ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ, ИСТОКИ»
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Афонина Тамара Дмитриевна

В статье рассказывается о современных педагогических технологиях, которые помогают сделать затятя в объединении дополнительного образования интересными для обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ, ИСТОКИ»

                                         

     В Концепции модернизации образования «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение   обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа, и дополнительное образование как структурная составляющая общего образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

    От современного педагога, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, предусмотренных программой, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности обучающихся, воспитывать личность.

   Следовательно, необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: обучающиеся должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

  Организуя работу объединения в 2011-2012 учебном году, приступила к обучению, используя традиционный подход.  Дети пришли ко мне разного возраста, поэтому передо мной стояла задача – не только научить, но и изучить:

 - уровень знаний обучающихся по истории родного города;

-  уровень мотивации

- психологическую комфортность в новом коллективе;

- медицинские карты учащихся, выявить знания о здоровье;

- изучить семьи.  

   Исходя их вышесказанного, целью работы стало: развитие личности обучающегося, его творческих способностей, интереса к получению новых знаний, формирование желания и умения обучаться, освоение системы знаний по краеведению, умений и навыков в обработке и представлении информации, приобретение опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.

 Задачи:

 - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;

- развивать у обучающихся способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;

- сохранить здоровье детей на период обучения в объединении;

- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

  Традиционные методы обучения имеют право на существование и дают в определённых условиях неплохой результат. Они  ориентированы на средний уровень готовности учащихся, способствуют накоплению знаний, полученных от педагога. В новом образовательном поле, характеризующимся огромным потоком информации, необходимы новые педагогические технологии, которые позволят перейти от количества знаний к их качеству.  Поэтому, наряду с традиционными методами обучения, необходимо внедрять в практику инновационные технологии как то: проектные, информационно -  коммуникационные, здоровьесберегающие.  Они способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности обучающихся в современном обществе.

   Исходя из поставленной цели, использую в своей деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, педагогику компетентностно – ориентированного обучения, игровые технологии, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

 Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре занятия.

п/п        

Этап занятия        

Варианты использования СОТ

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии        

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

Здоровьесберегающий подход        

- Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

2

Сообщение темы и целей занятия

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация)

3

Работа по теме занятия

Индивидуальный и дифференцирован-

ный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках, четвёрках)

Гуманно-личностная   технология        

- создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение        

Исследовательская работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии        

- знакомство с новым материалом на ПК

- разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное обучение        

Создание проблемной ситуации

4

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная) работа        

Индивидуальный и дифференцированный подход        

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии        

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК

6

Подведение итогов занятия

Педагогика сотрудничества

- коллективный вывод

- подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная   технология

- создание ситуации успеха

7

Рефлексия

Гуманно-личностная   технология

- создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

  Здоровьесберегающие технологии нужно применять на всех занятиях. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах занятия, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

   Во время проведения занятия включается гимнастика: гимнастика для слуха, физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательнуая гимнастика, беседы с обучающимися на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».

Выбираются физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности на занятии. Если преобладающий вид деятельности работа с документами или литературой, то используются упражнения для снятия общего или   локального утомления, если чтение - гимнастика для глаз; слушание, говорение - гимнастика для слуха, дыхательная гимнастика.  

  Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике для укрепления психического здоровье учащихся, используются:

1.  Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей;

2.  Аутогенную тренировку (самовнушение);

3. Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга "Игры - обучение, тренинг, досуг" В. В. Петрусинского);

4.  Упражнение на снятие нервного напряжения у детей;

5.  Упражнения на развитие эмоциональной сферы;

Воспитание привычек здорового образа жизни одно из направлений педагогической деятельности.

 Организуются встречи обучающихся объединения с людьми разных профессий. Среди них есть спортсмены нашего города. Дети принимали непосредственное участие в соревнованиях, выставляя команду от объединения, и побеждали.

  Организуется пропаганда ЗОЖ, через всевозможные мероприятия в рамках дополнительной программы. К 20 – летию Конституции РФ дети собрали, обработали с помощью компьютерных технологий информацию о спортсменах г. о. Кинель, создали презентацию и показали её на открытом мероприятии, посвящённом этому празднику.  

В 2014 году команда «Здоровье.ru» организовала и провела мероприятия по снижению табакокурения. Воспитание уважения к соблюдению правил дорожного движения является необходимой частью охраны жизни и здоровья детей. Поэтому обучающиеся объединения ежегодно принимают участие конкурсах на тему «Добрая дорога детства» и т. п. В течение всех лет обучающиеся объединения принимают участие в организации и проведении уроков мужества и социальных акциях, посвящённых работникам МЧС. Экскурсии и встречи с работниками данных учреждений стали традиционными. Только личный контакт и участие в совместных мероприятиях позволяет воспитать уважение к людям, от которых во многом зависит безопасность и благополучие общества.  

  Задача педагога - не преподносить готовые знания обучающемуся, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому необходимо использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно - ориентированное обучение, обеспечивающее вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс.

   Формы занятий личностно-ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии.

Методы.        

Формы занятия.

 Проблемный метод

 Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

 Работа в группах, парах

Работа с портфолио

Занятие - дискуссия

Занятие – игра

Занятие - беседа

Занятие - экскурсия

Интегрированное занятие

Занятие - размышление

Проблемное обучение используется на этапах сообщения темы и целей занятия самостоятельной работы обучающихся. Создаётся проблемная ситуация на занятии – удивление, затруднение.

В работе больший акцент делается на патриотическое воспитание детей.

Цель патриотического воспитания можно определить так: формирование у обучающихся важнейших социально -  значимые качеств:

  • Гражданской зрелости;
  • Любви к Отечеству;
  • Ответственности;
  • Чувства долга;
  • Верности традициям;
  • Стремления к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей;
  • Готовности к преодолению трудностей;
  • Готовности к служению в Вооруженных силах.

      Возникла необходимость связать патриотическую практику через проектную деятельность.

  Метод проектов относится к методам проблемного обучения. Педагог переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний», используется исследовательский подход к приобретению знаний во внеурочной деятельности. Это можно проиллюстрировать на примере проекта «Знаете, каким он парнем был!». Проект посвящён увековечению памяти выпускника школы № 11 г Кинеля, погибшего при выполнении служебного долга в республике Афганистан.

На первом этапе работы над проектом была создана инициативная группа из обучающихся объединения, у которых было желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы. Затем определили направление работы, цель и задачи.

Задачи проекта:

  1. Собрать всю доступную информацию по биографии Ефремова С. Н..
  2. Сделать официальный запрос в отдел военного комиссариата Самарской области по городу Кинель и Кинельскому району по воину – интернационалисту Ефремову С. Н.
  3. Изучив информацию, представить события в хронологическом порядке
  4. Информацию о Ефремове С. Н. напечатать в школьной газете «Позитив».
  5. Выложить материалы проекта на официальный сайт ГБОУ СОШ № 11, создать стенд о выпускнике школы для проведения уроков мужества.

Практический этап проекта - найти родственников, соседей, одноклассников и одногруппников, просто знакомых погибшего солдата, объединил всех обучающихся в команду. Последовательно выполняя алгоритм технологии метода проектов, дети создали качественную творческую работу.  Работая над проектом, дети выяснили, что могила солдата неухожена. Поэтому естественным продолжением работы стало обращение авторов проекта к общественным и властным структурам города, где они рассказали о существующей проблеме. На просьбу детей оказать материальную поддержку отказа не было.   В настоящее время обучающиеся объединения содержат в достойном состоянии могилу погибшего выпускника школы. Они хотят быть достойными памяти солдата, оставшегося верным данной Родине присяге. Оценка деятельности обучающихся и педагога получило положительную оценку начальника отдела военного комиссариата Самарской области по городу Кинель и Кинельскому району.

  В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио обучающихся состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности обучающегося в различных областях.  

   1 часть. Учебная деятельность.

Включает в себя:

  • Документы (сертификаты, дипломы, разного рода удостоверения) об участии в краеведческих олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях и т. п.;  
  • Самооценку обучающегося своей учебной деятельности.

   2 часть. Участие в делах образовательного учреждения и города.

Включает в себя:

  • Результаты взаимодействия школьных парламентов и дополнительного образования, например, создание школьного музея «Я помню! Я горжусь!»;
  • Результаты участия обучающихся в различных социальных проектах, например, проект «Пожар», посвящённый пропаганде противопожарной культуры среди населения города;
  • Спортивные достижения обучающихся;

   Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях, при подготовке открытых мероприятий, стала в настоящее время очевидной.

    Многие занятия проводятся с использованием компьютерных презентаций. Например, на занятии по теме «История г. Кинель через призму человеческих судеб. Кинельцы – ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС» используется презентация «Эти люди смерть поправ, дали жизнь Земле».  Практически по всем темам программы имеются презентации к занятиям.  Ресурсы и возможности сети Интернет позволяют обучающимся участвовать в дистанционных конкурсах разного уровня.

  Использование компьютерных технологий, современного программного обеспечения ПК (системы Project Expert и Microsoft Project), видео аппаратуры позволило творческой группе обучающихся объединения в 2011 году стать победителями окружного фестиваля детского творчества «Народы Самарской губернии» на этнографической площадке за представление культуры русского народа.

Ежегодная работа в летнем оздоровительном лагере при школе требует особого внимания, так как дети отдыхая продолжают познавать историю и современность родного города. Организуются экскурсии на предприятия, где работают родители детей: на почту, в городской архив, на хлебозавод и т. д. Цель путешествий одна: посмотреть, как работают мамы и папы и привить уважение к труду старших. Летом можно устроить экскурсию – прогулку по красивым и уютным местам города. Увидеть, что создано природой, а что сделали жители своими рукам. Например, семья Ладновых, отец и сыновья, выкопали озеро, которое теперь все называют Ладное, где взрослые и дети купаются и ловят рыбу.

Приглашаются на встречу с детьми люди мужественных профессий, например пожарные. Приходя на встречу, пожарные приглашают детей на экскурсию в пожарную часть, предоставляя транспорт своего учреждения.

Через участие в работе городского шахматного клуба можно познакомить детей со спортсменами, привить привычки здорового образа жизни.

Дети снимают фильмы, делают фотографии, затем издают маленькие ежедневные газеты, которые вывешивают на стенд в фойе школы. Эти газеты рассказывают о жизни лагеря, города, о последних детских новостях. Газета пользуется неизменным успехом. Главная цель краеведческой работы – научить детей любить и беречь свою Малую Родину, и через эту любовь воспитать гражданина России.

Применение современных образовательных технологий в практической деятельности: при подготовке и проведении занятий, открытых мероприятий, экскурсий, встреч с интересными людьми, организации летнего отдыха детей дали положительные результаты.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий

Аннотация            Конспект данного открытого занятия проводится по образовательной программе «Радуга» по  блокам  «Аппликация» и  «Рисо...

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий. Тема: Коллективная работа: Улица нашего города.

Методическая разработка занятия, с презентацией. На занятии использовались следующие современные технологии: Коллективная деятельность, здоровьезберегающая, игровая, информационно-коммуникативная техн...

План – конспект занятия объединения «Краеведение. Истоки»

Показано применение информационно - коммуникационных технологий...

Применение современных образовательных технологий на занятиях творческого объединения «Изостудия»

Я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление обучающихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.Целью своей педагогиче...