Исследовательская деятельность обучающихся по этноэкологии края
статья по краеведению по теме
Данная статья посвящена одной из форм исследовательской деятельности обучающихся в области этноэкологии - экспедиционной работе. В статье приводится описание опыта исследовательской работы Творческого объединения «Наследники» (ТОН), общественной группы, созданной из обучающихся и преподавателей. Творческое объединение «Наследники» принимает участие в историко-археологических экспедициях, этноэкологических полевых исследованиях экокультурного наследия края. Одна из форм исследовательской деятельности обучающихся в области этноэкологии - экспедиционная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_abdrahmanovoy_sh._m.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность обучающихся по этноэкологии края
Абдрахманова Шамиля
Мубаракзановна, методист
ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества
детей и молодёжи г. Ульяновск
Сегодня для преодоления потребительского отношения к природе необходимо новым взглядом увидеть старые истины, вернуться положительному опыту взаимодействия с природы определенного этноса за время существования на данной местности.
В связи с этим одной из важнейших задач обучения и воспитания подрастающего поколения является развитие национального самосознания, формирование ценностного отношения к своим историческим корням, менталитету, культуре, традициям, родному языку, которая достигается через организацию краеведческой работы в образовательных учреждениях.
Большую роль в краеведческой работе имеет наука - «этноэкология». «На современном этапе возникает необходимость обобщения и анализа этноэкологических материалов, оценки экологического опыта народов и активного использования того, что может служить воспитанию в людях добра, гуманного отношения друг другу и к окружающей среде» [5, с. 8].
«Этноэкология стремиться рассматривать этнос, его культуру, производственную деятельность и осваиваемую природную среду в динамическом единстве, т.е. представить их в виде сложной развивающейся системы» [4, с. 14].
Краеведческая работа в образовательном процессе создает благодатные условия для организации исследовательских работ по этноэкологии. Одна из форм исследовательской деятельности обучающихся в области этноэкологии - экспедиционная работа. Хорошо себя зарекомендовавшей и проверенной на практике формой летнего отдыха обучающихся является их участие в научных полевых экспедициях, связанных с изучением природы, истории и культуры народов своего края.
Проведение полевых, экспедиционных выездов с обучающимися – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников, т.к. оно помогает увидеть и оценить красоту природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Комплексные научно-полевые исследования обеспечивают необходимую связь национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем экологии, помогает эффективно организовать работу по экологическому воспитанию обучающихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной, исследовательской деятельности.
Близкое знакомство с окружающим ландшафтом, изучение взаимодействия человека и природы (в прошлом и настоящем) формирует у обучающихся интересы и склонности к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации. У педагогов ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества детей и молодёжи г. Ульяновска, объединенных в общественную группу обучающихся и преподавателей «Наследники», имеется многолетний опыт участия в историко-археологических, этноэкологических экспедициях в Ульяновской области. Творческое объединение «Наследники» (ТОН) принимает участие в историко-археологических экспедициях, этноэкологических полевых исследованиях экокультурного наследия края.
Задача объединения - подготовка обучающихся к ответственной и осмысленной жизни, стремление сформировать у них глубокое и устойчивое представление о мире, обществе, социальных связях и отношениях (в частности, на основе их собственного опыта).
До выхода в научные полевые экспедиции обучающиеся проходят соответствующую подготовку. Научная полевая экспедиция по своей структуре имеет три этапа: подготовку (в теоретическом практическом плане), проведение экспедиции, подведение итогов [1, с. 498].
Подготовительный этап экспедиции включает в себя научно- практические, материально- технические и организационные вопросы. Обучающиеся должны ясно представлять себе, какие задачи стоят перед ними, как начать и вести обследование памятников культуры, природы. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании новых выводов. Необходимо отметить, что при творческом подходе главной является методика изучения источников, а не их состав [2].
«Организационные и методические принципы деятельности «ТОН» в научных полевых экспедициях определяется его программой деятельности. Программа определяет основные направления, тематику и ориентиры поисково-исследовательских работ» [3, с. 211-212].
Итогом проведения экспедиции является подробный отчет о результатах экспедиции (видеофильм, аудиозаписи, публикации в СМИ).
Собранные в экспедициях материалы позволят не только дополнить, но и точнее истолковать данные, полученные при работе над архивными и другими документами.
Традиционными стали ученические научно-практические конференции по теме «Исследовательская работа обучающихся по изучению родного края». Подготовка обучающихся к участию в подобных конференциях способствует привлечение их к научной-исследовательской деятельности, обучению новым технологиям и совместной работе учёных и учащейся- молодежи.
Наиболее распространенная форма исследовательских работ - создание интерактивных проектов, презентаций. Разработанные проекты внедряются в практику образовательных организаций, представляются для участия в конкурсах исследовательских работ, фестивалях, конференциях регионального и международного уровня.
Вчерашние представители творческого объединения «Наследники» сегодня - студенты, аспиранты, педагоги, экологи, этнографы, связавшие свою трудовую деятельность с наукой и природоохранной деятельностью.
Таким образом, исследовательская деятельность в этноэкологии позволяет развить у обучающихся умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним. Она выводит их за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей деятельности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям.
Исследовательская деятельность в краеведческой работе - важная форма обучения, воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации, оздоровления обучающихся и разумного использования их свободного времени.
Литература:
- Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. Сборник статей, М.,2006
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь, М., 2001
- Краеведческие записи. Сборник научных трудов областной научной конференции, Ульянвск,2010.
- Крупник И.И. Арктическая этнология. М., 1989.
- Этноэкологические исследования. Сборник статьей к 80-летию со дня рождения В. И Козлова. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Изучение родного края через исследовательскую деятельность обучающихся.
Основной смысл краеведческой деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю и культуру, развивать способности к исследовательской деятельности. Такая деятельн...
Технология организации экспериментально-исследовательской деятельности по изучению родного края.
Методические рекомендации окажут помощь учителю в организации исследовательской деятельности по изучению родного края.Рекомендации пошагово раскрывают организацию работы ....
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...
Экологическая тропа как одна из форм учебно-исследовательской деятельности по изучению родного края
Эко-тропа по Московскому Парку Победы....