ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ, ИСТОКИ»
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В статье рассказывается о современных педагогических технологиях, которые помогают сделать затятя в объединении дополнительного образования интересными для обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_v_sitee_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ, ИСТОКИ»
В Концепции модернизации образования «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа, и дополнительное образование как структурная составляющая общего образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
От современного педагога, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, предусмотренных программой, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности обучающихся, воспитывать личность.
Следовательно, необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: обучающиеся должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Организуя работу объединения в 2011-2012 учебном году, приступила к обучению, используя традиционный подход. Дети пришли ко мне разного возраста, поэтому передо мной стояла задача – не только научить, но и изучить:
- уровень знаний обучающихся по истории родного города;
- уровень мотивации
- психологическую комфортность в новом коллективе;
- медицинские карты учащихся, выявить знания о здоровье;
- изучить семьи.
Исходя их вышесказанного, целью работы стало: развитие личности обучающегося, его творческих способностей, интереса к получению новых знаний, формирование желания и умения обучаться, освоение системы знаний по краеведению, умений и навыков в обработке и представлении информации, приобретение опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.
Задачи:
- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;
- развивать у обучающихся способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;
- сохранить здоровье детей на период обучения в объединении;
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Традиционные методы обучения имеют право на существование и дают в определённых условиях неплохой результат. Они ориентированы на средний уровень готовности учащихся, способствуют накоплению знаний, полученных от педагога. В новом образовательном поле, характеризующимся огромным потоком информации, необходимы новые педагогические технологии, которые позволят перейти от количества знаний к их качеству. Поэтому, наряду с традиционными методами обучения, необходимо внедрять в практику инновационные технологии как то: проектные, информационно - коммуникационные, здоровьесберегающие. Они способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности обучающихся в современном обществе.
Исходя из поставленной цели, использую в своей деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, педагогику компетентностно – ориентированного обучения, игровые технологии, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре занятия.
п/п | Этап занятия | Варианты использования СОТ | Методы и приёмы |
1 | Актуализация знаний | Игровые технологии | - Создание игровой ситуации |
Педагогика сотрудничества | -Совместная деятельность | ||
Здоровьесберегающий подход | - Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка | ||
2 | Сообщение темы и целей занятия | Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества | - Работа в группах, парах - Эвристическая беседа | ||
Информационно-коммуникативные технологии | Представление наглядного материала (презентация) | ||
3 | Работа по теме занятия | Индивидуальный и дифференцирован- ный подход | Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках, четвёрках) |
Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха | ||
Компетентностно- ориентированное обучение | Исследовательская работа в группах, парах | ||
Информационно-коммуникативные технологии | - знакомство с новым материалом на ПК - разноуровневые задания на ПК | ||
Развивающее обучение | Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения | ||
Игровые технологии | Игровая ситуация | ||
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации | ||
4 | Физкультминутка | Здоровьесберегающий подход | Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию |
5 | Индивидуальная (самостоятельная) работа | Индивидуальный и дифференцированный подход | -разноуровневые задания |
Информационно-коммуникативные технологии | -Тестирование на ПК -разноуровневые задания на ПК | ||
6 | Подведение итогов занятия | Педагогика сотрудничества | - коллективный вывод - подведение итогов в паре (сравнение) |
Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха | ||
7 | Рефлексия | Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха |
Здоровьесберегающий подход | Тренинг «Я смог…что не получилось?» |
Здоровьесберегающие технологии нужно применять на всех занятиях. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах занятия, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Во время проведения занятия включается гимнастика: гимнастика для слуха, физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательнуая гимнастика, беседы с обучающимися на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».
Выбираются физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности на занятии. Если преобладающий вид деятельности работа с документами или литературой, то используются упражнения для снятия общего или локального утомления, если чтение - гимнастика для глаз; слушание, говорение - гимнастика для слуха, дыхательная гимнастика.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике для укрепления психического здоровье учащихся, используются:
1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей;
2. Аутогенную тренировку (самовнушение);
3. Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга "Игры - обучение, тренинг, досуг" В. В. Петрусинского);
4. Упражнение на снятие нервного напряжения у детей;
5. Упражнения на развитие эмоциональной сферы;
Воспитание привычек здорового образа жизни одно из направлений педагогической деятельности.
Организуются встречи обучающихся объединения с людьми разных профессий. Среди них есть спортсмены нашего города. Дети принимали непосредственное участие в соревнованиях, выставляя команду от объединения, и побеждали.
Организуется пропаганда ЗОЖ, через всевозможные мероприятия в рамках дополнительной программы. К 20 – летию Конституции РФ дети собрали, обработали с помощью компьютерных технологий информацию о спортсменах г. о. Кинель, создали презентацию и показали её на открытом мероприятии, посвящённом этому празднику.
В 2014 году команда «Здоровье.ru» организовала и провела мероприятия по снижению табакокурения. Воспитание уважения к соблюдению правил дорожного движения является необходимой частью охраны жизни и здоровья детей. Поэтому обучающиеся объединения ежегодно принимают участие конкурсах на тему «Добрая дорога детства» и т. п. В течение всех лет обучающиеся объединения принимают участие в организации и проведении уроков мужества и социальных акциях, посвящённых работникам МЧС. Экскурсии и встречи с работниками данных учреждений стали традиционными. Только личный контакт и участие в совместных мероприятиях позволяет воспитать уважение к людям, от которых во многом зависит безопасность и благополучие общества.
Задача педагога - не преподносить готовые знания обучающемуся, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому необходимо использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно - ориентированное обучение, обеспечивающее вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс.
Формы занятий личностно-ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии.
Методы. | Формы занятия. |
Проблемный метод Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении Работа в группах, парах Работа с портфолио | Занятие - дискуссия Занятие – игра Занятие - беседа Занятие - экскурсия Интегрированное занятие Занятие - размышление |
Проблемное обучение используется на этапах сообщения темы и целей занятия самостоятельной работы обучающихся. Создаётся проблемная ситуация на занятии – удивление, затруднение.
В работе больший акцент делается на патриотическое воспитание детей.
Цель патриотического воспитания можно определить так: формирование у обучающихся важнейших социально - значимые качеств:
- Гражданской зрелости;
- Любви к Отечеству;
- Ответственности;
- Чувства долга;
- Верности традициям;
- Стремления к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей;
- Готовности к преодолению трудностей;
- Готовности к служению в Вооруженных силах.
Возникла необходимость связать патриотическую практику через проектную деятельность.
Метод проектов относится к методам проблемного обучения. Педагог переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний», используется исследовательский подход к приобретению знаний во внеурочной деятельности. Это можно проиллюстрировать на примере проекта «Знаете, каким он парнем был!». Проект посвящён увековечению памяти выпускника школы № 11 г Кинеля, погибшего при выполнении служебного долга в республике Афганистан.
На первом этапе работы над проектом была создана инициативная группа из обучающихся объединения, у которых было желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы. Затем определили направление работы, цель и задачи.
Задачи проекта:
- Собрать всю доступную информацию по биографии Ефремова С. Н..
- Сделать официальный запрос в отдел военного комиссариата Самарской области по городу Кинель и Кинельскому району по воину – интернационалисту Ефремову С. Н.
- Изучив информацию, представить события в хронологическом порядке
- Информацию о Ефремове С. Н. напечатать в школьной газете «Позитив».
- Выложить материалы проекта на официальный сайт ГБОУ СОШ № 11, создать стенд о выпускнике школы для проведения уроков мужества.
Практический этап проекта - найти родственников, соседей, одноклассников и одногруппников, просто знакомых погибшего солдата, объединил всех обучающихся в команду. Последовательно выполняя алгоритм технологии метода проектов, дети создали качественную творческую работу. Работая над проектом, дети выяснили, что могила солдата неухожена. Поэтому естественным продолжением работы стало обращение авторов проекта к общественным и властным структурам города, где они рассказали о существующей проблеме. На просьбу детей оказать материальную поддержку отказа не было. В настоящее время обучающиеся объединения содержат в достойном состоянии могилу погибшего выпускника школы. Они хотят быть достойными памяти солдата, оставшегося верным данной Родине присяге. Оценка деятельности обучающихся и педагога получило положительную оценку начальника отдела военного комиссариата Самарской области по городу Кинель и Кинельскому району.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио обучающихся состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности обучающегося в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
Включает в себя:
- Документы (сертификаты, дипломы, разного рода удостоверения) об участии в краеведческих олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях и т. п.;
- Самооценку обучающегося своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах образовательного учреждения и города.
Включает в себя:
- Результаты взаимодействия школьных парламентов и дополнительного образования, например, создание школьного музея «Я помню! Я горжусь!»;
- Результаты участия обучающихся в различных социальных проектах, например, проект «Пожар», посвящённый пропаганде противопожарной культуры среди населения города;
- Спортивные достижения обучающихся;
Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях, при подготовке открытых мероприятий, стала в настоящее время очевидной.
Многие занятия проводятся с использованием компьютерных презентаций. Например, на занятии по теме «История г. Кинель через призму человеческих судеб. Кинельцы – ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС» используется презентация «Эти люди смерть поправ, дали жизнь Земле». Практически по всем темам программы имеются презентации к занятиям. Ресурсы и возможности сети Интернет позволяют обучающимся участвовать в дистанционных конкурсах разного уровня.
Использование компьютерных технологий, современного программного обеспечения ПК (системы Project Expert и Microsoft Project), видео аппаратуры позволило творческой группе обучающихся объединения в 2011 году стать победителями окружного фестиваля детского творчества «Народы Самарской губернии» на этнографической площадке за представление культуры русского народа.
Ежегодная работа в летнем оздоровительном лагере при школе требует особого внимания, так как дети отдыхая продолжают познавать историю и современность родного города. Организуются экскурсии на предприятия, где работают родители детей: на почту, в городской архив, на хлебозавод и т. д. Цель путешествий одна: посмотреть, как работают мамы и папы и привить уважение к труду старших. Летом можно устроить экскурсию – прогулку по красивым и уютным местам города. Увидеть, что создано природой, а что сделали жители своими рукам. Например, семья Ладновых, отец и сыновья, выкопали озеро, которое теперь все называют Ладное, где взрослые и дети купаются и ловят рыбу.
Приглашаются на встречу с детьми люди мужественных профессий, например пожарные. Приходя на встречу, пожарные приглашают детей на экскурсию в пожарную часть, предоставляя транспорт своего учреждения.
Через участие в работе городского шахматного клуба можно познакомить детей со спортсменами, привить привычки здорового образа жизни.
Дети снимают фильмы, делают фотографии, затем издают маленькие ежедневные газеты, которые вывешивают на стенд в фойе школы. Эти газеты рассказывают о жизни лагеря, города, о последних детских новостях. Газета пользуется неизменным успехом. Главная цель краеведческой работы – научить детей любить и беречь свою Малую Родину, и через эту любовь воспитать гражданина России.
Применение современных образовательных технологий в практической деятельности: при подготовке и проведении занятий, открытых мероприятий, экскурсий, встреч с интересными людьми, организации летнего отдыха детей дали положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий
Аннотация Конспект данного открытого занятия проводится по образовательной программе «Радуга» по блокам «Аппликация» и «Рисо...
Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий. Тема: Коллективная работа: Улица нашего города.
Методическая разработка занятия, с презентацией. На занятии использовались следующие современные технологии: Коллективная деятельность, здоровьезберегающая, игровая, информационно-коммуникативная техн...
План – конспект занятия объединения «Краеведение. Истоки»
Показано применение информационно - коммуникационных технологий...
План – конспект занятия объединения «Краеведение. Истоки».. Тема: Оформление проектов в виде буклета с помощью информационных и коммуникационных технологий.
Конспект занятия...
Использование современных образовательных технологий на занятиях школьного литературного объединения
Из опыта работы школьного литературного объединения...
Конспект занятия с применением современных образовательных технологий. «Знакомство с музыкальной артикуляцией на гитаре"
Конспект создан в помощь преподавателям при подготовке к занятиям...
Применение современных образовательных технологий на занятиях творческого объединения «Изостудия»
Я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.Целью своей педагогиче...