Внеклассное мероприятие по краеведению "Покой души и сердца, где ты?"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Каргалова Марина Анатольевна

Встреча с курским поэтом Е. А. Шаниным

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_literaturnomu_kraevedeniyu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Каргалова М. А., учитель русского                         языка и литературы

МБОУ « Средняя школа № 35 им. К. Д. Воробьева»

 г. Курска

 ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

                                                                                          (7 класс )

    ( ВСТРЕЧА С ПОЭТОМ ЕВГЕНИЕМ АЛЕКСЕЕВИЧЕМ ШАНИНЫМ)

 ТЕМА: « ПОКОЙ ДУШИ И СЕРДЦА, ГДЕ ТЫ?»                                                                                

                 ( По книге Е. А. Шанина « Мир постигая» )

 Цели:

 Учебные:

    Познакомить  с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции –  Е. А. Шаниным.

    Ввести учащихся в мир поэзии  Е. А. Шанина , достичь глубины            понимания текста и авторской позиции.

   Продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста , монологической и диалогической речи, умению вести беседу, формировать правильно вопросы.

      Совершенствовать умения учащихся находить выразительные  средства                      языка.

 

 Развивающие:

 

  1. Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  2.  Развитие любознательности, активности.
  3.  Прививать навыки исследовательской  работы.

Воспитывающие:

 

  1. Углублять эстетическое восприятие поэтического текста.
  2.  Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: любовь к малой родине, оптимизм, гордость за земляков.
  3.  Формировать нравственные приоритеты посредством работы над поэтическими текстами.

 

 Задачи:

  1. Систематизировать стихотворения поэта по темам.
  2.  Раскрыть идею и смысл выбранного стихотворения.
  3.  Выучить наизусть одно стихотворение.

  Методические приемы:   аналитическая  беседа,  анализ поэтического текста, выразительное  чтение наизусть.

 Подготовка : 

  1. Вспомнить  структуру анализа лирического произведения.
  2.  Повторить определения следующих терминов: лирика, литературный герой, композиция, ритм, стихотворный размер, средства художественной выразительности.

  При подготовке к мероприятию класс делится на творческие группы: исследователи, художники, литературоведы, эксперты.

 

 Оформление :  Сборники стихов Е. А  Шанина,  иллюстрации учащихся к стихотворениям, выставка книг курских поэтов и писателей, творческие работы учащихся,  на экране высвечиваются слова « Встреча с хорошей книгой- радость».

 На доске записан эпиграф: « Читатель, не пропусти мимо себя поющую душу поэта» ( А.  Шитиков).

 

 Ход мероприятия:

 

  1. Информационный  ввод учителя.

-  Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня на  наше внеклассное   мероприятие  по литературному  краеведению мы пригласили Евгения Алексеевича Шанина,  поэта, заслуженного работника культуры, кандидата психологических наук. Поприветствуем его. Тема нашей встречи заложена в словах « Покой души и сердца, где ты?»

 - Что привлекает нас в формулировке темы? ( слова « душа» ,              « покой» )

    Однажды у поэта Н. А. Некрасова я прочитала : « В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией» Поэзия Е. А. Шанина отворила « клапан» моей души настолько, что мне захотелось поговорить о его творчестве с вами, непременно поделиться впечатлениями. Вот книга, сборник стихов , с которой мы будем знакомиться, - «  Мир постигая».

  - Ребята, попробуем вместе определить основную цель нашей встречи. ( учащиеся высказывают свои мнения, обобщаем: цель  не только познакомиться со стихами поэта, но постараться проникнуть в мир его души, не случайно подмечено, что лирика- это исповедь сердца, когда не покривишь душой. Исповедь, облеченная  в стихотворный размер.)

 - Евгений Алексеевич! По ходу нашей работы у ребят будут возникать вопросы. Вы их записывайте и чуть позже ответите на них.

   

  1. Актуализация знаний. Этап проверки домашнего задания.

- Ребята, расскажите, как происходило ваше заочное знакомство с книгой Е. А. Шанина « Мир постигая», с самим поэтом, с его стихами ?

- Как вы постигали мир поэта? Легко ли вам было читать стихи?

 Ответы учащихся:

 - Мое знакомство началось с портрета ( взгляд, устремленный вдаль, лицо, руки труженика, простота);

   - Меня привлекла статья в книге  « Времена разные, а боль одна». Она интересно построена: биографические данные ( трудное детство, война, детский дом в Оптиной пустыни…) переплетаются с отрывками из писем матери к сыну.

- А я слышал выступление народного ансамбля « Афанасий», в котором поет Евгений Алексеевич.

- О своем детстве говорит во многих стихотворениях. Мне запомнилось стихотворение « Кочан».

  -   Посмотрел содержание и увидел, что все стихи расположены по темам. Мне понравилось « Дай,  Джим, на счастье лапу мне…».

 Учитель:

   -Да, Е. А. Шанин  познал и радость, и обиды, и горечь утрат, и счастье обретений, и тяжесть поэтического вдохновения, и заботы повседневного труда.  А я в первую очередь перечитала вступительную  статью               Е. Шитикова  к книге, которая заканчивается словами : « Читатель, не пропусти мимо себя поющую душу поэта». Эти слова я и взяла эпиграфом к нашей встрече. Вот и мы попробуем не пропустить мимо  себя поющую душу поэта. Обратимся к его стихам.

 

  1. Этап усвоения новых знаний

Учитель:

- На уроках литературы мы с вами интерпретировали стихи в единстве формы и содержания, сегодня, возможно, вы остановитесь только на содержательной  стороне.

- Какие стихотворения  вам запомнились и почему?

- Что предстало перед вашим мысленным взором?

 - Каким вы видите внутренний мир поэта и его лирического героя?

  Звучат наизусть стихи : отрывок « Разговор с сыном», отрывок                 « Учитель», « Три розы».

 Ученик:

 -  Удивительное стихотворение « Три розы». Я обратил внимание, в первую очередь, на сравнения:  « как черный бархат сцены», «как полдень воспаленный», « как уголь раскаленный». Образ Мефистофеля здесь как олицетворение темных сил, а  использование аллегорий ( плащ Тореадора) помогает понять душу автора. Мне захотелось изобразить это  произведение в красках.  ( показывает рисунок). Розы здесь разные не только по цвету , но и по размерам. Самой большой я изобразил белую розу  - это символ надежды, мечты, радости, маленькой- черную розу. Пусть в нашей жизни будет как меньше горя, слез и обид.

  Группа исследователей:

 - Мы работали над стихотворением  « Жестоко боремся за жизнь..»                  ( выразительное чтение  с листа). В нем нет высокой поэтической лексики. Одна строфа и только вопросы  :

               Что сделал ты? И что ты не успел?

               Каких великих ты коснулся дел?

               И все ли сохранил ты в человеке?

      Они адресованы каждому из нас.  Поэт использует разговорную лексику : «иронизируем», « грыземся», «злословим». С какой целью? Чтобы задумались : какие мы? По смыслу и строению  стихотворение кажется простым, но эта простота внешняя, за ней глубокий смысл- щемящая боль. Ключевыми звучат слова :

                                 «  И всем, что прожил, надо дорожить».)

    С  ним перекликается другое стихотворение. « Мы в суете сует томимся». В нем говорится о том, что мы забываем о жизненных ценностях, о родных, о природе, о своей малой родине. Автор дает            « совет», напутствие  : « Нам бы опомниться немножко,  

                                          Чтобы осмыслить сложный век…»

   Группа  литературоведов:

 -  Нам хотелось бы остановиться на стихотворении  « Мир хрупок,  трепетен и нежен..» ( чтение наизусть). Мир лирического героя разделился на две половины: « мир вечен» и « по швам трещит»,            « весел» и « печален», « красив» и « искорежен», «нежен» и « ужасен»                         В одном    « мире» - веселье, радость,  красота, доверчивость, доброта, в другом   « мире»- озлобленность, боль, сердечные раны.

           Автор, используя прием антитезы , показывает нашу жизнь. Для большей выразительности использован ряд кратких прилагательных: «суров» ,«колюч»,  « легкомыслен», « обезличен», « ужасен»,                        « безумен».

        Ассонанс «а», « о», « е» следует в данном контексте рассматривать как выражение горя, боли, сожаления.

      Не оставляет равнодушным стихотворение « Покаяние». ( звучит отрывок наизусть). Что такое покаяние?  (  работа со словарем  С. Ожегова.) Покаяние - это раскаяние, признание в поступке. Автор использует здесь такие приемы, как синтаксический параллелизм, анафора. Прочитать стихотворение на одном дыхании невозможно, ты как будто «спотыкаешься»  о слово « прости»» . У нас вопрос к Е. А. Шанину. За что вы просите прощения?  Ведь вы честно трудитесь,  честно живете, растите детей, внуков.

     Учитель:

    - Ребята, а как часто мы с вами просим прощения? Умеем ли мы прощать? Находим ли слова для покаяния? Чему учимся у автора?

   Звучит стихотворение « Прости меня, мой детский дом». ( ключевые слова « Так больно память теребить»)

4. Этап первичной проверки понимания предмета разговора.

   Учитель:

     - Одна из ведущих тем у поэта -  тема дружбы. Что можно сказать об авторе, читая его стихи о дружбе? Чему учишься ты?

  Учащиеся читают стихи о дружбе: « Становимся все ближе с каждым днем», « Дружба», « Меня же дерзко предал друг», « Другу»., « Кто друга чувствует плечо». Высказывают свои мнения:

    -  Верит в дружбу;

    - умеет ценить верных друзей,

    - есть истинные и ложные друзья;

    - переживал предательства друзей.

    - « друзья мои, моя отрада».

 И как бы ни складывались отношения с друзьями,  поэт пишет : « несу доверчивость свою, чтоб положить тебе в ладони».

    Группа экспертов:

   - Мы прочитали много стихотворений Е. А. Шанина  и пришли к выводу , что ключевое слово - « душа». Например, «Ты в чьей душе оставил след?», « Душа покою неподвластна», « Что выворачивает душу и накопившийся недуг?» Несмотря на то что  душа у поэта израненная,  беспокойная, она все равно  поющая и счастливая.

   Группа художников и исследователей:

 - Мы обратили внимание на Е. А. Шанина  как поэта-пейзажиста. Какое время года у поэта любимое? Как  Шанин- пейзажист находит новые оттенки и звуки? Обратимся к стихотворению « Весна».

    - Каким настроение пронизано это стихотворение?

          - Какие интонации присутствуют в нем?

    - Каков пейзаж?

     - Какие художественно- изобразительные средства использовал автор?

    - Дайте лексическое толкование слову « разверглась» ( земля)?

 Художники демонстрируют свои иллюстрации к  стихам о природе. Объясняют выбор  цвета, тона. Предлагают свои обложки  к сборнику стихов  поэта.

   -  Перечитайте стихотворение « Вдруг пал туман…»

   - Какие средства выразительности помогают увидеть картину природы? (  олицетворения: плывут березы и т. д; эпитеты:  дерзкий скрип, таинственные дубравы; метафорический эпитет: побелевшие травы.)

 - Какова цветовая гамма?

  -  Как вы понимаете  слова « невыплаканные слезы» из стихотворения           « Осень»?

 Эксперты  формулируют выводы после анализа стихов :

     -  Для поэта природа- источник радости, неожиданных открытий;

     - в природе видит приют человеческой души  ;

      - в природе видит ту гармонию, то совершенство, каких так не хватает человеку:

      - природа- лучший наставник человека, учиться мудрости надо у неё.

   

  1. Этап обобщения и систематизации знаний

 Написание творческих работ по одной их тем:

      « Постигая мир поэта», « Хочу поговорить о стихотворении…»,                 « Вглядываясь в эти удивительные строки…». Обсуждение сочинений миниатюр.

 5.  Этап рефлексии.

    Самым интересным на уроке было..

     Мне показалось трудным…

    Учитель :

 - Ребята, мы только  приоткрыли окно в мир поэзии Е.  А. Шанина. Его стихи необычны.  С одной стороны простые, лишенные замысловатых оборотов, а с другой- необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. Мы попытались постичь мир его души и не можем не услышать самого  поэта.

       - Евгений Алексеевич, так ли мы поняли ваши строки?

       - Такой ли отклик ожидали, когда дарили нам свои стихи?

       - Прочтите ваше любимое стихотворение.

       - Поделитесь, пожалуйста, своими сокровенными мыслями о  творчестве, о поэзии (выступление Е.А. Шанина).

   

      - Спасибо за встречу.

 

 

   

 

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Поэзия женской души"

Это мероприятие посвящено судьбам и творчеству  русских  поэтесс Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Это попытка  найти точки соприкосновения двух трудных судеб и поэтических талантов. Р...

Внеклассное мероприятие: Рериховские вечера "Душа народов" 140-летию Н.К.Рериха посвящается

С творчеством великого художника-ученого, художника-литератора, художника-философа, Николая Константиновича Рериха познакомит вас  материал для внеклассного мероприятия. Вашему  вниман...

Внеклассное мероприятие "Найти родную душу"

Данный материал является разработкой внеклассного мероприятия в нетрадиционной форме. Это классный час - творческая мастерская для детей в возрасте 10-12 лет, с целью формирования духовно-нравств...

Внеклассное мероприятие "Поговорим о душе"

Тема: «Поговорим о душе»Цели и задачи: выявить общий уровень знаний и представлений, учащихся о душе, познакомить с  понятия “душа”, способствовать рефлексии над собственным внутренним миром, выя...

Открытое внеклассное мероприятие "Святыни человеческой души"

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 11 класса нацелено на воспитание духовной личности,  способной к самоопределению в мире культуры...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Книга для души и для сердца"( по книге Ярослава Шипова "Райские хутора")

В методической разработке внеклассного мероприятия "Книга для души и для сердца" по книге рассказов Ярослава Шипова "Райские хутора" прописаны цели и задачи мероприятия,освещены факты биографии Шипова...

внеклассное мероприятие "Отчизне посвятим души прекрасные порывы"

Сценарий литературного вечера, посв. восстанию декабристов...