«Роль музейной педагогики в воспитании школьников»
статья по краеведению по теме

Каримова Оксана Владимировна

Данный доклад представляет опыт реализации духовно- нравственного развития и воспитания  школьников(музейная работа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Александровское»

«Роль музейной педагогики в воспитании школьников»

Районная педагогическая научно- практическая конференция «Формирование универсальных учебных действий: от идей - к реальности»

 Выступление в секции

«Опыт реализации духовно- нравственного развития и воспитания  школьников»

                                                               Доклад подготовлен

                                                                                        Каримовой Оксаной Владимировной

        Учителем истории и обществознания

        МАОУ СОШ№1 с. Александровское

                                с.Александровское- август, 2012

Роль музейной педагогики в воспитании школьников

В рамках патриотического и нравственного воспитания развивается  современная музейная педагогика, которая взяла за основу многие принципы Ушинского:

  • наглядность
  • системность
  • формирование ценностного отношения к культурному наследию ,привитие вкуса к общению с нравственными ценностями (в данном случае, с музейными)
  • воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности детей
  • духовное развитие, нравственное становление
  • принцип осознанного усвоения знаний
  • творческое отношение к своему делу
  • постоянное стремление к повышению педагогического мастерства

Говоря словами Ушинского – это целенаправленный процесс формирования «человека в человеке»,при правильной организации оно воздействует не только на ум, но и на душу и сердце.

С его точки зрения большим воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы. 

Поэтому школьные музеи играют особую роль: интегрируют в себе все эти предметы, расширяя кругозор учащихся, а музейная педагогика помогает в силу своего междисциплинарного характера.

Из истории понятия «Музейная педагогика»

Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980 - 90-е годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой.

В силу своего междисциплинарного характера музейная педагогика как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин (например: «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление»). Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые аспекты.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии.

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные исторические предпосылки.

Зачем же нужна музейная педагогика в школах?

Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.

Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

Направления деятельности школьного музея:

  1. Поисково-собирательское. . Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников.
  2. Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
  3. Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия

Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.

  1. Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии,  походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции,

Групповыми формами работы являются кружок (в нашей школе «Школьный музей»).

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям.

Важен принцип активности ребёнка в процессе обучения и воспитания.  Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества,  урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Так, например, я в своей школе разработала и провожу цикл музейных занятий «Уроки Мужества»

Цель занятий: познакомить школьников с историческим прошлым своего села, района, школы, выдающимися людьми, выпускниками школы.

Ребята активно и с большим желанием посещают мои занятия. Читая и слушая отзывы ребят, я неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима.

В ходе таких занятий я занимаю роль «проводника» в мир обыкновенных вещей. Знакомлю ребят с этим миром, вооружившись новыми эффективными методами и приемами включения предмета в учебно-воспитательный процесс.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

  • каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
  • учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
  • посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
  • следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
  • отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
  • итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов. Сегодня так и происходит с нашим школьным музеем:школьный музей не остается в стороне от  значимых мероприятия и событий:

  • Музейный урок- мастерская «Музей школы» в рамках образовательного события «Наша уютная школа» 2 сентября.
  • Праздничный вечер, посвященный Дню старшего поколения и Дню Учителя 5 октября
  • приняли участие в музейных мероприятиях районного музея: День памяти жертв политических репрессий(30 октября 2011) и Дне Сибири (районная краеведческая конференция, где были представлены  работы учащихся + выступление  руководителя школьного музея). Активные ребята Шабалина  О., Каримов Р., Широкова Г., Каримов Б., Московская К., Манаева Д.  были отмечены благодарственными письмами Главы Александровского района.

В этом учебном году активизировалось сотрудничество с районным краеведческим музеем: ребята из актива музея используют в своих работах архив школьного музея, не стесняются выставлять свои исследования не только на районном уровне, но и областном, таких как:

  • в областном фестивале рефератов «Мой предметный интерес», тема работы «Лебедев Алексей Федорович - наш земляк» (май 2012г, номинация: краеведение ,исследовательский иллюстративный реферат, диплом 2 степени ТОИПКРО, Шабалина Ольга 10 а)
  • Ко Дню конституции проведен   музейный урок-конкурс творческих работ «Если бы я был депутатом..». отличился 7 б класс: Данилова А. и Шипилин А.Они приняли участие в подготовке этого урока, выступили со своими докладами.
  • Экскурсии, беседы о земляках («Самобытный художник» о Г.П. Сапожникове, «Бессмертие» о А.Ф. Лебедеве, «Вклад  александровцев в победу в Великой Отечественной войне», «Герои локальных войн- земляки» о героях Афганской и Чеченской войн, «Связь времен- связь поколений» о выпускниках, погибших в локальных конфликтах)
  • Поисковая работа, переписка с бывшими выпускниками школы
  • Консультации для тех, кто готовил школьные проекты на научно- исследовательскую конференцию (учащиеся 8-9классов)
  • Выставка народного творчества учеников школы, рисунков, оформление интересной информации о важных датах в истории
  • к 70- летию Московской битвы: беседы в 5 классах
  • возрождение Уроков Мужества к важным датам в истории
  • месячник патриотического воспитания в феврале: участие в Неделе истории и географии, тематические экскурсии, беседы, Уроки Мужества, информационные бюллетени, архивная работа
  • традиционное участие в подготовке мероприятий ко Дню Победы:  районный конкурс чтецов (1 этап) проходил на базе школьного музея, ребята начальных классов (особенно 3- 4кл) отличились своим умением  читать стихи русских и советских поэтов
  • традицией стало проводить пасхальную гостиную на базе школьного музея: в этом году еще добавилась большая выставка рисунков на православную тематику, а также была проведена акция «Дарю добро» (ребята писали пожелания и раздавали всем желающим в праздник Пасхи)
  • проведены экскурсии для начальной школы в месячник патриотического воспитания, детей подготовительной группы детского сада «Ягодка» в рамках Дня открытых дверей и мероприятий краеведческого характера
  • К сожалению, дети с неохотой идут работать сюда, т.к. нужно  кропотливо  трудится, результат  не всегда и не сразу виден. В этом году в своей работе пыталась привлечь не только начальную школу, среднее и старшее звено, но и свой 5 б  класс: ребятам 5 б очень нравилось проводить  в музее тематические  классные часы, беседы, учащиеся 5б стали активными участниками мероприятия ко Дню старшего поколения, помогали в оформлении выставок на переносных стендах, следили за порядком в музее. Активным в работе школьного музея были также 10а и 10 б классы. Ребята стали участниками краеведческой конференции, конкурсов, Уроков Мужества, творческих гостиных.

Таким образом, образовательное пространство по цепочке «музей-школа-музей» постепенно выстраивается.

Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Хочу закончить словами Д.С. Лихачева: «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура…  Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла», а также словами К.Д. Ушинского «Человека можно развить гуманно не только изучением классических языков, но еще гораздо более и прямее: религией, языком, географией, историей, изучением природы и новыми литературами».

Таким образом, школьный музей играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в работе классного руководителя

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Роль музейной педагогики в воспитательной работе

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы ...

Роль музейной педагогики в формировании личности учащихся.

Данная статья показывает важность музейных образовательных программ в становлении личности учащихся...

Роль музейной педагогики в воспитании учащихся школы

В работе описана роль музейной педагогики  в формировании предметных и метапредметных результатах образования обучающихся....

Статья на тему "Роль музейной педагогики в изучении географии в школе"

Статья рассказывает о том, какие преимущества имеет  урок географии в музее?  Примеры музеев Санкт-Петербурга, пригодных для проведения уроков географии.Пример проведения урока по изучению п...

Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)

Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...