Музейная педагогика в системе образования
статья по краеведению по теме
Статья об использования музея в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evseevskie_chteniya.docx | 13.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика в системе образования
Пахмутова Вера Биктубаевна
Современное образование требует всесторонне развитую личность, которая хорошо знает не только настоящее, но и разбирается в прошлом. Большая роль в этом отводится школьному музею. Музей способствует формированию у обучающихся патриотизма, развивает познавательный интерес, творческую активность, расширяет кругозор, помогает школьникам овладевать поисковой и исследовательской деятельностью.
Мир музея — это своеобразный мир духовности, где каждая вещь может о себе что-нибудь рассказать, каждый предмет имеет историю. А история любой вещи или предмета вызывает подъём к творческому поиску. Музей формирует интерес к прошлому, развивает национальную культуру, помогает понять лучше настоящее, опираясь на прошедшее. Ведь каждый предмет в музее связан с культурой, бытом, историей жизни прошлого поколения. Именно здесь, в музее, можно увидеть и даже прикоснуться к предметам старины. Школьный музей напрямую связан с образовательным процессом, он заинтересован учебно-воспитательной работой. Сотрудничество с учителями позволяет разрабатывать новые проекты, создавать различные экспозиции, пополнять коллекции, тем самым заинтересовывать детей увлекательной работой. Собранный материал также остаётся в фонде музея.
Для развития познавательной деятельности проводятся уроки в музее. Урок в музее — это своеобразный диалог с прошлым. На основе такого урока появляется желание к самостоятельному изучению родного края, школьники приобщаются к материальным, духовным ценностям. Только здесь наглядный образ сочетается со словесной характеристикой. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, оказывают большое эмоциональное воздействие.
Мероприятия в музее — это тоже толчок к появлению новой мысли и желание понять мир прошлого. Школьники, всматриваясь в музейный экспонат, учатся понимать, как много сил и души вложили предки, создавая тот или иной предмет. В современном мире научно-технического прогресса, раскрыть душевные ценности прошлого поколения можно наглядно только в музее. В этом помогают и праздники, и беседы, с приглашением старожилов и разные тематические мероприятия, приуроченные к той или иной дате.
В стороне не остаются и экскурсии. Экскурсоводами могут быть сами дети. Они, прочитав дополнительную литературу, собирая материал у старожилов, или под руководством учителя, совместно готовят выступление. Здесь на лицо индивидуальная работа для подготовки экскурсоводов.
В работе школьного музея ведётся сотрудничество не только с учителями-предметниками, но и с родителями, с жителями посёлка, Центром детского творчества. Школьный музей — это не только хранитель собранного материала, но связывающее звено между учителем, школой и обучающимся.
Музей включает такие направления:
— поисковое;
— краеведческое;
— образовательно-познавательное;
— учебно-исследовательское;
— индивидуальное;
— методическое;
— фондовое.
Только в школьном музее все эти направления взаимосвязаны с учебно-воспитательным процессом и плодотворно влияют на подрастающее поколение. Современный мир, который полон новинками технического прогресса, только в музее может показать жизнь наших предков. Только зная прошлое, мы можем идти вперёд, к будущему, взяв с собой самые прекрасные духовные качества.
Музей хранит историю веков
И мысли в прошлое уходят снова.
Здесь оживает радость и любовь,
Здесь ближе и добрее звучит слово.
Музей хранитель тайн и старины,
У каждой вещи есть своё начало.
Музейным духом мы покорены
И стариной, что ближе стала.
И дети, слушая, вникая в суть всего,
В музее узнают предметы, лица.
Здесь зарождается у них в душе добро,
Здесь поколение, которым мы гордимся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музейной педагогики в работе классного руководителя
В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила 70-летний юбилей. Торжественное празднова...
Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования (из опыта работы)
Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка – приобщение её к опыту творческого освоения д...
Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.
О проблемах внедрения положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...
Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...
Эстетическое воспитание школьников в современной системе образования. Коллективная творческая деятельность в педагогике.
Эстетическое воспитание человека является одной из актуальных проблем воспитания. Формирование эмоциональной и интеллектуальной сфер личности взаимосвязано с духовной составляющей, т. к. развитие одно...
Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)
Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...
Сборник научных трудов по материалам I международной научной конференции "Педагогика и методика в современной системе образования"
quot;Педагогика и методика в современной системе образования"...