Программа внеурочной деятельности для 5 кл. "Литературное краеведение"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._kraevedenie_5_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.
Материалы по литературному краеведению Ульяновской области, легшие в основу данной программы по внеурочной деятельности, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.
Основные задачи курса:
- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;
- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;
- знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством;
- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.
Программа включает:
- пояснительную записку,
- ценностные ориентиры содержания курса;
- личностные и метапредметные результаты освоения содержания курса;
- содержание курса,
- список рекомендуемой литературы,
- календарно-тематическое планирование.
Примерное календарно-тематическое планирование включает общую тему занятия; количество часов на тему; литературоведческое понятие, рассматриваемое на занятии
Место учебного курса в учебном плане
Программа предназначена для общеобразовательной школы как занятия внеурочной деятельности, тесно связана с курсом «Литература» в 5 кл.
Курс рассчитан на 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса
Занятия по литературному краеведению строятся на тех же методологических принципах, что и обычные уроки литературы, в том числе внеклассного чтения.
Вместе с тем занятия на местном материале имеют свои особенности. Они призваны помочь учащимся познавать через родное и близкое духовные богатства страны, способствовать воспитанию у них чувства любви к малой родине. Занятия по литературному краеведению помогают учащимся открывать эту «первоначальную» родину, а через нее — нашу страну – Россию.
Личностные и метапредметные результаты освоения содержания курса
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с литературой и культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
При достижении предметных результатов будут реализованы:
- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;
- знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством;
- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.
Содержание обучения
- Введение.
Богатство устного народного творчества и литературы Симбирского края. Собиратели и хранители фольклора (П.В. Киреевский, братья Языковы, Д.Н. Садовников, Д.П. Ознобишин, А.А. Коринфский и др.). Фольклор как источник творческого вдохновения писателей-сказочников.
- Сказки наших бабушек.
Сказки, известные учащимся по рассказам родственников. Воплощение в сказках исторического опыта, представлений и надежд народа. Гуманистический пафос, прославление любви, верности, доброты, мудрого отношения к природе, смелости, трудолюбия. Борьба добра со злом как основной конфликт сказок. Герои. Особенности языка и построения русских народных сказок.
- Сборник Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края». Сказки (по выбору учителя и учащихся).
Страницы жизни Д.Н. Садовникова. Сказочник Абрам Новопольцев. Характеристика сборника «Сказки и предания Самарского края». Волшебная сказка «Про Кота Бессмертного и Марью Еридьевну». Структура волшебной сказки, основные типы сказочных героев. Особенности бытовых сказок. («Солдат и чёрт», «Барин-кузнец» и др.)
- Исторические предания Симбирского края, записанные
Д.Н. Садовниковым.
Предание. Родство преданий и сказок, их отличие друг от друга. Чтение и обсуждение исторических преданий, записанных Садовниковым. Отражение исторического, бытового, культурного опыта поколений в преданиях.
- Русские народные сказки в пересказе А.Н. Толстого.
Слово о писателе. Его любовь и бережное отношение к народным сказкам. Обзор книги А.Н. Толстого «Русские народные сказки». Чтение и обсуждение сказок из сборника Толстого (по выбору учителя и учащихся).
Мастерство Толстого в передаче простого, образного и сильного народного языка.
- Н.М. Карамзин. «Прекрасная царевна и счастливый карла».
Слово о писателе. Фольклорное и авторское в сказке Карамзина. Красота «тела и духа» царевны, ум и достоинство карлы. Торжество любви и справедливости. Особенности авторской манеры повествования.
- Н.М. Языков. «Сказка о пастухе и диком вепре», «Жар-птица».
Слово о поэте. Языков – страстный собиратель фольклора и автор литературных сказок. Участие поэта в «сказочном состязании» Жуковского и Пушкина.
Пародийно-ироничная «Сказка о пастухе и диком вепре».
Драматическая сказка-поэма «Жар-птица». Её сравнение с народными сказками, со «Сказкой об Иване-царевиче и Сером Волке» В.А. Жуковского. «Поэтическая модернизация фольклора» Языковым: введение сатирических картин, рисующих нравственное состояние общества. Интонационные особенности языковского стиха.
- С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Слово об авторе. Творческая история сказки Аксакова. «Странное сочетание восточного вымысла с народной нашей речью» (Аксаков) в «Аленьком цветочке». Оригинальность авторского освещения образа главной героини, всепобеждающая сила добра и любви в сказке.
- Д.Д. Минаев как сказочник.
Слово о поэте. Его любовь к русским народным сказкам. Рассказ учителя о его книгах: «Дедушкины вечера. Русские сказки для детей в стихах Д.Д. Минаева» (1880 г.), Д.Д. Минаев «Народные русские сказки для детей в иллюстрациях».
(Примечание: сказки Минаева в ХХ веке не перепечатывались).
- Д.Н. Садовников. Стихи-сказки.
Д.Н. Садовников – сотрудник детских журналов («Игрушечка», «Детское чтение», «Семейное чтение»).
Поэтический мир природы в «Весенней сказке». Средства создания сказочных образов Зимы, Мороза, Весны.
Побасенка «Хитрый заяц». Сказочное и реальное в произведении. Особенности поэтического языка Садовникова.
- Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказки: «Знаем!», «Чапоги», «Охотники на тигров» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Гарин-Михайловский – автор сборника «Корейские сказки». Чтение и обсуждение сказок.
- А.Н. Толстой. Литературные сказки.
А.Н. Толстой как автор оригинальных сказок. Любовь к подлинной жизни, к родной природе в «Сорочьих сказках» (чтение и обсуждение сказок по выбору учащихся и учителя).
«Золотой ключик, или Приключения Буратино». Творческая история произведения. Мастерство Толстого в обрисовке персонажей, развитии сюжета, стилевом оформлении произведения. Прославление добра, справедливости, дружбы, взаимовыручки. Юмор в сказке.
- Е.С. Ларин. Сказки (по выбору).
Слово о писателе. Основа произведений писателя – сказки народов мира. Динамизм и занимательность, ненавязчивая назидательность, сочетание лиризма и юмора, фантастического и реального.
Трудолюбие и справедливость героев («Разбитая чаша», «Кузнец», «Про Ерёму-молодца», «Отцовский клад», «Нужда научит»).
Братство, единство и взаимопомощь людей труда («Три сына», «Как мужик справедливость искал»).
Душевная красота, бескорыстие человека труда («Кузнец»).
Торжество добра, правды, справедливости в сказках Ларина. Особенности поэтического языка автора.
Организация внеурочной деятельности
Занятия по литературному краеведению тесно связаны с основным направлением уроков литературы в школе. Они выступают как продолжение этих уроков в классе, хотя и строятся на особом материале. На занятиях школьники знакомятся с наиболее совершенными в художественном отношении и доступными их возрасту произведениями писателей-земляков.
С целью активизации работы учащихся и в зависимости от задач педагога, уровня подготовленности класса форма организации занятия выбирается индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная, творческая, исследовательская (и др.) работа. В 5-ом классе приоритетными являются занимательные формы организации деятельности учащихся.
В процессе изучения курса должны периодически организовываться экскурсии в краеведческий, художественный и другие музеи, творческие встречи с местными авторами.
Информационное-методическое обеспечение
1. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 5-36.
2. В.П. Аникин. Русская народная сказка. М., 1977.
3. «Жили-были…» Русская литературная сказка XIX века. М., 1993, с. 3-4.
4. Т.В. Зуева Русь – Россия – Русская сказка. – «Литература в школе», № 4, 6. 1993, с. 17-24, 36-40.
5. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 134- 138.
6. Ульяновские писатели – детям. Памятка читателю. – Ульяновск, 1994.
7. Углублённое изучение народной культуры и литературы в школе. – Ульяновск, 1991, с. 15-23.
8. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.
9. М.Г. Матлин Изучение народных песен на уроках литературы. – Ульяновск, 2002.
10. С любовью трепетной… Антология. (Путешественники, писатели и поэты о Симбирском-Ульяновском крае). Корпорация технологий продвижения. Ульяновск, 2005.
11. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 10-30.
1. В.П. Аникин. Русская народная сказка. М., 1977.
2. Записи сказок, сделанные учащимися.
3. Т.В. Зуева Русь – Россия – Русская сказка. – «Литература в школе», № 4, 6. 1993.
4. Углублённое изучение народной культуры и литературы в школе. – Ульяновск, 1991, с. 23-29.
5. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 32-38.
1. Т.В. Зуева Русь – Россия – Русская сказка. – «Литература в школе», № 4, 6. 1993, с. 17-29; 36-40.
2. М.Г. Матлин, А.П. Рассадин В мире устного народного творчества… в кн. «Углублённое изучение народной культуры и литературы в школе. – Ульяновск, 1991, с. 30-54.
3. Писатели нашего края XVIII-XIX веков. Библиографический указатель. – Ульяновск, 1977, с. 77-86.
4. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 134-138.
1. Д.Н. Садовников Из-за острова на стрежень. Волжские предания и песни. – М., 1963.
2. Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск, 1993, с. 70-80.
1. Городок в Табакерке. Сказки русских писателей. – М., 1989, с. 560-572.
2. Любимые сказки. Составитель-редактор Стояновская Е.В. – М., 1993, с. 7-11.
3. Русские народные сказки. – М., 1984 (или другие издания).
4. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 156-161.
1. Городок в Табакерке. Сказки русских писателей. – М., 1989, с. 560-572.
2. Писатели нашего края XVIII-XIX веков. Библиографический указатель. – Ульяновск, 1977, с. 5-17.
3. Н.М. Языков Стихотворения и поэмы. – Л., 1988, с. 381-447.
1. «Жили-были…» Русская литературная сказка XIX века. М., 1993, с. 206-260, 347-348.
2. Писатели нашего края XVIII-XIX веков. Библиографический указатель. – Ульяновск, 1977, с. 19-28.
3. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 22-30, 108-114.
4. Н.М. Языков Стихотворения и поэмы. – Л., 1988, с. 381-447.
5. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 113.
1. С.Т. Аксаков Аленький цветочек. – Ульяновск, 1991.
2. «Жили-были…» Русская литературная сказка XIX века. М., 1993, с. 326-341, 350.
3. В.А. Кошелев. Время Аксаковых // «Литература в школе». – 1993, № 4, с. 3-10.
4. Писатели нашего края XVIII-XIX веков. Библиографический указатель. – Ульяновск, 1977, с. 29-38.
5. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 94.
- Писатели нашего края XVIII-XIX веков. Библиографический указатель. – Ульяновск, 1977, с. 65-76.
- Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 696.
- К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 51-56.
- Поэты-демократы 1870-1880 гг. – Л., 1968.
- Русская поэзия детям. – Л., 1989, с. 276-280.
- М.Г. Матлин, А.П. Рассадин. В мире устного народного творчества (к изучению темы «Богатство фольклора»). Певец Волги – Дмитрий Садовников. // Углублённое изучение народной культуры и литературы в школе. (Сборник методических статей). Выпуск 1. – Ульяновск. 1991.
- Сказки русских писателей. – М., 1983, с. 372-375.
- К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 180-182.
- Любимые сказки. Составитель-редактор Стояновская Е.В. – М., 1993, с. 84-142.
- И. Рождественская, А. Ходюк. А.К. Толстой. Семинарий. – Л., 1962, с. 250-251.
- К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с 156-161.
- Русская литературная сказка. – М., 1989, с. 413-445, 459.
- А.Н. Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (любое издание).
- Е.С. Ларин. Дороже золота. Сказки. – Саратов, 1992.
- Ульяновские писатели – детям. Памятка читателю. – Ульяновск, 1994, с. 10-13.
- Я. Рогачёв Труд и правда – дороже золота. – Газ. «Знамя труда», 19 января 1993 г
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата | Количество часов | Литературоведческое понятие |
1 | Богатство устного народного творчества и литературы Симбирского края. Заочная экскурсия по литературным местам | 1 | Фольклор | |
2-3 | Сказки наших бабушек. Любимая сказка, рассказанная бабушкой. Виды сказок. Викторина по народным сказкам | 2 | Сказка | |
4-5 | Д.Н. Садовников. Жизнь и творчество. Сборник «Сказки и предания Самарского края». Конкурс «Угадай сказку» | 2 | Начальное понятие о жанре художественного произведения | |
6-7 | Исторические предания Симбирского края, записанные Д.Н. Садовниковым. Создание мини-проекта | 2 | Предание | |
8-9 | Русские народные сказки в пересказе А.Н. Толстого. | 2 | ||
10 | Творческая работа по народным сказкам | 1 | ||
11-12 | Н.М. Карамзин. Сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла». Инсценирование сказки | 2 | Литературная сказка | |
13-15 | Н.М. Языков. Жизнь и творчество. «Сказка о пастухе и диком вепре». Инсценировка сказки. Сказка «Жар-птица». Ирония в сказках Н.М. Языкова. Викторина по сказкам Н.М. Языкова | 3 | Драматургическая сказка; пародия; ирония | |
16-18 | С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Аксаков и Симбирск-презентация | 3 | ||
19-20 | Д.Д. Минаев – сказочник. Викторина «Знаете ли вы сказки Д.Д. Минаева?» | 2 | Иллюстрация | |
21-22 | Д.Н. Садовников. Стихи-сказки. Конкурс на лучшего чтеца | 2 | Пейзаж | |
23-25 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сборник «Корейские сказки». Бытовые сказки писателя. Инсценирование сказки | 3 | Бытовые сказки | |
26-29 | А.Н. Толстой. Слово о писателе. Литературные сказки. Создание мини-проекта | 3 | Юмор в художественном произведении | |
30-32 | Е.С. Ларин. Особенности сказок Е.С. Ларина. КВН «По следам сказок Е. Ларина» | 3 | ||
33 | Творческая работа «Сочиняем сказку в стихах» | 1 | ||
34 | Викторина «Знаешь ли ты сказки Симбирского края?» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по литературе "Литературный кружок в школе" 5-6 класс
Образ времени года в литературном произведении. Урок литратуры в 5 классе по ФГОС.УМК В. Ф. Чертова....
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературная Смоленщина"
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления по литературе "Литературная Смоленщина" предназначена для обучающихся 6 класса. Данная программа не дублирует ку...
Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" для 5 класса
Данная программа рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по тео...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...
Программа внеурочной деятельности клуба «Истоки» по краеведению
История родной земли прочными нитями связана с сегодняшним днём, с насущными потребностями современности. Обращение к вопросам краеведения всегда играло и продолжает играть значительную роль в воспита...
Программа внеурочной деятельности по литературе «Литературное естествознание: уроки наследственности»
Данный курс призван решить следующие задачи: 1.Учить составлять родословную своей семьи посредством изучения биографии великих людей на основе знаний законов генетики ...