Санкт-Петербург в XVIII веке
учебно-методический материал по краеведению по теме
Санкт-Петербург в XVII веке
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с картой по вопросам. Назовите рукава Невы. Какие острова омывает она ныне? Что случилось на заливе, что он волны погнал вспять? Как вы думаете, что было с островами если волны с залива пошли на них, а им навстречу волны, несущие воду в залив?
Наводнение на островах Да, разъярённая Нева Набросилась на острова. Да всё глотала на пути, Что можно было унести. Ревели волны на Неве, Шипели яростно во мгле.
Что должно было произойти в природе, чтобы прекратилось наводнение? Сменилось ветра направленье- Прекратилось наводненье. Застыли в небе облака- Спокойной стала и река. К островам уже ласкалась: За буйный нрав уж извинялась.
Застыли в небе облака- Спокойной стала и река
После наводнения Лишь Нева угомонилась- Вся природа оживилась. Распрямилась липа, ясень, И опять берёза в рясе. А пенье птиц, их голоса Уж огласили все леса. Но преграждало людям ход В тех чащах множество болот.
Рапрямились липа, ясень. И опять берёза в рясе.
Как обитатели нашего края осваивали дары природы? А ижорцы, чудь и меря Хоть боялись злого зверя, В притихшем и сыром лесу Охотились уж на лису.
Нарушив островов покой, Кричали чайки над Невой. На зорьке ранней у реки Садились в лодки рыбаки.
Сазан, карась и даже сиг В сетях оказывались вмиг. С ними корюшка, миноги Попадали в сети многим. Когда держали путь домой, Прощались весело с Невой. Они ведь знали, что она Всегда одарит их сполна.
Древняя Ладога. Параграф 2 5. Почему Ладогу называют защитницей Новгорода ?
Фрагмент урока Надеясь на свои победы, О Ладоге мечтали шведы. Не раз ту крепость осаждали- Вели огонь по ней и ждали, Что стены эти не спасут, И крепость жители сдадут.
О каком храме идёт речь? Не удалось врагам опять У русских Ладогу отнять. Преподав урок врагам, Воздвигли ладожане храм. И светлый стройный его вид Навеки с Ладогою слит. Как символ всех побед над злом Поставлен храм на месте том.
Храм Святого Георгия в Старой Ладоге
В составе Великого Новгорода. Параграф 3. О господстве над торговыми путями мечтали новгородцы, шведы и немецкие рыцари.
Из варяг в арабы, в греки Путём торговым были реки: И Нева, и Днепр, И Волга. Велась по ним торговля долго. Невою Новгород владел И от торговли богател
Какое из сражений на территории края вошло в историю Руси? Вблизи Невы, в дыму костров Уселись шведы у шатров. И с лесом рядом и с водой Готовились дать русским бой. Пока же развели костры. Везде расставили посты.
Хоть топкие в лесу болота И мхом поросшая трясина, По узким и опасным тропам До шведов добралась дружина. Следили шведы за Невою- Готовились к морскому бою. Тишине они внимали, И вскоре все уж крепко спали.
У новгородцев план не плох- Захватить врагов врасплох. На шведов-то они напали, Когда те не ожидали. И хоть проснулись быстро шведы, Но было им не до победы. Как разгорелось битвы пламя, Они бросались в воду сами.
Невская битва
Внезапно вспыхнув над Невой, Недолго продолжался бой. Ведь быстро с невских берегов Дружина прогнала врагов. Александра за отвагу, За победу ту в награду Называть все стали Невским- Почётным именем и веским.
На шведов-то они напали, Когда те не ожидали.
Под властью шведского королевства. Параграф 7 3. Какие шведские укрепления появились в дельте Невы? Изменчивы Невы картины: На Охте выросли куртины. И русским ставили препоны Куртины те и бастионы.
И русским ставили препоны Куртины те и бастионы
Да и шведский город Новый В устье Охты встал торговый. Город Ниен стал богатым. В нём с рассвета до заката Гул торговый не смолкал. Купцов ведь Ниен привлекал. Примечание. Слово «ниен» в переводе со шведского означает «новый».
Прошли года, десятки лет, А русским в море хода нет. Нева под шведами была, Но русских помнила, ждала. Дождутся русского царя Неве подвластные края
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1718 г. русские женщины получили возможность появляться в свете. Петру Первому не нравилось их затворничество в теремах. По его воле были введены особые собрания – «ассамблеи», которые могли посещать и женщины.
Ассамблея Петра Первого. Гравюра с оригинала Хлебовского. Государственный музей им. Пушкина
На ассамблеях Петра Первого Здесь свечи, кружки на столах Да памятные доски И сидя в дымных облаках, Вели беседы просо. И царь здесь в шахматы играл Со шкипером английским И перед дамами стоял С поклоном самым низким. Галантный сделав же поклон, Приглашал на танец он.
Н ассамблее петра Первого
Да и с мастером заезжим Побеседовать любил. Разговаривал, как прежде, Когда плотником служил. А дочери его красой, нарядами блистали, Не только свет- народ простой Беседой развлекали. Здесь иностранные купцы, Офицеры и князья, Мастеровые, мудрецы, А кланяться царю нельзя. Порядки очень странные, А танцы иностранные, Здесь русское дворянство Без лести и без чванства.
Лебедев Клавдий Васильевич. «На ассамблеях Петра Первого»
Портрет барона Строганова работы И. Никитина в Русском музее
Санкт- Петербург стал первым в России городом, где появились перовые произведения живописи и скульптуры. Первым русским художником портретистом стал Иван Никитин. Город стал украшаться скульптурой. Чтобы понять аллегорический смысл скульптурного убранства, надо было знать библейские сюжеты.
Первый русский художник-портретист Иван Никитин. Портрет Петра Первого его работы в Русском музее
Портрет барона Строганова работы И. Никитина в Русском музее
Главный в крепость вход от Петровских стал ворот
На аттике ворот барельеф «Низвержение Симона волхва» А ворота - царю гимн: Он велик, непобедим. На воротах барельеф Убеждает в этом всех. Здесь библейский взят сюжет Для прославления побед.
На аттике барельеф «Низвержение Симона волхва апостолом Петром» Ворота- песня, царю – гимн. Он велик, непобедим. На аттике барельеф Убеждает в этом всех Чтобы понять аллегорический смысл этого барельефа , нужно знать библейский сюжет
Главный в крепость вход от Петровских стал ворот
Миф гласит о том, что волхв силой волшебства забрался на небеса, а апостол Пётр низвергает его с небес молитвой. И он падает. Под волхвом подразумевался Карл Двенадцатый, шведский король, а под апостолом Петром подразумевается русский царь Пётр Первый.
Это скульптура Афины- Полиады на Петровских воротах Каков её аллегорический смысл?
Эта Афина- аллегория мудрости Петра Первого У неё в руках зеркальце и змея- аллегория мудрости..
А это Афина Паллада- богиня войны. Эта скульптура – аллегория военной доблести Петра Первого.
Над аркой герб России. В центре герб Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона
Такой герб России на Петровских воротах ( Архитектор Трезини)
Первый монумент, созданный в России- конный памятник Петру Первому. Ск. Б- К. Растрелли
В чём особенность художественной культуры петровского Петербурга? Переплелись «отголоски» голландской, французской и московской культуры. Благодаря этому сформировался особый архитектурный стиль- раннее барокко. Тон всей художественной культуры (живописи, скульптуры, театра) задавал модный в Европе стиль барокко, полный аллегорий,тщательно прорисованных деталей и ярких красок
Дворец князя А.Д. Меншикова- самый выразительный памятник наследия петровской эпохи Во дворце своём столичном Принимал гостей князь лично. На лодках гости подплывали, А их здесь музыкой встречали. И шли они от пристани Во дворец изысканный.
Гостей приветствовал там Зевс, Да и Геракл встречал их здесь. А лучезарный Аполлон Готов был сделать им поклон. И приветствовали взором Тех гостей Парис и Флора. По лестнице шли гости в зал, Что роскошью их поражал.
Аполлон уберегает мир от поглощения его тьмой. А здесь в центре арки бог солнца во дворце Меншикова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И не взошла ещё заря, Как в Теремном дворце Кремля У царицы сын родился. На свет царевич появился. В канун поста родился он. В конце июня был крещён. И сына царь Петром назвал. Да на пир гостей созвал.
Детство будущего царя Петра Образован очень спешно Из детишек полк Потешный, И увлекла детей, Петра Тогда военная игра. И узнали дети вскоре Интересных сто историй О жизни и борьбе князей, О прошлом родины своей.
Царевич смелых почитал- Рассказы слушал и мечтал В сраженьи шведов победить- Неву от них освободить. Пока в Потешном он служил И барабанщиком лишь был. После смерти своего отца в 1682 году десятилетний Пётр стал царём, но до его совершеннолетия правительницей России стала его сестра царевна Софья.
И Софья, сводная сестра, Отправила в село Петра. Делиться властью ведь своей Ни с кем уж не хотелось ей. Петра она отправила На Яузу, в Измайлово, Но где бы он ни проживал, Всегда с Потешными играл.
Малолетний царь доволен: Ведь он с матушкой на воле. Росли, мужали в селе том Потешные с царём Петром. Он нашёл в амбаре лодку: Изучал теперь находку.
Называли ботом лодку- необычную находку
Голландец начал бот чинить, А царь немедленно стал шить. Забыв и по обед, про сон… Для бота паруса шил он. И даже мачты Пётр строгал- Неплохо Брандту помогал. И вот Нептунов час настал: Ведь царь учиться плавать стал.
Ему казалось- это сон: На Яузе, на боте он. Мечта уже зовёт на пруд, А Яуза? – так тесно тут. И на пруду уж Просяном На Яузе резвится он. А здесь вода хоть широка, Но совсем не глубока.
В Переяславль уж захотел- Там озеро он усмотрел. Воды Плещеева озера предстали для «Нептуновых потех» молодого царя.
Там он верфь построил вскоре, Но мечтал уже о море. И дорога на примете: По ней до Вологды в карете. А до Архангельска баркас По воде доставит враз. С непогодой, ветром споря Добирался царь до моря. Ведь из Гамбурга, Гааги Развевались в море флаги.
Сюда с товаром корабли С заморской прибыли земли.
И Пётр на яхте своей сам К иностранным шёл гостям. Он верил, что день будет тот, Когда здесь встанет русский флот. Как волонтёр, а не как царь, В Европу прибыл государь. Там плотничал на корабле И тем доволен был вполне.
Памятник «Царь- плотник» Работы Леопольда Бернштама на Адмиралтейской набережной
Не до лени, не до скуки- Интерес большой к науке. Не только знания копил- Коллекций много закупил. И направил за границу Сыновей бояр учится. Всё интересовало русского царя
Раздел 2. Санкт-Петербург- имперская столица Фрагменты уроков по теме «Первоначальный Санкт- Петербург»
Параграф 9 «Назло надменному соседу..» Как Россия вернула приневские земли ?
Задумал царь стране вернуть В Европу через море путь. Но взять, чтоб шведов в оборот России нужен сильный флот. Всегда открытые ветрам И наводненьям острова, Уже входили в дерзкий план Неугомонного Петра.
Начало Северной войны Врагов не просто же прогнать - Они умеют воевать. Король у шведов молодой. Он дерзок, смел и рвётся в бой. Но Карл Двенадцатый не знал, Что не торгуясь о цене, Задачей главной Пётр считал - Вернуть Неву своей стране.
Задумал силу испытать - У шведов Нарву отобрать, Но ретиво, до победы За ту крепость дрались шведы А русский царь негодовал, Что Нарву он не отобрал. Уж слишком дорогой ценой Под Нарвой обошёлся бой.
И, сменив солдатам формы, Проводить он стал реформы. Повсюду: в артиллерии, В пехоте, кавалерии Гвардейцев стали обучать, Как крепости в осаду брать.
Битва за крепость Орешек Островочек в водах невских - Там стены, башни по углам. Отобрать у шведов крепость Самим Петром составлен план. Бомбардиры продвигались - К Нотебургу направлялись. Настало время наступать И Нотебург в осаду брать.
И встал под небом голубым Стеной сплошною вскоре дым. Но виден лев на знамени Отчётливо в том пламени. Огонь приказывал всю ночь, Чтоб шведы убирались прочь.
Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года
И где со львом был шведский флаг, Уж белый появился стяг. Так выполнен приказ царя: Открыть на запад путь, в моря. И превратился Нотебург В Ключ -город, то есть в Шлиссельбург С потерь хоть начал Пётр войну, Но знал теперь: вернёт Неву.
Но в устье Охты у Невы Другая крепость шведов. Преградила путь, увы, Петру к морским победам. И снова надо наступать: Ниеншанц в осаду брать. Но Петром приказ был дан Не на штурм - на мирный план.
Но ведь отказались шведы Ту крепость добровольно сдать, Шереметев до победы Приказал по ней стрелять. И ворота вдруг открылись, Осаждённые явились. И теперь не торговались, А с готовностью сдавались.
Но уже под залпы пушек, Во всеоружьи, как всегда, Шли полёт Петра разрушить В Неву два шведских корабля Пленить врагов на корабле -. Мечта Петра заветная. Поплыли лодки по Неве Весенней ночью светлою.
Резвился ветер, лодки гнал Да в небе с тучами играл. И дождь из тучи грозовой Той ночью хлынул проливной И совсем - совсем нежданный Ведь некстати, нежеланный. Но плыли лодки напролом С гвардейцами, с царём Петром.
И русский царь под свист снарядов Отдавал приказ отрядам. И не боялся смерти, ран Тот бомбардирский капитан. Чтоб лицом к лицу со смертью Сухопутные гвардейцы С врагом сражались на воде - Такого не было нигде.
Но палуба уже дрожит: То швед от русского бежит. Уже в плену два корабля Что под шведским были флагом. В победу верили не зря - Ведь с Петром сражались рядом.
Уже в плену два корабля, Что под шведским были флагом
В победу верили не зря- Ведь с Петром сражались рядом.
В честь победы была выбита медаль «Небываемое бывает».
А на небе уже встала С улыбкой ясною заря И, как будто подтверждала, Что бой той ночью был не зря. Ведь Пётр над царственной Невой Мечтал построить город свой.
В Неве с нелёгкой думой царь: Возвести мечтает крепость. Но где? Не знает государь И осматривает местность. Красуется зелёный лес- Лазурь спускается с небес.
Белоствольные берёзы навевают мысли, грёзы http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8C%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%82%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D1%91%D0%BD&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fi76.photobucket.com%2Falbums%2Fj37%2FK_Avery%2F1880.jpg&pos=6&rpt=simage&lr=2
. Его пленяют острова. Как изумруд, на них трава. А гладь Невы зеркальная, Как будто нереальная. Но сильный ветер налетел - Предупредить царя хотел, Что острова и здесь, и там Открыты настежь всем ветрам.
Но ветер так старался зря: Уж не свернуть с пути царя. Дворцы в его мечтах, каналы- Островочек видит малый. Тот остров, низкий и сырой И часто бывший под волной, Да полный комаров докучных, Провёл годов немало скучных.
Теперь у русского царя Неве подвластные края. Совсем недолго он мечтал - Уже помощников собрал. Указы начал издавать: Строителей сюда собрать, Земли побольше натаскать И остров низкий приподнять.
На шесть участков разделили Да бастионы возводили. Возвели шесть бастионов, И к морям уж нет препонов. На Неве преград нелепость И разрушила та крепость,
И в ту крепость главный вход От петровских стал ворот. А ворота- царю гимн: Он велик, непобедим. На воротах барельеф Убеждает в этом всех. ВОПРОС. Как иносказательно воспринимался библейский сюжет на барельефе для прославления побед Петра Первого над Карлом Двенадцатым?
Параграф 10. «Вырос город..» На каком острове начал расти новый город? Фрагменты урока
Природы-матери величье Выражалось очень просто: В честь неё же по обличью Называли каждый остров. И белоствольные берёзки Об острове своём гласили Развесив пышные серёжки, Ему и имя подарили.
На Берёзовом острове И этот остров величая, Одев свой праздничный наряд, И майским днём царя встречая, Берёзки выстроились в ряд…. И возник здесь новый город, И он стал России дорог.
О чьём доме идёт речь? И без пилы, лишь топором Был за три дня построен дом. На том доме бомбардира Установлена мортира. А бомбардир тот- капитан Имел ещё и царский сан.
Но удивлял дом простотой, А не пышной красотой.
Посольский дом А рядом Меншиков там жил, Дом его Посольским слыл. И ясно было всем без слов, Что принимали там послов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И важного названия На площади два здания. А появились в те же дни Ведь для правительства они. В честь победы при Калище Фонари уж на жилищах. ВОПРОС. Как назывались два правительственных здания на Троицкой площади?
Быстро город молодой Растёт и крепнет над Невой Так на Берёзовом острове появился дом царя, дом Меншикова, Троицкая площадь. два здания коллегий, Гостиный двор и пристань на Неве рядом с Петропавловской крепостью.
Ну а в крепость главный вход От Петровских стал ворот. А ворота - царю гимн: Он велик, непобедим. На воротах барельеф Убеждает в этом всех. Здесь библейский взят сюжет Для прославления побед.
Петровские ворота (архитектор Д. Трезини
Библейский сюжет «Низвержение Симона волхва». Скульптор Конрад Оснер
Этот барельеф находится в верхнем ярусе ворот Массивней ярус нижний. На нём и герб не лишний. Налево и направо Глядит орёл двуглавый. В доспехах там Паллада, С змеёю Полиада. Прославляют здесь они Победные России дни.
Российский герб на Петровских воротах
А в центре крепости собор. Над ним и ангел с тех же пор. Шесть бастионов, шесть куртин- Лишь ангел в небесах один.
2. Где создавался Балтийский военно- морской флот? О верфи начал царь радеть. Он путь на Балтику открыл, Но чтобы морем овладеть, Ведь флот необходим уж был. А здесь на берегах Невы И верфи нет, ни кораблей. Задумчив бродит у волны Он с давнею мечтой своей.
На левом берегу Невы Подсказку слушает волны. У деревеньки в пять дворов Развернулось дело бойко, И вот уже стук топоров - Началась большая стройка
Трудился царь на верфи той, Как будто мастер он простой. С царём же создавали флот Дворяне и простой народ. Незабвенны те моменты, А любимым инструментом Рубанок для Петра ведь был. Хорошим плотником он слыл.
Тот шкипер, плотник, капитан, Имевший важный царский сан, То за рулём был на реке, А то рубанок вдруг в руке. Как начинался ледоход, Так царь садился в галиот, В своей стране всех удивлял- Европу даже изумлял. Ведь казался очень странным Королям он иностранным.
Параграф 11. Санкт-Петербург- новая столица России Кто и где решал судьбы России в новом городе?
Этот дом царя Петра не сохранился Дом первый зимний для Петра Стоял в Немецкой слободе. Дворец тот скромным был тогда- Фасадом главным не к Неве. У Мойки в слободе был дом. Семья царя и он жил в нём.
Велики царя заботы - Для страны своей работал. В Сенат нередко ездил он, В Адмиралтейский также дом. Зимой садился в сани царь- Работать ехал государь. В ураган, в любую стужу Отправлялся он на службу.
Ведь была его работа- Об Отечестве забота. А для столицы слишком мал Дворец тот царский вскоре стал. И не только для столицы- Дочерям малы светлицы. Перестроил Маттарнови, Поставил ближе дом к Неве. И теперь столице новой Дворец тот подходил вполне.
Зимой садился в сани царь- На службу мчался Государь. Канавка Зимней названа, И бережно хранит она Для всех теперь в своём лице Здесь память о былом дворце. Дворец не сохранился.
Мост через Зимнюю канавку у Зимнего дворца Петра Первого
В Летнем саду при Петре Первом Стоит, как золотой ларец, В том саду царя дворец. И, как в зеркало, в Фонтанку, Смотрят окна спозаранку. Летний сад в её истоке, А Фонтанка на востоке.
Любимый сад царя Петра Сад Летний стал царю отрадой: Нева, Фонтанка, Мойка рядом. И того дворца фасады Глядят на воды рек из сада. Заворожил царя тот сад, Где в зелени скульптур парад.
Богинь скульптуры здесь, богов - Таких в России нет садов. И говорили здесь порою С Петром античные герои. С Аристотелем встречался С Диогеном совещался С Казимирой, Гераклитом, С Македонским, Демокритом.
Аристотель- древнегреческий учёный. Скульптурный портрет в Летнем саду
Под небом севера они В аллеях сада не одни. Ведь с ними вместе в саду том С Дианой рядом Аполлон.
В багровый цвет окутав сад, Устало брёл Старик- Закат. Но убедился он воочью, Что здесь Полдень Рядом с Ночью.
Она, ни на кого не глядя, В звёздном здесь стоит наряде. Заменив собой Закат, Погрузила в сон весь сад. Сова ей нанесла визит- Покорная у ног сидит. И не нарушив сада тишь Прилетела сюда мышь. На пояс к Ночи и присела- Украсить тот наряд хотела.
Защебечут птицы скоро.. Света луч несёт Аврора.. Она, кто что ни говори, Богиня утренней зари. И играя с листвой в прятки, Рассвет шагает без оглядки.
Здесь и Полдень тоже встал, Заняв в саду свой пьедестал. Без полдня не бывает дня. На той площадке все –родня.
В цветниках тюльпаны, розы, Гиацинты и мимозы. И становился всё смелей Над ними лепет тополей, Молодых дубов и клёнов И кустарников зелёных. Омывала сад тогда канала Канала и трёх рек вода.
Выходя из шлюпки царь Направлялся сразу в сад. Цветы любил ведь государь. В своём саду их видеть рад. На рассвете он вставал, По саду Летнему гулял, Ходил утром по аллейкам, Поливал цветы из лейки.
Во французском стиле сад: Цветники, скульптур парад. Афина здесь с копьём стояла- Она парад и открывала. Перед царём же очень мило Богиня голову склонила. Сова с Афиной рядом села- Она царя встречала смело.
В саду был грот- Нептунов дом- С тритонами фонтаны в нём. И слушал музыку органа Нептун в том доме у фонтана. Морей владыка быстро мчался- С гостями царскими встречался. Ведь царь в саду своём столичном В грот гостей водил сам лично.
А на кровле грота Флора- Там с ней рядом Терпсихора. Сивилла тоже красовалась Гостям Фортуна улыбалась. В любое время царь свой сад Показать гостям был рад.
Картина Александра Бенуа
Вопрос. О каком другом дворце Петра Первого идёт речь? Морской воздух и туманы Для Петра всегда желанны. И явился всем на диво Дворец у самого залива. Отдыхал здесь царь, работал, Ассамблеи проводил. А к заливу он охотно В любое время выходил
Речь идёт о Монплезире, любимом дворце Петра Первого
Не хочет швед Петру вернуть В Европу через море путь. На море этом с давних пор Давали шведы всем отпор. России не дают пройти- В Европу нет Петру пути. Прогнать задумал он врага- Занять морские берега. Приневские – то ведь края Уже у русского царя.
У полуострова Гангут Задумал дать сражение- Врагов Петра на море ждут Потери, поражение. И флотилию царь вскоре Воевать повёл на море. .
Гангутский бой в 1714 году
Не подвёл галерный флот- Петра надежда и оплот. Смогли взять силой скампавей Из боя жаркого того Не только десять кораблей И адмирала самого. Ведь Эреншильд- контр- адмирал В той битве к русским в плен попал.
Гравюра Зубова «Триумфальный ввод шведских судов в Петербург»
Для Сената, для Синода И коллегий десяти Царь решил двенадцать строгих На Стрелке зданий возвести. И вот их дюжина парадных, Одинаково нарядных Будто вышли на гулянье В красно-белом одеяньи. Раскрывают ненароком Стиль петровского барокко.
С.-Петербург- город светской культуры В 1718 г. русские женщины получили возможность появляться в свете. Петру Первому не нравилось их затворничество в теремах. По его воле были введены особые собрания – «ассамблеи», которые могли посещать и женщины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дворцовый переворот в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Несут Елизавету сани В ночь тёмную во двор полка. Она царицей скоро станет. Княжна же дочь Петра пока.
Позвав гвардейцев за собой Та дочь великого отца Шла в резиденцию на бой. Остановились у дворца. И под небом звёздным, лунным, Замерев, стоят бесшумно.
Огня нет ни в одном окне. Во дворец проходят тихо. Видно, стража в полусне, Потому их и не слышит. И в осеннюю ночь эту Дочь Петра Елизавету На трон российский возвели. Присягу утром принесли.
Преображенцы в кордергардии Зимнего дворца в ночь на 25 ноября 1741г. Е.Е. Лансере
Коронация Елизаветы Петровны Апрель. Москва. Овации. Идут дни коронации, Четыре дня звон колокольный: Во всех церквах Первопрестольной. Москва проснулась утром рано Под звон Великого Ивана С короной царскою карета, А в ней сама Елизавета. И потянулись вереницы Полков и знати за царицей..
А направлялись они на Яузу, в бывший дворец Анны Иоанновны И вот к отъезду в Анненгоф С императрицей двор готов. По душе Елизавете И мерный звон колоколов, И корона на карете Да и дорога в Анненгоф. Вот путь закончен наконец. Красив на Яузе дворец.
А в Петербурге на Невском по проекту Растрелли для зимнего проживания Елизаветы Петровны по проекту Растрелли возведён деревянный дворец. Золотом сверкал дворец, Растрелли ведь его творец. Резьба повсюду, зеркала. Императрица там жила. Да, пока строился каменный Зимний дворец на набережной Невы, Елизавета Петровна жила во временном деревянном зимнем дворце, построенном по проекту Растрелли на углу Невского и Мойки у Зелёного моста. Этот дворец не сохранился.
Окна главного фасада этого дворца выходили на Невский проспект На Невском публика гуляла В одеждах модных щеголяла: Ботфорты, панталоны, фраки.- Бульвар заполнили гуляки. Гуляли на проспекте этом И дамы. Каждая с лорнетом. Причёски странные у них, У петербургских щеголих.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Невы бегущая волна красой дворца изумлена, И в трепетном движении держит отражение
У дворца небесный вид. Он, как сказочный ,стоит.
Балюстрады там и вазы. Поселились нимфы сразу.
Пленяет нимф застывших взор И ваз причудливых узор
А рыцари над тем дворцом Стоят с задумчивым лицом
Нарастание декоративного рельефа дворца начинается с первого этажа. Маскароны львов размещены на фасадах дворца ниже других масок. Но победили они в споре, Кто самый главный в том декоре. Грозны раскрытые их пасти. Львы на дворце как символ власти.
Завораживают краски- Оживают даже маски
Как знак могущества и силы Львы украшали древних виллы. И на дворце явились вскоре Те маскароны львов в декоре
Когда идёшь с Васильевского острова по Дворцовому мосту , то кажется, что дворец в панораме набережной оживает. Колонны напоминают хоровод, который кружится вокруг дворца. Ф.-Б. Растрелли – мастер создавать иллюзию движения
На миг колонны застывают, и, как в сказке, оживают И вот уж дивный хоровод у кружевных застыл ворот.
Над дворцом тем главки тают, А виденья оживают... Хранят же в памяти дворцы Не только облик и мечты, Хранят они и гром побед, И горесть унижений,. бед.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В день дворцового переворота В Петергофе на рассвете Екатерина уж в карете На горизонте облака, Но не было дождя пока.. То утро выдалось прекрасным. Да план не будет ли напрасным ? Российский трон иль эшафот ? Судьба её какая ждёт ?
А у Калинкиной деревни Карете полк без промедленья Надёжною защитой стал- Екатерину ожидал. Как барабан забил тревогу, Армейцы вышли на дорогу. И окружив карету ту, Лелеяли её мечту.
В тот день она совсем не знала, Погибель ждёт её иль слава. А полк, наверно, точно знал, Когда её сопровождал. Пока же всё идёт по плану - Ведь направляются все к храму : Полки, чиновники, народ И ждёт её Сенат, Синод.
Не сомневаясь в ней ни разу, Принесли присягу сразу. И Сенат её поздравил - Делегацию направил. Она же всех благодарила - Свою улыбку всем дарила. И закружилась голова - Окрепла вера, что права.
Теперь Екатерина знала, Что будет ей и трон, и слава И отреченья ждёт не зря От мужа своего, царя. Ждать акт об отречении направилась Екатерина со своей подругой Екатериной Воронцовой ( по мужу - Дашковой) в Петергоф.
Полковником себя назвав, Гвардейцев за собой позвав, Осуществляя плана ход, Екатерина шла в поход. Как сошедшие с картины Амазонки с маскарада, Уже две Екатерины На конях гарцуют рядом.
Замысел заговорщиков осуществился Благословен тот день и славен - Ломоносов здесь, Державин. Уже новую царицу Прославляют как Фелицу.
Манифесты раздавали - Их на улицах читали. Она беззвучно прошептала : О, Господи ! Тебе ведь слава. И осенив себя крестом, Торжественно вошла в свой дом. Увидит вскоре тот дворец Покрытый славою венец.
По дворцу в свои покои Екатерина шла спокойно. На пути же свет немалый. Перед ней несут шандалы. Да пажи шагают рядом И с неё не сводят взгляда. Застыл дворцовый караул- Никто и глазом не моргнул.
Екатерина в этот час Составлять шла свой Наказ. А хотелось ей по праву Заслужить на троне славу. И станут веком просвещенья Все тридцать лет её правленья.
Коронация Екатерины Второй В Москве корона золотая Уже царицу ожидает, И коронация в соборе, А ждут её все в полном сборе. И вот у стен древней столицы С двором своим императрица В открытом пышном экипаже И с верною своею стражей.
И звон раздался колокольный Тогда по всей Первопрестольной. Ждала уже императрицу Вторая, бывшая столица И приготовила подарки: Гром пушек, галереи, арки. А яркий свет иллюминации Освещает коронацию.
И колокольный звон дарован Был ей, правительнице новой. Балы, приёмы, маскарады- Все веселы в те дни, все рады. Умела древняя столица Прославлять и веселиться. Вино и пиво уж народ На площадях московских пьёт.
И счастлива Екатерина- По душе ей та картина. А стали веком просвещенья Все тридцать лет её правленья.
Параграф 20: «Три знатнейших художества в Санкт- Петербурге» 4. «Запечатлеть в мраморе и бронзе». Запечатлеть мгновенье скульптор Пред богатырским сел конём. Начинал работу утром- Рисунки делал день за днём. Прыжок того коня не прост- Ведь он взлетает на помост. А прыгать надо много раз- Таков был всаднику наказ
Хоть взлёты и стремительны- Наброски восхитительны. Про грандиозный постамент Мечтал уж скульптор в тот момент. А в Лахте старая скала Разбита молнией была. И волной стал камень дикий- Конь на ней и Пётр Великий.
В ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА Солдат мы видим лица. В руках у них штыки. Команду дал Голицын, И замерли полки. Ракеты ввысь взлетают В тот час совсем не зря- Про праздник возвещают Над площадью горя.
Торжественно приближалась к площади по Неве на яхте Екатерина Вторая И под огнями теми Явилась перед всеми В порфире и короне Царица на балконе. Вдруг конь стремительно взлетает- Глаза Петра огнём сверкают. Мечта сбылась императрицы- От счастья слёзы у царицы!
Об одном изобретателе эпохи Екатерины Второй Вдохновенно кто , умело Изобретателем стал смело? Секрет английский разгадал: Как сплав готовить для зеркал. Он в технику был погружён- И мастерством вооружён. Прекрасно пел, стихи писал, На фортепьяно он играл. Науки многие постиг, И в технике высот достиг.
Прожектору дал прототип, Обрёл же знания из книг. Он изготовил водоход, И запустил на полный ход. Часы такие смастерил, Что всех в России удивил. Речь идёт о Кулибине
И в Эрмитаже один зал Хранит часы, что он создал. Трудился из последних сил, Какой театр в часы вместил! Нелёгкий труд. Но не напрасно: Фигурки двигались прекрасно.
2. Где жила Екатерина Вторая и кто её окружал? Фрагменты урока
На памятнике Екатерины те, кто помогал управлять империей Принесли царице славу - Их портреты здесь по праву. Служить ведь каждый был готов: Державин, Дашкова. Орлов, Суворов и Румянцев здесь Бецкой и Безбородко есть.
И не забыт Потёмкин, нет. А вот Чичагова портрет. Недаром с ними пьедестал Поддержкой для царицы стал. Принесли побед немало И за то им честь и слава.
Памятник Екатерине Второй на площади Островского
На переднем плане памятника расположена бронзовая доска с атрибутами наук, художеств, земледелия, сухопутного и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов написано слово «ЗАКОН» и сделана надпись:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы по некоторым картинам Русского музея Знаете ли вы Русский музей?
Как называется эта картина и кто автор? Его жанром был портрет, - И приняв друзей совет, - Создал прелестную картину, - «Написал» Екатерину: - Императрица шла пешком, - Хотя и «с лёгким посошком».-
Художник не скрывал года: Царица уж не молода. И поступь стала тяжелей. Левретка в парке рядом с ней. И с любимицей своей На прогулке веселей.-
ОТВЕТ НА ПЕРВЫЙ ВОПРОС Это картина Боровиковского «Екатерина Вторая на прогулке в Царскосельском парке». Боровиковский и раньше писал портреты Екатерины Второй. На всех этих портретах императрица окружена ореолом величия, царскими регалиями и атрибутами власти. На некоторых – ожившая богиня.
Но Боровиковский решился написать совсем иной портрет, не похожий ни на один из ранее созданных. Художник изобразил императрицу как частное лицо,- гуляющей в парке с любимой собачкой.
О КОМ ИДЁТ РЕЧЬ? Сын купца не стал купцом, А театра стал творцом. И тот театр, что он создал, Его всей жизни смыслом стал: И театральный режиссёр И самый яркий в нём актёр. С Мельпоменой он дружил Беззаветно ей служил.
ОТВЕТ. ЭТО ПОРТРЕТ ФЁДОРА ВОЛКОВА Антон Лосенко изобразил Фёдора Волкова в театральном костюме. Он в мантии: в одной руке держит маску, а в другой- кинжал, на котором держится золотая диадема. Это атрибуты Мельпомены- - музы трагедии.
О чьём портрете идёт речь? Кадетом был когда-то он, В драматургию был влюблён, Трагедии в стихах писал, Директором театра стал.
Речь идёт о Сумарокове
Этот портрет Сумарокова написал Антон Лосенко. Портрет в Русском музее. Перу Сумарокова принадлежали первые на русском языке стихотворные трагедии, комедии. В пору становления театра в России он неутомимый организатор театрального дела.
О чьём портрете, находящемся в Русском музее, идёт речь? Царствен девушки той взгляд, Но не богат её наряд. Он, совсем, как у пастушки, Простая шляпа на макушке. В лице ни одного изъяна: Круглолица и румяна. И писал художник с верой, Что это русская Венера.
А лукавства же сверх меры У славянской той Венеры. И огоньки в её глазах - Ведь яблоко уже в руках.
Как античная богиня. Назовите её имя.
Это портрет Екатерины Арсеньевой Она дочь боевого генерала, училась в Смольном институте. Весела, задорна. О её молодости говорят юные черты лица и даже соломенная шляпка с задорно торчащими колосьями. Она не похожа на богиню красоты: у неё круглое лицо, слегка вздёрнутый нос, узкие, чуть раскосые глаза. Её прелесть не в правильности черт лица, а в юном задоре, лёгкой усмешке губ. Художник уловил непосредственность её в искрящихся лукавых глазах.
Эта картина не на на античный сюжет Львов сочинил пародию на античный сюжет. Парис, деревенский пастушок, нечаянно роняет яблоко, а ловкая, проворная Венера подхватывает его. Боровиковский решил сделать Катюшу славянской Венерой. Яблоко в руках- намёк на золотое яблоко, которое Парис вручил Афродите
О какой картине идёт речь? Небо в клочьях. Ураган. - Мрак окутал океан.- Он ревёт, бушует, стонет.- В его брызгах небо тонет.\ И на гребне бурных волн Одинокий виден чёлн.
Речь идёт о картине Айвазовского «Девятый вал»
О картинах какого художника идёт речь? Великий художник, учёный писатель - Чудесных бессмертных полотен создатель - Как Индию он живописно представил - И Дух Гималаев потомкам оставил. - Закрались загадки Вселенной в те краски- И мир очутился в невиданной сказке
Картина Рериха «Три Радости»
О Николае Рерихе Он старины русской любитель,- Он археолог и юрист, «Сезонов русских» оформитель, Искусства он пропагандист, В Тибете был и в Гималаях, - И в горном побывал Алтае, - В Нью-Йорке он музей открыл - Восток подробно изучил. -
И это о нём Он в разных странах побывал- И всюду истину искал. А ведь бессмертие тех ждёт, Кто к тайне истины идёт. В его душе весь мир вселился И в блеске красок отразился.
О какой картине Карла Брюллова идёт речь? От сладкого сна едва встрепенувшись, Стоит у фонтана, немного пригнувшись, Под тонкой прозрачной журчащей струёй,, Ладошки свои наполняя водой …………… .. И, каждое утро, её веселя, С ней солнечный зайчик, из крана струя
Утро на картине, утро итальянки, пышущей здоровьем молодой смуглянки
В Русском музее находится и парная картина к этой тоже Карла Брюллова Очаровал девичий взгляд Прозрачный спелый виноград! Тот сад для итальянки рай- И радость брызжет через край.
Как называются эти картины ?
Речь идёт о картинах «Итальянское утро» и «Итальянский полдень» К.П. Брюллова «Утро» принесло художнику широкую известность. Царь заказывает Брюллову картину, которая была бы «под пару» этой картине. И Брюллов пишет «Итальянский полдень». Ныне обе эти картины в Русском музее в зале Карла Брюллова.
О какой картине идёт речь? В глазах людей и в позах –страх: Всей жизни их приходит крах. Ведь в чёрном небе погибают, Но не себя они спасают. Помочь стараются друг другу:
Вот юноша несёт подругу. Венок на голове её. Невеста ведь она его. Жених застыл -ни шагу с места. Погибла ведь его невеста. Вот сыновья отца несут С надеждой, что его спасут. Обнимает мать детей- За них безумно страшно ей.
Большинство образов в картине воплощает возвышенные чувства: мужества, самоотверженности, любви. Перед лицом смерти люди думают не о себе, а о своих близких. Каждая группа в картине - это «портрет» чувств ...
Художник себя в той картине представил— Так необычно автограф оставил. О какой картине и о каком художнике идёт речь?
Кто же этот художник? Художник изобразил и себя в этой картине. Вулкан лавину изрыгает - Мольберт художник не бросает, Несёт и кисточки с собой И краски- всё над головой.
Речь идёт о Брюллове Карл Брюллов написал картину «Последний день Помпеи» и на этой картине представил себя.
О какой картине идёт речь? С бала удаляется Первая красавица. Королевский хоть наряд, Но не весел её взгляд. На ней уже и маски нет, А музыка несётся вслед Блеск и шум, веселье в ночь, А она уходит прочь.
Взгляд бархатистый озарён, Нельзя её не написать! Как из Гомеровских времён Лицо её, фигуры стать.- Таков Самойловой портрет, А маски ей глядели вслед.
РЕЧЬ ИДЁТ О КАРТИНЕ «Самойлова, удаляющаяся с бала с приёмной дочерью Апачини» Там маски ей глядели вслед. А кто писал её портрет?
Портрет Самойловой С приёмной дочерью Апачини написан К. Брюлловым. В Русском музее и автопортрет Брюллова.
На одной из картин Брюллова в Третьяковской галерее можно увидеть двух приёмных дочерей Самойловой. На той картине И платья шёлк колышется И лай собачки слышится. Лишь тенистый парк в покое. В картине зрелище такое: Прекрасна вилла. Парк густой. Скакун чудесный вороной.
И собачка с конём рядом, Девчушка там с пытливым взглядом. А наездница хоть властна, Но юна, смела, прекрасна
По желанию графини Юлии Павловны Самойловой Карл Брюллов на картине «Наездница» выполнил портрет ее воспитанниц Джованины Пачини и Амацилии Пачини На лошади старшая сестра Джованни
О КОМ РЕЧЬ? Отец его голштинцем был, Лишился матери он рано. Всё русское давно забыл, А русская - его мать Анна.
Речь идёт об императоре Петре Третьем, вступившем на престол после смерти императрицы Елизаветы Петровны. Его мать и Елизавета были дочками Петра Первого и Екатерины Первой. Отец его Гольштейн-Готторпский герцог Карл Фридрих.
ВОПРОС. О чьём портрете идёт речь? Писатель этот знаменит, Но художника винит, Как только про портрет узнал, Так ему письмо послал: «Меня ты босиком представил, Ну ладно, брюки хоть оставил»
А портрет ведь тот правдив, И, руки, как всегда, сложив, Стоит в протёртой блузе он, Во весь рост, но… босиком.
Это портрет великого русского писателя Льва Николаевича Толстого работы Ильи Ефимовича Репина. Портрет находится в Русском музее.
О какой картине идёт речь? Ведь с Фемидой та картина- К ней пришла Екатерина. Принесла в жертву покой, Представ перед богиней той. Картину эту написал Левицкий
Богине покориться Пришла императрица- В ладу с Фемидой хочет жить- Клянётся честно ей служить.
На картине клубы дыма от разгоревшегося жертвенника, Екатерина только что выронила горсть цветочных лепестков. На жертвеннике надпись: « Для общего блага». Над жертвенником поднята богиня Правосудия – Фемида. Победоносный орёл покоится на законах.
Если императрица жертвует, своим покоем ради сохранения законов, то и смыслом её правления должны стать не завоевания, а процветание мира. Левицкий отказывается от упоминания о военных победах самодержицы.
На развевающемся российском флаге изображённый на военном щите Меркуриев жезл означает «защищённую торговлю»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теперь стоит, потупив взор, В глазах отца немой укор. Но сын не ищет утешенья, И не просит он прощенья. Отец привлёк к суду Сенат- Царевич сам в том виноват.,
Ответ. Речь идёт о картине Николая Ге « Пётр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Картина находится в Русском музее.
О какой картине Сурикова идёт речь? По тропинкам горным узким- Таков спуск солдатам русским. На склоне лет, совсем седой Суворов здесь с больной ногой. Опасность всех объединяет, А он всё шутит, ободряет.
О Чьём портрете работы Боровиковского идёт речь? На шее знак ордена Анны Святой, Магистерский крест на цепи золотой, Корона мальтийская на голове. В порфире, со скипетром в правой руке.
Речь идёт о портрете Павла I в короне Гроссмейстера Мальтийского ордена (автор портрета Боровиковский). Портрет можно увидеть в Русском музее
Вопрос. О какой картине идёт речь? В берёзовой роще вода разлилась. Речная протока с рекою слилась. Берёзки у берега робко стоят: Как будто с опаской на воду глядят. И с лодкою вместе они создают Прелестный и тонкий весенний уют.
Речь идёт о картине «Весна.Большая вода» Картина эта находится в Москве в Третьяковской галерее. А портрет этого художника находится в Русском музее. ВОПРОС. Какой художник написал картину «Весна. Большая вода»?
Картину «Большая вода» написал И. Левитан. А портрет Исаака Левитана написал Валентин Серов. Портрет этот находится в Русском музее, там же и картина Левитана , на которой Природа молчит. Недвижна река. Застыли тяжёлые облака. Застыло всё небо с жёлтой луной. Ночь, опускаясь, приносит покой.
Вопрос. О какой картине Левитана идёт речь?
Речь идёт о картине И. Левитана «Тишина». В Русском музее и последняя картина (неоконченная) «Озеро Русь.» Левитана. Первый вариант её в Третьяковской галерее. Эта картина считается главным произведением позднего Левитана «лебединой песнью художника.», а природа в «Тишине» как будто застыла в своём мирозданьи.
Картина Левитана «Озеро Русь»
Портрет М.Я. Львовой Этот портрет находится в Русском музее. Серов написал портрет своей двоюродной сестры Марии Симанович, когда она уже была замужем за врачом Львовым.
Валентин Серов писал Машу Симанович и раньше, когда она была ещё совсем молодой. Тот портрет находится в Третьяковской галерее. Как называется картина, на которой Серов изобразил Машу Симанович в саду под липами?
Как называется эта картина ? Сквозь листву с макушки лип - Лучик солнечный проник,- Не нарушив тишины, - Он спустился с вышины- И пробравшись сквозь листву - Прикоснулся и к лицу Девушки под липой, Будто с садом слитой. – Осветил и чистый взгляд - Руки, волосы, наряд. Той девушки под липою С дыханьем сада слитою., - - -
«Девушка, освещённая солнцем» Сквозь листву с макушки лип -Лучик солнечный проник, - Не нарушив тишины, - Он спустился с вышины- И пробравшись сквозь листву - Прикоснулся и к лицу Девушки под липой, Будто с садом слитой. – Осветил и чистый взгляд - Руки, волосы, наряд Той девушки под липою, С дыханьем сада слитою.,
«Девушка, освещённая солнцем» - это Маша Симанович Валентин Серов изобразил будущую талантливую художницу Машу Симанович. А пока невозмутим её душевный мир. С большим мастерством воплотил художник состояние полного покоя, молчания молоденькой девушки.
В Третьяковской галерее находится картина на которой В. Серов изобразил Веру Мамонтову. Как называется эта картина? На картине той закат- Млеет живописно сад. Свет сияет в интерьере. Сад заглядывает к Вере. Лучик солнечный гарцует, На руках, лице танцует
И будто бы в шутку Она на минутку, Позируя смело, К столу и присела.
Живые карие глаза: Она, конечно, егоза. Сквозь загар сквозит румянец, Будто исполняла танец. И руки трепетны её. Сидеть, застыв , -не для неё.
По лицу и рукам Льётся света поток, А сидит у окна Этот чудный цветок
На картине «Девочка с персиками» изображена дочь промышленника и мецената С.И. Мамонтова Вера.
О какой картине идёт речь? Над полем ласточки летают, Колосья золотом сверкают. Дорога вьётся и бежит, Ведь к соснам путь её лежит. Как низок ласточек полёт!- То знойный день грозу уж ждёт.
Речь идёт о картине «Рожь»
О какой картине этого же художника, находящейся в Русском музее , идёт речь? Застыл могучий хвойный лес: Добрались сосны до небес И греют там свои макушки. Блики солнца - на опушке. В этот день спокойный ясный Как стекло, ручей, прозрачный. Тишина, покой и свет. Лета в этот день расцвет.
Речь идёт об Иване Шишкине и его картине Корабельная роща» (Русский музей)
Портрет художника И. Шишкина работы Крамского в Русском музее «Портрет художника И. И. Шишкина». И. Н. Крамской (1880, Русский музей
Портрет И Шишкина работы И.Е. Репина в Русском музее В Русском музее находится и картина Шишкина «Дубовая роща», и картина «Вид в окрестностях Петербурга» и другие., а в Третьяковской галерее всем известная картина «Утро в сосновом бору»
О какой картине идёт речь? На дне морском Садко стоит- На трёх девушек глядит. Одна наряднее другой, А их отец – сам царь морской. На одной из тех девиц Хочет царь его женить Равнодушен к ним Садко- Не нравится ему никто. Его мысли всё о ней- О Любавушке своей.
В былине «Садко- богатый гость» говорится, что Морской царь Водяной захотел, чтобы Садко ему играл всегда. Он остановил корабли и не отпускал, пока Садко не опустится на дно морское. Там он должен был выбрать одну из его дочерей в жёны. Однако взгляд его устремлён к стоящей поодаль девушке в крестьянской одежде. Заснув после свадебного пира, Садко проснулся на своей новгородской земле на берегу реки Чернявы.
Речь идёт о картине Репина «Садко-богатый гость на дне морском» Непостижим подводный мир! Здесь каждый камень, как сапфир, Как изумруд морское дно- Волшебным кажется оно.
О какой картине идёт речь? Античный бог в лесу сидит- На нимфу юную глядит. Играет на волшебной лире Для самой лучшей нимфы в мире. Он очарован нимфой той- Её волшебной красотой.
Девять муз ему послушны, А эта нимфа равнодушна. Словам красавца не внимает, Как увидит, убегает. Природа даже замирает, Как вдохновенно ей играет.
Речь идёт о картине А.Бенуа «Аполлон и Дафна» ( Русский музей) Под сенью могучего древа играет античный бог Аполлон. Рядом расположены олицетворяющие природу фантастические существа. . Из кустов выглядывает привлечённый музыкой козлоногий сатир. На нежно-зелёной траве пышнотелая нимфа и уродливый козлоногий пан. На них смотрит, выглядывая из дупла нимфа Дафна: та странная пара её привлекла. А красота юного Аполлона так и не тронула её душу.
О каком художнике идёт речь? Ширь воды и глубина. Ночь, и небо, и луна. Краски ночи всегда с ним: Днепр и лунный свет над ним.
Речь идёт о художнике Куинджи. Скажите, о какой его картине теперь речь? В свете лунного сиянья, Водной зелени мерцанья Спят притихшие селенья- Ожидают пробужденья.
Речь идёт о картине Куинджи «Ночь на Днепре» (Русский музей)
О ком на картине Врубеля идёт речь? Летит он над вершинами Казбека, Над горными снегами век из века, С жестоким и печальным выраженьем. В глазах его страданья отраженье.
Речь идёт о картине М.Врубеля «Летящий Демон»
«..В борьбе с могучим ураганом, Как часто, подымая прах, Одетый молньей и туманом, Я шумно мчался в облаках, Чтобы в толпе стихий мятежной Сердечный ропот заглушить, Спастись от думы неизбежной И незабвенное забыть!» (М.Ю. Лермонтов. «Демон»)
О какой картине Брюллова идёт речь? (Русский музей) Здесь в воде зеркально-чистой Отразился взгляд лучистый. Облака в воде мелькали, Но его не привлекали. Приводило в изумленье Его своё лишь отраженье. Но оно уже менялось – Предсказание сбывалось.
Речь идёт о картине А. Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду» При рождении Нарцисса Явилось предсказание- Для отца его, Кефисса, Как будто в наказание. Речным богом был Кефисс- Прекрасен сын его Нарцисс. Но горд он был и одинок- Влюбиться ни в кого не мог.
Красавца девушки любили, Но отвергнуты им были. Предсказанью чтобы сбыться, Достаточно отразиться. Ведь Нарцисс в себя влюбился И, как Эхо, растворился. Отраженье погубило- Предсказанье точным было.
О какой картине А.Лосенко идёт речь? (Русский музей) Новгородский князь склонился Над красавицей княжной, В половчанку ту влюбился- Потерял совсем покой. Совершил он преступленье- Теперь молит о прощеньи. Чтоб владеть той красотой, Совершил он грех большой.
Речь идёт о картине А. Лосенко «Владимир и Рогнеда» Владимир Святославич посватался к половецкой княжне Рогнеде, был отвергнут её отцом. Тогда князь Владимир пошёл войной на Полоцк, в бою убил отца и двух братьев княжны и насильно взял её в жёны. Лосенко запечатлел момент раскаяния князя, изъясняющего свои чувства убитой горем Рогнеде. Это была первая картина в русском искусстве на русский исторический сюжет.
О какой картине Мусатова идёт речь? Одна из женщин в голубом, А другая – в розовом. У воды они вдвоём Со своими грёзами. Их фигуры неподвижны: Ни слов, ни жеста, только взор. Вся природа здесь недвижна, Как суете прямой укор.
Речь идёт о картине Борисова- Мусатова «У водоёма» (Русский музей. Авторская копия картины)
Борисов- Мусатов- художник- символист. Символизм противопоставляет реальный мир вещей миру видений и грёз. Символисты используют недосказанность, намёки, таинственность, загадочность. Глубокое раздумье на лицах женщин . Сидящая женщина- олицетворение души и разума. Суету, тревогу, событий отражает узор её платья. Девушка в лиловом-намёк на мучительно- пограничное состояние художника. Художник- символист- посредник между реальным и сверхчувственным.
О какой картине Серова идёт речь? Одна из версий этой картины находится в Третьяковской галерее, другая- в Русском музее. Картина написана в 1910 году. Видим мулл и колесницу. В колеснице той девица. Служанки шествуют за ней, А за ними Одиссей.
Загрузить в полном масштабе 1000x822, 128k Речь идёт о картине Серова « Одиссей и Навзикая»
Владыки феакийцев дочь Сон странный видела в ту ночь: На море звал тот сон её Постирать семье бельё. Встретила, бельё стирая, Незнакомца Навзикая. Нет одежды на мужчине: В листьях и в морской он тине.
О своём поведал горе : Двадцать дней он плавал в море. Дочь Алкиноя Навзикая, Ничего о нём не зная, Указала путь в свой дом И там узнала лишь о том, Что не простой человек сей, То царь Итаки - Одиссей. Ему корабль дал Алкиной,- Вернулся Одиссей домой.
О какой картине Русского музея идёт речь? Что за женщина такая- Стоит в центре, и нагая? Но ведь это не богиня Фрина –женщины той имя. Но люди ей цветы бросают- За Афродиту принимают Из пены вышедшей морской, И все цветы богине той..
Речь идёт о картине Семирадского «Фрина на праздник Посейдона в Элевзине»
В древнегреческом городе Мегары жила молодая женщина по имени Фрина , своей красотой напоминающая богиню. Скульптор Пракситель изваял с нее Афродиту Книдскую. Изваяние было поставлено в храме Афродиты... Возгордившись, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты – Афродите. Как Афродита хоть красива, Но, очень девушка спесива. .
В день праздника Посейдона красавица Фрина пришла к берегу моря, где, сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в оскорблении богов. Но художник изобразил восторг народа перед её красотой. Справа –поэты воспевают её красоту.. А слева- народ выражает восторг, бросая ей цветы.
О какой картине Виктора Васнецова идёт речь? Два коня здесь боевых И два всадника лихих. Степной витязь – на одном, Русский воин - на другом. Кони в диком напряженьи- Этот миг- разгар сраженья:
Речь идёт о картине В. Васнецова «Битва скифов и славян».
Картина эта написана Васнецовым в 1881г. Скифы и славяне, давая отпор врагу, совершали ратные подвиги. Но Васнецов непроизвольно допускает историческую неточность, так как в конце 19-го века ещё не было известно, что скифы жили на несколько лет ранее славян и потому встретиться со славянами не могли.
О какой картине Васнецова, находящейся в Русском музее, идёт речь? Камень вещий на пути Куда витязю идти? Предсказание такое: Не найдёт всадник покоя, Прямой дорогой коль пойдёт, То смерть на том пути найдёт.. И он коня остановил, Понуро голову склонил. Как поступить, не знает он, Почувствовал беду и конь.
Речь идёт о картине Васнецова «Витязь на распутье»
На первом плане витязь на боевом коне, вооружённый копьём, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел- настоящий русский богатырь. На втором плане Васнецов изобразил камень, черепа и кости. Видно, что на этом поле происходило множество сражений, в которых погибло бесчисленное количество храбрых воинов.
О какой известной картине этого же художника идёт речь? Эта картина в Третьяковской галерее. Плачет от обиды часто сирота - Знает лишь об этом омута вода. Грустные заметив у неё глаза - Жалостливо гладит девочку лоза- - . Слёзы застилают неподвижный взгляд -.- Ласточки развеять боль её хотят. Щебетом весёлым, ласковым своим Успокоить девочку удаётся им.-
О какой картине Сурикова, находящейся в Русском музее, идёт речь? Песен слышится полёт: Острогрудый чёлн плывёт. Взлетают вёсла над водой- У казаков же пир горой. Атаман не веселится- И от дум ему не спится. Куда завёл он казаков? Ответ за то держать готов И за княжну, что загубил- Бросил в Волгу, утопил.
Речь идёт о картине Сурикова «Степан Разин»
«Из-за острова на стрежень, На простор речной волны Выплывают расписные Стеньки Разина челны»- Это слова песни конца 19-го века о лихом казацком атамане Стеньке Разине. Казацкую волю и мятежность души выдаёт его зоркий глаз. О чём он думает ?- Как сделать русский народ вольным и счастливым или о судьбе верных сподвижников? А, может,о княжне?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прожектору дал прототип, Обрёл же знания из книг. Он изготовил водоход, И запустил на полный ход. Часы такие смастерил, Что всех в России удивил. И в Эрмитаже один зал Хранит часы, что он создал. Трудился из последних сил, Какой театр в часы вместил! Нелёгкий труд. Но не напрасно: Фигурки двигались прекрасно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На памятнике Екатерины те, кто помогал управлять империей Служить ведь каждый был готов: Державин, Дашкова. Орлов, Суворов и Румянцев здесь Бецкой и Безбородко есть. И не забыт Потёмкин, нет. А вот Чичагова портрет. Недаром с ними пьедестал Поддержкой для царицы стал. Принесли побед немало И за то им честь и слава.
Памятник Екатерине Второй на площади Островского
На площади под небом зал. Царице памятник здесь встал А держит жезл она, венок, Корона царская у ног. Какой роскошный пьедестал Поддержкой для царицы стал. Принесли царице славу - Их портреты здесь по праву.
Служить ведь каждый был готов: Державин, Дашкова. Орлов, Суворов и Румянцев здесь Бецкой и Безбородко есть. И не забыт Потёмкин, нет. А вот Чичагова портрет. Принесли побед немало И за то им честь и слава. Такой роскошный пьедестал На памятнике том предстал.!
На переднем плане памятника расположена бронзовая доска с атрибутами наук, художеств, земледелия, сухопутного и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов написано слово «ЗАКОН» и сделана надпись:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сын ярославского купца Фёдор Волков
Сын купца не стал купцом, А театра стал творцом. И тот театр, что он создал, Ведь смыслом жизни его стал: И театральный режиссёр И самый яркий в нём актёр. С Мельпоменой он дружил Беззаветно ей служил.
И сама императрица Его вызвала в столицу. С ярославской труппой он В Петербург был приглашён. Волненье испытав , тревогу Артисты двинулись в дорогу. Предстояло им в столице Развлекать императрицу. Игра на сцене, нет сомненья. Была достойна восхищенья.
В Кадетском корпусе кадеты организовали тоже любительский театр и разыгрывали пьесы кадета Сумарокова Кадетом был когда-то он, В драматургию был влюблён, И трагедии представил. В них борьбу со злом прославил. Труппа кадетов- театра любителей Пьесы его разыграла для зрителей. Шли комедии с успехом- Прерывались дружным смехом.
А.П. Сумароков. Придворный он театр создал- директором его и стал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по элективному курсу"История Невского района Санкт-Петербурга.ХVIII-XIX века"(для 9 класса)
Содержание программы элективного курса по краеведению "История и культура Невского района Петербурга" по материалам музея "Невская застава" и библиотеки Леонида Соболева. Пособие...
методическая разработка открытого урока «Блистательный XVIII век.Загадки Петербурга". 7ласс. Курс истории и культуры Санкт- Петербурга.
Цель урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.Задачи:Обобщить знания о петербургском наследии XVIII...
Учебный фильм по истории "Купеческий стиль в интерьере конца XIX века. Особняк купцов Брусницыных в Санкт-Петербурге".
Особня́к купцов Брусницыных (Кожевенная улица (Санкт-Петербург), дом 27) — памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге. В современном виде создан в 1884 году...
В руках мастера редчайший инструмент XV- XVIII веков. Концерт Паоло Пандольфо (виола да гамба) в Санкт-Петербурге на фестивале Earlymusic.
Паоло Пандольфо (итал. Paolo Pandolfo, род. 31 января 1964, Италия) — итальянский музыковед, дирижёр и исполнитель (виола да гамба) старинной европейской музыки, композитор и импровизатор. Сначал...
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
Культура России в XIX веке на примерах архитектурных сооружений Москвы и Санкт – Петербурга.
Абубакирова Н.Ш.Воспитывать на идеалах красоты и совершенстваИнтегрированный курс по теме «Культура России в XIX веке на примерах архитектурных сооружений Москвы и Санкт – П...
Технологическая карта занятия "История профессионального образования в Санкт-Петербурге (XVIII-XIX век)"
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности предметной области «История и культура Санкт-Петербурга». 8-9 класс...