Воспитательные аспекты туризма и краеведения
статья по краеведению на тему
Встатье говорится о развитии туризма и краеведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitatelnye_aspekty_turizma_i_kraevedeniya.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«…мы научились плавать в воде, как рыбы,
летать в небе, как птицы, осталось только
научиться жить на Земле, как люди! »
Бернар Шоу.
Родина! Это небольшое слово с огромным значением. С раннего детства это слово входит в сознание человека. В душе каждого есть уголок, где хранятся милые сердцу образы, звуки – все то, что является его малой родиной. Для меня - это Куань. Посмотрите на карту России, вы увидите, что наш край занимает на ней небольшое место. Но, не смотря на свои небольшие размеры, по природному многообразию это целая страна. А какая у нас природа! По своей красоте, уникальности и богатству она не уступает даже самой Швейцарии. Чтобы увидеть Красоту, прикоснуться к ней всем сердцем, не надо далеко ездить. Могучие дубы, горделивые красавицы ели, ивушки, склоненные над водной гладью! Мне кажется, без леса не было бы жизни на земле. Где человек черпает силы, когда их уже просто нет? У природы! У леса!
В лесу лечит даже воздух. Стоит немного пройтись, прикоснуться к белой березке, обнять могучий шершавый ствол кедра – и все проблемы отходят на задний план, в душе царит гармония, ты чувствуешь себя умиротворенным, спокойным, способным принимать жизненные трудности, противостоять им.
Не только леса могут радовать нас. Как прекрасны залитые солнцем ковыльные степи с молчаливыми изваяниями – курганами. Рядом с ними незримо чувствуешь прошлое, прикасаешься к истории. А золотые пшеничные поля! Летним днем над полем дрожит марево, гудят пчелы, и слышна звонкая песня жаворонка, которого не так-то просто разглядеть в вышине.
Вы слышали, как звенят горные ручьи? Это не сравнить ни с какой музыкой! Бурные горные речушки, переворачивающие камни, бурлящие пороги. А вот степная, неторопливая Кубань, спокойная гладь озер – все это мой родной край! Яркие ковры цветущих трав! Это наше богатство! Так жаль, что мне не хватает слов, чтобы раскрыть всю красоту родного края! Это просто надо видеть, принимать всем сердцем, и любить!
Но человек, это странное существо. Он и милосердный, и совестливый, тут же равнодушный и жестокий. Одновременно он же хранитель природы, он же ее разрушитель. И если мы с вами посмотрим вокруг, увидим, что окружающий нас мир, природа, стонут от боли, взывают о помощи. Человек, чувствуя себя хозяином, совсем забыл, что он сам является малой частичкой природы.
«Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает наш великий современник В.Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Какой глубокий смысл в этих словах! Вы только вдумайтесь! Природа хрупка и ранима, ей необходима наша защита от нас же самих. Нужно найти силы, средства, разум, чтобы поладить с природой – пользоваться ее благами, но не губить ее, а ведь она нас радует своей красотой, ничего не требуя взамен.
О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на всех языках. А какова же экологическая обстановка у нас в Росии? Как и везде в мире, работающие крупнейшие предприятия загрязняют атмосферу, ухудшается качество питьевой воды. Растут свалки за нашим городом, что не улучшает атмосферу. А ведь в мире все взаимосвязано. Все это влияет на здоровье человека.
Я работаю учителем, и вижу, что с каждым годом становится все меньше здоровых детей. А ведь это наше будущее! И очень важно, чтобы оно было здоровым. Я считаю, что не менее важной является задача воспитания у школьников основ экологической культуры. То, что не успеем доделать мы, предстоит сделать нашим детям, внукам им предстоит сберечь нашу планету. А смогут ли они это? Смогут ли сберечь природу, приумножить ее богатства, если мы не научим их любить и понимать ее?
В наше время происходит отчуждение ребенка от природы. И поэтому очень важно помочь детям, научить их видеть красоту в капельке росы, которая сверкает мириадами солнышек, уважать маленькую трудолюбивую пчелку, радоваться первой зеленой травинке, которая проклюнулась из-под снега. Ведь тот, кто не любит, не сможет быть защитником. В этом направлении ведется работа – создаются специальные условия, развивающая среда, организованы живые уголки, цветут зимние сады. Но не только это важно, самое главное – вести работу по экологическому воспитанию нужно комплексно, круглогодично, в школе и в семье. Вот почему наш проект – это проект экологической направленности. Ведь тот, кто не приемлет всей душой эту красоту, не сможет научить этому других. Все это в наших силах!
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать подростка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Быть истинным Человеком, патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе. Многие русские педагоги уделяли большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания подростков педагоги отводят ведущее место именно природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека".
Не секрет, что современные подростки проводят время в кино, клубах, за компьютерами, а зачастую и в сомнительных компаниях. Летом дети, в основном, имеют избыток времени не умеют с пользой организовывать свой досуг. По статистике именно летом возрастает количество подростков нарушивших Краснодарский Закон 1539 и совершивших правонарушение. Поэтому именно привлечение детей в массовый туризм и воспитание в них любви и уважения к истории и природе края являются одной из главных задач нашего проекта.
Человек, нанося в процессе свой деятельности определенный ущерб природе, должен предпринимать действия, направленные на компенсацию и восстановление ее ценности. Для этого, необходимо сформировать у подростков стремление к труду, отзывчивое и бережное отношение к природе, привить любовь к природе и родному краю. Учитывая единство духовно-нравственных и рационально-практических аспектов отношения личности к окружающей среде, можно реально способствовать укреплению у подростков экологической ответственности.
Занятия туризмом позволят снять психологическое напряжение, дополнить и удовлетворить эмоциональную и коммуникативную жажду любого человека. Обучающий и воспитывающий фактор туризма всегда будет положительно восприниматься обществом.
Я предлагаю
Популяризация туризма, как средство активного отдыха и оздоровления трудных подростков и подростков группы риска.
Экологическое воспитание, значение и сохранение природы.
Патриотическое воспитание, сохранение в памяти истории родного края.
Трудовое воспитание.
Воспитание общечеловеческих качеств, необходимых для социальной адаптации и сохранения здоровья в современных условиях.
Способствовать приобретению практических навыков по туризму и выживанию в экстремальных условиях.
Создать условия для самопознания и самореализации подростков.
Способствовать развитию у подростков устойчивого интереса к здоровому образу жизни, занятию спортом.
Развитие коммуникативных способностей и способности работать в команде.
Популяризация туризма и формирование экологической культуры среди подростков и , по возможности, их семей.
В результате у детей будут сформированы следующие навыки:
- определять основные виды природного сообщества и умение выявить степень антропогенного воздействия на них;
-умения формулировать цели дальнейшей природоохранной деятельности человека;
-популяризация экологического просвещения;
- организация быта в природных условиях;
- самоорганизация в экстремальных ситуациях организация аварийных бивуаков и спасательных мероприятий,;
- туристские технические приемы преодоления естественных препятствий;
-коллективно-творческая деятельность.
В результате реализации программы будут сформированы следующие качества детей и подростков:
-бережное отношение к природмотивация к здоровому образу жизни;
трудолюбие
положительные поведенческие реакции в подростковом коллективе;
стремление к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
программа внеурочной туриско-краеведческой деятельности "Секция туризма и краеведения"
Программа секции «Туризма и краеведения» составлена путем модификации программы внеурочной туристко-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), автор...
Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников.
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников. Привитие любви к своему народу начинается с изучения...
Методические рекомендации по проведению практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеклассной работе по направлению «Туризм и краеведение»
Методические рекомендации по определению сторон света по часам , времени по компасу, а также примеры контрольно-измерительных материалов для проверки ЗУН, а также для использования при проведении меро...
Формирование экологических компетенций средствами туризма и краеведения
Статья "Формирование экологических компетенций средствами туризма и краеведения." Автор: Карандеева Алла Владимировна, педагог-организатор МБОУ ДОД «Станция юных туристов»г. Мичуринска Тамбовско...
Рабочая программа туризм и краеведение
Программа расчитана на год обучения. Занятия 6 часов в неделю...
«Туризм и краеведение» как средство формирования гражданско-патриотического воспитания»
В настоящее время спортивным туризмом в России занимаются около 3 млн. человек.Феноменом этого массового спортивного движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно м...