Методическая разработка "Использование регионального компонента в воспитании толерантности и патриотизма"
методическая разработка по краеведению по теме
Материал может быть интересен учителям и педагогам гуманитарной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_reg._komp.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для учителей истории, истории и культуры Санкт-Петербурга и педагогов дополнительного образования краеведческой направленности «Использование регионального компонента в воспитании толерантности и патриотизма»
Столбова Н.П., методист краеведения ДДЮТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга “На Ленской”, педагог дополнительного образования
Методическая разработка включает краеведческий материал поликультурной тематики и ориентирует в возможностях его использования
Формирование толерантности в человеческих отношениях, воспитание межэтнической толерантности, патриотическое воспитание остаются важными задачами в воспитании подрастающего поколения. Действенным и эффективным средством в этом является, имеющая огромный потенциал и традиции, региональная среда. Под регионом в географическом положении понимаем территории, которые сегодня занимают Санкт-Петербург и Ленинградская область (исторически — Приневский край). Под региональным компонентам понимаем всю многогранность истории, культуры, экономики, социальных и этнических связей и иного, что составляет его содержание. Особенностью региона является то, что географически и исторически он находится в месте пересечении западных и восточных социо-культурных потоков. Хронологически – ко времени основания Петербурга, существовал уже почти весь архитектурный и культурный европейский и восточный контекст, что не могло не повлиять на формирование новой русской столицы и менталитет его жителей. Исторически Петербург сложился как поликультурный центр, над созданием которого в течение веков трудились и представители различных российских губерний, и представители других стран. Старейшая часть Петербурга Охта исторически является предтечей поликультурного Петербурга. В устье Охты до его основания находился шведский город Ниен, который можно условно назвать средневековым центром Петербурга, и который был разрушен при наступлении русских войск в 1702 году. 1 мая 1703 года пала и крепость Ниеншанц, один из оплотов шведов в Приневском крае. Ниен был крупным по тем временам торговым городам, в котором жили шведы, немцы, финны. Торговать приезжали русские, ижора, карела... В Ниене находились лютеранские шведская и немецкая кирхи, на противоположном берегу в районе Смольного, в русском селении Спасское была православная церковь во имя Спаса Преображения Господня. В школе города Ниена, находившейся при лютеранском соборе Ниена, учились и русские ученики. “Уроки” толерантности шведского Ниена, который находился на знаменитом торговом пути “Из варяг в греки” остаются традиционными в воспитании толерантности и патриотизма. Открытый в 2003 году в корпусах “Петрозавода” уникальный музей “Ландскрона. Невское устье. Ниеншанц”, в связи с предполагавшимся строительством в устье Охты бизнес-центра, был закрыт. В музее Истории Санкт-Петербурга в Петропвловской крепости хранится колокол церкви шведского Ниена, там есть другие экспонаты, связанные с традиционной поликультурностью края. Второй взгляд на традиционную поликультурность города – взгляд на восток. Кроме торгового пути “Из варяг в греки” через древнюю Ладогу по Неве проходил арабский или “шелковый” торговый путь. Среди археологических находок прибрежной зоны Невы есть серебряные арабские монеты 5 века, В первые петербургские годы на Петербургском острове находилась Татарская слобода, где жили татары, калмыки, казахи... Не случайно, именно на Петроградской стороне в начале 20 века была построена мусульманская мечеть, которая является сейчас духовным центром большой мусульманской общины города. Еще один исторический урок Петербурга – отсутствие преследований по национальному признаку. Здесь не было еврейских погромов, известен один погром Германского посольства в 1914 года из-за обнаруженного, или якобы обнаруженного там передатчика и возможных передач. Убийство продавца арбузов и таджикской девочки в 2000-х годах стали первыми в новейшей истории Петербурга. И еще один пример этнокультурной толерантности на примере нашего рпйона. Среди рабочих и служащих Охтинского Порохового завода было много католиков, поэтому, наряду с существующими православными храмами Ильинской слободы, в 1916 году там был освящен католический костел. После революция его постигла судьба других церквей, а в годы войны он был разобран на топливо. Потенциал Приневского края исторически использовался в образовательном и воспитательном процессе. Знакомство с географическими, этническими, культурными особенностями края через экскурсии до революции входили в программы многих образовательных учреждений Петербурга и губернии. В советские десятилетия ценностный потенциал региона, кардинально изменился, а его палитра существенно сократилась в соответствии с новой идеологий. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга в 2003 году региональный компонент введен в образовательный процесс в области предметных знаний (филологии, математики, обществознании, естествознании, физической культуре, технологиях и искусстве) и использует потенциал Санкт-Петербурга с целью получения дополнительных по отношению к федеральным стандартам знаний. В основном образовании использование регионального компонента возможно через уроки, классные часы, тематические встречи... Большие возможности и разнообразные методики по использованию регионального компонента в воспитании толерантности и патриотизма дает дополнительное образование. В первую очередь это широкий спектр непосредственно краеведческих программ разного содержания и адресации и краеведческая музейная деятельность. Во вторых это введение регионального компонента непосредственно в программы дополнительного образования разнообразной направленности. Еще одну возможность дают культурно-досуговые программы ДДЮТ, одной из которых является комплексная программа “Охта: традиции и современность”. Программа, в основе которой лежит широкое использование возможностей региона, включает исследовательскую, проектную, экскурсионную, игровую деятельность. Особенности национального этикета, традиционная русская культура лежат в основе программы «Петербургский этикет», тоже успешно реализуемой для школьников района в течение последних лет.
Программой, которая ориентирует на гармонизацию межэтнических отношений, является программа “Многонациональная Охта”, реализуемая в ДДЮТ в течение последних пяти лет и активно, набирающая обороты. В 2011-2012 учебном году состоялась районная конференция “Многонациональная Охта”, в которой приняли активное участие отделения дополнительного образования школ района. Программа «Из Москвы в Европу в поисках Петербурга» или «По следам Великого посольства Петра I» знакомит с европейским путешествием русского посольства, состоявшимся в самом конце 18 века.
Эти и другие программы, реализуемые в ДДЮТ, используют региональный компонент и способствуют воспитанию толерантности и патриотизма у школьников района.
И закончить хочется зарисовкой предвоенных Пороховых, принадлежавшей талантливому перу жительницы района Нины Николаевны Коноваловой: “Пороховые очень отличались от других районов Охты укладом жизни и национальным составом населения. Потомственные пороховчане работали на Охтинском химическом комбинате, основанном еще Петром Великим в 1715 году. Женщины шли на текстильную фабрику "Пятилетка". Бывшие крестьяне, прибывшие из разных областей в Ленинград, поступали на тяжелую или вредную работу, привлекала высокая зарплата. Они уходили на Сероуглеродный завод или в хлорный цех химкомбината ради жилплощади.
Люди разных национальностей жили дружно. Работали, отдыхали и развлекались вместе. Существовал, например, китайский совхоз "Красный Восток", где жили и работали китайцы. Около Колтушей тянулись финские деревни. Сапоги на улице Коммуны чистили ассирийцы. Отправляясь в центр города на трамвае №10 (всего 20 минут до Староневского), вы проезжали мимо цыганского поселка. Инженерный состав ОХК частично состоял из немецких фамилий. Жили прибалты, поляки, татары. Трудно сказать, какой национальности у нас на Пороховых не было!”. Традиции многонациональной Охты заложены давно. Так давайте же не забывать о накопленном нашими предками ценном опыте и обращаться к нему в наше непростое время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)
В данной работе преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...
Методические рекомендации по теме;«Региональный компонент в воспитании дошкольников»
знакомить с прошлым нашего города, рассказывать о людях, которые славили, украшали, воспевали его; вызвать интерес к истории города, родной земле....
Рефлексия этнокультурного компонента и воспитание толерантной личности при изучении английского языка
Единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности отвечает требованиям широко пропагандируемой «гуманитарной культуры». Система языковой подготовки должна быть ор...
Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»
Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...
Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма
Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы) В наши дни, когда функци...
Наөионально-региональный компонент в воспитании детей дошкольного возраста
Национально- региональный компонентв воспитании детей дошкольного возраста. Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольных учреж...
Классные часы для 5-6 классов по воспитанию толерантности и патриотизма
Материал для проведения классных часов в основной школе...