Статья на тему "Роль музейной педагогики в изучении географии в школе"
статья по географии на тему
Статья рассказывает о том, какие преимущества имеет урок географии в музее? Примеры музеев Санкт-Петербурга, пригодных для проведения уроков географии.Пример проведения урока по изучению почв в музее почвоведения им. В..В. Докучаева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_uroki_v_izuchenii_geografii_.statya.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии ГБОУ СОШ № 347
Невского района Санкт-Петербурга
Ирина Павловна Демчинская
Роль музейной педагогики в изучении географии в школе
Для того, чтобы урок географии превратился в увлекательное путешествие, чтобы учащиеся были вовлечены в разные виды деятельности, существует такая форма обучения, как урок-экскурсия - музейный урок На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде.
Какие преимущества имеет такой урок? Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики — все это позволяет на уроках-экскурсиях. мотивировать познавательную активность учащихся, развивать умения и способности детей.
Урок в музее имеет свои особенности. Основным источником информации для ученика является подлинные памятники истории и культуры. При этом музейный экспонат выступает не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Значение любой музейной экспозиции выражается в комбинации знаков, несущих в себе понятия и представления о явлениях природы и деятельности человека. Музей становится площадкой для исследования в рамках заявленной темы.
Еще одна особенность таких занятий: дети активно взаимодействуют друг с другом, с учителем, с музейной образовательной средой. Следует добавить, что исследования могут проводиться индивидуально, в парах, или в более крупных группах.
При подготовке к такому урокуУчителю нужно заранее посетить музей. Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание. На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них.
Темы уроков, могут касаться школьной программы ,но они могут быть и самостоятельными, ориентированными на получение дополнительных знаний о какой-либо сфере жизни или событии. Музеи обладают большим образовательным потенциалом. В городе Санкт-Петербурге имеются широкие возможности для изучения школьной программы по географии в музеях.
Например, Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого)
Очень интересный музей, некогда учрежденный Петром Великим как кабинет редкостей. Чаще всего Кунсткамера ассоциируется с «комнатой уродцев» — богатейшей коллекцией анатомических аномалий. Но в музее есть экспозиции, посвященные жизни и быту коренных народов различных стран и материков. В фондах Российского этнографического музея хранятся экспонаты, посвященные жизни, истории и культуре 157 народностей Европы и Азии. В этих музеях можно изучать темы народы мира и Российской Федерации.
При изучении темы «географические исследования и путешествия» богатый материл можно получить при посещении музея-квартирырусского путешественника П.К. Козлова
Музей-квартира известного исследователя Центральной Азии, П. К. Козлова, один из самых молодых музеев-квартир города. Его экспозиция расскажет об истории русских экспедиций в Центральную Азию, познакомит с личными вещами путешественника
Музей истории Русского географического общества
Музей старейшего географического общества в мире, учрежденного еще Николаем I – уникальное собрание экспонатов.
Там представлены:артефакты, привезенные из экспедиций и раскопок,личные вещи и дневники великих путешественников, вещи и документы времен открытия и освоения новых земель.
Музей Арктики и Антарктикиполностью посвящен полярной тематике. Его экспозиция делится на три самостоятельных выставки: природа Арктики, Антарктика, освоение Северного морского пути. Поэтому музей может стать площадкой для исследования в рамках изучения материка Антарктида в 7 классе, природных зон северных районов России в 8 классе, освоения Севера в 9 классе и ряде других
Объектами экскурсий могут также быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы ленинградской области.
Хочу предложить вашему вниманию урок географии в музее почвоведения им. В.В. Докучаева. ( Санкт-Петербург, Биржевой проезд, 6) «Плодородие – главное свойство почвы. Многообразие почв России» в курсе «география России. Природа»
в 8 классе
Тип урока: изучение нового материала в музее Почвоведения имени В. В. Докучаева.
Цели урока:
дать представление о многообразии почв нашей страны и их плодородии;
показать взаимосвязь между компонентами природы, участвующими в формировании почвенного покрова и их влиянии на плодородие почвы
развивать любознательность, внимание, речь экологическую культуру учащихся
Ведущие понятия урока: почва, плодородие почв, гумус, почвенный профиль, почвенная карта
Оборудование: музейная экспозиция: памятник В.В. Докучаеву, документы, рассказывающие о деятельности ученого как почвоведа, экспонат «Структура почвы», почвенный разрез черноземов, почвенная карта
Структура урока:
- Актуализация знаний по теме «Почвы»
- В.В. Докучаев – основатель науки почвоведение;
- Плодородие – основное свойство почвы;
- Многообразие почв.
- Закрепление
Ход урока:
Этап урока | Действия преподавателя учащихся | Действия учащихся |
1.Вызов Актуализация знаний по теме «Почвы» | Ребята, мы находимся с вами в музее, который может рассказать нам о том, что такое «почва», как она образуется, какими обладает свойствами, сколько почв на планете, и где они находятся. Давайте вспомним, что мы уже знаем о почвах? | Фронтальная беседа с учащимися, которые отвечают о свойствах, составе почвы и факторах почвообразования |
2. В.В. Докучаев – основатель науки почвоведение Задачи: показать научный подвиг и значение работ В. В. Докучаева выбор способа изучения материала | Мы находимся с вами в зале перед памятником человеку, которого считают основателем науки Почвоведения – это В.В. Докучаев. Дополнения учителя: К середине XIX века в России были уже описаны многие земли и начали составляться почвенные карты. В 1875 году В. В. Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Докучаев проделал титаническую работу. Он научно объяснил историю происхождения, возраст, строение и свойства чернозема. В.В.Докучаев, впервые установил, что почва – это самостоятельное природное тело и ее образование есть сложный процесс взаимодействия пяти природных факторов почвообразования: • климата, • рельефа, • растительного и животного мира, • почвообразующих пород, • времени. | Задание учащимся: найти документы в экспозиции, подтверждающие роль В.В. Докучаева как основоположника почвоведения в России. Учащиеся могут доказать это с помощью ряда экспонатов: 1. «Почвенной карта Европейской России», составленная Докучаевым в качестве помощника В. И. Чаславского. 2. «Русский чернозем», - первое иллюстрированное переиздание книги «Русский чернозем» В.В. Докучаева 3. Фотография Комиссии для детального физико-географического, естественно-исторического, сельскохозяйственного, гигиенического и ветеринарного исследования С.-Петербурга и его окрестностей. 4. «Общая почвенная карта России» Докучаева, законченная ввиду болезни его учениками, «Почвенная карта северного полушария» и «Почвенная карта Кавказа», составленные В.В. Докучаевым |
3. Плодородие – основное свойство почвы; | Какое главное свойство почвы? От чего зависит плодородие? Беседа о причинах плодородия у экспозиции структура почвы. Продолжение беседы у экспоната-почвенный разрез черноземных почв Учитель: «Почему именно черноземы содержат такое большое количество гумуса?» Давайте перейдем к экспонату «Панорама степей. Ведь именно там сформировались черноземы. | Ученики – плодородие. т.е. её способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом. Плодородие является одним из самых основных свойств почвы. Оно зависит от количества гумуса, состава и строения почвы. В почвах очень важна их структура, т.е. строение. Хорошо разрыхлённая корнями растений и животными-землероями, почва имеет комковатую или зернистую структуру. Такие почвы называют структурными. Почвы, состоящие из мелких пылеватых частиц, относятся к бесструктурным. Учащиеся рассматривают различные виды структуры почвы и делают вывод. О том, что самая лучшая структура у черноземов. Учащиеся рассматривают почвенный разрез черноземных почв и делают вывод о том, что в черноземах содержится много гумуса. Это делает эти почвы самыми плодородными на планете. Учащиеся рассматривают панораму «Степи», делают вывод о том, что многообразие трав и цветковых растений, благоприятный климат способствовали формированию плодородия черноземов. |
4. Многообразие почв России | А теперь узнаем какие еще почвы есть в нашей стране? Ответить на этот вопрос поможет экспонат «Почвенная карта» Какие почвы распространены в нашем крае? Вывод: большие размеры территории и разнообразие природных условий нашей страны определяет разнообразие почв. | Беседа с учащимися у почвенной карты. Ученики делают вывод о многообразии почв нашей страны и причинах этого. Учащиеся делают вывод о том, что наиболее широко в России и в Ленинградской области распространены подзолистые почвы. |
| Что нового о почвах вы узнали, побывав в музее? Как вы думаете, почему почву можно назвать природной системой? Десятки тысяч лет человек использует почву. А наука о почве - почвоведение, возникла чуть больше ста лет назад. Почему? Почва - удивительный природный объект – стала предметом изучения многих ученых.
Зоологи, ботаники, микробиологи, геологи, географы, химики, физики, математики, археологи – это далеко не полный перечень специалистов, область интересов которых, связана с почвой.
В последнее время почвой заинтересовались и генетики, они работают над созданием генома почвы. Как вы думаете . почему? | Беседа с учащимися |
Современный урок географии предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность, формирование гражданской жизненной позиции через отношение к истории и природе своей страны, что в полной мере соответствует требованиям ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам. Кроме того такие уроки имеют огромную практическую значимость: учащиеся получают современные образовательные результаты, основанные на принципиально новом содержании образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование исследовательской деятельности и краеведческих приемов при изучении географии в школах Ивдельского ГО
Использование исследовательской технологии с применением краевеческого материала на уроках географии...
Мастер-класс "Использование элементов музейной педагогики на уроках географии"
для учителей географии...
Статья "Зачем нужна музейная педагогика в школе?"
для учителей географии...
Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении географии"
Статья из опыта работы.Активизация познавательной деятельности учащихся является важнейшей задачей в современной школе....
Музейная педагогика в образовательном пространстве сельской школы. Мастер-класс
Музейная педагогика как педагогическая система способна обогатить образовательное пространство в школе:- использование элементов системы в образовательн...
статья на тему «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы макси...
статья на тему«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодей...