Прграмма по историческому краеведению 9 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (9 класс) на тему

Нечкина Ольга Ивановна

Программа "Историческое краеведение 9 класс" разработана для ведения данного курса в Воронежской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kraevedeniyu_9_kl.docx49.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основе

 Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008.

БУПа 2013г

      В данной программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Поэтому, программа модернизирована за счёт включения краеведческого материала по Лискинскому  району и местному поселению.

       Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает обучающимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

      Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

     В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

    Цели краеведческого образования

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

         Понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним

         Осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

         интересовался жизнью края;

         умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

         участвовал в решении проблем окружающего его социума.

      Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

       Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

       Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал обучающегося в соответствии с общим уровнем его подготовки.

      Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

        Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.

      Курс исторического краеведения рассчитан на 1 год.

9  класс – изучение истории Воронежского края с древнейших времён до наших дней.

Количество часов: 1 час в неделю – 34 часа в год.

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать)

  основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировав-шиеся в ходе исторического развития края;

  изученные виды исторических источников;

   уметь

  соотносить даты событий истории края с веком; определять последо-вательность и длительность важнейших событий истории края;

  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  показать на исторической карте территории расселения народов, гра-ницы края, города, места значительных исторических событий;

  рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ

  соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выяв-лять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группи-ровать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и лич-ностям истории края, достижениям культуры;

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  понимания исторических причин и исторического значения событий и яв-лений современной жизни;

  высказывания собственных суждений об историческом наследии наро-дов края;

  объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

   использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

Форма контроля

Всего

Из них контроля

Т- 1 «Дославянский этап на территории Воронежской области»

8

1

Тестирование

Т -2 «Воронежский край в допетровскую эпоху»

6

1

Тестирование

Т - 3 Дворянский этап в истории нашего края

4

1

Реферат

Т - 4 «Воронежская область в начале XX века»

4

1

Тестирование

Т - 5 Воронежская обл. в годы ВОВ

6

1

Реферат

Т – 6 Воронежская обл. во 2 половине  20в – 21 в

4

1

Тестирование

Резерв

2

2

Контрольная работа

Итого ч

34

8

Содержание программы

Тема 1. Дославянский этап на территории Воронежской области»

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Таловские мегалиты в Каменной степи.  Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монголькое нашествие. Запустение края в XIV–XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской земли

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа. Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.

 

Тема 2  «Воронежский край в допетровскую эпоху»

Образование Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строитель-ство Белгородской черты (1635–1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края.

Политическая обстановка в крае в XVII – начале XVIII века. Народные вос-стания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707–1708 гг.)

 

Тема 3. Дворянский этап в истории нашего края 

Деятельность Петра Великого в Воронеже. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Дальнейшее строительство города: Возникновение и развитие местной промышленности. Первые учебные заведения – школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Памятные места и памятники петровской эпохи в крае, их современное состояние.

 Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века

Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Социально-экономическое развитие края.

Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

Тема 4 «Воронежская область в начале XX века»

Революция 1905-1907гг в области. Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае. События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение со-ветской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало вооруженной борьбы на Дону.Воронежская область в 1917г.

Воронеж в годы гражданской войны

Воронеж в годы индустриализации. рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы ин-дустриализации. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

Тема 5 Воронежская обл. в годы ВОВ

Воронежская обл.с 22 июня 1941 по 28июня 1942

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольче-ского полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Во-ронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Оккупация с. Колыбелка

Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Боевые и трудовые подвиги воронежцев

Хозяйство области в восстановительный период 1945 -1950гг

Тема 6 Воронежская обл. во 2 половине  20в – 21 в

 Воронежская область в 1950-1990гг

Хозяйственное и культурное развитие области

Воронежская область во 2 половине 80-90-х гг.

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления обла-стью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их реше-ния. Воронеж 21в

Повторение 1 ч

 

Нормы оценки знаний  учащихся по историческому краеведению

   Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по историческому краеведению являются следующие  за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, ответ ученика глубокий с привлечением дополнительного материала. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Твердое знание материала в пределах программных требований. 

 Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Отсутствует самостоятельность суждения. 

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, наличие в ответе грубых ошибок, проявление непонимания сути, выводов и обобщений нет. 

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. В. Тихомиров История Черной земли с древнейших времен и до основания Воронежа. –Воронеж: ООО «Новый взгляд», 2009г
  2. Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.

2.      Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.

3.     Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.

4.      Загоровский В.П.  О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко- герграфическое исследование 1971

5.     Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За-горовский. – Воронеж, 1982

6.     Панова В. И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. Воронеж. «Родная речь», 1995

7.     Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.

 

Календарно- тематическое планирование

№ пп

дата

Наименование урока

Ко-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Д/З

план

факт

Введение в историческое краеведение

конспекту урока

Т- 1 «Дославянский этап на территории Воронежской области»

«История Черной земли»

Археологические данные о палеолите на территории Воронежской области

Комбини рованный

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Термины: палеолит, «палелетическая венера»,

Костенки

Индоевропейцы, археологическая культура,

С. 2-6

Археологические данные о мезолите на территории Воронежской области

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Таловские мегалиты в Каменной степи.  Расселение славян.

7-10

Археологические данные о неолите на территории

Появление славян в Придонье. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель.

конспект

Бронзовый век на территории Воронежской области

Скифы, сарматы,

С.11-13

Железный век на территории Воронежской области

готы, гунны, авары, славяне

13-14

Территория Воронежской области в начале нашей эры.

Хазарский каганат, крепость Саркел, славянские союзы северян и вятичей

конспект

Дославянский этап на территории своей местности (краеведческий музей)

С 14-15

Обобщающий урок по теме «Дославянский этап на территории Воронежской области»

Т -2 «Воронежский край в допетровскую эпоху»

Воронежский край в период славянской колонизации.

Комбини рованный

Социально-экономическое  развитие Политическая обстановка  крае в XVII начале XVIII вв.

Воронежского края в XVII века

С 16-20

Татаро-монгольское нашествие

Комбини рованный

Монголькое нашествие. Запустение края в XIV–XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской земли.

 

20-24

Русско-крымское противостояние Основание Воронежа

Комбини рованный

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа. Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств

Сторожа, станица, воевода, ухожьи

24-26

Воронежский край в XVII веке

Комбини рованный

Воронеж – колыбель русского флота.

подготовить сообщения

Свой район в допетровскую эпоху

Комбини рованный

Собирать информацию и готовить сообщения

С.Колыбелка, г.Лиски и др.

конспект

Обобщающий урок по теме «Воронежский край в допетровскую эпоху»

Т - 3 Дворянский этап в истории нашего края

Ист. краеведение.В.И.Панова

Воронеж в первой половине XVIII века.

Комбини рованный

Заселение края в петровскую эпоху. Памятные места и памятники петровской эпохи в крае. Образование Воронежской губернии Деятельность графа А. Орлова на Воронежской земле.

Верфь, уезд. Губерния, наместничество

§ 2-4

Воронеж во второй половине XVIII века.

Е.А Болховитинов, А.Г Орлов

§5

Воронеж в первой половине XIX века.

Воронежский край в годы Отечественной войны 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов.

§6

Воронеж во второй половине XIX века.

Борьба воронежских крестьян против крепостного гнёта Воронеж – центр губернии.Повседневная жизнь жителей края. Реформа 1861г. в губернии: особенности её проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения. Народническое движение в крае. Начало народнического движения и зарождение социал - демократии.

Рылеев,  Н.Н.Раевский, Н.И.Второв Отмена крепостного права, промыслы, малоземелье, развитие капитализма в сельском хозяйстве, рабочее движение, народники.

§6, 7, сообщения

Т - 4 «Воронежская область в начале XX веке»

Революция 1905-1907гг в области

Комбини рованный

Революция 1905-1907гг в области. Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Социально-экономическое развитие Воронежского  края.

Газета»Искра», революция 1905г., манифест 1905г., Дума, эсеры, кадеты, реформа Столыпина, Первая мировая война, Февральская революция 1917г.

§8

Воронежская область в 1917г.

Комбини рованный

Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае. События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение со-ветской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало вооруженной борьбы на Дону России Выдающиеся земляки.

Октябрьская революция 1917г., установление советской власти, декрет о земле, национализация,.

§9

Воронеж в годы гражданской войны

Комбини рованный

Воронеж в годы гражданской войны

Воронеж в годы индустриализации. рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы ин-дустриализации.

гражданская война, южный фронт, Каледин, Краснов, Деникин, политика военного коммунизма, нэп

 сообщения

Воронеж в годы индустриализации.

Комбини рованный

Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

ВОГРЭС, ВАСО,

§10

Т - 5 Воронежская обл. в годы ВОВ

Воронежская обл.с 22 июня 1941 по 28июня 1942

Комбини рованный

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов..

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. памятниках, музеях, названиях улиц.

Боевые и трудовые подвиги воронежцев

Хозяйство области в восстановительный период 1945 -1950гг

Характеризовать работу завода им. Коминтерна, Воронежского авиационного завода и др. промышленных предприятий в годы войны

§11

Бои за Воронеж

практикум

комбинированный

Начало массированных налетов фашистской авиации на город Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города.

Систематизировать исторический материал о событиях Великой Отечественной войны на территории Воронежской области и города Воронежа. Использовать историческую карту для рассказа о военных действиях на Воронежском направлении.

сообщения

Оккупация с. Колыбелка

Оккупация с. Колыбелка

мальяры

С.Колыбелка.Люди,события, факты

Острогожско-россошанская операция

Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Щученский плпцдарм

§11

Боевые и трудовые подвиги воронежцев

Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах,

сообщения

Хозяйство области в восстановительный период 1945 -1950гг

Восстановление народного хозяйства.

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей

§12

Т – 6 Воронежская обл. во 2 половине  20в – 21 в

Воронежская область в 1950-1990гг

Комбини рованный

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных. Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области

Достижения наших земляков в области культуры.

Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели

§13

Хозяйственное и культурное развитие области

Комбини рованный

Воронежская область во 2 половине 80-90-х гг.

Комбини рованный

причины социально-экономических перемен последнего десятилетия XX в. Характеризовать работу промышленных предприятий Воронежской области. Раскрывать перспективы развития области.

С 228-229

Воронеж 21в

Комбини рованный

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решенияСовременное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства

Называть важнейшие перемены в социально- экономической жизни края на современном этапе. Сравнивать состояние общества в 90-е гг. и в начале XXI в.

Рассказывать о том, как изменилась жизнь в твоем городе, поселке, селе.

Обозначать основные проблемы и трудности края на современном этапе.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы

С 229—232, сообщения

Урок обобщения по курсу

                      

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая прграмма по биологии 7 класс

Рабочая прграмма по биологии 7 класс по линии Пасечника...

рабочая прграмма по биологии 9 класс

рабочая прграмма по биологии 9 класс  по линии Пасечника...

рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)

рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)  по линии Понамаревой...

рабочая прграмма по биологии 11 класс

рабочая прграмма по биологии 11 класс  по линии Понамаревой...

Рабочая прграмма по кубановедению, 11 класс

Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...

рабочая прграмма по биологии 6 класс

программа предназначена для преподавания биологии в 6-х классах 2 часа в неделю 70 часов в год...

рабочая прграмма по биологии 7 класс

программа предназначена для преподавания биологии в 7-х классах 2 часа в неделю 70 часов в годсоответствующая всем стандартам...