронтальный опрос | Условия жизни животных в населенных пунктах. | |||
23 | 24.02 27.02 | Природные достопримечательности животного и растительного мира Оренбуржья | 1 | комбинированный | рисунки, фотографии, видеоматериал | Подготовка сообщений | Достопримечательности в мире растений и животных | |||
24 | 2.03 5.03 | Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения. Изучение следов жизнедеятельности позвоночных края | 1 | Урок-практикум. | рисунки, фотографии | Подготовка сообщений, творческая задача | Промысловые, Охотничьи животные; | |||
25 | 9.03 12.03 | Работа со школьными определителями растений и животных. | 1 | Практическая работа | Определители растений и животных | отчёт | Правила пользования определителями | |||
26 | 16.03 19.03 | Промысловые и опасные животные Оренбургской области. | 1 | Составление списков промысловых животных | рисунки, фотографии | Подготовка сообщений, творческая задача | Охотничьи животные; промысловые рыбы | |||
27 | 30.03 2.04 | Правила поведения в природе. Охраняемые животные нашего края. | 1 | комбинированный | рисунки, фотографии, видеоматериал | Подготовка сообщений | Охрана животных | |||
28 | 6.04 9.04 | Обобщающий урок по теме: Фауна родного края | 1 | комбинированный | рисунки, фотографии | Тест презентации | терминология | |||
Тема 6. Охрана природы родного края (2 часа) | ||||||||||
29 | 13.04 16.04 | Система охраны природы. Виды охраняемых территорий. Современное состояние и перспективы формирования системы ООПТ Оренбургской области. | 1 | размышление Работа с информацией докладов "О состоянии и об охране окружающей среды" за разные годы. | Специальная литература, документы | Поиск информации о состоянии растительного и животного мира в Оренбургской области. | Влияние человека на животный и растительный мир | |||
30 | 20.04 23.04 | Охраняемые территории Оренбургской области. Охрана живой природы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | рисунки, фотографии презентация видеофильм | подготовка сообщений, докладов, творческих отчетов | Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду. | |||
Тема 7. Антропогенный фактор воздействия на степной ландшафт. (2 часа) | ||||||||||
31 | 27.04 30.04 | Экологическое состояние природного ландшафта. Влияние деятельности человека на степь. | 1 | Работа с информацией | рисунки, фотографии | Поиск информации о влиянии человека на степь. О создании национального парка «Уральская Урема» | Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду. | |||
32 | 4.05 7.05 | Природа для отдыха и туризма. | 1 | презентация | ||||||
Итоговые занятия (2часа) | ||||||||||
33-34 | 11.05 14.05 | Итоговая конференция "Судьба природы - наша судьба" | 2 | конференция | рисунки, фотографии презентации |
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Учащиеся должны:
- Получить представление о многообразии живых организмов фауны и флоры Оренбургской области, геологической истории, особенностях гидрогеологии и почвообразования, о памятниках природы, источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение влияния окружающей среды, на здоровье человека.
- Научиться узнавать и определять растения и животных родного края, проводить простейшие исследования и правильно действовать в конкретной ситуации; соблюдать правила по охране окружающей среды.
Должны знать:
- определения основных экологических понятий по краеведению;
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях;
- о строении и функционировании степных и лесостепных экосистем;
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
- о динамике отношений системы «природа-общество»;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и Оренбургской области, их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России и Оренбургской области в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений.
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;
- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных экологических проблем;
- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
- Результаты работы представлять в виде сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ и презентаций.
Формируемые ключевые компетентности:
- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;
- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;
- компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;
- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией.
Литература для учителя:
- Гавлюк Э. В. , Давыгора А. В., Руди В. Н. Животный мир Оренбургской области. - Оренбург, ОГПИ, 1993.
- Геологические памятники природы Оренбургской области. Под ред. А. А. Чибилёва: Оренбургское книжное издательство, 2000.
- Красная книга Оренбургской области - Оренбург, 1998.
- Мишакова В.Н. Биологическое краеведение: региональный компонент экологического образования: учебно-метод. пособие / В.Н. Мишакова. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. – 66 с.
- Мишакова В.Н., Квасникова Л. А. Методические рекомендации (к учебному пособию «Биологическое краеведение. Оренбургская область».- Изд-во «Русское слово».-2013
- Ни Г. В., Краснова О. И. Редкие и малочисленные виды насекомых Оренбургской области - Оренбург, 1989.
- Райков Б. Е., Римский - Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии. - М: Топикан, 1994.
- Чибилёв А. А. Зелёная книга степного края. Челябинск, ЮУКИ, 1983.
- Чибилёв А.А. Краеведческий атлас. Илекский район. – ОРО ВОО «Русское географическое общество», 2007.
- Чибилёв А. А. Природное наследие Оренбургской области: учебное пособие. - Оренбург, 1996.
- Чибилёв А. А. Природа Оренбургской области. Оренбургский филиал русского географического общества. Оренбург, 1995.
- Энциклопедия «Оренбуржье» том 1 гл. ред. И. А. Бехтерев.«3олотая аллея» Оренбургское литературное агентство, 2000.
Литература для учащихся:
1. Мишакова В.Н., Квасникова Л. А. Биологическое краеведение. Оренбургская область: учебное пособие для уч-ся.- Изд-во «Русское слово».-2013.
2. Мишакова В.Н., Квасникова Л. А. Рабочая тетрадь. (к учебному пособию «Биологическое краеведение. Оренбургская область».- Изд-во «Русское слово».-2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологическому краеведению Саратовской области
рабочая программа...
Рабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе
Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологическ...
рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Аннотация к рабочей программеучебного курса биологическое краеведение6 классРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального ко...
Рабочие программы по биологическому краеведению
Биологическое краеведение...
Рабочая программа по биологическому краеведению 6 класс
Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента, составлена на основе программы «Биологическое краеведение. 6 класс» под ...
Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"
Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....
Рабочая программа по биологическому краеведению Нижегородской области
Пояснительная запискаРабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного образовательного стандарта 2006 г.,...