Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования (из опыта работы)
статья по теме
Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка – приобщение её к опыту творческого освоения действительности, накопленному предыдущими поколениями людей и воплощённому в ценностях материальной и духовной культур, ведёт к восприятию ребёнком целостной картины мира.
Интеграция в нашей гимназии осуществляется в работе совместно с Тульскими музеями и в собственной выставочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о художественном воспитании школьников,внеклассная деятельность | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования
Сегодня школа работает в условиях пока ещё нерешённой проблемы – создание нового содержания образования. И, очевидно, что составные части нового содержания должны определяться теми качествами личности, которые хотело бы видеть общество у выпускников школ, теми качествами личности, которые позволили бы ей жить в мире с собой и другими, уметь ориентироваться в постоянно меняющейся экономической и общественно-политической обстановке.
Художественный компонент образования должен способствовать формированию гуманистической личности, т.е. личности творческой, развивающейся.
А интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка – приобщение её к опыту творческого освоения действительности, накопленному предыдущими поколениями людей и воплощённому в ценностях материальной и духовной культур, ведёт к восприятию ребёнком целостной картины мира.
Интеграция в нашей гимназии осуществляется в работе совместно с Тульскими музеями и в собственной выставочной деятельности.
Экспозиционная деятельность в нашей гимназии проходит по нескольким направлениям: во-первых , это выставочная деятельность самих гимназистов. Выставки по различным темам: к юбилеям писателей и художников, к различным памятным датам. Выставки работ, объединённых одним материалом исполнения. Например, выставка пластилиновой живописи, фоторабот и т.д. Проходят персональные и семейные выставки. Так несколько лет назад в гимназии состоялся семейный вернисаж, где на суд зрителей было представлено творчество целой семьи: нашей ученицы и её родителей, тульских архитекторов Андрея Клепанова и Вероники Теплухиной. Ребята участвуют в подготовке и оформлении выставок, готовят презентацию, а в процессе экспонирования выступают в роли экскурсоводов для младших школьников.
Сейчас во всём мире наблюдается тенденция приблизить искусство к зрителю. Знаменитые картины выставляются в местах наибольшего скопления народа: на вокзалах, в аэропортах, в торговых центрах. Недавно мы по телевидению наблюдали экспонирование шедевров Лувра в репродукциях на улицах Гаваны. Наша гимназия решила не отставать от времени , и около 10 лет назад гимназия приступила к реализации долгосрочного проекта «Миры художников». Это второе направление нашей выставочной деятельности. Первым профессионалом, откликнувшимся на наш призыв, стал известный тульский художник Сергей Петнюнос, к сожаления погибший с группой Сергея Бодрова. В рамках этого проекта приняли участие и другие тульские художники: Геннадий Чуйгин, Анатолий Кретинин, Валентин Павлов. Теперь мы можем похвастаться небольшой коллекцией полотен, подаренных художниками нашему учебному заведению. Цель проекта «Миры художников» не столько в пропаганде тех или иных имён, сколько в воспитании и обучении детей, да и взрослых, языку искусства.
В гимназии решили не ограничиваться выставками художников, и третьим направлением стала совместная работа с музеями в проекте «Искусство в шаге от тебя». Нашему учебному заведению выпала уникальная возможность сотрудничества с музеем-усадьбой «Ясная Поляна», с которым нас связывает давняя дружба: гимназисты ведут мониторинг экосистемы усадьбы, а сотрудники музея прочитали учащимся курс «Музейное дело для школьников», но я хочу остановиться на экспозиционной деятельности. Музейщики сначала привозили нам свои передвижные выставки о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, а мы подумали: - «Почему бы не сделать выставку общими усилиями?» Первый опыт – выставка «Герои Толстого на экране» удалась, и мы взялись за более масштабную – «Война и мир» - история создания и судьба книги». Экспозиция была подготовлена нами вместе с музеем, а художественный проект выставки был разработан мною с учётом нашей толстовской рекреации. Это была попытка с помощью материальных предметов создать образ времени. Относительно скромные размеры выставки не могли бы дать многостороннего и исчерпывающего раскрытия заявленной темы. Поэтому мы пошли по пути недосказанности, которая зовёт вдуматься, вчувствоваться, отворить внутреннее зрение и слух. Такой способ подачи материала требует от зрителя максимальной творческой активности. Без проводника, который помог бы ориентироваться в этом сложном условном мире, просто невозможно. Сотрудниками музея, помимо концепции выставки, был разработан и текст экскурсии. На этот раз юные экскурсоводы вели рассказ на трёх изучаемых языках и не только для воспитанников гимназии, но и для родителей, и для учащихся соседних школ. Благодаря продуманности даже небольшая экспозиция представляла большой простор воображению, давала толчок мысли, будила чувства. Экспонаты на выставку подбирались таким образом, чтобы каждый из них мог стать темой отдельного урока у многих предметников. Возьмём для примера изобразительное искусство: «Художники-миниатюристы», «Искусство силуэта», «О чём рассказывают гербы», «Монеты, медаль, рельеф», «Оловянный солдатик – игрушка и искусство», - вот только несколько тем, подсказанных выставкой и внёсших коррективы в мои учебные планы. Другие же, запланированные, темы: «Исторический и батальный жанры», «Виды графики», «Гравюра» - помогала изучать непосредственно экспозиция. Даже такой академический по своей сути урок, как рисование с натуры фигуры человека, «оживает» от присутствия на модели гусарского ментика и кивера. К тому же это даёт повод поговорить о мундире с точки зрения истории материальной культуры. Через некоторое время уже гимназисты привезли свою выставку рисунков «Яснополянские проталинки» в дом Волконского. А прошлой весной там же прошла отчётная русско-итальянская выставка проекта «Все мы дети на одной планете» в рамках международного сотрудничества нашей гимназии с колледжем искусств итальянского города Орвьето. Дети в Италии и в России иллюстрировали произведения Л.Н.Толстого. И было очень интересно сравнить их мировоззрение, такое разное и, в то же время, по-детски, похожее. Сейчас у нас в гимназии идёт работа над следующим русско – итальянским проектом «Мир стоит на мастерах», где будут сопоставлены керамика Орвьето и филимоновская игрушка, проведены параллели в народном творчестве двух стран.
Все эти проекты способствуют развитию художественного вкуса, творческого отношения к окружающей действительности, восприятию ребёнком целостной картины жизни. XXI век является веком глобальной информации. В обществе превалирует визуальная культура, ведь визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса восприятия. Поэтому выставочная экспозиция представляет собой именно такой канал, по которому учащиеся получают знания об истории и культурном наследии страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования
«Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования» В век научно - техническог...
Статья "Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования. ( Из опыта работы)
Материал дает возможность познакомиться с опытом работы по гуманитарному и экологическому образованию учащихся....
Статья "Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования. ( Из опыта работы)
Материал дает возможность познакомиться с опытом работы по гуманитарному и экологическому образованию учащихся....
Экологическое воспитание в системе школьного образования.
В статье рассматриваются требования экологического воспитания.Методы и приёмы для их реализации....
Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"
Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...
Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования
Проблемы эколого-географического воспитанияв системе школьного образованияМихайлова Светлана Олеговна,учитель географии и биологии ГБОУ гимназия №66 Приморского района Санкт-Петербурга...
Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"
В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...