ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки»
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя из жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее
культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_istoki.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1»
Атюрьевского муниципального района РМ
С планом ознакомлена Утверждено
Заместитель директора руководителем
по воспитательной работе образовательного учреждения
_______________/Малкина Н.Г./ Директор школы________/Мозгунов С.Ф./
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка научно-исследовательской направленности по краеведению «Истоки»
Автор и составитель: учитель истории и обществознания Попкова М.Г.
Атюрьево-2015
Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.
А.С. Пушкин
Введение.
История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя из жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее
культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.
Цели программы:
Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, области, района, школы;
Основные задачи:
- Изучить историю возникновения и развития села Атюрьева, Атюрьевской СОШ №1.
- Исследовать особенность быта, уклада жизни жителей села Атюрьево.
- Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьной Комнаты Боевой Славы.
- Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
- Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
- На базе Комнаты Боевой Славы проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны и труда.
- Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры.
Сроки действия программы:
Программа рассчитана на 3 года (2015-2018 гг.)
Участники программы:
Совет школьного музея. Возраст – 12 – 17 лет.
Образовательное пространство:
Комната Боевой Славы
Библиотека Кабинет истории
Сельская Администрация
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей:
Комната Боевой Славы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как она сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школы и учреждений культуры, общественных организаций. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, оформлением выводов исследования. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации.
Основные виды деятельности школьной Комнаты Боевой Славы:
- Поисковая деятельность.
- Просветительская деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Оформительская работа.
- Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села.
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Просветительская деятельность:
- Проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.
- Организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы.
- Участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях.
- Проведение экскурсионной работы в Комнате Боевой Славы.
- Сотрудничество с районной газетой.
- Исследовательская деятельность:
- Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов на уровне района, области.
- Оформительская работа:
- Составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- Оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
- Оформление экспозиций, витрин для Комнаты Боевой Славы;
- Создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
Руководство работой Комнаты Боевой Славы:
Руководит деятельностью Комнаты Боевой Славы Совет комнаты, в состав которого входят учащиеся старших классов - члены краеведческого кружка. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель Комнаты Боевой Славы, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности Комната Боевой Славы руководствуется Уставом школы и ежегодным планом работы Комнаты Боевой Славы.
ПЛАН РАБОТЫ
Школьной Комнаты Боевой Славы
МБОУ Атюрьевская средняя общеобразовательная школа
на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Направление деятельности | Исполнители | Сроки исполнения |
1 2 3 4 5 6 | Организационная работа. - Регистрация поступающих экспонатов. - Учёт и приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п. - Составление и утверждение календарного плана работы Комнаты. - Обновление состава Совета Комнаты, поискового отряда. - Инвентаризация Комнаты Боевой Славы. - Создание архива Комнаты в электронном варианте. | Кружковцы Кружковцы Руководитель кружка Руководитель кружка Кружковцы Кружковцы | Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь-ноябрь Декабрь-май |
7 8 9 10 11 | Поисковая работа. - Работа в районном архиве. - Работа в сельской и районной библиотеке. - Работа в районном отделе ЗАГС. - Работа с документами в сельской администрации. - Запись воспоминаний старожилов, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка. | Кружковцы Кружковцы Кружковцы Кружковцы 7-9 класс | В течение года |
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 | Реконструкция экспозиций и разделов Комнаты Боевой Славы. 1. Летопись Великой Отечественной войны и локальных войн. - Участники Великой Отечественной войны – наши односельчане» - «Воины – интернационалисты» - «Города – герои» - «Полководцы Великой Отечественной» - «Великие Сражения Великой Отечественной» 2. История Атюрьевской СОШ №1: - Альбом по истории школы. - Выпускники школы. - Летопись школы: праздники и будни. - Школьная форма, пионерская атрибутика. - История школы в лицах: учителя, ученики. - Классные летописи. 3. История села: - История села Атюрьево - История сельского Дома культуры. - История сельской библиотеки. - История детского сада. - Альбом «История семьи – «Моя родословная» | Кружковцы 7 класс 9 класс 8 класс 5,6 класс 7 класс 1-9 класс 1-5 класс 7 класс 8 класс 5,6 класс 7 класс | В течение года |
27 | 2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях: - День согласия и примирения. - День Конституции. - День воина – интернационалиста. - День Победы. - Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны. - Вечер встречи выпускников. | В течение года | |
28 | Исследовательская деятельность учащихся. Подготовка и написание докладов и рефератов по темам: - Страницы истории села Атюрьево. - Летопись Великой Отечественной войны. - Быт, традиции жителей села. - Женщина и война. - Дети и война. - Живая память Афгана. - История школы и её выпускников. | Учащиеся 9 класса | Январь-март |
29. | Переписка Комнаты Боевой Славы.
| По мере необходимости | |
30 31 32 | Методическая работа. - Составление программы и тематическое планирование историко-краеведческого кружка «Исток». - Выступление на РМО «Исследовательская деятельность учащихся». - Создание презентаций PowerPoint по материалам архива Комнаты Боевой Славы: - История села. - История школы. - Школьная Комната Боевой Славы. - Летопись Великой Отечественной. - Моя семья. Родословная семьи | Октябрь Ноябрь - май | |
33 34 | Массовые мероприятия. - Классный час «Оборона Ленинграда». - Классный час, линейка «Сталинград…» - Классный час, линейка «Образование Курганской области». - Вечер Памяти «Живая память Афгана». - Классный час «Детство, опаленное войной». - Классный час «Женщины нашего села – труженицы тыла». - Классный час «Нам дороги эти позабыть нельзя…». - Концерт к Дню Победы «Колокола Памяти» | 25 января 2 февраля 6 февраля 15 февраля 19 апреля 26 апреля 30 апреля 8 мая |
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость:
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в культуру родного края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Оценка результатов:
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.
Список литературы.
- Багрова,Т.С. Близкий сердцу край. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003 .
- Голубчик, М.М., Нарежный, В.П. География моей республики. –Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.
- Зимин, Г.В. Истребители/ Г.В. Зимин Г.В. – М.: Военные мемуары,1988.
- Котов, А.Г. Хрусталинка. Несколько эпизодов из жизни. Мемуары / А.Г. Котов // Советская Мордовия. -1993.-№7-10
- Костин, Н.М. Ветераны Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002 г.
- Офицеров, И.И. В облаках мы летали одних. / И. Офицеров //Голос Примокшанья.-2001.-№5(12360)
- Сухарев, А.И. Мордовия. Энциклопедия. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2003.
- Шмырев, Н.П. Скульптор Феокритова. -Саранск: Мордовское книжное издательство,1974.
9. http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
10. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по краеведению "Истоки"
Программа включает: 1) Пояснительная записка; 2) Содержание программы; 3) Учебно-тематическое планирование; 4)Календарно-тематическое планирование; 5)организационно -методические условия реализации....
Дополнительная образовательная программа «Краеведение. Истоки»
Программа опирается на местный краеведческий материал...
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ, ИСТОКИ»
В статье рассказывается о современных педагогических технологиях, которые помогают сделать затятя в объединении дополнительного образования интересными для обучающихся....
Методическое пособие по диагностике краеведческих знаний и патриотических компетенций в рамках программы «Краеведение. Истоки»
Методическая разработка может быть ьполезна педагогам, которые занимаются патриотическим воспитанием на основе местного краеведческого материала...
Методическое пособие по диагностике краеведческих знаний и патриотических компетенций в рамках программы «Краеведение. Истоки»
Тесты по диагностике ЗУН...
План – конспект занятия объединения «Краеведение. Истоки»
Показано применение информационно - коммуникационных технологий...