Выступление на пед.совете по теме"Использование краеведческого материала на уроках как условие духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире"
опыты и эксперименты по краеведению на тему
Выступление на пед.совете по теме"Использование краеведческого материала на уроках как условие духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого материала на уроках как условие духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире.
Учитель кубановедения Орещенко Е.А.
«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д.С. Лихачёв
Первостепенной задачей современной школы становится духовно-нравственное развитие и воспитание, и это не случайно. Современное общество технократии и потребления, где во главу угла поставлены материальные блага, начинает испытывать глубокий духовный кризис: нравственная деградация, меркантилизм, эгоизм, стали характерными чертами современного социального общества.
Всё очевиднее, что человек интеллектуальный, технически образованный, но бездуховный, не становится культурным, духовно-нравственным, гражданином и патриотом своей Родины.
Внимание, которое сегодня обращает государство на формирование творческой активной личности, стоящей на позиции патриотизма, толерантности, высокой духовности не случайны, ведь это основы возрождения и укрепления российского общества. В реализации этой важнейшей задачи, государство обращается, прежде всего, к системе образования.
Основой этого воспитания должно стать, прежде всего, краеведение. Оно, то жизненное пространство, которое формирует самосознание личности. Мой дом, моя улица, мой район, мой Усть-Лабинск, моя Россия - вот этапы взросления творческой личности.
Краеведение будит интерес к другим областям знаний ребёнка.
Цель системы краеведческого образования - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.
Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей. В основной школе занятия ориентируют детей на осознание ценностей, значимости своего края в отечественной, а затем и мировой истории и культуре.
В старших классах я стараюсь использовать разнообразные пути углубления знаний о своем крае. Главное назначение этих краеведческих занятий в том, чтобы старшеклассники могли применить приобретенные краеведческие знания на практике (соотнесение общего и местного материала; поиск информации, написание рефератов, проведение мини-экскурсий для младшеклассников, участие в экологических мониторингах). Изучая историю Кубани в разные исторические периоды, каждый раз мы обращаемся к истории нашего города в это время. Проводим аналогии, сравниваем, отмечаем положительные и отрицательные моменты становления нашей микро-родины. Я считаю чрезвычайно важным сохранить у выпускников школ познавательный интерес к познанию города и стимулировать его дальнейшее развитие.
Работа эта сложная, кропотливая и длительная, ведь это не механический процесс формализованной и стандартизованной системы. Это неспешный душевный диалог с воспитанником, питомцем, другом, с его скоростью восприятия движения по пути духовно-нравственного взросления! Роль личности учителя в этом процессе огромна.
Учитель- духовный наставник, нравственный ориентир, ведь он ведущий. Личность учителя, его реальные возможности имеют, во многом определяющее значение.
Мне бы хотелось в данном контексте обратится к словам К.Ушинского:
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания».
В своей работе учитель обращается к эмоциональному миру ребенка, его личностным переживаниям, создаёт условия для диалога, дискуссии, создаёт ситуацию ценностного выбора.
Но процесс духовно-нравственного развития личности интегративен, неделим и требует единого совместного действия семьи, школы, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, СМИ, религиозных объединений.
Я не случайно на первое место поставила семью, ибо именно в семье, в её традициях, укладе и закладываются самые крепкие основы духовно-нравственной позиции ребёнка. Следующим этапом в этом процессе является школа, социальный институт, через который проходит всё общество. От этого во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Обобщая свой опыт работы, мне хочется представить самые интересные и значимые проекты педагогической деятельности по сегодняшней теме.
«Мой дом, моя улица, мой Усть-Лабинск». Декабрь – время защиты проектов по кубановедению в 8-х классах. Ребята, выбравшие данную тему для своих исследований, изучали историю названия улиц, парков, памятников и городских зданий.
«Дома усть-лабинских казаков». Многие ученики 8-х классов выбрали данную тему для исследований. В ходе изучения особенностей строения казачьих хат на Кубани, все ребята изготовили макеты домов своих прадедов, которые строили их по казачьим традициям.
Наши проекты только начались, но многие ребята с их творческим потенциалом меня приятно удивили. 4 месяца моей работы в роли учителя кубановедения не значительны для того, чтобы делать какие-либо выводы и итоги по полученному опыту. Но за этот период я познакомилась с очень интересными людьми. Их очень много вокруг нас вами, в каждом классе есть потрясающие человечки , которые возможно не разбираются в алгебре или с ошибками пишут в своих тетрадках. Но у них такие чистые и добрые сердца, которые мы с вами должны беречь и насыщать еще большей любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"
На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Аннотация. Методическая разработка, представленная Рожковой М.А., учителем английского языка ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...
Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"
Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...
Статья на тему «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
В современных условиях расширения экономических, политических и культурных связей активизируются обмены между различными учреждениями России и за рубежом. Это повышает информированность специалистов о...
«Использование краеведческого материала на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2020
laquo;Использование краеведческого материала на уроках географии»...