методическая разработка открытого урока «Блистательный XVIII век.Загадки Петербурга". 7ласс. Курс истории и культуры Санкт- Петербурга.
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме
Цель урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.
<?xml:namespace prefix = o /??>
Задачи:
- Обобщить знания о петербургском наследии XVIII века. Повторить понятия: петровское барокко, елизаветинское барокко, классицизм, а также архитектурные термины.
- Способствовать пониманию сходства и различия отличительных черт культуры эпох петровского, екатерининского барокко и классицизма IIполовины XVIIIвека.
- Продолжить развитие умения считывать информацию с различных краеведческих источников: карт города, гравюр, старинных вещей.
- Создать условия для выражения собственного мнения по поводу необходимости бережного отношения к объектам культурного наследии
На уроке ведется поисковая деятельность с вещественными историческими источниками: археологическими находками, историческими планами, гравюрами с видами города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_7_kl_blestatelnyy_18_vek_5.04.11_-_kopiya.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Блистательный XVIII век.
Загадки Петербурга» 7 класс
Автор; учитель истории Орел Елена Анатольевна, Санкт-Петербург, лицей 244
Цель:
создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.
Задачи:
- Обобщить знания о петербургском наследии XVIII века. Повторить понятия: петровское барокко, елизаветинское барокко, классицизм, а также архитектурные термины.
- Способствовать пониманию сходства и различия отличительных черт культуры эпох петровского, екатерининского барокко и классицизма II половины XVIII века.
- Продолжить развитие умения считывать информацию с различных краеведческих источников: карт города, гравюр, старинных вещей.
- Создать условия для выражения собственного мнения по поводу необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия.
Ход урока
Урок сопровождается показом компьютерной презентации с музыкальными фрагментами.
На уроке ведется поисковая деятельность с вещественными историческими источниками: археологическими находками, историческими планами, гравюрами с видами города.
I. Вводная часть.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Слайд 1 Вступительное слово учителя. В этом году мы знакомились с жизнью нашего города в век его детства- в XVIII веке. Это было время париков, карет, кринолинов. Это век, когда был рожден наш город, это эпоха Петра его дочери Елизаветы, 34-летний период правления Екатерины Великой. Наш город возник как вызов врагам России, как вызов природе. Он был началом воплощения мечты Петра I об идеальном городе Рассмотрите внимательно карты, лежащие на ваших столах. Сравните их. Определите, планы каких городов изображены? Объясните ваше решение.
Слайд 2 Проходит время, но остаются следы прошлого: документы, гравюры, здания, предметы. Слайд 3 «,Когда-нибудь изобретут прибор: Мы краску на стене за слоем слой Начнем листать, чтобы могли открыться Присыпанные пеплом и золой Империи забытые страницы.» ( В.Шефнер) | Фронтальная работа с планами Москвы и Петербурга. Анализируют планы, сопоставляют их, делают выводы. Это планы Москвы и Петербурга. Москва строилась и увеличивалась в размере постепенно, без плана. Улицы расположены хаотично, они узкие и кривые. Петербург создавался почти сразу с широкими и прямыми улицами-перспективами, большими площадями. Нева- главный проспект города. |
//. Объявление задач урока
Учебная задача: Слайд 4 Сегодня мы будем разгадывать загадки нашего города, чтобы лучше узнать его. Разгадывая загадки города, ограничимся сегодня только XVIII веком В ходе урока определите, какие изменения произошли в жизни Петербурга за XVIII век? В ходе урока делайте записи в конспектах, отмечая годы и названия этапов в развитии искусства, основные исторические памятники. | Ученики записывают тему урока в тетради. |
III. Коллективно-поисковая работа, работа с иллюстрациями, картами.
Слово «стиль» имеет насколько значений. В 5 классе вы узнали, что называли древние греки стилем. Учитель демонстрирует реконструкцию восковой дощечки и стиля. Слайд 5 Говоря об искусстве, мы называем стилем особую манеру, художественные приемы, типичные для какой-либо эпохи. Исторические источники - это «окно» в прошлое, с их помощью можно разгадать загадки истории, загадки города. Индивидуальная работа с предметной наглядностью. Приглашаются к доске желающие (6 человек) Задание: Перед вами предметы, найденные во время археологических раскопок в Петербурге. Выберите себе предмет, рассмотрите его внимательно. Предположите, когда были сделаны эти предметы? Что они могут рассказать о жизни Петербурга того времени. Ребятам дается 5 минут на эту работу. Коллективная работа с письменным текстом. Другие ученики получают задание: по стихотворению-загадке определите, какой объект описывается. Объясните свое решение. Слайд 6 1.Кто этот всадник на дикой скале? Какую дорогу провидит во мгле? Вознесся на гору с простертой рукой- И замер над камнем, эпохой, страной. Слайд 7 2. Дворец в саду по стилю строг. Построен был в короткий срок. Стоит станок токарный в нем, Освоен был станок царем. Здесь начинался в пять утра Рабочий день царя Петра. Слайд 8 3. Во здравие всех моряков на Руси Люди молились Николе: спаси! И верили в то, что поможет святой. Ему посвятили собор голубой. Слайды 9 ,10 и 11 5.Стоит у крепости мосток. В нем ( первом!) всем мостам исток. Был назван в честь Петра когда-то, А после - в честь Петрова брата. Покажите мост на карте города 1725 года. Затем заслушиваются ответы исследователей предметов прошлого. Слайд 12 с изображением старинных предметов. Эти вещи и памятники истории пришли к нам из далекого XVIII века и сохранились полностью. Фронтальная работа с наглядностью. Иногда только по элементу здания или памятника мы можем узнать его и время его создания. Задание: По части декора узнайте памятник истории и определите время его создания. Покажите и назовите особенности экстерьера здания.
Слайды 13 и 14 Слайды 15 и 16 Слайды 17, 18 и 19 На экране вы видите гравюру XVIII века. Что изменилось к нашему времени в пространстве около здания коллегий? Слайды 20 , 21 Для каких целей было построено здание? Слайды 22 и 23 Чем отличался дворец от других дворцов города ? Что объединяет эти памятники культуры? Слайд 24 В каком стиле созданы эти здания? Что означает в переводе с итальянского термин «барокко»? Когда и где возник этот стиль в культуре? Наступают новые времена, новая эпоха. Меняется представление людей о прекрасном. И меняется город.
Слайды 25 и 26 Как объяснить надпись на пьедестале «Прадеду правнук»? Слайды 27,28 и 29 Покажите дворец на снимке, сделанном с высоты птичьего полета. ( слайд 30 ) Что находится во дворце сейчас? Слайды 31 и 32 Сейчас в храме расположен концертный зал с замечательной акустикой. Кто спроектировал эти здания? Слайд 33 «Он сердцем русский, родом- итальянец, Плетя свои гирлянды и венцы, В морозных зорях видел роз румянец И на снегу выращивал дворцы» (В.Рождествнский) Во времена какой императрицы работал мастер? Ее время недаром уже современники называли «блестящим». Маскарады и балы сменяли друг друга. Существует ли связь между стилем жизни знати и оформлением зданий? Если петровский Петербург-город крепостей, город-порт, то как мы можем назвать город времен блестящей Елизаветы? Спустя годы, искусствоведы дадут этому времени особое название. Какое? Слайд 34 «Растрелли увенчан бессмертною славой За чудо- дворцы и собор пятиглавый. Уж стройные башенки в небо взлетели, Но все не закончил работы Растрелли. И колокольни большой не возвел. Уволен со службы.. Век новый пришел.» Постепенно на смену роскоши приходят простота и величие.
Слайды 35 и 36 Слайды 37 и 38 «Я к розам хочу в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград» ( А.Ахматова) Эти памятники архитектуры ( Колоннада Аполлона и Таврический дворец) украсили наш город во 2 половине XVIIIвека. Что стало мерой красоты в то время? Какой стиль сменил барокко? Слайд 40 Кто правил тогда Россией?
Слайд 41 ( карта Петербурга 1777 года) «Прошло сто лет и юный град Полнощных стран краса и диво, Итак,какие стили сменяли друг друга в российской культуре на протяжении XVIII века? | Стиль-палочка для письма на восковой дощечке. Запись понятия в тетради. Индивидуальная работа с предметной наглядностью. Выработка навыков визуальной коммуникации. Ученики рассматриваю артефакты, определяют материал, из которого они сделаны, их особенности и отличия от современных вещей. Готовят о своем предмете небольшой рассказ. 1.Памятник Петру I Фальконе. Его пьедестал сделан из валуна, который называли Гром-камень. 2. Летний дворец Петра. На первом этаже в кабинете можно увидеть токарный станок. Дворец находится в Летнем Саду. 3. Никольский ( Морской ) собор. 4.Петровский (Иоанновский) мост- первый мост города. Построен через Кронверкскую протоку. Он был разводным и деревянным. Показывают мост на карте города 1777 года. Ученики, работавшие с артефактами, рассказывают о результатах своих исследований. Доказывают свое мнение. Показывают интересные по их мнению детали предметов. Другие слушают, исправляют или добавляют ответы товарищей. Примерные ответы :
Использование ранее полученных знаний. Исследование изображений, выделение главного, сравнение, обобщение, выводы. Исследуют изображение, соотносят его с реальным объектом города. Доказывают свое мнение. Обсуждают результат. В тетради записываются ответы- название стилей и названия памятников культурного наследия . Петровский Петербург ( 1720-1730-е годы) 1.Петровские ворота украшены гербом России, сделанном из свинца. 2. Летний дворец Петра украшен скромными наличниками, барельефом над входом, рустовкой. Окна с мелкой расстекловкой. 3. На слайде- самое длинное здание города- здание 12 коллегий. Оно имеет яркую окраску, украшено рустовкой. Исчез канал, созданы набережные, нет Гостиного двора. 3 .Кунсткамера построена для размещения коллекций первого в России музея, библиотеки, анатомического театра. 4. По монограмме «P.P.A.M.» я узнал Меншиковский дворец- самый большой дворец петровского Петербурга. В нем были комнаты, украшенные изразцами. Они скромные по отделке, небольшие. Они созданы в эпоху «петровского барокко».. Петровский Петербург-город крепостей, город-порт Петровское Барокко-Эпоха в российском искусстве в 20-30-е годы XVIII века барокко (итал.)- причудливый, странный. Стиль возник в Италии в к. XVI века «Елизаветинское барокко» 5. Конный памятник Петру I работы К.Растрелли установлен по приказу Павла I- правнука Петра перед Михайловским замком. 6.Зимний дворец - самый большой дворец и музей города. Маскароны, статуи на крыше – это черты барокко. Сейчас это часть Государственного Эрмитажа. 7. Смольный монастырь и собор. Особенности экстерьера- маскароны, золоченые детали, окно- люкарна. Зимний дворец и Смольный монастырь- работы замечательного архитектора Ф.Б.Растрелли
Это время правления дочери Петра императрицы Елизаветы. ( 1740-1760)
Да, цель одна- ослепить роскошью, удивить, поразить. Это город дворцов и храмов. Особенно это видно на примере создания Большого Царскосельского дворца. Пышное (русское, елизаветинское ) барокко Это Эпоха в российском искусстве в 40-60 е годы XVIII века Классицизм 8.Эрмитажный мостик через Зимнюю канавку и переход к Эрмитажному театру. 9 Решетка Летнего сада( Ю.Фельтен) Строгость и величие. Это классический стиль. «Классический»- образцовый Екатерина Великая. Классицизм - эпоха в российском искусстве с 60-х годов XVIII века до середины XIX века. Петровское барокко, елизаветинское барокко, классицизм. |
IV. Закрепление материала
Учебная задача: Приглашаю трех «Экспертов» изучить исторические источники и определить из какой эпохи они дошли до нас. Каждый учение-«эксперт» в одном из стилей. Задание: отберите те предметы и иллюстрации, которые характерны для вашей эпохи. Работа в парах с печатным текстом. Пока выполняется это задание, предлагаю вам, как часто делают работники архивов, работая с старинными документами, из перепутанных частей стихотворений создать целое, прочитать его и сказать о каком историческом памятнике идет речь. Работаем в парах. На экране строчки стихов перепутаны. Слайд 42 1. Музею в Кикиных палатах С годами стало тесновато. Петр в положенье дела вник И дал немедля приказанье: Для редкостей, коллекций, книг Построить каменное зданье. слайд 43 2.Вот площадь: церковь и дома, Таможня, рынок и трактир. Здесь у людей работы тьма, Здесь удивить мечтают мир. До ночи здесь кипят дела, Та площадь первою была, Здесь начал город строиться, назвали площадь……… Слайд 44 Слайд 45 Слайд 46 Вывод: у каждой новой эпохи есть свой стиль в искусстве. Молодцы, вы разгадали сегодня все загадки Петербурга, узнали как менялась жизнь петербуржцев в течении XVIII века, их представления о прекрасном и сменялись художественные стили. Но еще далеко не все загадки нашего города разгаданы. И вот одна из них. Слайды 47 и 48 Несколько месяцев назад при реставрации иконостаса XVIII века в храме иконы Владимирской Божьей Матери за золочеными деталями иконостаса была обнаружена записка, которую написали для потомков в 1900 году мастера-золотильщики. Учитель читает текст записки и показывает ее фотографию. Слайды 49 и 50 Эта загадка еще ждет своего решения. Что можно узнать из этого документа? Человек может творить культуру, сохранять и реставрировать, но и уничтожать ее. Этому документу повезло .На его пути встретились настоящие петербуржцы. Они не выкинули клочок бумаги, а с трепетом изучили его и поместят на всеобщее обозрение в храме. На следующем занятии мы будем знакомиться с одним из самых загадочных зданий нашего города- Михайловским замком. | Индивидуальная работа с наглядным материалом. Определение стиля по его признакам в живописи, садово-парковом искусстве, моде, скульптуре. Учащиеся работают с иллюстрациями и предметами, составляя из них группы по характерным признакам стилей. А. петровское барокко Б. елизаветинское барокко В классицизм эпохи Екатерины II Ответы: В стихотворении говориться о Кунсткамере- музее, где собирались редкости. Троицкая площадь-первая площадь города. Название получила по Троицкой церкви. «Эксперты» сообщают результаты исследования классу. Объясняют свое решение. 1. петровское барокко 2.елизаветинское барокко 3 классицизм Ученики обсуждают результаты, вносят добавления исправления в ответы товарищей. Вывод записывается в тетрадь. В записке указаны фамилии мастеров и их малая родина ( Ярославская губ.) Может, можно найти их потомков? Им бы было очень интересно узнать этот факт. |
V. Объявление домашнего задания.
Итак, домашнее задание. ( слайд 51) Найти информацию и записать в тетради ответы на вопросы: 1.Почему здание называют замком? 2 В честь какого Михаила он назван? 3 Почему у замка два названия? Учитель оценивает работу учеников, благодарит за работу, выставляет отметки. | Записывают задание в тетради. |
Записи в конспектах.
Тема урока: Блистательный XVIII век.
1. Петровское Барокко - Эпоха в российском искусстве в 20-30-е годы XVIII века.
Исторические памятники:
Петровские ворота, Летний дворец, Здание 12 коллегий, Кунсткамера, Меншиковский дворец, Петропавловский собор., регулярные парки, первый конный памятник Петру (работы К.Растрелли),
- Петербург - город-порт, город-крепость.
2. Пышное (русское, елизаветинское) Барокко - Эпоха в российском искусстве в 40-60 е годы XVIII века .
Исторические памятники:
Зимний дворец, Смольный монастырь, Никольский собор, Большой дворец Царского Села.
- Петербург- город дворцов и соборов.
3. Классицизм - Эпоха в российском искусстве с 60-х годов XVIII века до середины XIX века.
Исторические памятники:
Конный памятник Петру I на Сенатской площади, Эрмитажный театр, Старый Эрмитаж, Малый Эрмитаж, решетка Летнего сада, первые каменные мосты английские парки, Гостиный двор, Новая Голландия.\, памятник Суворову.
- На смену роскоши приходят простота и величие.
Вывод: каждой новой эпохе присущ свой стиль в искусстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и задания по курсу «Истории и культуры Санкт – Петербурга» для учащихся 8 – 9 классов.
Вопросы составлены с целью проверки уровня знаний учащихся и подготовки детей к городскому туру олимпиадного марафона....
презентация к курсу "История и культура Санкт- Петербурга"
Презентация по теме "Древний Египет в Петербурге"...
Статья на тему: "Актуальность курса «История и культура Санкт-Петербурга» в специальных (коррекционных) школах VIII вида."
Необходимость краеведческого образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....
Презентации к урокам 7-11 курса "История и культура Санкт-Петербурга" для 7 класса, учебник Ермолаевой (Наш край в XII-XVII вв.)
Презентации содержат иллюстративный материал к урокам, повествующим о судьбе территории нашего края до основания Санкт-Петербурга. Материал может использоваться также на уроках истории Отечества и пов...
Презентации к урокам 17, 18, отчасти 24 к курсу "История и культура Санкт-Петербурга" для 7 класса (уч. Ермолаевой)
В презентациях содержится иллюстративный и учебный материал для проведения указанных уроков по истории Санкт-Петербурга. Может использоваться также на уроках по истории Отечества в 7 классе....
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Контрольная работа № 2 по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»7 класс. Тема: «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)»
Тестовые завдания для контрольной работы для 7 класса по теме: " Первоначальный Санкт- Петербург (1703- 1725 гг)"...