Методическая разработка занятия-заочного путешествия по ОПК «Покров Богородицы»
план-конспект занятия по краеведению на тему

Кравцова Оксана Николаевна

Путешествия (очные и заочные)-традиционная форма занятий по ОПК. Екатеринодарская и Кубанская Епархия всегда выражала искреннюю заинтересованность в формировании духовно-нравственной составляющей подрастающего поколения/

Представленное занятие сопровождается презентацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Занятие по ОПК2.74 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА»

СТ. БРЮХОВЕЦКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Методическая разработка занятия-заочного путешествия по ОПК

«Покров Богородицы»

Автор                    Кравцова Оксана Николаевна

Должность          методист

Тема:    Православные  храмов Кубани во имя иконы Покров Божией Матери.

Цели и задачи: приобщение учащихся к изучению культурно-исторического  наследия Кубани, воспитание у детей бережного отношения к историческим памятникам, православным храмам.

Сопровождение занятия:   презентация

  1. Путешествия (очные и заочные)-традиционная форма занятий по ОПК Екатеринодарская и Кубанская Епархия всегда выражала искреннюю заинтересованность в формировании духовно-нравственной составляющей подрастающего поколения.
  2. Казачество всегда было опорой православия в России
  3. Великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается в память чудесного явления Богородицы в Константинополе в X веке, в царствование византийского императора Льва Мудрого, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные в V веке из Палестины. В воскресный день, 1 (14) октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала молиться за христиан, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей, с трепетом созерцая дивное видение, спросил стоявшего рядом своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, Святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое имя и прибегающих к Ее заступлению: «Царю Небесный, приими всякого человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Сего тощ и не услышан». Андрей и Епифаний «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

5.В России праздник в честь Покрова Божией Матери был установлен в начале XII века святым князем Андреем Боголюбским. Он в 1165 году построил всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. В Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери «что на рву» (известный как Храм Василия Блаженного). «Заступница, хранительница, матушка…»   В самые тяжёлые и в самые радостные  минуты свое жизни обращаемся мы   к Пречистому Образу Богородицы

6. У Тамани очень интересное и богатое прошлое. Есть и Очень Необычная Церковь. Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
И внешне очень красивая. Колонны по периметру, фонарь с шатровой, увенчанной крестом крышей…Во всем чувствуется легкость, изящество и простота. Есть легенда, что эта ТА САМАЯ ЦЕРКОВЬ. Чтобы стало понятно это удивление, надо вспомнить историю почти тысячелетней давности. Вернемся в «Тмутаракань» это древний город, центр русского удельного Тмутараканского княжества, основанного, как полагают в Х веке, еще при князе Игоре. Существовало это княжество сравнительно не долго – до XI или начала XII века. Упоминание о нем есть в летописи, в «Слове о полку Игореве»
Мы знаем что тмутараканским князем был Мстислав – один из сыновей Владимира. Тот самый Мстислав, который в 1022 году сразился с косожским князем Редедей. Мстислав, как известно
« убил Редедю пред полками косожскими». А вернувшись в Тмутаракань, построил церковь святой Богородицы. А после гибели Княжества, когда сюда пришли половцы, храм был якобы засыпан песком, и это спасло его от разрушения. А семь веков спустя появились казаки, раскопали церковь, отремонтировали, и вот – де она перед нами… Но это Легенда! И ей прямо противоречит мемориальная доска на храме. В ней указывается совсем другая дата постройки: 1792 год. Так вот: это все же совсем не та историческая церковь. Разведывательные раскопки под нею, а главное то, что основание церкви, построенной князем Мстиславом, найдено в Тамани в другом месте, на городище близ моря, уже доказано неоспоримо…

7. В клировой ведомости Покровской церкви ст. Каневской IV Благочинного округа Кубанской области за 1914 год сказано: "Построена в 1912 году. Кирпичная, одной главы, холодная, с таковою же колокольнею, покрыта железом, ограда вокруг церкви железная, с чугунными столбами, на каменном фундаменте. Престолов один - во имя Покрова Пресвятыя Богородицы… Расположена в 260 верстах от консистории, от Благочинного в 35 верстах, от уездного города Ейска в 100 верстах, от Екатеринодара в 120 верстах. Ближайшая церковь Духосошественская ст. Каневской, в 1 ? версты и Успенская ст. Стародеревянковской в 4-х верстах..."

  В храмовом дворе в церковной ограде постепенно образовалось небольшое кладбище, на котором покоится прах уважаемых каневчан - полный Георгиевский кавалер Григорий Левченко, Георгиевские кавалеры Павел Лоцман, Иван Романюта, Николай Денисенко и др. Время захоронений - 1918-19 гг. Некоторые могилы утрачены (например, Г. Левченко и П. Лоцмана), другие оказались безымянными. Но само то, что часть кладбища сохранилась до наших дней, пережив войны и голодомор, не может не вызывать удивление.

  Ныне церковная площадь почти вся застроена - в основном агрофирмой "Победа". Не сохранилось прежней церковной ограды, зато уцелело здание сторожки - как сказано в клировой ведомости, "построенной тщанием прихожан". В ней крестили детей и пекли просфоры.

 Первая служба в новом храме состоялась в 1912 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Первым священником его стал отец Иаков (Яков Михайлович Донецкий). Он окончил Ставропольскую духовную семинарию в 1902 году, в 1904 году был рукоположен в сан священника. В 1906 году стал священником Свято-Духосошественской церкви ст. Каневской, заведующим и законоучителем церковноприходской школы. В 1908 году, после открытия 2-х классного училища (нынешняя гимназия по ул. Вокзальной) стал в нём законоучителем.

8. Станица Брюховецкая, основана в 1794 г. в числе первых сорока «куреней», казаками Черноморского войска в числе первых «куренных» станиц. Расположена на ровной местности при слиянии рек Бейсуга и Бейсужка. Когда была построена первая церковь в Брюховецком куренном селении, мы сведений не имеем. Но достоверно известно, что в 1849 году была построена Спасо-Преображенская церковь, в 1895 и в 1909 г., капитально ремонтирована. Это был девятиглавый деревянный храм с каменной колокольней.Церковный причт состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. Станичным обществом церкви было подарено 260 десятин земли. А в семи верстах от станицы находился общий причтовый надел Спасо – Преображенской и другой станичной церкви. Феодосиевская церковь построена в 1908 г.; кирпичная, с деревянным куполом.Назвали эту церковь в честь епископа Феодосиевского, который при переселении разрешил казакам строительство церквей на новой земле и посвящал в сан священника тех, кого присылали черноморцы.Состав причта один священник и псаломщик. В 1911 г., от удара молнии купол сгорел. При этом упавшей оконной рамой убит был участковый начальник.В начале XX века оба храма были уничтожены, и только после Великой Отечественной войны была основана Покрово – Преображенская община. Настоятелями храма были: священник Иванов Виталий (1944-1947), священник Колосов Павел Иванович (1947-1951), священник Соколов Сергей Васильевич (1951-1953), священник Сорока Никита Трофимович (1953-1954), священник Логошин Федор Иосифович (1954-1958),священник Чалый Петр Георгиевич (1958-1982), протоиерей Василий, протоиерей Танашкин Петр Георгиевич (1960 г. р.) с (1990- 2000), протоиерей Мельник Ростислав (Руслан) Вениаминович (2000-2006).В настоящее время настоятелем храма с 7 августа 2006 года согласно указа, Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора за №106, назначен протоиерей Внучко Андрей Чеславович (1973 г.р.). Штатный священник Вакуленко Владимир Викторович  (1975 г.р.)  с 30 августа 2004 г. Дьякон Белоусов Сергей Васильевич (1976 г. р.) с 20 ноября 2008 года.Двадцать седьмого октября Православная церковь отмечает день памяти священномученика Михаила Лекторского. Пострадавшего в 1921 году в ст. Брюховецкой.На месте гибели батюшки и казаков установлен поклонный крест. Каждый год казачество вместе с духовенством Тимашевского благочиния и прихожанами совершают крестный ход к месту гибели Священномученика Михаила.

Ведется активное строительство храмового комплекса, где планируется  храм часовня, новое административное здание и завершение строительства второго этажа основного храма.В этом году завершили строительство просфорни, наружные отделочные работы крестильного храма.Продолжается строительство храма - часовни на новом кладбище.При Свято–Покровском храме, действует благотворительная кухня, православная библиотека, воскресная школа для детей.

9. Из истории мы знаем, что после разрушения Новой Сечи, группа запорожцев, покинувших её, тайно увезла с собой престольный образ Покрова Пресвятой Богородицы, хранившийся в Сечевой церкви. А в 1906 году (через сто с лишним лет) в станице Шкуринской началось сооружение большой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Не казаки ли Шкуринского куреня унесли с собой икону после разрушения Запорожской Сечи, чтобы через столетия возвести великолепный храм во имя её и передать святую веру потомкам?

Как бы ни менялись времена и люди, Шкуринский храм Покрова Пресвятой Богородицы отныне и навечно будет служить свидетельством Веры, Надежды и Любви.

10. История Свято-Покровского храма берет свое начало в 90х годах прошлого столетия, когда администрацией города в здании бывшего Дворца культуры хлопчато-бумажного комбината (ныне Дворца искусств творческого объединения «Премьера») Валентину Мерцеву, первому настоятелю, и еще нескольким священникам было предоставлено помещение для совершения духовных треб. В тех стесненных условиях в течение нескольких лет и совершали Божественные литургии.

В 1992 году, когда был выделен земельный участок и магазин для Свято-Покровского храма, официально зарегистрирован его приход. Свое название храм получил по благословению арихиепископа Краснодарского и Кубанского Исидора (ныне митрополита Екатеринодарского и Кубанского). Настоятелем в то время уже был протоиерей Милий Руднев, им же в 1995 окроплен Святой Престол в честь иконы Божией Матери Покрова.

С 1993 по 2004 гг. настоятелем храма являлся игумен Тихон Нечаев. При нем в 2003 состоялось перенесение и установка мраморной  доски на место будущего строительства храма.

Отца Тихона сменил протоиерей Леонид Черных, а с 2005 года и поныне настоятелем является протоиерей Иоанн Гармаш, за время настоятельства которого в жизни храма и его прихода произошли заметные изменения. Началось строительство нового здания Свято-Покровского храма. Уже в 2006 действует храмовый придел во имя святителя Николая Чудотворца, открылась воскресная школа и заработала ремесленная мастерская детского творчества. В 2008 г. были торжественно подняты колокола, год спустя колокольню увенчали золотым куполом, построили новое здание для церковной лавки. С того же года по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора при храме, под руководством матушки Марии Гармаш, работает «Служба приходского консультирования», целью которой является оказание необходимой помощи при начальном воцерковлении мирян.

При храме организован Православный центр культуры Кубани, на базе которого ежегодно проводят семинары с преподавателями средних школ. Создано сестричество во имя Марфы и Марии для окормления одиноких людей.

Храм ведет активную духовно-нравственную деятельность. Помимо богослужений, совершаемых ежедневно (кроме понедельника), регулярно по воскресным дням и в двунадесятые праздники во главе с духовенством проходят крестные ходы. Настоятель протоирей Иоанн Гармаш  духовно окормляет и участвует в общественном совете судебных приставов Краснодарского края и в Екатеринодарском отделе Кубанского казачьего войска; совместно со священниками храма принимает присягу у казаков, участвует в проведении отчетно-выборных мероприятий, проводимых Кубанским казачьим войском.

В настоящее время все еще ведутся строительные работы, облагораживаются внешний облик и территория подворья. Но, надеемся, что благодаря молитвам и трудам духовенства, помощи прихожан Свято-Покровский храм вскоре предстанет перед нами в новом свете духовной жизни, подарив искреннюю веру не одной нуждающейся душе.

11.Кабинет ОПК в ООШ №16 является местом самых ранообразных занятий: выставки творческих работ и проектов, конкурсы, олимпиады, встречи с интересными людьми (художниками, писателями, представителями духовенства)

12.  Официальной датой основания знаменитого казачьего хора считается 14 октября 1811 года. Хотя, если строго следовать историческим фактам, надо бы перенести это событие на год раньше. Поскольку певческий хор Черноморского казачьего войска начал церковную службу в октябре 1810 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Просто через полтора года, в декабре 1811-го, в Екатеринодаре был создан еще и музыкантский хор – иначе говоря, духовой, а позже – симфонический оркестр. Певческий и музыкантский войсковые хоры развивались параллельно. По признанию современников, это были лучшие на периферии военно-художественные учреждения России. Через сто лет, в 1911 году, вековой юбилей двух хоров решили проводить вместе – в знак православного праздника Покрова Богородицы, особо почитаемого христолюбивым кубанским казачеством.


У истоков прославленного коллектива, ставшего началом профессионального искусства на Кубани, стоял известный духовный просветитель Черномории протоиерей Кирилл Васильевич Россинский, сделавший немало добрых дел при освоении Кубани казаками. Это он в августе 1810 года обратился в войсковую канцелярию Черноморского казачьего войска с прошением о создании певческого хора – для «благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви», – как значилось в документе. Был и ещё один немаловажный повод для создания профессионального певческого коллектива: кубанские казаки – потомки запорожцев – по наследству переняли у них природную потребность выражать свои эмоции через танец, пение и музыку. Это и послужит в последствие поводом для расширения духовного репертуара народной и классической музыкой.


Предложение с готовностью приняли атаман Федор Яковлевич Бурсак и члены войсковой канцелярии. Первоначально, пока бумаги шли по инстанциям к начальству в Крым, хор существовал на средства «автора идеи» – протоиерея Кирилла Россинского. Уже в 1810 году были подготовлены сметы и приглашен регентом дворянин Константин Гречинский. Он подобрал по станицам талантливых в пении казаков, половина из которых были малолетки – для исполнения партий альта и дисканта (женщин в певческий хор не брали). И 14 октября 1810 года в связи с большим православным праздником хор впервые выступил в Войсковом Воскресенском соборе. А когда 18 января 1811 года Одесским и Херсонским генерал-губернатором Дюком де Ришелье были официально утверждены штаты, смета и выделены государственные средства на содержание Войскового певческого хора,появилась возможность укрепить состав певчих, обучить их музыкальной грамоте, сшить добротные костюмы, улучшить содержание. Всего в год хор обходился казне в две тысячи рублей. Так что 14 октября 1811 года, также в день Покрова Пресвятой Богородицы, который стал теперь считаться праздником Войскового хора, коллектив уже выступал как официально утверждённый Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска.

13. И вот минуло двести лет. Подумать только: песни, которые и сегодня в репертуаре Кубанского казачьего хора, слушали лихие станичники, участники Бородинского сражения. Пение хора воодушевляло героев Шипки, пластунов-кубанцев, которые в 1877 – 1878 годах освобождали Болгарию. Песенным искусством кубанцев восхищались многие выдающиеся россияне, в том числе и российские самодержцы – Александр II, Александр III, Николай II.

        
За двухвековую историю у коллектива были и бурные взлеты, и периоды упадка. Более того – в годы «расказачивания» хор вообще был упразднен, а хористы и музыканты под страхом революционного трибунала были распущены по домам. Репрессирован и казнён в 1937 году последний регент хора и первый художественный руководитель возрождённого уже в советское время коллектива – Григорий Митрофанович Концевич. Но дело его продолжили потомки.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс

Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Методическая разработка.Урок-морское путешествие по теме :" Имя прилагательное"

Урок-повторение в занимательной фоме позволит обобщить знания по теме: " Имя прилагательное"...

Методическая разработка игровой программы "Путешествие в королевство Фруттеллы"

Осенний детский праздник представлет в форме конкурсно-игравой программы в детском образцовом хореографическом коллективе "Искорка"....

Методическая разработка "Игра-эстафета "Путешествие в страну здоровья""

Цель "Игры-эстафеты "Путешествие в страну здоровья": выявить представление детей о понятии  «Что такое хорошо и что такое плохо», создать   ситуации выбора ме...

методическая разработка игровой сценарий «Путешествие в лесную школу»

Данная методическая разработка будет полезна учителям начальных классов. Игровая программа ориентирована на второклассников, рекомендуется данный сценарий для 1 сентября....

Занятие - заочная экскурсия: «Путешествие по регионам России. Центральная Россия»

Разработка занятия. Заочная экскурсия "Путешествие по регоионам России. Центральная Россия"...