Санкт-Петербург в XVIII веке
учебно-методический материал по краеведению по теме

Луценко Идия Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На Неве в древние времена Быстра, красива, глубока К заливу понеслась река. Она омыла острова. Простёрла к морю рукава. И волны по ним катятся- Потом в заливе прячутся. Но вдруг назад, на восток их Погнал рассерженный залив.

Слайд 2

Работа с картой по вопросам. Назовите рукава Невы. Какие острова омывает она ныне? Что случилось на заливе, что он волны погнал вспять? Как вы думаете, что было с островами если волны с залива пошли на них, а им навстречу волны, несущие воду в залив?

Слайд 3

Наводнение на островах Да, разъярённая Нева Набросилась на острова. Да всё глотала на пути, Что можно было унести. Ревели волны на Неве, Шипели яростно во мгле.

Слайд 4

Что должно было произойти в природе, чтобы прекратилось наводнение? Сменилось ветра направленье- Прекратилось наводненье. Застыли в небе облака- Спокойной стала и река. К островам уже ласкалась: За буйный нрав уж извинялась.

Слайд 5

Застыли в небе облака- Спокойной стала и река

Слайд 6

После наводнения Лишь Нева угомонилась- Вся природа оживилась. Распрямилась липа, ясень, И опять берёза в рясе. А пенье птиц, их голоса Уж огласили все леса. Но преграждало людям ход В тех чащах множество болот.

Слайд 7

Рапрямились липа, ясень. И опять берёза в рясе.

Слайд 8

Как обитатели нашего края осваивали дары природы? А ижорцы, чудь и меря Хоть боялись злого зверя, В притихшем и сыром лесу Охотились уж на лису.

Слайд 9

Нарушив островов покой, Кричали чайки над Невой. На зорьке ранней у реки Садились в лодки рыбаки.

Слайд 10

Сазан, карась и даже сиг В сетях оказывались вмиг. С ними корюшка, миноги Попадали в сети многим. Когда держали путь домой, Прощались весело с Невой. Они ведь знали, что она Всегда одарит их сполна.

Слайд 11

Древняя Ладога. Параграф 2 5. Почему Ладогу называют защитницей Новгорода ?

Слайд 12

Фрагмент урока Надеясь на свои победы, О Ладоге мечтали шведы. Не раз ту крепость осаждали- Вели огонь по ней и ждали, Что стены эти не спасут, И крепость жители сдадут.

Слайд 13

О каком храме идёт речь? Не удалось врагам опять У русских Ладогу отнять. Преподав урок врагам, Воздвигли ладожане храм. И светлый стройный его вид Навеки с Ладогою слит. Как символ всех побед над злом Поставлен храм на месте том.

Слайд 14

Храм Святого Георгия в Старой Ладоге

Слайд 15

В составе Великого Новгорода. Параграф 3. О господстве над торговыми путями мечтали новгородцы, шведы и немецкие рыцари.

Слайд 16

Из варяг в арабы, в греки Путём торговым были реки: И Нева, и Днепр, И Волга. Велась по ним торговля долго. Невою Новгород владел И от торговли богател

Слайд 17

Какое из сражений на территории края вошло в историю Руси? Вблизи Невы, в дыму костров Уселись шведы у шатров. И с лесом рядом и с водой Готовились дать русским бой. Пока же развели костры. Везде расставили посты.

Слайд 18

Хоть топкие в лесу болота И мхом поросшая трясина, По узким и опасным тропам До шведов добралась дружина. Следили шведы за Невою- Готовились к морскому бою. Тишине они внимали, И вскоре все уж крепко спали.

Слайд 19

У новгородцев план не плох- Захватить врагов врасплох. На шведов-то они напали, Когда те не ожидали. И хоть проснулись быстро шведы, Но было им не до победы. Как разгорелось битвы пламя, Они бросались в воду сами.

Слайд 20

Невская битва

Слайд 22

Внезапно вспыхнув над Невой, Недолго продолжался бой. Ведь быстро с невских берегов Дружина прогнала врагов. Александра за отвагу, За победу ту в награду Называть все стали Невским- Почётным именем и веским.

Слайд 23

На шведов-то они напали, Когда те не ожидали.

Слайд 25

Под властью шведского королевства. Параграф 7 3. Какие шведские укрепления появились в дельте Невы? Изменчивы Невы картины: На Охте выросли куртины. И русским ставили препоны Куртины те и бастионы.

Слайд 26

И русским ставили препоны Куртины те и бастионы

Слайд 27

Да и шведский город Новый В устье Охты встал торговый. Город Ниен стал богатым. В нём с рассвета до заката Гул торговый не смолкал. Купцов ведь Ниен привлекал. Примечание. Слово «ниен» в переводе со шведского означает «новый».

Слайд 28

Прошли года, десятки лет, А русским в море хода нет. Нева под шведами была, Но русских помнила, ждала. Дождутся русского царя Неве подвластные края


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт- Петербург- город светской культуры

Слайд 2

В 1718 г. русские женщины получили возможность появляться в свете. Петру Первому не нравилось их затворничество в теремах. По его воле были введены особые собрания – «ассамблеи», которые могли посещать и женщины.

Слайд 3

Ассамблея Петра Первого. Гравюра с оригинала Хлебовского. Государственный музей им. Пушкина

Слайд 4

На ассамблеях Петра Первого Здесь свечи, кружки на столах Да памятные доски И сидя в дымных облаках, Вели беседы просо. И царь здесь в шахматы играл Со шкипером английским И перед дамами стоял С поклоном самым низким. Галантный сделав же поклон, Приглашал на танец он.

Слайд 5

Н ассамблее петра Первого

Слайд 6

Да и с мастером заезжим Побеседовать любил. Разговаривал, как прежде, Когда плотником служил. А дочери его красой, нарядами блистали, Не только свет- народ простой Беседой развлекали. Здесь иностранные купцы, Офицеры и князья, Мастеровые, мудрецы, А кланяться царю нельзя. Порядки очень странные, А танцы иностранные, Здесь русское дворянство Без лести и без чванства.

Слайд 7

Лебедев Клавдий Васильевич. «На ассамблеях Петра Первого»

Слайд 8

Портрет барона Строганова работы И. Никитина в Русском музее

Слайд 9

Санкт- Петербург стал первым в России городом, где появились перовые произведения живописи и скульптуры. Первым русским художником портретистом стал Иван Никитин. Город стал украшаться скульптурой. Чтобы понять аллегорический смысл скульптурного убранства, надо было знать библейские сюжеты.

Слайд 10

Первый русский художник-портретист Иван Никитин. Портрет Петра Первого его работы в Русском музее

Слайд 11

Портрет барона Строганова работы И. Никитина в Русском музее

Слайд 12

Главный в крепость вход от Петровских стал ворот

Слайд 13

На аттике ворот барельеф «Низвержение Симона волхва» А ворота - царю гимн: Он велик, непобедим. На воротах барельеф Убеждает в этом всех. Здесь библейский взят сюжет Для прославления побед.

Слайд 15

На аттике барельеф «Низвержение Симона волхва апостолом Петром» Ворота- песня, царю – гимн. Он велик, непобедим. На аттике барельеф Убеждает в этом всех Чтобы понять аллегорический смысл этого барельефа , нужно знать библейский сюжет

Слайд 16

Главный в крепость вход от Петровских стал ворот

Слайд 17

Миф гласит о том, что волхв силой волшебства забрался на небеса, а апостол Пётр низвергает его с небес молитвой. И он падает. Под волхвом подразумевался Карл Двенадцатый, шведский король, а под апостолом Петром подразумевается русский царь Пётр Первый.

Слайд 18

Это скульптура Афины- Полиады на Петровских воротах Каков её аллегорический смысл?

Слайд 19

Эта Афина- аллегория мудрости Петра Первого У неё в руках зеркальце и змея- аллегория мудрости..

Слайд 20

А это Афина Паллада- богиня войны. Эта скульптура – аллегория военной доблести Петра Первого.

Слайд 21

Над аркой герб России. В центре герб Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона

Слайд 22

Такой герб России на Петровских воротах ( Архитектор Трезини)

Слайд 23

Первый монумент, созданный в России- конный памятник Петру Первому. Ск. Б- К. Растрелли

Слайд 24

В чём особенность художественной культуры петровского Петербурга? Переплелись «отголоски» голландской, французской и московской культуры. Благодаря этому сформировался особый архитектурный стиль- раннее барокко. Тон всей художественной культуры (живописи, скульптуры, театра) задавал модный в Европе стиль барокко, полный аллегорий,тщательно прорисованных деталей и ярких красок

Слайд 25

Дворец князя А.Д. Меншикова- самый выразительный памятник наследия петровской эпохи Во дворце своём столичном Принимал гостей князь лично. На лодках гости подплывали, А их здесь музыкой встречали. И шли они от пристани Во дворец изысканный.

Слайд 26

Гостей приветствовал там Зевс, Да и Геракл встречал их здесь. А лучезарный Аполлон Готов был сделать им поклон. И приветствовали взором Тех гостей Парис и Флора. По лестнице шли гости в зал, Что роскошью их поражал.

Слайд 27

Аполлон уберегает мир от поглощения его тьмой. А здесь в центре арки бог солнца во дворце Меншикова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Будут у русского царя Неве подвластные края

Слайд 2

И не взошла ещё заря, Как в Теремном дворце Кремля У царицы сын родился. На свет царевич появился. В канун поста родился он. В конце июня был крещён. И сына царь Петром назвал. Да на пир гостей созвал.

Слайд 3

Детство будущего царя Петра Образован очень спешно Из детишек полк Потешный, И увлекла детей, Петра Тогда военная игра. И узнали дети вскоре Интересных сто историй О жизни и борьбе князей, О прошлом родины своей.

Слайд 4

Царевич смелых почитал- Рассказы слушал и мечтал В сраженьи шведов победить- Неву от них освободить. Пока в Потешном он служил И барабанщиком лишь был. После смерти своего отца в 1682 году десятилетний Пётр стал царём, но до его совершеннолетия правительницей России стала его сестра царевна Софья.

Слайд 5

И Софья, сводная сестра, Отправила в село Петра. Делиться властью ведь своей Ни с кем уж не хотелось ей. Петра она отправила На Яузу, в Измайлово, Но где бы он ни проживал, Всегда с Потешными играл.

Слайд 6

Малолетний царь доволен: Ведь он с матушкой на воле. Росли, мужали в селе том Потешные с царём Петром. Он нашёл в амбаре лодку: Изучал теперь находку.

Слайд 7

Называли ботом лодку- необычную находку

Слайд 8

Голландец начал бот чинить, А царь немедленно стал шить. Забыв и по обед, про сон… Для бота паруса шил он. И даже мачты Пётр строгал- Неплохо Брандту помогал. И вот Нептунов час настал: Ведь царь учиться плавать стал.

Слайд 10

Ему казалось- это сон: На Яузе, на боте он. Мечта уже зовёт на пруд, А Яуза? – так тесно тут. И на пруду уж Просяном На Яузе резвится он. А здесь вода хоть широка, Но совсем не глубока.

Слайд 11

В Переяславль уж захотел- Там озеро он усмотрел. Воды Плещеева озера предстали для «Нептуновых потех» молодого царя.

Слайд 12

Там он верфь построил вскоре, Но мечтал уже о море. И дорога на примете: По ней до Вологды в карете. А до Архангельска баркас По воде доставит враз. С непогодой, ветром споря Добирался царь до моря. Ведь из Гамбурга, Гааги Развевались в море флаги.

Слайд 13

Сюда с товаром корабли С заморской прибыли земли.

Слайд 14

И Пётр на яхте своей сам К иностранным шёл гостям. Он верил, что день будет тот, Когда здесь встанет русский флот. Как волонтёр, а не как царь, В Европу прибыл государь. Там плотничал на корабле И тем доволен был вполне.

Слайд 15

Памятник «Царь- плотник» Работы Леопольда Бернштама на Адмиралтейской набережной

Слайд 16

Не до лени, не до скуки- Интерес большой к науке. Не только знания копил- Коллекций много закупил. И направил за границу Сыновей бояр учится. Всё интересовало русского царя

Слайд 17

Раздел 2. Санкт-Петербург- имперская столица Фрагменты уроков по теме «Первоначальный Санкт- Петербург»

Слайд 18

Параграф 9 «Назло надменному соседу..» Как Россия вернула приневские земли ?

Слайд 19

Задумал царь стране вернуть В Европу через море путь. Но взять, чтоб шведов в оборот России нужен сильный флот. Всегда открытые ветрам И наводненьям острова, Уже входили в дерзкий план Неугомонного Петра.

Слайд 20

Начало Северной войны Врагов не просто же прогнать - Они умеют воевать. Король у шведов молодой. Он дерзок, смел и рвётся в бой. Но Карл Двенадцатый не знал, Что не торгуясь о цене, Задачей главной Пётр считал - Вернуть Неву своей стране.

Слайд 21

Задумал силу испытать - У шведов Нарву отобрать, Но ретиво, до победы За ту крепость дрались шведы А русский царь негодовал, Что Нарву он не отобрал. Уж слишком дорогой ценой Под Нарвой обошёлся бой.

Слайд 22

И, сменив солдатам формы, Проводить он стал реформы. Повсюду: в артиллерии, В пехоте, кавалерии Гвардейцев стали обучать, Как крепости в осаду брать.

Слайд 23

Битва за крепость Орешек Островочек в водах невских - Там стены, башни по углам. Отобрать у шведов крепость Самим Петром составлен план. Бомбардиры продвигались - К Нотебургу направлялись. Настало время наступать И Нотебург в осаду брать.

Слайд 24

И встал под небом голубым Стеной сплошною вскоре дым. Но виден лев на знамени Отчётливо в том пламени. Огонь приказывал всю ночь, Чтоб шведы убирались прочь.

Слайд 25

Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года

Слайд 26

И где со львом был шведский флаг, Уж белый появился стяг. Так выполнен приказ царя: Открыть на запад путь, в моря. И превратился Нотебург В Ключ -город, то есть в Шлиссельбург С потерь хоть начал Пётр войну, Но знал теперь: вернёт Неву.

Слайд 27

Но в устье Охты у Невы Другая крепость шведов. Преградила путь, увы, Петру к морским победам. И снова надо наступать: Ниеншанц в осаду брать. Но Петром приказ был дан Не на штурм - на мирный план.

Слайд 28

Но ведь отказались шведы Ту крепость добровольно сдать, Шереметев до победы Приказал по ней стрелять. И ворота вдруг открылись, Осаждённые явились. И теперь не торговались, А с готовностью сдавались.

Слайд 29

Но уже под залпы пушек, Во всеоружьи, как всегда, Шли полёт Петра разрушить В Неву два шведских корабля Пленить врагов на корабле -. Мечта Петра заветная. Поплыли лодки по Неве Весенней ночью светлою.

Слайд 31

Резвился ветер, лодки гнал Да в небе с тучами играл. И дождь из тучи грозовой Той ночью хлынул проливной И совсем - совсем нежданный Ведь некстати, нежеланный. Но плыли лодки напролом С гвардейцами, с царём Петром.

Слайд 32

И русский царь под свист снарядов Отдавал приказ отрядам. И не боялся смерти, ран Тот бомбардирский капитан. Чтоб лицом к лицу со смертью Сухопутные гвардейцы С врагом сражались на воде - Такого не было нигде.

Слайд 33

Но палуба уже дрожит: То швед от русского бежит. Уже в плену два корабля Что под шведским были флагом. В победу верили не зря - Ведь с Петром сражались рядом.

Слайд 34

Уже в плену два корабля, Что под шведским были флагом

Слайд 35

В победу верили не зря- Ведь с Петром сражались рядом.

Слайд 36

В честь победы была выбита медаль «Небываемое бывает».

Слайд 37

А на небе уже встала С улыбкой ясною заря И, как будто подтверждала, Что бой той ночью был не зря. Ведь Пётр над царственной Невой Мечтал построить город свой.

Слайд 38

В Неве с нелёгкой думой царь: Возвести мечтает крепость. Но где? Не знает государь И осматривает местность. Красуется зелёный лес- Лазурь спускается с небес.

Слайд 40

Белоствольные берёзы навевают мысли, грёзы http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8C%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%82%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D1%91%D0%BD&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fi76.photobucket.com%2Falbums%2Fj37%2FK_Avery%2F1880.jpg&pos=6&rpt=simage&lr=2

Слайд 41

. Его пленяют острова. Как изумруд, на них трава. А гладь Невы зеркальная, Как будто нереальная. Но сильный ветер налетел - Предупредить царя хотел, Что острова и здесь, и там Открыты настежь всем ветрам.

Слайд 42

Но ветер так старался зря: Уж не свернуть с пути царя. Дворцы в его мечтах, каналы- Островочек видит малый. Тот остров, низкий и сырой И часто бывший под волной, Да полный комаров докучных, Провёл годов немало скучных.

Слайд 43

Теперь у русского царя Неве подвластные края. Совсем недолго он мечтал - Уже помощников собрал. Указы начал издавать: Строителей сюда собрать, Земли побольше натаскать И остров низкий приподнять.

Слайд 45

На шесть участков разделили Да бастионы возводили. Возвели шесть бастионов, И к морям уж нет препонов. На Неве преград нелепость И разрушила та крепость,

Слайд 46

И в ту крепость главный вход От петровских стал ворот. А ворота- царю гимн: Он велик, непобедим. На воротах барельеф Убеждает в этом всех. ВОПРОС. Как иносказательно воспринимался библейский сюжет на барельефе для прославления побед Петра Первого над Карлом Двенадцатым?

Слайд 47

Параграф 10. «Вырос город..» На каком острове начал расти новый город? Фрагменты урока

Слайд 48

Природы-матери величье Выражалось очень просто: В честь неё же по обличью Называли каждый остров. И белоствольные берёзки Об острове своём гласили Развесив пышные серёжки, Ему и имя подарили.

Слайд 49

На Берёзовом острове И этот остров величая, Одев свой праздничный наряд, И майским днём царя встречая, Берёзки выстроились в ряд…. И возник здесь новый город, И он стал России дорог.

Слайд 50

О чьём доме идёт речь? И без пилы, лишь топором Был за три дня построен дом. На том доме бомбардира Установлена мортира. А бомбардир тот- капитан Имел ещё и царский сан.

Слайд 51

Но удивлял дом простотой, А не пышной красотой.

Слайд 52

Посольский дом А рядом Меншиков там жил, Дом его Посольским слыл. И ясно было всем без слов, Что принимали там послов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какая площадь была первой и главной в новом городе? Тепло и ласково заря Встречала на Неве царя. А он по острову гулял И план построек намечал. И слышен стук уж топоров Со всех сторон, со всех дворов И Гостиный двор уж важный- Не простой он - двухэтажный,

Слайд 2

И важного названия На площади два здания. А появились в те же дни Ведь для правительства они. В честь победы при Калище Фонари уж на жилищах. ВОПРОС. Как назывались два правительственных здания на Троицкой площади?

Слайд 3

Быстро город молодой Растёт и крепнет над Невой Так на Берёзовом острове появился дом царя, дом Меншикова, Троицкая площадь. два здания коллегий, Гостиный двор и пристань на Неве рядом с Петропавловской крепостью.

Слайд 4

Ну а в крепость главный вход От Петровских стал ворот. А ворота - царю гимн: Он велик, непобедим. На воротах барельеф Убеждает в этом всех. Здесь библейский взят сюжет Для прославления побед.

Слайд 5

Петровские ворота (архитектор Д. Трезини

Слайд 6

Библейский сюжет «Низвержение Симона волхва». Скульптор Конрад Оснер

Слайд 7

Этот барельеф находится в верхнем ярусе ворот Массивней ярус нижний. На нём и герб не лишний. Налево и направо Глядит орёл двуглавый. В доспехах там Паллада, С змеёю Полиада. Прославляют здесь они Победные России дни.

Слайд 8

Российский герб на Петровских воротах

Слайд 9

А в центре крепости собор. Над ним и ангел с тех же пор. Шесть бастионов, шесть куртин- Лишь ангел в небесах один.

Слайд 10

2. Где создавался Балтийский военно- морской флот? О верфи начал царь радеть. Он путь на Балтику открыл, Но чтобы морем овладеть, Ведь флот необходим уж был. А здесь на берегах Невы И верфи нет, ни кораблей. Задумчив бродит у волны Он с давнею мечтой своей.

Слайд 11

На левом берегу Невы Подсказку слушает волны. У деревеньки в пять дворов Развернулось дело бойко, И вот уже стук топоров - Началась большая стройка

Слайд 12

Трудился царь на верфи той, Как будто мастер он простой. С царём же создавали флот Дворяне и простой народ. Незабвенны те моменты, А любимым инструментом Рубанок для Петра ведь был. Хорошим плотником он слыл.

Слайд 14

Тот шкипер, плотник, капитан, Имевший важный царский сан, То за рулём был на реке, А то рубанок вдруг в руке. Как начинался ледоход, Так царь садился в галиот, В своей стране всех удивлял- Европу даже изумлял. Ведь казался очень странным Королям он иностранным.

Слайд 15

Параграф 11. Санкт-Петербург- новая столица России Кто и где решал судьбы России в новом городе?

Слайд 16

Этот дом царя Петра не сохранился Дом первый зимний для Петра Стоял в Немецкой слободе. Дворец тот скромным был тогда- Фасадом главным не к Неве. У Мойки в слободе был дом. Семья царя и он жил в нём.

Слайд 17

Велики царя заботы - Для страны своей работал. В Сенат нередко ездил он, В Адмиралтейский также дом. Зимой садился в сани царь- Работать ехал государь. В ураган, в любую стужу Отправлялся он на службу.

Слайд 18

Ведь была его работа- Об Отечестве забота. А для столицы слишком мал Дворец тот царский вскоре стал. И не только для столицы- Дочерям малы светлицы. Перестроил Маттарнови, Поставил ближе дом к Неве. И теперь столице новой Дворец тот подходил вполне.

Слайд 19

Зимой садился в сани царь- На службу мчался Государь. Канавка Зимней названа, И бережно хранит она Для всех теперь в своём лице Здесь память о былом дворце. Дворец не сохранился.

Слайд 20

Мост через Зимнюю канавку у Зимнего дворца Петра Первого

Слайд 21

В Летнем саду при Петре Первом Стоит, как золотой ларец, В том саду царя дворец. И, как в зеркало, в Фонтанку, Смотрят окна спозаранку. Летний сад в её истоке, А Фонтанка на востоке.

Слайд 23

Любимый сад царя Петра Сад Летний стал царю отрадой: Нева, Фонтанка, Мойка рядом. И того дворца фасады Глядят на воды рек из сада. Заворожил царя тот сад, Где в зелени скульптур парад.

Слайд 25

Богинь скульптуры здесь, богов - Таких в России нет садов. И говорили здесь порою С Петром античные герои. С Аристотелем встречался С Диогеном совещался С Казимирой, Гераклитом, С Македонским, Демокритом.

Слайд 26

Аристотель- древнегреческий учёный. Скульптурный портрет в Летнем саду

Слайд 27

Под небом севера они В аллеях сада не одни. Ведь с ними вместе в саду том С Дианой рядом Аполлон.

Слайд 30

В багровый цвет окутав сад, Устало брёл Старик- Закат. Но убедился он воочью, Что здесь Полдень Рядом с Ночью.

Слайд 31

Она, ни на кого не глядя, В звёздном здесь стоит наряде. Заменив собой Закат, Погрузила в сон весь сад. Сова ей нанесла визит- Покорная у ног сидит. И не нарушив сада тишь Прилетела сюда мышь. На пояс к Ночи и присела- Украсить тот наряд хотела.

Слайд 32

Защебечут птицы скоро.. Света луч несёт Аврора.. Она, кто что ни говори, Богиня утренней зари. И играя с листвой в прятки, Рассвет шагает без оглядки.

Слайд 33

Здесь и Полдень тоже встал, Заняв в саду свой пьедестал. Без полдня не бывает дня. На той площадке все –родня.

Слайд 34

В цветниках тюльпаны, розы, Гиацинты и мимозы. И становился всё смелей Над ними лепет тополей, Молодых дубов и клёнов И кустарников зелёных. Омывала сад тогда канала Канала и трёх рек вода.

Слайд 35

Выходя из шлюпки царь Направлялся сразу в сад. Цветы любил ведь государь. В своём саду их видеть рад. На рассвете он вставал, По саду Летнему гулял, Ходил утром по аллейкам, Поливал цветы из лейки.

Слайд 36

Во французском стиле сад: Цветники, скульптур парад. Афина здесь с копьём стояла- Она парад и открывала. Перед царём же очень мило Богиня голову склонила. Сова с Афиной рядом села- Она царя встречала смело.

Слайд 37

В саду был грот- Нептунов дом- С тритонами фонтаны в нём. И слушал музыку органа Нептун в том доме у фонтана. Морей владыка быстро мчался- С гостями царскими встречался. Ведь царь в саду своём столичном В грот гостей водил сам лично.

Слайд 38

А на кровле грота Флора- Там с ней рядом Терпсихора. Сивилла тоже красовалась Гостям Фортуна улыбалась. В любое время царь свой сад Показать гостям был рад.

Слайд 39

Картина Александра Бенуа

Слайд 40

Вопрос. О каком другом дворце Петра Первого идёт речь? Морской воздух и туманы Для Петра всегда желанны. И явился всем на диво Дворец у самого залива. Отдыхал здесь царь, работал, Ассамблеи проводил. А к заливу он охотно В любое время выходил

Слайд 41

Речь идёт о Монплезире, любимом дворце Петра Первого

Слайд 42

Не хочет швед Петру вернуть В Европу через море путь. На море этом с давних пор Давали шведы всем отпор. России не дают пройти- В Европу нет Петру пути. Прогнать задумал он врага- Занять морские берега. Приневские – то ведь края Уже у русского царя.

Слайд 43

У полуострова Гангут Задумал дать сражение- Врагов Петра на море ждут Потери, поражение. И флотилию царь вскоре Воевать повёл на море. .

Слайд 44

Гангутский бой в 1714 году

Слайд 45

Не подвёл галерный флот- Петра надежда и оплот. Смогли взять силой скампавей Из боя жаркого того Не только десять кораблей И адмирала самого. Ведь Эреншильд- контр- адмирал В той битве к русским в плен попал.

Слайд 46

Гравюра Зубова «Триумфальный ввод шведских судов в Петербург»

Слайд 47

Для Сената, для Синода И коллегий десяти Царь решил двенадцать строгих На Стрелке зданий возвести. И вот их дюжина парадных, Одинаково нарядных Будто вышли на гулянье В красно-белом одеяньи. Раскрывают ненароком Стиль петровского барокко.

Слайд 49

С.-Петербург- город светской культуры В 1718 г. русские женщины получили возможность появляться в свете. Петру Первому не нравилось их затворничество в теремах. По его воле были введены особые собрания – «ассамблеи», которые могли посещать и женщины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Параграф 16-17 Наследие причудливого века 2. Какие архитектурные памятники напоминают о пышном, причудливом барокко?

Слайд 2

Дворцовый переворот в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Несут Елизавету сани В ночь тёмную во двор полка. Она царицей скоро станет. Княжна же дочь Петра пока.

Слайд 3

Позвав гвардейцев за собой Та дочь великого отца Шла в резиденцию на бой. Остановились у дворца. И под небом звёздным, лунным, Замерев, стоят бесшумно.

Слайд 4

Огня нет ни в одном окне. Во дворец проходят тихо. Видно, стража в полусне, Потому их и не слышит. И в осеннюю ночь эту Дочь Петра Елизавету На трон российский возвели. Присягу утром принесли.

Слайд 5

Преображенцы в кордергардии Зимнего дворца в ночь на 25 ноября 1741г. Е.Е. Лансере

Слайд 6

Коронация Елизаветы Петровны Апрель. Москва. Овации. Идут дни коронации, Четыре дня звон колокольный: Во всех церквах Первопрестольной. Москва проснулась утром рано Под звон Великого Ивана С короной царскою карета, А в ней сама Елизавета. И потянулись вереницы Полков и знати за царицей..

Слайд 7

А направлялись они на Яузу, в бывший дворец Анны Иоанновны И вот к отъезду в Анненгоф С императрицей двор готов. По душе Елизавете И мерный звон колоколов, И корона на карете Да и дорога в Анненгоф. Вот путь закончен наконец. Красив на Яузе дворец.

Слайд 8

А в Петербурге на Невском по проекту Растрелли для зимнего проживания Елизаветы Петровны по проекту Растрелли возведён деревянный дворец. Золотом сверкал дворец, Растрелли ведь его творец. Резьба повсюду, зеркала. Императрица там жила. Да, пока строился каменный Зимний дворец на набережной Невы, Елизавета Петровна жила во временном деревянном зимнем дворце, построенном по проекту Растрелли на углу Невского и Мойки у Зелёного моста. Этот дворец не сохранился.

Слайд 9

Окна главного фасада этого дворца выходили на Невский проспект На Невском публика гуляла В одеждах модных щеголяла: Ботфорты, панталоны, фраки.- Бульвар заполнили гуляки. Гуляли на проспекте этом И дамы. Каждая с лорнетом. Причёски странные у них, У петербургских щеголих.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 лет строил Растрелли каменный Зимний дворец в стиле пышного барокко Восхитительный, нарядный Встал у Невы дворец парадный. Там дивных красок, серебра, Узоров вьющихся игра. Небесный цвет! Небесный вид! Он, будто сказочный, стоит.

Слайд 2

Невы бегущая волна красой дворца изумлена, И в трепетном движении держит отражение

Слайд 4

У дворца небесный вид. Он, как сказочный ,стоит.

Слайд 6

Балюстрады там и вазы. Поселились нимфы сразу.

Слайд 7

Пленяет нимф застывших взор И ваз причудливых узор

Слайд 8

А рыцари над тем дворцом Стоят с задумчивым лицом

Слайд 9

Нарастание декоративного рельефа дворца начинается с первого этажа. Маскароны львов размещены на фасадах дворца ниже других масок. Но победили они в споре, Кто самый главный в том декоре. Грозны раскрытые их пасти. Львы на дворце как символ власти.

Слайд 10

Завораживают краски- Оживают даже маски

Слайд 11

Как знак могущества и силы Львы украшали древних виллы. И на дворце явились вскоре Те маскароны львов в декоре

Слайд 12

Когда идёшь с Васильевского острова по Дворцовому мосту , то кажется, что дворец в панораме набережной оживает. Колонны напоминают хоровод, который кружится вокруг дворца. Ф.-Б. Растрелли – мастер создавать иллюзию движения

Слайд 13

На миг колонны застывают, и, как в сказке, оживают И вот уж дивный хоровод у кружевных застыл ворот.

Слайд 14

Над дворцом тем главки тают, А виденья оживают... Хранят же в памяти дворцы Не только облик и мечты, Хранят они и гром побед, И горесть унижений,. бед.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Параграф 20.Столичный город при Екатерине Второй 2. Что произошло в 1762 году.

Слайд 2

В день дворцового переворота В Петергофе на рассвете Екатерина уж в карете На горизонте облака, Но не было дождя пока.. То утро выдалось прекрасным. Да план не будет ли напрасным ? Российский трон иль эшафот ? Судьба её какая ждёт ?

Слайд 3

А у Калинкиной деревни Карете полк без промедленья Надёжною защитой стал- Екатерину ожидал. Как барабан забил тревогу, Армейцы вышли на дорогу. И окружив карету ту, Лелеяли её мечту.

Слайд 4

В тот день она совсем не знала, Погибель ждёт её иль слава. А полк, наверно, точно знал, Когда её сопровождал. Пока же всё идёт по плану - Ведь направляются все к храму : Полки, чиновники, народ И ждёт её Сенат, Синод.

Слайд 5

Не сомневаясь в ней ни разу, Принесли присягу сразу. И Сенат её поздравил - Делегацию направил. Она же всех благодарила - Свою улыбку всем дарила. И закружилась голова - Окрепла вера, что права.

Слайд 6

Теперь Екатерина знала, Что будет ей и трон, и слава И отреченья ждёт не зря От мужа своего, царя. Ждать акт об отречении направилась Екатерина со своей подругой Екатериной Воронцовой ( по мужу - Дашковой) в Петергоф.

Слайд 7

Полковником себя назвав, Гвардейцев за собой позвав, Осуществляя плана ход, Екатерина шла в поход. Как сошедшие с картины Амазонки с маскарада, Уже две Екатерины На конях гарцуют рядом.

Слайд 8

Замысел заговорщиков осуществился Благословен тот день и славен - Ломоносов здесь, Державин. Уже новую царицу Прославляют как Фелицу.

Слайд 9

Манифесты раздавали - Их на улицах читали. Она беззвучно прошептала : О, Господи ! Тебе ведь слава. И осенив себя крестом, Торжественно вошла в свой дом. Увидит вскоре тот дворец Покрытый славою венец.

Слайд 10

По дворцу в свои покои Екатерина шла спокойно. На пути же свет немалый. Перед ней несут шандалы. Да пажи шагают рядом И с неё не сводят взгляда. Застыл дворцовый караул- Никто и глазом не моргнул.

Слайд 11

Екатерина в этот час Составлять шла свой Наказ. А хотелось ей по праву Заслужить на троне славу. И станут веком просвещенья Все тридцать лет её правленья.

Слайд 12

Коронация Екатерины Второй В Москве корона золотая Уже царицу ожидает, И коронация в соборе, А ждут её все в полном сборе. И вот у стен древней столицы С двором своим императрица В открытом пышном экипаже И с верною своею стражей.

Слайд 13

И звон раздался колокольный Тогда по всей Первопрестольной. Ждала уже императрицу Вторая, бывшая столица И приготовила подарки: Гром пушек, галереи, арки. А яркий свет иллюминации Освещает коронацию.

Слайд 14

И колокольный звон дарован Был ей, правительнице новой. Балы, приёмы, маскарады- Все веселы в те дни, все рады. Умела древняя столица Прославлять и веселиться. Вино и пиво уж народ На площадях московских пьёт.

Слайд 15

И счастлива Екатерина- По душе ей та картина. А стали веком просвещенья Все тридцать лет её правленья.

Слайд 16

Параграф 20: «Три знатнейших художества в Санкт- Петербурге» 4. «Запечатлеть в мраморе и бронзе». Запечатлеть мгновенье скульптор Пред богатырским сел конём. Начинал работу утром- Рисунки делал день за днём. Прыжок того коня не прост- Ведь он взлетает на помост. А прыгать надо много раз- Таков был всаднику наказ

Слайд 17

Хоть взлёты и стремительны- Наброски восхитительны. Про грандиозный постамент Мечтал уж скульптор в тот момент. А в Лахте старая скала Разбита молнией была. И волной стал камень дикий- Конь на ней и Пётр Великий.

Слайд 18

В ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА Солдат мы видим лица. В руках у них штыки. Команду дал Голицын, И замерли полки. Ракеты ввысь взлетают В тот час совсем не зря- Про праздник возвещают Над площадью горя.

Слайд 19

Торжественно приближалась к площади по Неве на яхте Екатерина Вторая И под огнями теми Явилась перед всеми В порфире и короне Царица на балконе. Вдруг конь стремительно взлетает- Глаза Петра огнём сверкают. Мечта сбылась императрицы- От счастья слёзы у царицы!

Слайд 20

Об одном изобретателе эпохи Екатерины Второй Вдохновенно кто , умело Изобретателем стал смело? Секрет английский разгадал: Как сплав готовить для зеркал. Он в технику был погружён- И мастерством вооружён. Прекрасно пел, стихи писал, На фортепьяно он играл. Науки многие постиг, И в технике высот достиг.

Слайд 21

Прожектору дал прототип, Обрёл же знания из книг. Он изготовил водоход, И запустил на полный ход. Часы такие смастерил, Что всех в России удивил. Речь идёт о Кулибине

Слайд 22

И в Эрмитаже один зал Хранит часы, что он создал. Трудился из последних сил, Какой театр в часы вместил! Нелёгкий труд. Но не напрасно: Фигурки двигались прекрасно.

Слайд 23

2. Где жила Екатерина Вторая и кто её окружал? Фрагменты урока

Слайд 24

На памятнике Екатерины те, кто помогал управлять империей Принесли царице славу - Их портреты здесь по праву. Служить ведь каждый был готов: Державин, Дашкова. Орлов, Суворов и Румянцев здесь Бецкой и Безбородко есть.

Слайд 25

И не забыт Потёмкин, нет. А вот Чичагова портрет. Недаром с ними пьедестал Поддержкой для царицы стал. Принесли побед немало И за то им честь и слава.

Слайд 26

Памятник Екатерине Второй на площади Островского

Слайд 27

На переднем плане памятника расположена бронзовая доска с атрибутами наук, художеств, земледелия, сухопутного и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов написано слово «ЗАКОН» и сделана надпись:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа учителя истории и культуры Санкт- Петербурга Луценко И.В. ГОУ СОШ № 508 Московского района

Слайд 2

Вопросы по некоторым картинам Русского музея Знаете ли вы Русский музей?

Слайд 3

Как называется эта картина и кто автор? Его жанром был портрет, - И приняв друзей совет, - Создал прелестную картину, - «Написал» Екатерину: - Императрица шла пешком, - Хотя и «с лёгким посошком».-

Слайд 5

Художник не скрывал года: Царица уж не молода. И поступь стала тяжелей. Левретка в парке рядом с ней. И с любимицей своей На прогулке веселей.-

Слайд 6

ОТВЕТ НА ПЕРВЫЙ ВОПРОС Это картина Боровиковского «Екатерина Вторая на прогулке в Царскосельском парке». Боровиковский и раньше писал портреты Екатерины Второй. На всех этих портретах императрица окружена ореолом величия, царскими регалиями и атрибутами власти. На некоторых – ожившая богиня.

Слайд 7

Но Боровиковский решился написать совсем иной портрет, не похожий ни на один из ранее созданных. Художник изобразил императрицу как частное лицо,- гуляющей в парке с любимой собачкой.

Слайд 8

О КОМ ИДЁТ РЕЧЬ? Сын купца не стал купцом, А театра стал творцом. И тот театр, что он создал, Его всей жизни смыслом стал: И театральный режиссёр И самый яркий в нём актёр. С Мельпоменой он дружил Беззаветно ей служил.

Слайд 10

ОТВЕТ. ЭТО ПОРТРЕТ ФЁДОРА ВОЛКОВА Антон Лосенко изобразил Фёдора Волкова в театральном костюме. Он в мантии: в одной руке держит маску, а в другой- кинжал, на котором держится золотая диадема. Это атрибуты Мельпомены- - музы трагедии.

Слайд 11

О чьём портрете идёт речь? Кадетом был когда-то он, В драматургию был влюблён, Трагедии в стихах писал, Директором театра стал.

Слайд 12

Речь идёт о Сумарокове

Слайд 13

Этот портрет Сумарокова написал Антон Лосенко. Портрет в Русском музее. Перу Сумарокова принадлежали первые на русском языке стихотворные трагедии, комедии. В пору становления театра в России он неутомимый организатор театрального дела.

Слайд 14

О чьём портрете, находящемся в Русском музее, идёт речь? Царствен девушки той взгляд, Но не богат её наряд. Он, совсем, как у пастушки, Простая шляпа на макушке. В лице ни одного изъяна: Круглолица и румяна. И писал художник с верой, Что это русская Венера.

Слайд 15

А лукавства же сверх меры У славянской той Венеры. И огоньки в её глазах - Ведь яблоко уже в руках.

Слайд 16

Как античная богиня. Назовите её имя.

Слайд 17

Это портрет Екатерины Арсеньевой Она дочь боевого генерала, училась в Смольном институте. Весела, задорна. О её молодости говорят юные черты лица и даже соломенная шляпка с задорно торчащими колосьями. Она не похожа на богиню красоты: у неё круглое лицо, слегка вздёрнутый нос, узкие, чуть раскосые глаза. Её прелесть не в правильности черт лица, а в юном задоре, лёгкой усмешке губ. Художник уловил непосредственность её в искрящихся лукавых глазах.

Слайд 18

Эта картина не на на античный сюжет Львов сочинил пародию на античный сюжет. Парис, деревенский пастушок, нечаянно роняет яблоко, а ловкая, проворная Венера подхватывает его. Боровиковский решил сделать Катюшу славянской Венерой. Яблоко в руках- намёк на золотое яблоко, которое Парис вручил Афродите

Слайд 19

О какой картине идёт речь? Небо в клочьях. Ураган. - Мрак окутал океан.- Он ревёт, бушует, стонет.- В его брызгах небо тонет.\ И на гребне бурных волн Одинокий виден чёлн.

Слайд 20

Речь идёт о картине Айвазовского «Девятый вал»

Слайд 21

О картинах какого художника идёт речь? Великий художник, учёный писатель - Чудесных бессмертных полотен создатель - Как Индию он живописно представил - И Дух Гималаев потомкам оставил. - Закрались загадки Вселенной в те краски- И мир очутился в невиданной сказке

Слайд 22

Картина Рериха «Три Радости»

Слайд 23

О Николае Рерихе Он старины русской любитель,- Он археолог и юрист, «Сезонов русских» оформитель, Искусства он пропагандист, В Тибете был и в Гималаях, - И в горном побывал Алтае, - В Нью-Йорке он музей открыл - Восток подробно изучил. -

Слайд 24

И это о нём Он в разных странах побывал- И всюду истину искал. А ведь бессмертие тех ждёт, Кто к тайне истины идёт. В его душе весь мир вселился И в блеске красок отразился.

Слайд 25

О какой картине Карла Брюллова идёт речь? От сладкого сна едва встрепенувшись, Стоит у фонтана, немного пригнувшись, Под тонкой прозрачной журчащей струёй,, Ладошки свои наполняя водой …………… .. И, каждое утро, её веселя, С ней солнечный зайчик, из крана струя

Слайд 26

Утро на картине, утро итальянки, пышущей здоровьем молодой смуглянки

Слайд 27

В Русском музее находится и парная картина к этой тоже Карла Брюллова Очаровал девичий взгляд Прозрачный спелый виноград! Тот сад для итальянки рай- И радость брызжет через край.

Слайд 28

Как называются эти картины ?

Слайд 29

Речь идёт о картинах «Итальянское утро» и «Итальянский полдень» К.П. Брюллова «Утро» принесло художнику широкую известность. Царь заказывает Брюллову картину, которая была бы «под пару» этой картине. И Брюллов пишет «Итальянский полдень». Ныне обе эти картины в Русском музее в зале Карла Брюллова.

Слайд 30

О какой картине идёт речь? В глазах людей и в позах –страх: Всей жизни их приходит крах. Ведь в чёрном небе погибают, Но не себя они спасают. Помочь стараются друг другу:

Слайд 31

Вот юноша несёт подругу. Венок на голове её. Невеста ведь она его. Жених застыл -ни шагу с места. Погибла ведь его невеста. Вот сыновья отца несут С надеждой, что его спасут. Обнимает мать детей- За них безумно страшно ей.

Слайд 33

Большинство образов в картине воплощает возвышенные чувства: мужества, самоотверженности, любви. Перед лицом смерти люди думают не о себе, а о своих близких. Каждая группа в картине - это «портрет» чувств ...

Слайд 34

Художник себя в той картине представил— Так необычно автограф оставил. О какой картине и о каком художнике идёт речь?

Слайд 35

Кто же этот художник? Художник изобразил и себя в этой картине. Вулкан лавину изрыгает - Мольберт художник не бросает, Несёт и кисточки с собой И краски- всё над головой.

Слайд 36

Речь идёт о Брюллове Карл Брюллов написал картину «Последний день Помпеи» и на этой картине представил себя.

Слайд 37

О какой картине идёт речь? С бала удаляется Первая красавица. Королевский хоть наряд, Но не весел её взгляд. На ней уже и маски нет, А музыка несётся вслед Блеск и шум, веселье в ночь, А она уходит прочь.

Слайд 38

Взгляд бархатистый озарён, Нельзя её не написать! Как из Гомеровских времён Лицо её, фигуры стать.- Таков Самойловой портрет, А маски ей глядели вслед.

Слайд 39

РЕЧЬ ИДЁТ О КАРТИНЕ «Самойлова, удаляющаяся с бала с приёмной дочерью Апачини» Там маски ей глядели вслед. А кто писал её портрет?

Слайд 40

Портрет Самойловой С приёмной дочерью Апачини написан К. Брюлловым. В Русском музее и автопортрет Брюллова.

Слайд 41

На одной из картин Брюллова в Третьяковской галерее можно увидеть двух приёмных дочерей Самойловой. На той картине И платья шёлк колышется И лай собачки слышится. Лишь тенистый парк в покое. В картине зрелище такое: Прекрасна вилла. Парк густой. Скакун чудесный вороной.

Слайд 42

И собачка с конём рядом, Девчушка там с пытливым взглядом. А наездница хоть властна, Но юна, смела, прекрасна

Слайд 44

По желанию графини Юлии Павловны Самойловой Карл Брюллов на картине «Наездница» выполнил портрет ее воспитанниц Джованины Пачини и Амацилии Пачини На лошади старшая сестра Джованни

Слайд 45

О КОМ РЕЧЬ? Отец его голштинцем был, Лишился матери он рано. Всё русское давно забыл, А русская - его мать Анна.

Слайд 47

Речь идёт об императоре Петре Третьем, вступившем на престол после смерти императрицы Елизаветы Петровны. Его мать и Елизавета были дочками Петра Первого и Екатерины Первой. Отец его Гольштейн-Готторпский герцог Карл Фридрих.

Слайд 48

ВОПРОС. О чьём портрете идёт речь? Писатель этот знаменит, Но художника винит, Как только про портрет узнал, Так ему письмо послал: «Меня ты босиком представил, Ну ладно, брюки хоть оставил»

Слайд 49

А портрет ведь тот правдив, И, руки, как всегда, сложив, Стоит в протёртой блузе он, Во весь рост, но… босиком.

Слайд 50

Это портрет великого русского писателя Льва Николаевича Толстого работы Ильи Ефимовича Репина. Портрет находится в Русском музее.

Слайд 51

О какой картине идёт речь? Ведь с Фемидой та картина- К ней пришла Екатерина. Принесла в жертву покой, Представ перед богиней той. Картину эту написал Левицкий

Слайд 53

Богине покориться Пришла императрица- В ладу с Фемидой хочет жить- Клянётся честно ей служить.

Слайд 54

На картине клубы дыма от разгоревшегося жертвенника, Екатерина только что выронила горсть цветочных лепестков. На жертвеннике надпись: « Для общего блага». Над жертвенником поднята богиня Правосудия – Фемида. Победоносный орёл покоится на законах.

Слайд 55

Если императрица жертвует, своим покоем ради сохранения законов, то и смыслом её правления должны стать не завоевания, а процветание мира. Левицкий отказывается от упоминания о военных победах самодержицы.

Слайд 56

На развевающемся российском флаге изображённый на военном щите Меркуриев жезл означает «защищённую торговлю»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О какой картине работы Николая Ге идёт речь? У царя Петра допрос.- На сына получил донос: Наследник против дел царя! Против отца пошёл он зря.

Слайд 2

Теперь стоит, потупив взор, В глазах отца немой укор. Но сын не ищет утешенья, И не просит он прощенья. Отец привлёк к суду Сенат- Царевич сам в том виноват.,

Слайд 4

Ответ. Речь идёт о картине Николая Ге « Пётр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Картина находится в Русском музее.

Слайд 5

О какой картине Сурикова идёт речь? По тропинкам горным узким- Таков спуск солдатам русским. На склоне лет, совсем седой Суворов здесь с больной ногой. Опасность всех объединяет, А он всё шутит, ободряет.

Слайд 6

О Чьём портрете работы Боровиковского идёт речь? На шее знак ордена Анны Святой, Магистерский крест на цепи золотой, Корона мальтийская на голове. В порфире, со скипетром в правой руке.

Слайд 7

Речь идёт о портрете Павла I в короне Гроссмейстера Мальтийского ордена (автор портрета Боровиковский). Портрет можно увидеть в Русском музее

Слайд 8

Вопрос. О какой картине идёт речь? В берёзовой роще вода разлилась. Речная протока с рекою слилась. Берёзки у берега робко стоят: Как будто с опаской на воду глядят. И с лодкою вместе они создают Прелестный и тонкий весенний уют.

Слайд 10

Речь идёт о картине «Весна.Большая вода» Картина эта находится в Москве в Третьяковской галерее. А портрет этого художника находится в Русском музее. ВОПРОС. Какой художник написал картину «Весна. Большая вода»?

Слайд 12

Картину «Большая вода» написал И. Левитан. А портрет Исаака Левитана написал Валентин Серов. Портрет этот находится в Русском музее, там же и картина Левитана , на которой Природа молчит. Недвижна река. Застыли тяжёлые облака. Застыло всё небо с жёлтой луной. Ночь, опускаясь, приносит покой.

Слайд 13

Вопрос. О какой картине Левитана идёт речь?

Слайд 14

Речь идёт о картине И. Левитана «Тишина». В Русском музее и последняя картина (неоконченная) «Озеро Русь.» Левитана. Первый вариант её в Третьяковской галерее. Эта картина считается главным произведением позднего Левитана «лебединой песнью художника.», а природа в «Тишине» как будто застыла в своём мирозданьи.

Слайд 15

Картина Левитана «Озеро Русь»

Слайд 16

Портрет М.Я. Львовой Этот портрет находится в Русском музее. Серов написал портрет своей двоюродной сестры Марии Симанович, когда она уже была замужем за врачом Львовым.

Слайд 17

Валентин Серов писал Машу Симанович и раньше, когда она была ещё совсем молодой. Тот портрет находится в Третьяковской галерее. Как называется картина, на которой Серов изобразил Машу Симанович в саду под липами?

Слайд 18

Как называется эта картина ? Сквозь листву с макушки лип - Лучик солнечный проник,- Не нарушив тишины, - Он спустился с вышины- И пробравшись сквозь листву - Прикоснулся и к лицу Девушки под липой, Будто с садом слитой. – Осветил и чистый взгляд - Руки, волосы, наряд. Той девушки под липою С дыханьем сада слитою., - - -

Слайд 20

«Девушка, освещённая солнцем» Сквозь листву с макушки лип -Лучик солнечный проник, - Не нарушив тишины, - Он спустился с вышины- И пробравшись сквозь листву - Прикоснулся и к лицу Девушки под липой, Будто с садом слитой. – Осветил и чистый взгляд - Руки, волосы, наряд Той девушки под липою, С дыханьем сада слитою.,

Слайд 21

«Девушка, освещённая солнцем» - это Маша Симанович Валентин Серов изобразил будущую талантливую художницу Машу Симанович. А пока невозмутим её душевный мир. С большим мастерством воплотил художник состояние полного покоя, молчания молоденькой девушки.

Слайд 22

В Третьяковской галерее находится картина на которой В. Серов изобразил Веру Мамонтову. Как называется эта картина? На картине той закат- Млеет живописно сад. Свет сияет в интерьере. Сад заглядывает к Вере. Лучик солнечный гарцует, На руках, лице танцует

Слайд 23

И будто бы в шутку Она на минутку, Позируя смело, К столу и присела.

Слайд 24

Живые карие глаза: Она, конечно, егоза. Сквозь загар сквозит румянец, Будто исполняла танец. И руки трепетны её. Сидеть, застыв , -не для неё.

Слайд 25

По лицу и рукам Льётся света поток, А сидит у окна Этот чудный цветок

Слайд 26

На картине «Девочка с персиками» изображена дочь промышленника и мецената С.И. Мамонтова Вера.

Слайд 27

О какой картине идёт речь? Над полем ласточки летают, Колосья золотом сверкают. Дорога вьётся и бежит, Ведь к соснам путь её лежит. Как низок ласточек полёт!- То знойный день грозу уж ждёт.

Слайд 28

Речь идёт о картине «Рожь»

Слайд 29

О какой картине этого же художника, находящейся в Русском музее , идёт речь? Застыл могучий хвойный лес: Добрались сосны до небес И греют там свои макушки. Блики солнца - на опушке. В этот день спокойный ясный Как стекло, ручей, прозрачный. Тишина, покой и свет. Лета в этот день расцвет.

Слайд 30

Речь идёт об Иване Шишкине и его картине Корабельная роща» (Русский музей)

Слайд 31

Портрет художника И. Шишкина работы Крамского в Русском музее «Портрет художника И. И. Шишкина». И. Н. Крамской (1880, Русский музей

Слайд 32

Портрет И Шишкина работы И.Е. Репина в Русском музее В Русском музее находится и картина Шишкина «Дубовая роща», и картина «Вид в окрестностях Петербурга» и другие., а в Третьяковской галерее всем известная картина «Утро в сосновом бору»

Слайд 33

О какой картине идёт речь? На дне морском Садко стоит- На трёх девушек глядит. Одна наряднее другой, А их отец – сам царь морской. На одной из тех девиц Хочет царь его женить Равнодушен к ним Садко- Не нравится ему никто. Его мысли всё о ней- О Любавушке своей.

Слайд 35

В былине «Садко- богатый гость» говорится, что Морской царь Водяной захотел, чтобы Садко ему играл всегда. Он остановил корабли и не отпускал, пока Садко не опустится на дно морское. Там он должен был выбрать одну из его дочерей в жёны. Однако взгляд его устремлён к стоящей поодаль девушке в крестьянской одежде. Заснув после свадебного пира, Садко проснулся на своей новгородской земле на берегу реки Чернявы.

Слайд 36

Речь идёт о картине Репина «Садко-богатый гость на дне морском» Непостижим подводный мир! Здесь каждый камень, как сапфир, Как изумруд морское дно- Волшебным кажется оно.

Слайд 37

О какой картине идёт речь? Античный бог в лесу сидит- На нимфу юную глядит. Играет на волшебной лире Для самой лучшей нимфы в мире. Он очарован нимфой той- Её волшебной красотой.

Слайд 38

Девять муз ему послушны, А эта нимфа равнодушна. Словам красавца не внимает, Как увидит, убегает. Природа даже замирает, Как вдохновенно ей играет.

Слайд 40

Речь идёт о картине А.Бенуа «Аполлон и Дафна» ( Русский музей) Под сенью могучего древа играет античный бог Аполлон. Рядом расположены олицетворяющие природу фантастические существа. . Из кустов выглядывает привлечённый музыкой козлоногий сатир. На нежно-зелёной траве пышнотелая нимфа и уродливый козлоногий пан. На них смотрит, выглядывая из дупла нимфа Дафна: та странная пара её привлекла. А красота юного Аполлона так и не тронула её душу.

Слайд 41

О каком художнике идёт речь? Ширь воды и глубина. Ночь, и небо, и луна. Краски ночи всегда с ним: Днепр и лунный свет над ним.

Слайд 42

Речь идёт о художнике Куинджи. Скажите, о какой его картине теперь речь? В свете лунного сиянья, Водной зелени мерцанья Спят притихшие селенья- Ожидают пробужденья.

Слайд 43

Речь идёт о картине Куинджи «Ночь на Днепре» (Русский музей)

Слайд 44

О ком на картине Врубеля идёт речь? Летит он над вершинами Казбека, Над горными снегами век из века, С жестоким и печальным выраженьем. В глазах его страданья отраженье.

Слайд 45

Речь идёт о картине М.Врубеля «Летящий Демон»

Слайд 46

«..В борьбе с могучим ураганом, Как часто, подымая прах, Одетый молньей и туманом, Я шумно мчался в облаках, Чтобы в толпе стихий мятежной Сердечный ропот заглушить, Спастись от думы неизбежной И незабвенное забыть!» (М.Ю. Лермонтов. «Демон»)

Слайд 47

О какой картине Брюллова идёт речь? (Русский музей) Здесь в воде зеркально-чистой Отразился взгляд лучистый. Облака в воде мелькали, Но его не привлекали. Приводило в изумленье Его своё лишь отраженье. Но оно уже менялось – Предсказание сбывалось.

Слайд 49

Речь идёт о картине А. Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду» При рождении Нарцисса Явилось предсказание- Для отца его, Кефисса, Как будто в наказание. Речным богом был Кефисс- Прекрасен сын его Нарцисс. Но горд он был и одинок- Влюбиться ни в кого не мог.

Слайд 50

Красавца девушки любили, Но отвергнуты им были. Предсказанью чтобы сбыться, Достаточно отразиться. Ведь Нарцисс в себя влюбился И, как Эхо, растворился. Отраженье погубило- Предсказанье точным было.

Слайд 51

О какой картине А.Лосенко идёт речь? (Русский музей) Новгородский князь склонился Над красавицей княжной, В половчанку ту влюбился- Потерял совсем покой. Совершил он преступленье- Теперь молит о прощеньи. Чтоб владеть той красотой, Совершил он грех большой.

Слайд 53

Речь идёт о картине А. Лосенко «Владимир и Рогнеда» Владимир Святославич посватался к половецкой княжне Рогнеде, был отвергнут её отцом. Тогда князь Владимир пошёл войной на Полоцк, в бою убил отца и двух братьев княжны и насильно взял её в жёны. Лосенко запечатлел момент раскаяния князя, изъясняющего свои чувства убитой горем Рогнеде. Это была первая картина в русском искусстве на русский исторический сюжет.

Слайд 54

О какой картине Мусатова идёт речь? Одна из женщин в голубом, А другая – в розовом. У воды они вдвоём Со своими грёзами. Их фигуры неподвижны: Ни слов, ни жеста, только взор. Вся природа здесь недвижна, Как суете прямой укор.

Слайд 55

Речь идёт о картине Борисова- Мусатова «У водоёма» (Русский музей. Авторская копия картины)

Слайд 56

Борисов- Мусатов- художник- символист. Символизм противопоставляет реальный мир вещей миру видений и грёз. Символисты используют недосказанность, намёки, таинственность, загадочность. Глубокое раздумье на лицах женщин . Сидящая женщина- олицетворение души и разума. Суету, тревогу, событий отражает узор её платья. Девушка в лиловом-намёк на мучительно- пограничное состояние художника. Художник- символист- посредник между реальным и сверхчувственным.

Слайд 57

О какой картине Серова идёт речь? Одна из версий этой картины находится в Третьяковской галерее, другая- в Русском музее. Картина написана в 1910 году. Видим мулл и колесницу. В колеснице той девица. Служанки шествуют за ней, А за ними Одиссей.

Слайд 58

Загрузить в полном масштабе 1000x822, 128k Речь идёт о картине Серова « Одиссей и Навзикая»

Слайд 59

Владыки феакийцев дочь Сон странный видела в ту ночь: На море звал тот сон её Постирать семье бельё. Встретила, бельё стирая, Незнакомца Навзикая. Нет одежды на мужчине: В листьях и в морской он тине.

Слайд 60

О своём поведал горе : Двадцать дней он плавал в море. Дочь Алкиноя Навзикая, Ничего о нём не зная, Указала путь в свой дом И там узнала лишь о том, Что не простой человек сей, То царь Итаки - Одиссей. Ему корабль дал Алкиной,- Вернулся Одиссей домой.

Слайд 61

О какой картине Русского музея идёт речь? Что за женщина такая- Стоит в центре, и нагая? Но ведь это не богиня Фрина –женщины той имя. Но люди ей цветы бросают- За Афродиту принимают Из пены вышедшей морской, И все цветы богине той..

Слайд 62

Речь идёт о картине Семирадского «Фрина на праздник Посейдона в Элевзине»

Слайд 63

В древнегреческом городе Мегары жила молодая женщина по имени Фрина , своей красотой напоминающая богиню. Скульптор Пракситель изваял с нее Афродиту Книдскую. Изваяние было поставлено в храме Афродиты... Возгордившись, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты – Афродите. Как Афродита хоть красива, Но, очень девушка спесива. .

Слайд 64

В день праздника Посейдона красавица Фрина пришла к берегу моря, где, сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в оскорблении богов. Но художник изобразил восторг народа перед её красотой. Справа –поэты воспевают её красоту.. А слева- народ выражает восторг, бросая ей цветы.

Слайд 65

О какой картине Виктора Васнецова идёт речь? Два коня здесь боевых И два всадника лихих. Степной витязь – на одном, Русский воин - на другом. Кони в диком напряженьи- Этот миг- разгар сраженья:

Слайд 66

Речь идёт о картине В. Васнецова «Битва скифов и славян».

Слайд 67

Картина эта написана Васнецовым в 1881г. Скифы и славяне, давая отпор врагу, совершали ратные подвиги. Но Васнецов непроизвольно допускает историческую неточность, так как в конце 19-го века ещё не было известно, что скифы жили на несколько лет ранее славян и потому встретиться со славянами не могли.

Слайд 68

О какой картине Васнецова, находящейся в Русском музее, идёт речь? Камень вещий на пути Куда витязю идти? Предсказание такое: Не найдёт всадник покоя, Прямой дорогой коль пойдёт, То смерть на том пути найдёт.. И он коня остановил, Понуро голову склонил. Как поступить, не знает он, Почувствовал беду и конь.

Слайд 69

Речь идёт о картине Васнецова «Витязь на распутье»

Слайд 70

На первом плане витязь на боевом коне, вооружённый копьём, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел- настоящий русский богатырь. На втором плане Васнецов изобразил камень, черепа и кости. Видно, что на этом поле происходило множество сражений, в которых погибло бесчисленное количество храбрых воинов.

Слайд 71

О какой известной картине этого же художника идёт речь? Эта картина в Третьяковской галерее. Плачет от обиды часто сирота - Знает лишь об этом омута вода. Грустные заметив у неё глаза - Жалостливо гладит девочку лоза- - . Слёзы застилают неподвижный взгляд -.- Ласточки развеять боль её хотят. Щебетом весёлым, ласковым своим Успокоить девочку удаётся им.-

Слайд 73

О какой картине Сурикова, находящейся в Русском музее, идёт речь? Песен слышится полёт: Острогрудый чёлн плывёт. Взлетают вёсла над водой- У казаков же пир горой. Атаман не веселится- И от дум ему не спится. Куда завёл он казаков? Ответ за то держать готов И за княжну, что загубил- Бросил в Волгу, утопил.

Слайд 74

Речь идёт о картине Сурикова «Степан Разин»

Слайд 75

«Из-за острова на стрежень, На простор речной волны Выплывают расписные Стеньки Разина челны»- Это слова песни конца 19-го века о лихом казацком атамане Стеньке Разине. Казацкую волю и мятежность души выдаёт его зоркий глаз. О чём он думает ?- Как сделать русский народ вольным и счастливым или о судьбе верных сподвижников? А, может,о княжне?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Об одном изобретателе эпохи Екатерины Второй Вдохновенно кто , умело Изобретателем стал смело? Секрет английский разгадал: Как сплав готовить для зеркал. Он в технику был погружён- И мастерством вооружён. Прекрасно пел, стихи писал, На фортепьяно он играл. Науки многие постиг, И в технике высот достиг.

Слайд 2

Прожектору дал прототип, Обрёл же знания из книг. Он изготовил водоход, И запустил на полный ход. Часы такие смастерил, Что всех в России удивил. И в Эрмитаже один зал Хранит часы, что он создал. Трудился из последних сил, Какой театр в часы вместил! Нелёгкий труд. Но не напрасно: Фигурки двигались прекрасно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятник Екатерине Второй

Слайд 2

На памятнике Екатерины те, кто помогал управлять империей Служить ведь каждый был готов: Державин, Дашкова. Орлов, Суворов и Румянцев здесь Бецкой и Безбородко есть. И не забыт Потёмкин, нет. А вот Чичагова портрет. Недаром с ними пьедестал Поддержкой для царицы стал. Принесли побед немало И за то им честь и слава.

Слайд 3

Памятник Екатерине Второй на площади Островского

Слайд 4

На площади под небом зал. Царице памятник здесь встал А держит жезл она, венок, Корона царская у ног. Какой роскошный пьедестал Поддержкой для царицы стал. Принесли царице славу - Их портреты здесь по праву.

Слайд 5

Служить ведь каждый был готов: Державин, Дашкова. Орлов, Суворов и Румянцев здесь Бецкой и Безбородко есть. И не забыт Потёмкин, нет. А вот Чичагова портрет. Принесли побед немало И за то им честь и слава. Такой роскошный пьедестал На памятнике том предстал.!

Слайд 6

На переднем плане памятника расположена бронзовая доска с атрибутами наук, художеств, земледелия, сухопутного и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов написано слово «ЗАКОН» и сделана надпись:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА Из любительских театров в Кадетском корпусе и в Ярославле был создан профессиональный театр в Петербурге

Слайд 2

Сын ярославского купца Фёдор Волков

Слайд 3

Сын купца не стал купцом, А театра стал творцом. И тот театр, что он создал, Ведь смыслом жизни его стал: И театральный режиссёр И самый яркий в нём актёр. С Мельпоменой он дружил Беззаветно ей служил.

Слайд 4

И сама императрица Его вызвала в столицу. С ярославской труппой он В Петербург был приглашён. Волненье испытав , тревогу Артисты двинулись в дорогу. Предстояло им в столице Развлекать императрицу. Игра на сцене, нет сомненья. Была достойна восхищенья.

Слайд 5

В Кадетском корпусе кадеты организовали тоже любительский театр и разыгрывали пьесы кадета Сумарокова Кадетом был когда-то он, В драматургию был влюблён, И трагедии представил. В них борьбу со злом прославил. Труппа кадетов- театра любителей Пьесы его разыграла для зрителей. Шли комедии с успехом- Прерывались дружным смехом.

Слайд 6

А.П. Сумароков. Придворный он театр создал- директором его и стал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по элективному курсу"История Невского района Санкт-Петербурга.ХVIII-XIX века"(для 9 класса)

Содержание программы элективного курса по краеведению "История и культура Невского района Петербурга" по материалам музея "Невская застава" и библиотеки   Леонида Соболева. Пособие...

методическая разработка открытого урока «Блистательный XVIII век.Загадки Петербурга". 7ласс. Курс истории и культуры Санкт- Петербурга.

Цель урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.Задачи:Обобщить знания о петербургском наследии XVIII...

Учебный фильм по истории "Купеческий стиль в интерьере конца XIX века. Особняк купцов Брусницыных в Санкт-Петербурге".

Особня́к купцов Брусницыных (Кожевенная улица (Санкт-Петербург), дом 27) — памятник архитектуры в стиле  эклектика в Санкт-Петербурге. В современном виде создан в 1884 году...

В руках мастера редчайший инструмент XV- XVIII веков. Концерт Паоло Пандольфо (виола да гамба) в Санкт-Петербурге на фестивале Earlymusic.

Паоло Пандольфо (итал. Paolo Pandolfo, род. 31 января 1964, Италия) — итальянский музыковед, дирижёр и исполнитель (виола да гамба) старинной европейской музыки, композитор и импровизатор. Сначал...

Культура России в XIX веке на примерах архитектурных сооружений Москвы и Санкт – Петербурга.

    Абубакирова Н.Ш.Воспитывать  на идеалах красоты и совершенстваИнтегрированный курс по теме «Культура России в XIX веке на примерах архитектурных сооружений Москвы и Санкт – П...

Технологическая карта занятия "История профессионального образования в Санкт-Петербурге (XVIII-XIX век)"

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности предметной области «История и культура Санкт-Петербурга». 8-9 класс...