«Искусство и фольклор Народов Крайнего Севера»
учебно-методический материал по краеведению на тему

Сэротэтто Анастасия Александровна

искусство народов севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nenetskie_hudozhestvennye_izdeliya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Искусство и фольклор Народов  Крайнего Севера»

 на тему: «Ненецкие художественные изделия»

Подготовила: Сэротэтто А.А

преподаватель родного ненецкого языка

2015

                 Содержание:

        1. краткая информация про ненцев

        2. узорная письменность у тундровых и лесных ненцев

        3. говорящие рисунки пимы у тундровых ненцев

        4. язык орнамента у лесных ненцев

              Ненецкие художественные изделия

          Ненцы – самый многочисленный народ на Крайнем Севере: их более 32 тысяч человек. Ненцы живут в трёх автономных округах – Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком). Их язык вместе с энецким, нганасанским и селькупскими образует самодийскую группу уральской языковой семьи.

          Самоназвание «ненэць» переводиться как человек. На полуострове Ямал, Гыданском полуострове, в низовьях реки Енисей - в качестве самоназвания выступает название «ненэй ненэцьۥ» - настоящий человек. На юго-востоке Ямало-Ненецкого и на Севере Ханты-Мансийского автономных  округов  Тюменской области среди болотистой тундры  и лесотундры живёт малоизвестный народ – лесные ненцы, называющие себя неща (люди). Их более 3 тысячи человек.       Ненцы занимаются и охотой, и рыболовством, и звероводством, но главное их занятие – оленеводство. Оно определяет образ их жизни, накладывает отпечаток на культуру, жилище, одежду, утварь, национальную кухню, обычаи. Мужчины издавна занимаются оленеводством, охотой и рыболовством; женщины выделывают шкуры оленей, шьют из них одежду, щедро украшая её полосами меховых узоров. С использованием продуктов оленеводства – оленьих шкур, рогов, волоса – связано и развитие ненецкого декоративного искусства.

       У ненцев издавна существует разделение видов труда на мужские и женские. Это проявляется и в декоративно-прикладном искусстве. Женщины выделывают шкуры и шьют одежду, мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла.

        Вид письменности, как узорная, сегодня должен быть авторизован,  и имя этого автора – женщина. Мы благодарны женщине, создавшей неумирающие традиции пошива обуви, головных уборов и одежды. До сих пор живы и не утратили функциональности  и эстетической ценности узоры, фасоны, детали одежды, обуви, шапок. Всё то, что сегодня создала, мы сегодня вправе считать одним из видов археолого-лингвистических исследований и открытий в области языка, который доносит нам из прошлого мысли и слова наших предков.

         Росписи-рисунки ненецкой женщины на одежде, обуви – уникальная, своеобразная письменность, узорная, рассказывающая о прошлом и настоящем нашего края.  На орнаментах, геометрически точно вырезанных, ею изображена вся тундра, с реками, озерами, с глазами, рогами, копытами и ушками оленя, следами других  животных, птиц и зверей. Ненецкие женщины обладают удивительным даром украшать свою одежду и обувь. Особенно меховые мозаичные узоры. Меховую мозаику делают следующим образом. Мастерица берёт две узкие полоски оленьего меха, коричневого и белого, с коротким ворсом. Обе полоски накладывает одна на другую и переносит на специальную доску. Острым ножом мастерица вырезает узор. Он напоминает ветвистые рога оленя и называется «Ты нямдۥ», «Тэваси хаۥۥ», «Мядико», «Тёня саликۥ». После этого мастерица разбирает полоски. Их стало четыре = две белые и две коричневые.  Белую полоску она вставляет в прорезь коричневой, коричневую – в прорезь белой. С изнанки стежками мелкими стежками и ровным швом она сшивает обе полоски вместе. Получается мозаичный узор: белый - на темном фоне, темный – на белом фоне. И таким образом делаются мозаичные узоры из сукна.

Рассмотрим подробней рисунки и детали на отдельных вещах. При внимательном рассмотрении отдельных деталей головных уборов для мужчин и женщин легко можно прийти к выводам о том, что мысли и душа человека полны заботами об олене, человеке и природе, о неразрывности сил триединства.

          Самый яркий элемент, который прежде всего бросается в глаза на одежде – это меховые белые, пушистые опушки из песцовых хвостов на шапках, воротники на женской одежде, сделанные из того же материала.  Почему именно хвост используется для этой детали? Потому что ворс хвоста любого зверя самый прочный, он может служить много лет, защищая лицо человека от обморожения, создавая определенный микроклимат под влиянием трения ворсинок на ветру.

             Рассмотрим одежду со стороны спины. Затылочная часть головных уборов изготовлена из меха со лба оленя – тай для мужского капюшона, а для женской шапки – суи нгэва – из шкуры с головки новорожденного олененка.

Более подробно остановимся на деталях женской шапки. В орнаментах и рисунках отражены все заботы, тревоги и обязанности хозяйки тундры. На шапках женщин можно увидеть изображения жилища северянина, орнамент мядико – чумик. Чум строиться не без помощи оленей. Владея ими, человек мог иметь теплое  жилище, надежную упряжку на все случаи жизни, одежду и обувь, заменяющие ему «крышу над головой» в экстремальных условиях долгих кочевок, постоянного пребывания на воздухе. разноцветные суконные полоски-кисточки на шапке женщины напоминают украшения её нарядной нарты – колыбельки детей, они подчеркивают достоинство хозяйки и ее упряжных. Их можно представить и как ушки, ошейники собак, незаменимых помощников оленевода, рыбака, охотника, которые получили право жить в чуме вместе с хозяевами. Добрая, умная и жалостливая к новорожденному олененку собака до сих пор высоко ценится и может быть обменена на оленя.

            О чем рассказывают рисунки женских кисов из камусов – шкур с ног оленя? На передке женских кисов традиционно нашивается треугольник, а под ним – несколько рядов меховых маленьких треугольников,  обрамленных разноцветным сукном. Это не что изображение чума, говорящее о том, что именно женщина – хранительница родового огня семьи мужа, их рода, фамилии. О тепле, создаваемом и хранимом ею в чуме, говорит полоска, отходящая от основного треугольника в сторону носка, имитирующая дымок, струящийся из дымохода – макодаۥ си. К основанию треугольников – изображению чумов пришиваются две-три черных и белых полоски,  оживленных разноцветными сукнами.

            Рисунки на обуви мужчины и женщина тоже сделала говорящими: на передке, она изобразила сиденье нарты в виде мужской колотушки, предмета, постоянно хранящегося зимой под покрывалом сиденья.  С помощью колотушки - янгабцьۥ  в форме лопатки мужчина легко обнаруживает наличие ягеля под снегом, умело настораживает капканы, ловушки, стряхивает снег с одежды и нарты.  Фасон детской  обуви – тенгэй очень прост. Он имеет немного швов, и изображена на нем оленья ножка, которую женщина не могла не видеть перед глазами. Во всех видах обуви нижняя часть у подошвы обрамляется белыми камусами, как у самого оленя (над его копытцами видна такая же белая полоска). Другой фасон детской обуви называется мада – это почти тонкое изображение новорожденного олененка.

        Особенности достоинства оленьего меха: благодаря своей жесткости и трубчатости, он нашим предкам и нам заменял баню, освободив человека от её строительства в суровых климатических условиях.  Каждая ворсинка вбирает в себя из пор все потовые отложения и под их тяжестью обламывается.  Поэтому наших предков выработалась привычка не носить одежды из разных тканей.

         Орнамент лесных ненцев – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всем его жизненном пути от рождения до смерти.

  Искусство орнамента – одно из древнейших свидетельств той или иной культуры. Письменность большинства северных народов явления новейший истории, в условиях её орнамент оставался своеобразным языком, носителем основной информации о национальной и родовой принадлежности. Композиция орнамента выражает представление лесных ненцев о единстве и равноценности двух начал – светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло. Ритмичная повторяемость элементов орнамента отражает цикличность процессов жизни природы и человека в нем.

       Образный «язык» орнамента лесных ненцев складывался на протяжении многих столетий. Он вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритмы и дыхание. В узорах лесных ненцев отсутствует разделение на  фон и фигуру. Заготовки орнамента сшиваются между собой так, что тёмные и светлые элементы как бы входят» друг в друга. Контраст белого и чёрного понимается не как противопоставление, а как единство. Знакомство с орнаментом помогает узнать о занятиях, быте, особенностях культуры народа. Орнамент для лесных ненцев своеобразная звуковая система и сопровождает жизненный путь человека от рождения до смерти.  Каждый орнамент имеет своё название. По орнаментам можно узнать откуда прибыл его носитель, его материальное состояние, какой масти его олени, рукодельница ли его жена.

       Одновременно и взаимно необходимое существование противоположностей органично присуще северной природе, частью которой ощущают себя лесные ненцы. Двуединый космос воспринимается лесными ненцами как динамичный процесс.  Ритмичная повторяемость элементов орнамента отражает цикличность процессов жизни природы и человека в ней.

          Обладая в  своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство лесных ненцев несет в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры. Проживая в соседстве с тундровыми ненцами, хантами, манси, энцами, селькупами, неща, не могли испытать определенного воздействия культур этих народов, что однако не привело к утрате своеобразия их орнамента, языка и культуры.

        Способ вырезания орнамента - вырезают орнамент по берестяному трафарету из камуса – шкура снятая с ноги оленя. Она тщательно подбирается по цвету и окраске, длине ворса. Шов отделывается вставками из цветного сукна.

        Обувь состоит из меховых чулок (либт тобак), которые шьют из телячьей осенней шкуры и пимов(пива). Меховые чулки шьют из трёх кусков: голенища, носка и подошвы. Шов делают внутренний , т.е. по шерсти. Пимы шьют из камусов (пена) волосом наружу с суконными прошивками. Подошва обычно делается из щетки (вэра), иногда из меха со лба оленя, при этом на подошве ворс бывает направлен назад. Мужские пимы по покрою и рисунку отличаются от женских. На женской обуви никогда не бывает подошв от оленьих лбов, никогда не подвязываются под коленом в отличие от мужских. Как мужские, так и женские пимы шьют одинаковыми для обеих ног.

Пимы привязываются с помощью специальных ремешков (тем, теۥ мицьۥ) к кольцам на поясе на штанах.  

И всё же, несмотря ни на какие трудности, ненецкая женщина сохранила в себе качества, данные природой: доброту, мудрость, трудолюбие, поэтическое видение мира. Именно она смогла создать и сохранить красочный, образный мир -  узорную письменность, донесшую из глубины веков обычаи, традиции, легенды  песни наших предков. И как важно, чтобы они не были утрачены будущими поколениями.

Литература:

  1. Е.Г. Сусой «Из глубины веков». – Институт проблем освоения Севера СО РАН. – Тюмень, 1994. – 173с.
  2. Л.В. Хомич «Ненцы»: СПб, Русский Двор, 19951 -336с.
  3. В.А. Рандин «Орнаменты» долганы, нганасаны, ненцы. Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение» 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Искусство народов Северо-Востока"

Программа для учащихся 5-8 классов включает в себя сведения о культуре,искусстве,вероисповеданиях, предметах быта, жилище народов Северо- Востока. Рассчитана на 17 часов/0,5 часа в неделю....

Искусство народов Севера Тема: Эскиз игольницы «НАМТ»

Знакомство учащихся с изготовлением игольницы. Последовательность выполнения работы, украшение середины и краев игольницы. Развивать чувство ритма и  цвета. Словарная работа: «намт»- игольн...

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству

В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятель...

Классный час "С новыми силами и вместе в 5 класс" (с элементами фольклора коренных народов Севера)

ссылки на видео и генератор облака слов: Поздравление робота Федора с Днем Знаний, Гора самоцветов "Проделки лиса" https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/20198312329-4XAkh.html...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР" ...


 

Комментарии

Плисик Наталия Владимировна

Очень интересный и познавательный материал!