Статья на тему "Роль музейной педагогики в изучении географии в школе"
статья по географии на тему

Ирина Павловна Демчинская

Статья рассказывает о том, какие преимущества имеет  урок географии в музее?  Примеры музеев Санкт-Петербурга, пригодных для проведения уроков географии.Пример проведения урока по изучению почв в музее почвоведения им. В..В. Докучаева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynyy_uroki_v_izuchenii_geografii_.statya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии ГБОУ СОШ № 347

Невского района Санкт-Петербурга

Ирина Павловна Демчинская

Роль музейной педагогики в изучении географии в школе

Для того, чтобы урок географии превратился в увлекательное путешествие, чтобы учащиеся были вовлечены  в разные виды деятельности, существует такая форма обучения, как урок-экскурсия - музейный урок На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде.

Какие преимущества имеет такой урок?  Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики — все  это позволяет на уроках-экскурсиях. мотивировать познавательную активность учащихся, развивать умения и способности детей.

Урок в музее имеет свои особенности. Основным источником информации для ученика  является подлинные памятники истории и культуры. При этом музейный экспонат выступает не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Значение любой музейной экспозиции выражается в комбинации знаков, несущих в себе понятия и представления о явлениях природы и деятельности человека. Музей  становится площадкой для исследования в рамках заявленной темы.

Еще одна особенность таких занятий: дети активно взаимодействуют друг с другом, с учителем, с музейной образовательной средой. Следует добавить, что исследования могут проводиться индивидуально, в парах, или в более крупных группах.

При подготовке к такому урокуУчителю нужно заранее посетить музей. Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание. На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. 

Темы уроков, могут касаться школьной программы ,но  они могут быть и самостоятельными, ориентированными на получение дополнительных знаний о какой-либо сфере жизни или событии. Музеи обладают большим образовательным потенциалом. В городе Санкт-Петербурге  имеются широкие возможности для изучения школьной программы по географии в музеях.

Например, Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого)

Очень интересный музей, некогда учрежденный Петром Великим как кабинет редкостей. Чаще всего Кунсткамера ассоциируется с «комнатой уродцев» — богатейшей коллекцией анатомических аномалий. Но в музее есть экспозиции, посвященные жизни и быту коренных народов различных стран и материков. В  фондах Российского этнографического музея хранятся экспонаты, посвященные жизни, истории и культуре 157 народностей Европы и Азии. В этих музеях можно изучать темы народы мира и Российской Федерации.

 При изучении темы «географические исследования и путешествия» богатый материл можно получить при посещении музея-квартирырусского путешественника П.К. Козлова

Музей-квартира известного исследователя Центральной Азии, П. К. Козлова, один из самых молодых музеев-квартир города. Его экспозиция расскажет об истории русских экспедиций в Центральную Азию, познакомит с личными вещами путешественника

Музей истории Русского географического общества

Музей старейшего географического общества в мире, учрежденного еще Николаем I – уникальное собрание экспонатов.

Там представлены:артефакты, привезенные из экспедиций и раскопок,личные вещи и дневники великих путешественников, вещи и документы времен открытия и освоения новых земель.

 Музей Арктики и Антарктикиполностью посвящен полярной тематике. Его экспозиция делится на три самостоятельных выставки: природа Арктики, Антарктика, освоение Северного морского пути. Поэтому музей  может стать площадкой для исследования в рамках изучения материка Антарктида в 7 классе, природных зон северных районов России в 8 классе, освоения Севера в 9 классе и ряде других

Объектами экскурсий могут также быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы ленинградской области.

Хочу предложить вашему вниманию урок географии в музее почвоведения им. В.В. Докучаева. ( Санкт-Петербург, Биржевой проезд, 6) «Плодородие – главное свойство почвы. Многообразие почв России» в  курсе «география России. Природа»

в 8 классе

Тип урока: изучение нового материала в музее Почвоведения имени В. В. Докучаева.

Цели урока:

дать представление о многообразии почв нашей страны и их плодородии;

показать взаимосвязь между компонентами природы, участвующими в формировании почвенного покрова и их влиянии на плодородие почвы

развивать  любознательность, внимание, речь экологическую культуру учащихся

Ведущие понятия урока: почва, плодородие почв, гумус, почвенный профиль, почвенная карта

Оборудование: музейная экспозиция: памятник В.В. Докучаеву, документы, рассказывающие о деятельности ученого как почвоведа, экспонат «Структура почвы», почвенный разрез черноземов, почвенная карта

Структура урока:

  1. Актуализация знаний по теме «Почвы»
  2. В.В. Докучаев – основатель науки почвоведение;
  3. Плодородие – основное свойство почвы;
  4. Многообразие почв.
  5. Закрепление

Ход урока:

Этап урока

Действия преподавателя учащихся

Действия учащихся

1.Вызов

Актуализация знаний по теме «Почвы»

Ребята, мы находимся с вами в музее, который может рассказать нам о том, что такое  «почва», как она образуется, какими обладает свойствами, сколько почв на планете, и где они находятся. Давайте вспомним, что мы уже знаем о почвах?

Фронтальная беседа с учащимися, которые отвечают о свойствах, составе почвы и факторах почвообразования

2. В.В. Докучаев – основатель науки почвоведение

Задачи: показать научный подвиг и значение работ В. В. Докучаева выбор способа изучения материала

Мы находимся с вами в зале перед памятником человеку, которого считают основателем науки Почвоведения – это В.В. Докучаев.  

Дополнения учителя:

К середине XIX века в России были уже описаны многие земли и начали составляться почвенные карты. В 1875 году В. В. Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Докучаев проделал титаническую работу. Он научно объяснил историю происхождения, возраст, строение и свойства чернозема.

В.В.Докучаев, впервые установил, что почва – это самостоятельное природное тело и ее образование есть сложный процесс взаимодействия пяти природных факторов почвообразования:

• климата,

• рельефа,

• растительного и животного мира,

• почвообразующих пород,

• времени.

Задание учащимся: найти документы в экспозиции, подтверждающие роль В.В. Докучаева как основоположника почвоведения в России.

Учащиеся могут доказать это с помощью ряда экспонатов:

1. «Почвенной карта Европейской России»,  составленная Докучаевым в качестве помощника В. И. Чаславского.

2. «Русский чернозем», - первое иллюстрированное переиздание книги «Русский чернозем»  В.В. Докучаева

3. Фотография Комиссии для детального физико-географического, естественно-исторического, сельскохозяйственного, гигиенического и ветеринарного исследования С.-Петербурга и его окрестностей.

4.  «Общая почвенная карта России»  Докучаева, законченная ввиду болезни  его учениками,  «Почвенная карта северного полушария» и «Почвенная карта Кавказа», составленные В.В. Докучаевым

3. Плодородие – основное свойство почвы;

Какое главное свойство почвы?

 От чего зависит плодородие?

Беседа о причинах плодородия у экспозиции структура почвы.

Продолжение беседы у экспоната-почвенный разрез черноземных почв

Учитель: «Почему именно черноземы содержат такое большое количество гумуса?»

Давайте перейдем к экспонату «Панорама степей. Ведь именно там сформировались черноземы.

Ученики – плодородие. т.е. её способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом.

Плодородие является одним из самых основных свойств почвы.  Оно зависит от количества гумуса, состава и строения почвы.

В почвах очень важна их структура, т.е. строение.  Хорошо разрыхлённая корнями растений и животными-землероями,  почва имеет комковатую или зернистую структуру. Такие почвы называют структурными.

Почвы, состоящие из мелких пылеватых частиц, относятся к бесструктурным.  Учащиеся рассматривают различные виды структуры почвы и делают вывод. О том, что самая лучшая структура у черноземов.

     Учащиеся рассматривают почвенный разрез черноземных почв и делают вывод о том, что  в черноземах содержится много гумуса. Это делает эти почвы самыми плодородными на планете.

Учащиеся рассматривают панораму «Степи», делают вывод о том, что многообразие трав и цветковых растений,  благоприятный климат способствовали формированию плодородия черноземов.

4. Многообразие почв России

А теперь узнаем какие еще почвы есть в нашей стране?

Ответить на этот вопрос поможет экспонат «Почвенная карта»

Какие почвы распространены в нашем крае?

Вывод: большие размеры территории и разнообразие  природных условий нашей страны определяет разнообразие почв.

Беседа с учащимися у почвенной карты.

Ученики делают вывод о многообразии почв нашей страны и причинах этого.

Учащиеся делают вывод о том, что наиболее широко в России и в Ленинградской области  распространены подзолистые почвы.

  1. Рефлексия. Подведение итогов экскурсии

Что нового о почвах вы узнали, побывав в музее?

Как вы думаете, почему почву можно назвать природной системой?

Десятки тысяч лет человек использует почву.

А наука о почве -  почвоведение, возникла чуть больше ста лет назад. 

 Почему?

Почва -  удивительный природный объект – стала предметом изучения многих ученых.

 

Зоологи, ботаники, микробиологи, геологи, географы, химики, физики, математики, археологи – это далеко не полный перечень  специалистов, область интересов которых, связана с почвой.

 

В последнее время почвой заинтересовались и генетики, они работают над созданием генома почвы.

Как вы думаете . почему?

Беседа с учащимися

Современный урок  географии предполагает  вовлечение ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность, формирование гражданской жизненной позиции через отношение к истории и  природе своей страны, что в полной мере соответствует требованиям ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам. Кроме того такие уроки имеют огромную практическую значимость: учащиеся получают современные образовательные результаты, основанные  на принципиально новом содержании образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исследовательской деятельности и краеведческих приемов при изучении географии в школах Ивдельского ГО

Использование исследовательской технологии с применением краевеческого материала на уроках географии...

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении географии"

Статья из опыта работы.Активизация познавательной деятельности учащихся является важнейшей задачей в  современной школе....

Музейная педагогика в образовательном пространстве сельской школы. Мастер-класс

Музейная педагогика как педагогическая система способна обогатить образовательное пространство в школе:-         использование элементов системы в образовательн...

статья на тему «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы макси...

статья на тему«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодей...