Открытие уголка народной культуры «Русская изба»
методическая разработка по краеведению на тему
Внеклассное мероприятие по открытию уголка народной культуры ""Русская изба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izba_dokument_microsoft_office_word.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа – интернат»
Тема: «Открытие уголка народной культуры «Русская изба»
Выполнили: Бондаренко И.Н.
Кравченко Н.И.
Кузнецова Н.А.
Апрель 2015
Цель: познакомить присутствующих с созданным в школе уголком народной культуры «Русская изба». Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, кругозор. Воспитывать интерес к русской народной культуре.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
- Пока зал наполняется зрителями, звучит заставка – мелодия в исполнении русских народных инструментов.
- Выходят ученики 9 классов в русских народных костюмах и исполняют песню «Русская изба» - муз. Е. Пляцковского, слова Матусовского.
- Ведущий: Ребята, эта песня прозвучала неслучайно. Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем открытию уголка народной культуры «Русская изба». Многие из вас уже заходили туда, некоторые помогали в оформлении. А теперь, давайте все посмотрим, что у нас получилось. (Показ слайдов «Русской избы» с комментариями учащихся)
1 – й ученик: Мы с вами оказались в русской избе. Встречаем вас хлебом и солью. Хлеб лежит на вышитом полотенце. Это – рушник. «Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас»
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
2 – й ученик: Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, а мучке – жучка?»
Её отгадка: «Стоит изба, в избе - печка, в печке – зола, а в золе – жар» Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание. Она занимает почти пол - избы. Без печи хата – не хата. Печка – деревенская кормилица. Весь день печёт и варит для всей семьи. Печь избу согревает и освещает.
1 – й ученик: Были в избе горшки, чугунки, ухваты, чашки, миски, плошки, ложки деревянные. Всё это хранилось в уголке возле печки, который назывался «Бабий кут». Здесь командовала хозяйка.
2 – й ученик: Обязательно в каждой избе была прялка. Хозяйка пряла пряжу, чтобы связать носки, варежки и другие вещи.
IV В исполнении детского русского ансамбля звучит русская народная песня «Ой, ниточка, тоненькая»
V.
1 – й ученик: У хороших хозяев всё сияло чистотой. На стенах – расшитые белые полотенца. Стол, сундук, скамьи – вычищены. На кроватях кружевные оборки – подзоры, вышитые наволочки, коврики. Иконы начислены до блеска. Пол устлан домоткаными половиками.
2 – й ученик: Убранство избы не отличалось разнообразием, но всё сделано тщательно, с любовью.
К потолку, возле кровати, подвешивалась люлька. В ней спал ребёнок. К люльке привязывали верёвку с петлёй, чтобы хозяйка смогла качать её, не отрываясь от дела.
1 – й ученик: Русские женщины умели и любили наряжаться. Сорочки, сарафаны, юбки вышивали и расшивали лентами, пуговицами, бусинами.
В простых холщёвых одеждах женщины выглядели красавицами.
2 – й ученик: Любой праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалаек, гармошек, свирелей водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
VI. В исполнении младшей группы детского ансамбля звучит русская народная песня «Пошла млада за водой».
VII.
Ведущий: На праздниках не только пели и плясали, но ещё любили рассказывать небылицы. Послушайте сценку «Егор и Никодим»
Егор: Здорово, Никодим!
Никодим: Здорово, Егор! Откуда идёшь? С кудыкиных гор?
Егор: А как у вас, Никодим, поживают?
Никодим: На босу ногу топор надевают! Сапогом траву косят! В решете воду носят! Наши сани едут сами, а лошади наши с усами, бегают в подполье за мышами!
Егор: Да это же – кошки!
Никодим: Комара тебе в лукошки! Наши кошки живут в гнезде, летают везде: прилетели во двор, завели разговор: «Кар – р, кар – р!»
Егор: Да ведь это же вороны!
Никодим: Мухомор тебе варёный! Наша- то ворона ушаста, в огороды шастает часто. Скок да скок через мосток, белым пятнышком хвосток.
Егор: Да ведь это же зайчишка!
Никодим: В нос тебе еловая шишка! Нашего зайца все звери пугаются. Прошлой зимою в лютый мороз, серый зайчище барана унёс.
Егор: Да ведь это же волк!
Никодим: По лбу тебе щёлк! Неужели не слыхал никогда ты, что волки у нас рогаты? Волк трясёт бородою, пообедал лебедою!
Егор: Да ведь это же козлище!
Никодим: Щелчков тебе тыща! Наш козёл под корягу ушёл, хвостом шевелит, ставит сети не велит!
Егор: Да ведь это же налим!
Никодим: Нет, не налим! Мы про налима так говорим: «Налим Никодим гордится собою, налим Никодим носит шубу соболью! Ни перед кем её не ломает и шуток не понимает! (Кланяются)
VIII.
Ведущий: О русском народе, его традициях, жизненном укладе можно говорить бесконечно. Ребята, приходите вместе с воспитателями в нашу избу – музей и узнавайте о прошлом нашего народа. Без прошлого - нет настоящего. Без настоящего не может быть будущего. Каждый экспонат в нашей «избе» может стать отдельной темой для занятия.
IX
Ведущий: Сейчас всех желающих приглашаем в наш музей на экскурсию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"
Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям....
Из опыта работы в музее «Русская изба» по изучению народных традиций родного края.
Данная методическая разработка направлена на приобщение школьников к народной культуре через музейную деятельность....
Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Урок по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы.Конструкция, декор предметов народного быта и труда".Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусств...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»
В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...
Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.
Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...
Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.
Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...