Методические рекомендации для подготовки к краеведческому конкурсу "Ты-нижегородец"
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему
Данный материал адресован учителям, осуществляющим подготовку команд участников районного этапа городского конкурса "Ты- нижегородец". Здесь представлены советы по организации работы команды, примерные вопросы для изучения и советы по рациональному запоминанию дат, имен и прочей исторической информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii.docx | 675.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Методические рекомендации
по подготовке к районному этапу XVII городского конкурса
«Ты - нижегородец»,
посвященному Нижегородской истории ХVIII века
( 2012 – 2013 уч. год)
Автор Марахтанова Наталья Геннадиевна
Нижний Новгород
2012 год
Введение
На протяжении уже второго десятка лет в Нижнем Новгороде проводится ежегодный конкурс знатоков истории Нижегородского края. Конкурс традиционно вызывает интерес среди учащихся 6-11 классов школ, лицеев и гимназий.
Цель рекомендаций: акцентировать внимание на изучении наиболее значимых тем по подготовке учащихся к районному и городскому этапам.
Цель конкурса:
Патриотическое воспитание учащихся через приобщение их к историческому, культурному и духовному наследию города
Задачи:
- создание условий для воспитания патриотизма, духовности, уважения к истории и традициям нашей малой родины - Нижнего Новгорода и нижегородской земли, развитие мировоззренческих убеждений личности, навыков социального поведения;
- развитие существующих и создание новых детских краеведческих объединений в школах и ОУ;
-организация системы конкурсов о городе, направленных на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- выявление, обобщение. Пропаганда и поощрение результативного опыта учреждений образования- участников городского конкурса.
Тема:
«Важнейшие исторические события в истории Нижегородской земли в XVIII в. (период с 1701 по 1800 год)».
Этапы подготовки к конкурсу.
- Формирование команды. Участвовать в конкурсе могут учащиеся 7-8 (младшая группа) и 9-10 классов (старшая возрастная группа). Наиболее оптимальное количество участников – от 4 до 8 человек.
- В сентябре-октябре в МБОУ ДОД ДДТ им. В.П. Чкалова традиционно проходит заседание организационного комитета по подготовке к городскому и районному этапам конкурса. Здесь определяется тема, литература и предлагается Программа по подготовке к конкурсу. Посетить это заседание необходимо руководителю команды школьников и, желательно, 1-2 членам команды.
- На этом этапе руководитель проводит организационное собрание команды, где выбирается капитан команды и ребята получают маршрутные листы. Опыт показывает, что каждому члену команды лучше «специализироваться» на своей теме, а на заключительном этапе подготовки повторение происходит по всем темам конкурса.
Определение круга источников по теме конкурса. Ориентироваться нужно на источники, указанные в Программе, составленной старшим научным сотрудником лаборатории гражданского становления личности НИРО Иткиным Э.С. Рекомендуемая литература для подготовки к конкурсу «Ты – нижегородец» в 2012-2013 учебном году:
Маршрут участника | Литература по теме |
Петровские реформы и Нижегородский край: Влияние Северной войны и реформ Петра I на хозяйственную, административную и культурную жизнь Нижегородского края (1700-1725): смена летосчисления, экономические преобразования, налоговое бремя, изменения в быту. |
|
Административные реформы: Городовые и губернские реформы Петра Первого и Екатерины Второй. Административные единицы (губерния, дистрикт, провинция, наместничество). Гербы Нижнего Новгорода и уездных городов. |
|
Развитие промышленного производства и торговли в Нижегородской губернии. Торговля и базары Нижнего Новгорода; размеры и состояние промышленного производства Нижнего Новгорода в XVIII веке. Макарьевская ярмарка. «Знатные нижегородские села»: Городец, Катунки, Работки, Лысково, Павлово, Ворсма, Мурашкино, Выездная слобода, Княгинино и др. Местные промыслы: кружевоплетение и солеварение (Балахна); канатно-прядильный промысел (Нижний Новгород, Ардатовский уезд, село Фокино); кожевенно-меховая промышленность (Арзамас, Ардатов, Богородское, Лысково, Большое Мурашкино, Городец, Павлово); металлообработка (Павлово); мыловарение (Нижний Новгород, Балахна, Городец, Лысково); поташное производство (Починки); Починковский конный завод; судостроение (Балахна, Городец, Василева слобода, Черное); изготовление деревянной посуды (Семенов); пряничное производство (Городец); дрессировка медведей (Сергач). Мануфактурное производство - Выксунские горные заводы. |
|
Персоналии: именитый человек, землевладелец, финансист и политический деятель Г. Д. Строганов, первый Нижегородский губернатор Ю.А. Ржевский, заводчики братья А.Р.и И.Р.Баташевы, изобретатель И.П.Кулибин, купец-меценат М.А.Костромин, учитель-поэт Я.В Орлов, театрал князь Н.Г. Шаховской, архитектор Я.А. Ананьин, путешественник-писатель В.Баранщиков. аптекарь Эвениус, епископы Питирим, Димитрий (Сеченов) и Дамаскин (Руднев) |
|
Деятельность И.П.Кулибина. Биография Кулибина Детство и юность в Нижнем Новгороде. Механик Санкт-Петербургской академии наук. Возвращение в Нижний Новгород. Основные изобретения. Кулибин в оценках современников и потомков. |
|
Восстание Пугачева в Нижегородской губернии. Пугачевцы в Курмыше и Алатыре. Крестьянские бунты в Арзамасском уезде. Мероприятия губернатора Ступишина по борьбе с народными выступлениями. |
|
Развитие образования. Деятельность епископа Питирима в развитии образования: открытие учебных заведений в Нижнем Новгороде: славяно-российской, эллино-греческой, букварной, славяно-латинской школ, учреждение духовной семинарии. Правила для учащихся, разработанные Питиримом. Образовательная реформа Екатерины II в Нижнем Новгороде - главное народное училище. Учебники XVIII века: «Книжица, букварем именуемая, инако первое учение отрокам» составленная Феофаном Прокоповичем, грамматика монаха Мелетия Смотрицкого, «Краткая греческая грамматика» братьев Лихудов, «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого. Правила хорошего тона для юношества «Юности честное зерцало». Образовательная деятельность епископа Дамаскина (Руднева). |
|
Литература. Театр. Архитектура. Политика Просвещения Екатерины II. Василий Баранщиков и его «Нещастные приключения…»; Я.В. Орлов «Мое отдохновение для отдыху другим». Нижегородский театр князя Н.Г. Шаховского. Открытие театра комедией Д.И.Фонвизина «Выборы гувернера». Церковная архитектура. Барочный и классический стиль в церковной архитектуре. Строгановская (Рождественская) церковь (1719, ул. Рождественская); церковь Похвалы Пресвятыя Богородицы (1737-1749); Всех Святых (Петропавловская) церковь (1781-1785, сад Кулибина); Спасо-Преображенская церковь (1785-1798, Старые Печоры). Гражданская архитектура: Архиерейский сад, ныне сад им. Свердлова (1706, ул. Пискунова). Классицизм в архитектуре. Нижегородский губернский архитектор Я.А. Ананьин. Перепланировка территории кремля: присутственные места (1782-1785), вице-губернаторский дом-дворец (1786). Резиденция епископа Дамаскина (1784, ул. Ульянова, 10а), усадьба М.А. Костромина (конец XVIII века, ул. Большая Покровская, 4). И.И. Нимейер «Здание партикулярной аптеки» (1798-1792, ул. Варварская, 4). |
|
Визиты монарших особ в Нижний Новгород. Даты, факты и мифы о пребывании в Нижнем Новгороде Петра I, Екатерины II и Павла I. |
|
- Работа с датами.
Для успешного запоминания дат и событий истории Нижнего Новгорода в XVIII веке лучше использовать игровые моменты.
Общие советы
Чтобы запомнить исторические даты и связанные с ними событиями, нужно отбросить тысячи. Таким образом, необходимо запоминать число из трёх цифр. Кроме того, в датах двадцатого и двадцать первого веков можно отбросить и столетия.
Цифры, составляющие дату, заменяются соответствующими согласными буквами, из которых составляется слово. Полученное слово должно иметь что–то общее с событием запоминаемой даты. Например.
1837 год — умер А.С. Пушкин. Убираем тысячу — остаётся 837. Переводим каждую цифру в букву, с которой она начинается: 837: в + т + с = Витас (кто не знает — это российский певец). Придумываем предложение: на похоронах Пушкина поёт Витас. Это до такой степени абсурдно, что, если кто-то разбудит меня в два час ночи и спросит год смерти Александра Сергеевича, то я моментально вспомню картинку с Витасом. На секунду задумаюсь и переведу согласные буквы в цифры: в – 8, т – 3, с – 7. Прибавляю тысячу и получается 1837 год.
1859–1870 годы — образование единого Итальянского королевства. Нужно запомнить два числа 859 и 870: в + п + д = выпадать (во всех словах учитываются только три первые согласные буквы); в + с + н = весна
В Италии короны ВыПаДают только ВеСНой.
Этот способ не только помогает запоминать даты, — он является мощным средством развития творческих способностей и интеллекта в целом. Кроме того, запоминание дат можно превратить в интересную игру.
Игра «Приведи в соответствие дату и событие»
1734 | учреждение Нижегородской губернии |
1770 | учреждение Главной соляной конторы Берг-коллегии в Нижнем Новгороде |
1767 | указы Петра об отписи Макарьевской ярмарки в ведение казны, указ о требовании считать началом нового года 1 января, указ о ношении немецкого платья. |
1706 | регистрация в арсенале Оружейной палаты павловских ружей наравне с тульскими. |
1786 | учреждение Нижегородской провинции Казанской губернии. |
1722 | поставление Питирима епископом в Нижнем Новгороде |
1719-1729 | первая ревизская перепись населения Нижегородского края. |
1714 | первая ассамблея в Нижнем Новгороде |
1700 | открытие в Нижнем Новгороде епископом Питиримом первых регулярных школ: еллиногреческой и славянорусской |
1735-1818 | даты жизни И.П. Кулибина |
1722 - 1726 | губернаторство в Нижегородской губернии Ю.А. Ржевского - прадеда А.С. Пушкина. |
1738 | визит Петра 1 в Нижний Новгород |
1721 | преобразование еллиногреческой и славянорусской школ в Нижегородскую духовную семинарию |
1779-1796 | существование Нижегородского наместничества |
1718 | разработка первого регулярного плана развития Нижнего Новгорода. |
1785 | путешествия Василия Баранщикова |
1719 | присвоение статуса уездных городов нижегородским селам и слободам: Княгинину, Лукоянову, Починкам, Сергачу, Перевозу, Макарьеву, Семенову, Горбатову, Ардатову |
1779 | принятие юноши Прохора Мошнина, известного впоследствии как преподобный Серафим Саровский в Саровский монастырь |
1798 | приезд Екатерины II в Нижний Новгород и представление ей И.П. Кулибина |
1783 | поставление епископом Нижегородским Дамаскина (Руднева) |
1708-1710 | открытие четырехклассного главного народного училища в Нижнем Новгороде |
1774 | открытие первой нижегородской губернской типографии |
1764-1803 | открытие в Нижнем Новгороде первой партикулярной аптеки и градской больницы. |
1778, 20 ноября | открытие первого в Нижнем Новгороде публичного театра князя Шаховского |
1798 | основание Выксунских металлургических заводов братьями Баташевыми |
1780 - 1787 | начало деятельности Нижегородской думы - органа городского общественного управления. |
1792 | крестьянские выступления, связанные с восстанием Пугачева в Нижегородском крае |
1780 | дарование нижегородскому купечеству и ремесленникам «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» .Начало деятельности Нижегородской думы, органа городского общественного управления. |
1785 | дарование нижегородскому дворянскому сословию «Грамоты на право вольности и преимущества благородного российского дворянства» |
1785 | визит в Нижний Новгород императора Павла 1 с сыновьями Александром и Константином |
- Работа с историческим источником. Изучая исторические источники, ребятам необходимо обращать внимание на фрагменты исторических текстов, документов, цитат и пр.
На конкурсе участникам будут предложены фрагменты текстов и они должны будут определить автора, год написания документа. Необходимо, чтобы ребята понимали смысл описанных в документе событий.
Виды документов, использованные при подготовке к игре 2012-2013 года.
- Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.
- Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения
- Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев
- Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.
Этапы работы с историческим документом
- Атрибуция документа (кто автор; когда документ был написан; где происходили события)
- Объяснение ( раскройте содержание понятий; что вы знаете об исторических персоналиях и др)
- Анализ документа (какие факты приведены; какова позиция автора; какие выводы можно сделать; что изучаемые документы помогли узнать об историческом событии)
- Сравнение групп документов (соотнесите два документа по одной проблеме; соотнесите документ и учебник)
- Формирование собственного отношения к документу
- Атрибуция портрета.
Одним из этапов конкурса является атрибуция портрета, то есть учащиеся должны уметь определить по изображению историческую персону. Имена исторических деятелей, должны быть указаны точно и полно. При изучении персоналий учащимся необходимо обратить внимание на их портреты, которые есть в книжных изданиях, а также можно воспользоваться материалом сети ИНТЕРНЕТ.
- Работа с картой.
При подготовке к конкурсу участникам предстоит изучить исторические объекты и умение определять их на карте является основным из умений. Рекомендуется использовать карты Нижегородской губернии XVIII века, города Нижнего Новгорода. На карте надо уметь показать города, входящие в состав Нижегородской губернии в XVIII веке, месторасположение архитектурных памятников, улиц, площадей города. Можно использовать материал сайта Википедия
Ссылки на карты :
http://new.nnov.org/map/2257178.html
http://new.nnov.org/map/1482485.html#listPhoto
- Работа над проблемной ситуацией.
На одном из этапов конкурса участникам предстоит решать задачи. Это конкурс «Исключение лишнего» из списка. В задачах представлены все основные темы Программы: реформы Петра I, развитие промышленности и торговли в Нижегородском крае, учебные заведения в Нижнем Новгороде, изобретения Кулибина, деятельность нижегородских епископов, нижегородские губернаторы.
- Подготовка к конкурсу капитанов.
На районном этапе игры «Ты – нижегородец» капитанам предстоит показать свои знания и умения по теме «Облик Нижнего Новгорода в XVIII веке». По фотографии им предстоит определить архитектурное сооружение XVIII века в Нижнем Новгороде. Полный ответ должен включать в себя название, имя архитектора, год создания, местонахождение на карте. Поощряется приведение дополнительных сведений об объекте. Кроме этого, участник должен определять архитектурный стиль памятника и знать его характерные особенности.
Для подготовки можно предложить участникам определить по фрагменту фотографии архитектурное сооружение Нижнего Новгорода.
- Домашнее задание.
В рамках конкурса каждая из команд представляет на суд жюри, заранее придуманный и наглядно оформленный, нагрудный знак отличия по своей смысловой тематике приуроченный к эпохе XVIII века. Команды должны предоставить сам знак, либо его макет, а так же произвести его защиту с аргументацией каждого выбранного элемента знака.
Защита должна содержать наглядные фото- и видео- материалы. Время защиты не должно превышать 5 минут.
http://zapomnisam.ru/info-zapominat-daty.php
http://new.nnov.org/map/2257178.html
http://new.nnov.org/map/1482485.html#listPhoto
Марахтанова Н.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Внеклассная работа. Методические рекомендации для подготовки химического КВНа.
Пример проведения КВН среди учащихся старших классов по химии....
Методические рекомендации по организации эколого-краеведческой игры– викторины «Экоумник»
Игра-викторина «Экоумник», для обучающихся 11-15 лет, включает в себя вопросы по экологии, зоологии и ботаники. В основу викторины легли вопросы о природе Республики Марий Эл....
Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...
Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"
В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...