внеклассное мероприятие по краеведению
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Ульянова Елена Анатольевна

Материал  по  географии и истории Мещерского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneklassnoe_meropriyatie_po_kraevedeniyu.zip17.45 КБ

Предварительный просмотр:





Внеклассное    мероприятие  по краеведению


«Я ЖИВУ В МЕЩЕРЕ»


                                                                                Разработала и провела

                                                                                      учитель  географии и экологии

                                                                                МОУ Рязановской СОШ

                                                                                  Егорьевского района

                                                                                   Московской области

                                                                                  УЛЬЯНОВА Е.А.

                                                                                               

                                                         

 

Форма проведения:  устный журнал

Цели:

  1. Образовательные: Используя нетрадиционные формы обучения, познакомиться с природными особенностями, историей развития края, его экономикой и народными промыслами. Расширение и обобщение знаний по географии своего региона. Гуманизация географических знаний через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов её изменения.
  2. Развивающие: Формирование географической культуры, становление географического мышления, развитие кругозора.
  3. Воспитательные: Развивать интерес к географии своего края. Осуществлять краеведческую направленность в обучении географии. Воспитывать любовь к Родине, ответственность за свой край.

Подготовительный этап: Совместно с учащимися подбирается соответствующий материал, подготавливается наглядность, образцы продукции.

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка работ художественно-прикладного творчества мастеровв Мещерской земли:гжельская керамика,деревянные ложки, матрешки и т.д.,картаа Подмосковья,стилизованный журнал,состоящий из 7 страниц под рубриками «История названий», «Рельеф»  и т.д. ,презентация

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

        - Сегодня мы проводим с вами мероприятие ,посвященное  нашему  родному краю .Мы узнаем много  нового и интересного об истории Мещеры,пополним свой интеллектуальный багаж.А помогут нам «живые страницы» -учащиеся нашей школы.

        Начинаем знакомиться с первой страницей журнала- «История названий Мещеры».

1-й ученик:

           -Территория Мещерской низменности была заселена в самые древние времена.На этих землях селились разные племена и народы,оставившие после себя след о себе в названиях рек,сел,местностей.

                    Первыми на этой равнине поселились балто-словены,племена,пришедшие с севера.Это были народы- селны,курши,литва.Названия Егорьевского и Шатурского районов Московской области,такие как, Вышелес,Туголес,Кривандино произошли как раз от этих племен.Каждое название означает обычно ту географическую обстановку,в которой проживали эти народы.Например «ТУГАЙ» -означает « пойменный лес», «ВЫШЬ» -высота.

2 ученик:    

         - Следующие племена были угро-финские (МЕРЯ,МУРОМА,МЕЩЕРА).Они также оставили после себя богатейшую коллекцию географических названий.Пример – г.Муром, река Нерская  и многие другие. Само слово «МЕЩЕР» -означает «пчела»,что говорит о занятиях этих народов. Наше село Радовицы  также имеет финно-угорские корни. Слово «РАДА» переводится как низкое, сырое место ,а слово «ВИЦЕ» -означает «вода».

3 ученик:    

           -Следующий пласт названий имеет славяно-русские корни.Эти имена давали ВЯТИЧИ,КРИВИЧИ,СЛАВЯНЕ.Например-Березовка,Ольховка,Тетерино,Цаплино,Медведка,Кузнецово,Гуслицы.Обычно эти названия отражали род занятий или обстановку,где проживали племена.

4 ученик:

              - После татарского нашествия осталось много названий.Пример: село Бакшеево,свидетельствует о том,что когда-то здесь были владения хана Бакшея.Река Мамаевка,протекающая недалеко от села Починки говорит о том,что на ее берегах останавливались воины хана Мамая,идущие или на захват русских земель,или  для сбора дани.

                 Многое повидала на своем веку Мещерская Земля.Немало народов прошло по ее полям и лесам,оставляя после себя диковинные названия. «Но вот камень преткновения,-как узнать кому какие названия принадлежат?» - писал один из исследователей Мещеры.

УЧИТЕЛЬ:

           - Вот мы и познакомились с 1-й страницей журнала,а теперь переворачиваем ее и  узнаем о рельефе и полезных ископаемых нашего края.

                         (На сцену выходят участники 2-й страницы)

1-й ученик: 

         -  Современный рельеф Мещерской низменности сформировался после древних оледенений. Ледники продвинулись довольно далеко.Но наступило потепление климата и их южная оконечность стала таять, оставляя после себя груды песка,камней.Так образовались моренные плато, например- Егорьевское. Рельеф нашего края-равнинный, покатый к юго-востоку. В понижениях много болот и озер, которые заполнились водами растаявшего ледника.

2-й ученик:

         - Недра нашего края содержат различные полезные ископаемые.Богата наша земля торфом,сапропелем,песками,глинами,фосфоритами,болотной рудой.

                     Торф-ценное химическое сырье и топливо.Из него получают много нужных и полезных продуктов.Сапропели(органические илы)-их используют для удобрения полей.Богат наш край песком-на его основе  делают в Гусь-Хрустальном стеклянные и хрустальные вещи,кроме того в поселке Мишеронь основан стекольный завод.На весь мир знаменита продукцтя Гжельского завода,которую выпускают из белой гжельской глины.

 

 (Ученица демонстрирует изделия выставки:  гжельскую керамику, резные ложки,матрешки и др)

УЧИТЕЛЬ:  На этом закончилась вторая страница нашего журнала ,мы переворачиваем ее и знакомимся с главным богатством МЕЩЕРЫ-лесами.

(На сцену выходят участники 3-й страницы, они ведут свой рассказ на фоне видеофильма «Осень в лесу»)

1-й ученик:

                  -  Мещеряки никогда не испытывали нужды в строительном материале.Ведь окружали их вековые дубравы,сосняки,ельники,березняки.Конечно с сибирской тайгой наш лес несравним-не столь большую площадь занимает.Но вся жизнь мещеряков так или иначе была связана с лесом.Изготовление изб,лодок,утвари,кроме того,промысловое зверье,ягоды,гибы.Например всероссийскую известность получили «егорьевские рыжики»-каждая семья за лето продавала грибов на 150 рублей.По тем временам неплохие деньги.

2-й ученик:

          -Мещерские леса занимают 340 тысяч гектаров.Растут здесь многие породы деревьев:строевая сосна,мечта ложкаря-осина,рыболовное дерево-орешник.

                   Главное дерево-конечно сосна.Вся древесина ее пронизана мельчайшими смоляными ходами.Сосна-сама себе доктор.Попробуй нанеси ей рану-сразу же зальет ее смолой-живицей.Недаром «живица» берет свое начало от способности сосны заживлять  раны.

                   Живица! Удивительное,до сих пор неразгаданное вещество!Тайна янтарной капли не открылась даже химикам.Полезные свойства смолы известны с давних пор.Добывали живицу люди, называемые  смолокурами. Выбирали подходящие деревья,подсекали  их и оставляли на 2-3 года, пока не высохнут.Потом срубали и свозили на майдан.Рыли яму -в нее ставили деревянный чан,поджигали и разогретая смола стекала туда.И так 5-6 дней.В 16 веке смола была главным российским товаром,который шел на экспорт,в Англию и Голландию ,на просмолку судов.Смолу добывают и сегодня.В лесу можно увидеть надсечки сделанные лесниками,к ним подвешена воронка,куда стекает смола.За лето одно дерево дает 300-650 грамм живицы.Из нее изготовляют канифоль,скипидар,применяют при изготовлении бумаги,шин,лаков.

УЧИТЕЛЬ: Вот и закрылась еще одна страница нашего журнала и нас ждет встреча с болотами,реками и озерами Мещеры.

1-й ученик:

          - Мещеру называют краем болот.Они и называются у нас по-особенному –МШАРЫ.У таких болот нет четкой границы,идти по ним трудно,ноги вязнут в торфяной подушке.Мшары-это заросшие по краям озера.Иногда блюдце воды можно увидеть только на самой середине озера,за много метров от берега.Мшары образуются очень медленно,иногда возраст таких болот достигает 10000 лет.

                      Кстати болотная вода здоровее,чем чистая речная или озерная,потому что образуется в кислой среде мха сфагнума.Такую воду всегда брали с собой моряки,она не гниет и не портится.

2-й ученик:  

            - Озер в Мещере много.Почти все они  ледникового происхождения.Образуют озера целые группы-известны Шатурские,Радовицкие,Клепиковские озера.Мещерские озера очень мелкие,самое большое озеро Великое(площадь 2200 га,а глубина всего 1,5 – 2 метра).Вода обычно бурого цвета,из-за торфа.Но встречаются и очень глубокие и чистые озера,например Белое,глубина которого достигает 50 м.Это озера-загадки.До сих пор неизвестно ,почему они столь глубоки ,не зарастают тиной и осокой.

3-й ученик: 

        -Рек в Мещере не очень много.Самая красивая –Пра.Течет она по Рязанской Мещере.Реки здесь как правило с медленным течением,с малым количеством притоков,мелковаты.Появляются такие речки неожиданно,из какого-нибудь болотца и исчезают также неожиданно.

УЧИТЕЛЬ: 

        - Закончилась еще одна страница нашего журнала.Для того,чтобы отдохнуть от обилия информации  давайте немного поиграем. Я задам вам загадки, которые относятся непосредственно к теме нашего мероприятия.

(На сцену выносится  «черный ящик»)

УЧИТЕЛЬ:  Я назову вам несколько слов,а вы попробуйте связать их с предметом,совершенно необходимым в те далекие времена.ИТАК -   липа,ноги,дорога,зима,лето.Что это   за предмет,который находится в черном ящике? (Лапти)

УЧИТЕЛЬ:  А теперь послушайте еще одну загадку:

                           Стоит дерево,цветом зелено

                           В том дереве четыре угодья:первое –больным на здоровье,

                           Второе-от тьмы свет,третье-дряхлым пеленанье,в четвертое-

                           Людям колодец.Что это за дерево?

( Ответ: береза.Парятся березовым веником,освещали лучиной избу,разобьется горшок-спеленают берестой,березовый сок-если захочется пить.)

3 загадка: Эта вещь необходима была для житилей деревень.Ведь окружали их дремучие Мещерские леса.Применяли ее для скота.Что это за предмет?

(Ответ: колоколец)

4 загадка: Три братца пошли купаться:

                  Двое купаются-третий на берегу валяется.

                  Искупались –вышли,на третьем повисли.(Коромысло и ведра)

УЧИТЕЛЬ: Приглашаем вас послушать следующую живую страницу устного журнала.Посвящена она кустарным промыслам нашего края.

1 ученик:

     - С незапамятных времен в мещерским деревнях процветали различные промыслы:плотницкий и иконописный,сетевязальный  и смолокуренный,стекольный и рыбный,гончарный,печной,ватный,корзиночный,сургучный,тележный.В старину целые деревни занимались плетением лаптей,добыванием смолы.Мещерские плотники славились на всю Россию.

              Путешественники,проезжавшие в старину по мещерским деревням удивлялись:уж больно мало в них было мужиков.Всю работу выполняли женщины.Это потому ,что уходили мужики в т.н отхожий промысел:на фабрики,торфоразработки.Скудно кормила мещерская земля,вот и приходилось находить другие заработки.

2 ученик:

      -В старину были известны солотчински е богомазы,кидусовские углежоги,шестимировские лапотники.Со временем многие промыслы были забыты или устарели,а некоторые превратились в промышленные производства.

                Среди кустарных промыслов еще с 16 века  славились гончарные изделия  из Гжели .Кроме того резали ложки,в Сергиевом Посаде делали матрешек,в Павловском Посаде набивали знаменитые платки.

3 ученик:

      - На севере Мещеры занимались изготовлением стеклянных и хрустальных изделий.В 1756г. Аким Мальцев создал знаменитый Гусь-Хрустальный завод.Сырьем для него служили чистые кварцевые пески.До сих пор завод выпускает свою продукцию.

УЧИТЕЛЬ :

        -Я попросила ребят нарисовать гербы  Мещерского края.Вот они представлены на выставке.Как видите ребята за основу герба взяли  род занятий  людей,проживавших в наших краях или то,чем славится наша земля испокон веков.

                      В заповедном крае живем мы с вами ребята.Мещерская земля один из самых нетронутых уголков нашей необъятной Родины.Хотя и здесь уже заметны преобразования сделанные человеком.Об охране природы в Мещере расскажет последняя страничка нашего журнала.

1 ученик: 

        - ЮНЕСКО предложило сделать Мещеру всемирным памятником природы.Конечно и  в здешних краях  было сделано немало непоправимого.В настоящее время предпринимаются шаги для сохранения красоты нашего края.

                     Одним из таких шагов было создание Приокского  государственного заповедника.Благодаря ему, сейчас в Мещере обитает 50 видов млекопитающих,40 видов рыб,220 видов птиц,а среди ботанических видов встречаются 7 растений занесенных в Красную книгу.

УЧИТЕЛЬ:

         -Разрешите  мне закончить наш устный журнал и подвести итоги.Надеемся,что сегодня ребята,вы узнали много нового и интересного о своей малой Родине.Конечно,нельзя рассказать за столь короткое время обо всем.Но вы можете прочитать книги,представленные на нашей выставке.Всем спасибо за участие и внимание! До новых встреч.

ПРИМЕЧАНИЕ:   для загадок понадобятся черный ящик, лапти, коромысло, ветка березы, колокольчик

                                                                 

                                                                     

СПИСОК
          ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ:

1. В.А Козлов    «Шатурская   Мещера»,Шатура,1997.

2.  В.Панков       «Иду Мещерой» М.1984.

3. А.С.Попов      « Мещерский край», М.1970.

4.  «Страницы истории города Егорьевска и его района», М.1998.

5.  В.И.Смирнов  «Мы-Егорьевцы» ,М.1999.

6. «Москвоведение:география Москвы и Московской области»,ЭКОПРОС,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по краеведению: "Мы идем в поход"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Мы идем в поход".Цели: Изучение природы родного края, развитие туристических навыков....

Внеклассное мероприятие по краеведению "Вперёд, знаток родного края!"

Внеклассное мероприятие по краеведению в форме игры "Умники и умницы",  цель которого - расширение круга знаний обучающихся о Тамбовском крае и воспитание познавательного интереса к истории Тамбо...

Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)

Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)...

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению "Жемчужина земли Нижегородской"

           Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Про...

Внеклассное мероприятие по краеведению тема: "В БОЯХ ЗА ВОРОНЕЖ"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению "В боях за Воронеж" для учащихся 9-го класса. Направлено на воспитание у учащихся чувтва и интереса к изучению истории Родного края....

Внеклассное мероприятие по краеведению

Учитель истории и обществознанию МОУ «СОШ№3» Прокина Е.В.Цель:  повысить знания учащихся о своей малой родине.Все учащиеся 7-9 классов делятся на  команды, каждая из которых придумывает себе...