Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Крестникова Ольга Ивановна

В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. А поэтому знания по вопросам культуры речи, умение и готовность безошибочно и свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами, необходимы преподавателю любого предмета. Изобразительное искусство занимает особое место в  системе школьных предметов, т. к. способствует формированию личности, духовного мира  ребёнка, формирует у детей подлинную любовь и уважение к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель ИЗО Крестникова О.И.

Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству

В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Внимательное вдумчивое отношение к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе. А поэтому знания по вопросам культуры речи, умение и готовность безошибочно и свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами, необходимы преподавателю любого предмета. Изобразительное искусство занимает особое место в  системе школьных предметов, т. к. способствует формированию личности, духовного мира  ребёнка, формирует у детей подлинную любовь и уважение к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

В наше время дети живут в условиях всё возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни, поэтому воспитание детей на традициях народной культуры является одним из главных  направлений при обновлении содержания и организации образовательного процесса.

Программа 5 класса общеобразовательной школы посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых соприкасается наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства.

Анализ имеющихся знаний о русской народной культуре показал, что учащиеся недостаточно знают о русских народных традициях, обычаях и народных праздниках, о местных промыслах и изделиях народных мастеров. Редко используют в активной речи народный фольклор. На основе выделенных проблем были сформулированы следующие задачи:

- воспитывать звуковую культуру речи через малые фольклорные формы(загадки, пословицы, поговорки);

- совершенствовать грамматическую правильность речи, формировать диалогическую речь, используя искусствоведческие беседы или рассказы;

-  развивать интерес к родному краю, народным традициям, обычаям, воспитывать уважение к труду народных мастеров, используя художественное слово, декоративно – прикладное искусство;

- обогащать, закреплять и активизировать словарь, обучать языку изобразительного, народного декоративно – прикладного искусства через ознакомление детей с предметами русского быта, народных промыслов, народных традиций.

Фольклор открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Что помогает развивать языковую компетенцию и речевое поведение учеников? Решение данной проблемы нахожу в привлечении на уроках изобразительного искусства загадок пословиц, поговорок. Например, при изучении темы «Древние образы в народном искусстве» учащимся в качестве домашнего задания предлагается найти пословицы, поговорки, загадки о солярных знаках и образах, присутствующих в русском народном орнаменте, так как именно малые фольклорные формы содержат многообразие сведений, позволяющих понять значение и смысл узоров, украшающих предметы декоративно – прикладного искусства.

Развивать и активизировать словарь учащихся помогает знакомство с предметами русского быта наших предков: чугунок, туесок, валёк, прялка, ушат, коромысло. При изучении темы «Убранство русской избы» особое внимание уделяю осмыслению значения термина, его этимологии. Например, слово «причелина» происходит от сл. «чело» - часть головы. Усвоить орфографию новых терминов помогают аншлаги и записи в тетрадях учащихся.

Формированию и совершенствованию грамматически правильной речи способствуют публичные выступления поисковых групп с отчётами о народных традициях, обычаях, праздниках. Оценивание выступлений осуществляется по следующим критериям:

- полная ясность выражаемых мыслей

- научность (точное использование терминов, точность формулировок и       т.д.)

- соблюдение правил морфологии и синтаксиса

- устранение речевых недостатков

- стилистическая обоснованность.

Изучение местных  народных  промыслов начинаю со знакомства с камнерезным  и керамическим промыслами, с полезными ископаемыми: глиной, селенитом, гипсом, талькохлоридом. Обогащаю речь и побуждаю активно использовать слова, обозначающие их свойства. Из экскурсий в местные музеи учащиеся узнают, что изделия из местного камня и глины пользуются популярностью не только у нас в России, но и в Германии, Швеции, Канаде, США. Воспитываю уважение к труду народных мастеров, чувство бережного отношения к предметам рукотворного мира, гордость за достижения родного края.

Организация работы по развитию речи на уроках изобразительного искусства, приобщение учащихся к русскому народному творчеству  способствует формированию целостного оптимистического мироощущения, восприятию духовно – эстетических ценностей, заключённых в звуках родного языка, народной поэзии и прозы, играх и обрядах, народной музыке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское народное творчество в декоративно- прикладном искусстве

Описание видов декоративно-прикладного искусства...

Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества

Текст  на районную  конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...

Проект "Развитие духовности детей школьного возраста через приобщение к русской народной культуре"

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПамять о минувшем, уважение к минувшему – вот отличающая черта образованности.А.С. Пушкин...

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются ...

Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...

Развитие речи на уроках изобразительного искусства.

Как развивать речь на уроках изобразительного искусства?  Какие специальные задачи по развитию речи решает сам процесс рисования? А также, в этой статье постараемся ответить на вопрос, как органи...