Программа пришкольного лагеря "Хатлэн"
материал по краеведению (5 класс) на тему

Гумерова Элеонора Алинуровна

 Ценностью программы  «Хатлэн» имеет актуальный в наше время региональный компонент. С его помощью возможно решение таких задач как уровневая дифференциация обучения, межпредметная интеграция, практическая направленность обучения, суммирование художественного интереса и расширение знаний ребят о национальном и региональном своеобразии условий их жизни, выполнение заказа общества на активную и социально адаптированную личность. Этнографическая и экспедиционная направленность программы «Хатлэн»с учетом национально-регионального компонента нацелено на формирование интереса и приобщение детей к этнической, региональной, российской и мировой культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prishkolnogo_lagerya_khatlen_g._kogalym.rar59.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №10»

Программа пришкольного лагеря

отдыха с дневным  пребыванием

«ХАТЛЭН

Автор: Гумерова Элеонора Алинуровна

Учитель МБОУ «Средняя школа № 5»

1квалификационная категория

Когалым, 2014г

Содержание программы

1. Пояснительная записка…………………………………

2. Механизм реализации программы……………………

3. Условия реализации программы………………………

4. Содержание и формы реализации программы………

5. Ожидаемые результаты программы…………………

6. План работы лагеря……………………………………

7. Литература………………………………………………

8. Приложения……………………………………………

Пояснительная записка

 В городе Когалым, огромное внимание обращается на организацию отдыха, оздоровление, занятость детей, подростков и молодежи в летний период. Особое внимание  уделяется совершенствованию кадрового и программно-методического обеспечения, внедрению эффективных форм организации занятости, отдыха и оздоровления детей и использование инновационных технологий  в деятельности учреждений, осуществляющих эту работу.

Учитывая традиции и возможности школ города, интересы детей и родителей, а также опыт, накопленный при проведении лагерных смен в предыдущие года, МБОУ «Средняя Школа № 5» в лице Гумеровой Э.А.  разработала свою программу, содержание которой, ориентировано на обеспечение отдыха и занятости учащихся   среднего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.

Оздоровительные лагеря с дневным пребыванием это  период свободного общения детей, который дает возможность любому ребенку раскрыться . В лагере происходит  обмен информацией, который благоприятно влияет на общее развитие  ребенка.

 Ценностью программы  «ХАТЛЭН» имеет актуальный в наше время региональный компонент. С его помощью возможно решение таких задач как уровневая дифференциация обучения, межпредметная интеграция, практическая направленность обучения, суммирование художественного интереса и расширение знаний ребят о национальном и региональном своеобразии условий их жизни, выполнение заказа общества на активную и социально адаптированную личность. Этнографическая и экспедиционная направленность программы «Хатлэн»с учетом национально-регионального компонента нацелено на формирование интереса и приобщение детей к этнической, региональной, российской и мировой культуре, способствует этнической и гражданской идентификации ученика, формированию общечеловеческих ценностей, общей культуры личности, созданию условий для ее самоопределения и самореализации.

      Содержание деятельности программы «ХАТЛЭН» представляет собой заключительный этап ведения внеурочной деятельности. По этнографическому направлению в кружке «Эвтам» (Узор, орнамент). А также по экспедиционному направлению в туристических клубах школ города.

      Программа «ХАТЛЭН» предусматривает применение ранее полученных знаний на практике: мастер класс, инсценировка сказок,  и в заключении выхода группы детей с палаточным лагерем на стойбище семьи Кечимовых.

     Культура народов Севера ничем не похожая, совершенно другая, как бы из другого мира. Странная для нас, но родная и любимая ими – носителями этой культуры.   Культура обских угров настолько многообразна, что в ней можно отыскать все.  Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности  видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию психических процессов, эмоционально – положительное отношение к окружающему миру в целом. Через устное народное творчество, которое выступает как хранитель  философских, нравственных и эстетических ценностей народа. В сказках Югорской земли в полной мере раскрываются неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и сила народов ханты и манси.

    Учитывая все вышесказанное  в программе «ХАТЛЭН» поставлены цели и задачи.

Цель: 

Цель:        Организация воспитательного пространства, для включения подростков в социально-значимую, творчески развивающую деятельность. Посредством этнографического и экспедиционного направлении.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

1.Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период.

2.Воспитывать у детей гражданственность, патриотизм, уважение и понимание исторических фактов, народных традиций и обычаев.

3. Развивать социальную культуру, культуру межличностных, межэтнических отношений, толерантность к иному образу жизни и стилю мышления.

4. Формировать эстетические критерии и ценности на примере фольклора и эстетики народов Югры.

5. Развивать экологическую культуру детей

6. Познакомить с туристическими навыками для учебно полевого выхода на стойбище к хантам

7.Формировать у детей положительную мотивацию к правилам безопасности жизнедеятельности

Программа  летнего оздоровительного лагеря«ХАТЛЭН»  опирается на следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации отношений: построение отношений на основе уважения и доверия к человеку.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности,  сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3.  Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

6.     Принцип безопасности.

Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет  различные направления  оздоровления, отдыха и воспитания детей  в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение одной смены (20 дней). Основной состав лагеря это -дети с 1-11 классы: опекаемые, дети инвалиды, дети «группы риска», дети из неблагополучных семей, дети из многодетных семей, дети коренных народов севера, ребята прибывшие из юго-востока Украины,   родители , будущие первоклассники, педагоги. В количестве,  предусмотренном сметой расходов на лагерную смену в текущем году.

Механизм реализации программы

I этап - Подготовительный –    Этот этап характеризуется тем, что,  до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

- разработка программы лагеря на основе программы внеурочной деятельности кружка «Эвтам – орнамент» и турклубов города Когалыма;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).

II этап - Организационный

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

-  запуск программы «Хатлэн»;

-  знакомство с правилами лагеря; Приложение 1

- формирование определенного информационного поля деятельности лагеря Приложение 2

III этап - Практический

Основной деятельностью этого этапа является:

- выполнение режима дня;

- реализация программы «ХАТЛЭН»;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

В рамках реализации представленной программы предусмотрены:

1.  Мастер классы:

  • Мастер класс «Айкул-новость (презентация» себя, о себе, о чем либо);
  • Мастер класс «Акань-кукла» (шитье куклы);
  • Мастер класс «Тучанг-сумка» (выполнение аппликации сумки для рукоделия);
  • Мастер класс «Эвтам-орнамент» (знакомство с математикой орнамента);
  • Мастер класс «Туесок» (выполнение имитации берестяного изделия в технике граттаж).
  • Мастер класс «Берестянная утварь»;
  • Мастер класс «Хантыйская игольница»;
  • Мастер класс «Гончарных дел мастера».

2. Знакомство с языком народов ханты и манси (словарь) Приложение 3

3. Применение элементов сказкотерапии через знакомство с фольклором народов Югры Приложение 8

Особенности смены.

Коренные жители Сибири  имеют интереснейшую систему взглядов: все, что их окружает (растения, птицы, животные, ком земли или тростинка), имеет душу и может принять самый неожиданный облик.

Основной идеей является действие  в сказочном мире под названием « Хатэл» – это выдуманный мир, который представляет собой союз стихий природы.

Каждый отряд представляет собой стихию природы. Приложение 4

1 отряд «ТУРЕМ»- воздух

2 отряд «МУВ»- земля

3 отряд «ЙИНК»- вода

4 отряд «ТУТ»- огонь

В течение смены ребята погружаются  в путешествие по родному краю, где они  знакомятся,   с  историей округа, с традициями и фольклором народов ханты и манси.

Особенность содержания мероприятий заключается в том, что они распределены на четыре блока, четыре времени года. В течение смены по блокам распределены тринадцать месяцев в году по хантыйскому календарю, таким образом, дети знакомятся с особенностями хантыйской культурой Приложение 10

Осень-Сюсен

1. Сукурэтпос-сентябрь

2. Янкпольнэтпос-октябрь

3. Мань таквыс-между октябрем и ноябрем

4. Яныгтаквыс-ноябрь

Зима -Тал

5. Ватихоталэтпос;Тал ятёнгхеп-декабрь

6. Ват саграпнал; Санкёнгхеп-январь

7. Ретынгюсвой-февраль

Весна-Тови

8. Маньполь ;Уриэнкаваенгхеп-март

9. Яныгполь-апрель

10. Янкнатнэтпос; Ас натнэёгхеп-май

Лето-Льюнь

11. Лутпаэтпос; Ус ёнгхеп-июнь

12. Ойттуэтпос-июль

13. Вортурэтпос-август

         Каждый «месяц» это яркое познавательно-развлекательное, конкурсное  мероприятие, в результате которого победитель получает подсказки для разгадки  тематического кроссворда.

В течение смены отряды  разгадывают кроссворд, который представлен на центральном стенде по тематике смены.

По итогам смены  ребята уже познакомятся с традициями и фольклором народов ханты и манси попробуют исполнить один из обрядов, где параллельно покажут  свое настроение, привязав на дерево стоящее во дворе «Древо жизни», ленты разных цветов. Каждый цвет будет символизировать отношение, настроение ребят. Таким образом, отразится рефлексия с детьми.

Особую живость, праздничность и интерес в детском лагере  придаст цикловая игра.  Цикловая игра – длится весь лагерь, имеет предварительную подготовку и подготовку в течение лагеря. Это всегда «интрига», непредсказуемость в будничном ритме лагеря, «изюминка», неожиданная и для детей и для взрослых. «Изюминка» игры в том , что в начале смены отрядам после изготовления  своего тотема, выдается задание. Которое, они должны выполнить к завершению смены.

Задание- разгадать кроссворд. Для каждого отряда разработан кроссворд из пятнадцати слов, суть в том, что слова одинаковые, но комбинации  слов в кроссворде разные.

      Каждый три месяца объединены временем года. Мероприятие «время года» это яркое познавательно-развлекательное, конкурсное  событие, в результате которого победитель получает подсказки для разгадки  определенных слов.

      Задания не сложные, но помогут расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре, о родном крае и его особенностях. В результате каждого лагерного мероприятия победитель (отряд) получает подсказки для разгадки  кроссворда. Также весь период, дети, за участие и победы в различных мероприятиях получают (денежную единицу) «хатлэнчик».  Накопленной суммой «хатлэнчиков» дети распоряжаются на ярмарке для приобретения призов. На итоговом мероприятии празднике «ХАТЛЭН» как рефлексия предусмотрен ритуал – загадывание желаний. В последний день смены проводится ярмарка  в национальном колорите при музыкальном сопровождении.

По итогам смены ребята загадывают желание, привязав на дерево стоящее во дворе «Древо жизни», ленты разных цветов. Приложение 6

IV этап - Аналитический

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- творческий отчет (фотоальбом, презентация);

-размещение информации о работе лагеря на сайте школы;

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Условия реализации программы

1. Нормативно-правовые условия:

-  Закон «Об образовании РФ».

- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

-  Устав МБОУ «Средняя школа №5».

- Положение о лагере дневного пребывания.

- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

-  Должностные инструкции работников.

- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

- Заявления от родителей.

-Договор с родителями.

- Акт приемки лагеря.

- Планы работы.

2.Кадровые условия.

В реализации программы участвуют:

  • Начальник лагеря
  • Старший вожатый
  • Врач педиатр
  • Фельдшер
  • Инструктор по физкультуре
  • Музыкальный работник
  • Воспитатели
  • Вожатые
  • Старший бухгалтер
  • Уборщик
  • Официант

3. Методические условия предусматривают:

- наличие необходимой документации, программы, плана;

- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены и текущих планерок во время проведения смены;

- коллективные творческие дела;

- индивидуальная работа;

- деловые и ролевые игры;

-разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

4. Педагогические условия.

- отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

-  Организация различных видов деятельности.

- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

-  Создание ситуации успеха.

-  Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

-  Организация различных видов стимулирования

5. Материально- техническое обеспечение

-спортивное оборудование (спортивная площадка, спортинвентарь);

-настольно-игровое оборудование (настольные игры);

-материалы для оформления и творчества детей;

-канцелярские принадлежности;

-текстиль для проведения мастер классов;

-компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, цифровой фотоаппарат, видеокамера;

- призы и грамоты для стимулирования и поощрения детей.

Содержание и формы реализации программы «ХАТЛЭН»

« Любовь к родному краю питает любовь к Родине,

Познать свой край, изучить его

- значит полюбить его еще более глубоко»

А.С.Барков

Форма организации деятельности- краеведческая смена «ХАТЛЭН».

Детям предлагают познакомиться поближе с особенностями сурового но уже родного края под названием Югра, с его коренными жителями ,их культурой и традициями. В котором,  их ждет много интересных мероприятий по этнографическому и экспедиционному  направлениям Приложение 7

этнографическое

экспедиционное

  1. Гражданско – патриотическое;
  2. Развлекательно-досуговое;
  3. Художественно-эстетическое;
  4. Культурно-познавательное;

  1. Экологическое;
  2. Спортивно – оздоровительное;
  3. Общественно – полезное;
  4. Туристическое.

Спортивно – оздоровительное направление включает в себя:

  1. утренняя гимнастика;
  2. посещения бассейна;
  3. подвижных игр на свежем воздухе;
  4. викторины «Чистота залог здоровья», «Здоровым быть модно», «Гигиена», «Что такое хорошо, а что такое плохо»;
  5. беседы «Если хочешь быть здоровым - закаляйся!», «Быть здоровым, значит..» ,«Я выбираю здоровый образ жизни!»;
  6. эстафеты «Быстрее! Выше! Сильнее!», «Один за всех и все за одного!», «Ты, я, он, она вместе дружная команда!»;
  7. турниры по пионерболу, по футболу, по настольному футболу и хоккею, «комический футбол»;
  8. поисково – развлекательные игры «Тропа здоровья», «Большая игра», « Старт Маршрутов»;
  9. конкурс рисунков «Здоровье», «Скажи наркотикам нет!», «Мы за здоровый образ жизни!»;
  10. городские спартакиады.

Гражданско – патриотическое направление реализуется путем проведения:

  1. музыкальных часов «Моя Родина», « Мой Мир»,
  2. виртуальной экскурсии «Мой Когалым»,
  3. интеллектуального турнира «Я знаю свою Родину!» ,
  4. конкурс рисунков «Мой Родной край», «Моя Родина Россия»,
  5. беседы «Гражданин – это … .» , «Права и обязанности граждан Р.Ф.»,
  6. викторины «Я, Ты, Он, Она – вместе целая страна!»,
  7. поисково - развлекательной игры « Югорская Земля».

Развлекательно – досуговое направление включает в себя:

  1. развлекательные игры, как на свежем воздухе, так и в игровых комнатах,
  2. развлекательную музыкальную программу « Танцуй! Танцуй!»
  3. посещение парка аттракционов,
  4. посещение боулинга,
  5. посещение кинотеатра «Янтарь» ,
  6. арт- праздник  «День ханты и манси»

Художественно – эстетическое направление реализуется путем проведения:

  1. музыкальных часов,
  2. выставки поделок из природного материала «Оч.Умелые ручки», «Бумажные чудеса»,
  3. конкурса рисунков,
  4. оформление отрядных уголков,
  5. проведения мероприятий «Сказка на новый лад! , «Народные танцы», «Мисс и Мистер Лагеря», «Флешмоб».
  6. Проведение мастер классов

Экологическое направление включает в себя:

  1. беседу «Шавна урман»- берегите лес,
  2. поисково- развлекательную игру «Югорская земля»,
  3. музыкальные часы «Природа родного края»,
  4. конкурс рисунков «Береги лес»,
  5. викторина «Экологический марафон»,
  6. конкурс чтецов Ювана Шесталова о родном крае,
  7. конкурс костюмов из вторсырья,
  8. прогулки на свежем воздухе по культурным местам города.

Культурно – познавательное направление состоит:

  1. тематические утренники «Пуппи – Як», «Воронин праздник», «Праздник оленевода», «Праздник Хатлэн»
  2. посещения музейно – выставочного центра,
  3. конкурса рисунков о народах Севера,
  4. посещение детской библиотеки,
  5. посещение автогородка ГИБДД,
  6. экскурсия в пожарную часть.

В рамках реализации отдыха, оздоровление, занятости детей, подростков и молодежи в летний период осуществляется взаимодействие с сетью учреждений:Приложение 5

-молодежный центр «Метро»

- киноконцертный комплес «Янтарь»

-Дворец спорта

-Городская библиотека

-Музейно-выставочный центр

-Пожарная часть

-Гибдд

-Когалымская городская больница

Туристическое направление включает в себя:

  1. Инструктаж по правилам поведения в лесном массиве
  2. Занятия с инструктором по установке палатки
  3. Учебно- тренировочные полевые выходы
  4. Организованный выход детей с палаточным лагерем на стойбище семьи Кечимовых

Формы реализации программы

Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

- Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;

-Утренняя зарядка;

-Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и питьевого режима детей;

-Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);

-Организация пешеходных экскурсий;

-Организация здорового питания детей;

- Организация спортивно – массовых  мероприятий и подвижных игр;

- Общешкольные культурно – массовые и спортивные мероприятия.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

- КТД «Будем знакомы!», «Снежный ком», «Я ношу с собой»,  «Тёзки».

Работа по развитию творческих способностей детей

Коллективно – творческие дела:

- Открытие пришкольного лагеря «ХАТЛЭН», введение в правила игры «Хатэл» в развлекательной форме;

-Оформление отрядных уголков и стенных газет;

-Познавательно – развлекательная программа «Еженедельный кроссворд»; «Вороний день»; «Пуппи-Як – Медвежий праздник, «Конкурс чтецов стихов ЮванаШесталова»; Выступление агитбригад отрядов,   под названием: «Шавна урман» (береги лес)

-«Хантыйский узор» - лагерный концерт;

-Выступления агитбригад отрядов по пропаганде ЗОЖ, ПДД, ПБ; «Шавнаволепсы-береги жизнь»,

- Игра «Поиск затерянных сокровищ» (найди клад)-«Югорская земля»;

-Экологический марафон, конкурс поделок из вторичного материала;

- Музыкальные часы «БУБЕН»- Аукцион талантов;

-Выставки отрядных творческих мастерских (рисунков и поделок).

- Фотоотчет за каждый проведенный день Приложение 11

Работа по привитию навыков самоуправления:

- Выявление лидеров, генераторов идей;

-Распределение обязанностей в отряде;

-Закрепление ответственных по различным видам поручений;

-Дежурство по игровым комнатам;

Работа по  этническо – патриотическому воспитанию детей

-Беседы «Сибирские урманы»;

-Виртуальная экскурсия «Мой Когалым»;

-Игра по станциям «Выбор»- право быть счастливым;

Профилактические мероприятия

Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:

Беседа  «берегись огня»;

Игровая программа «Пешеход, велосипедист, водитель»;

Викторина «В объятиях табачного дыма»;

Конкурс сказок миниатюр «Монсь- сказка»;

Инструктажи для детей:

-«Правила пожарной безопасности»;

-«Правила поведения детей при прогулках и походах»;

-«Правила при поездках в автотранспорте»;

-«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;

-«Правила дорожного движения»;

Беседы, организуемые медицинским работником:

-«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»;

-«Мой рост, мой вес»;

-«Как беречь глаза?»;

-«О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»;

-«Осторожно ВИРУС».

Аналитическая деятельность по работе программы:

-Анализ выполнения программы в заключительный день работы лагеря.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:  

  • организовать  воспитательное пространство, для включения детей в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.
  • воспитать любовь к Родине, гражданственности и патриотизма, вооружить знаниями о природе, истории и культуре своего края, воспитать толерантное отношения к другим народам и их культуре. Приложение 9

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

1.Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период.

2.Воспитывать у детей гражданственность, патриотизм, уважение и понимание исторических фактов, народных традиций и обычаев.

3. Развивать социальную культуру, культуру межличностных, межэтнических отношений, толерантность к иному образу жизни и стилю мышления.

4. Формировать эстетические критерии и ценности на примере фольклора и эстетики народов Югры.

5. Развивать экологическую культуру детей

6.Формировать у детей положительную мотивацию к правилам безопасности жизнедеятельности

7. Организовать экспедицию, выход палаточного лагеря с ночевкой непосредственно в стойбище семьи Кечимовых.

Список литературы.

1.   Гагарина Т.В. Методические рекомендации для вожатых летнего лагеря-Арсенал образования, 2010

2. Гузенко А.П., Караваева О.В., Юрова А.В., Васильева Е.А Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград,2007

  Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

3.   Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

4.  Агмина Р.Д. «Лесная хозяйка» /Нивхские сказки/. Южно-Сахалинск. Сахалинское  книжное издательство, 2004г.

5. Анисимкова М. «Танья – богатырь» /Мансийские сказы/. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1973г.

6. «Легенды и мифы Севера». М. «Современник», 1985г.

7. Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом. Природа Севера Земли». М. «Северные просторы», 2001г.

8. Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом. Народы Севера Земли». М. «Северные просторы», 2001г.

           9. «Сказки народов Севера» /Сост. В.В. Винокурова, Ю.А. Сем/

Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1991г.

10. «Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России». М. «Северные просторы», 2002г.

11. Методические рекомендации по этнографическому туризму.

ОАО «Полиграграфист» г.Ханты-Мансийск 2007г.

 12. ПоповаС.А.. Мансийские календарные праздники и обряды. Издательство

Томского  университета 2008г.

 13. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. УрО РАН

г.Екатеринбург 1995г.

 14. Перевалова Е.В. Северные ханты: этническая история.  УрО РАН г.Екатеринбург

2004г.

15. Калинина Д. Сказки бабушки Аннэ. // Пульс Нягани. – 2001, 29 ноября

16. Комполэн, Сойтын, Тэряйка и другие «герои» поселка Талинка. // Твоя компания.

– 2003, март. С. 2, 30-31, 33.

17.  Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. – М.: Издательство «Мария». 1993. 56 с.

 18. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. Иллюстрации детей поселка Талинка. /

Автор идеи и руковод. проекта О. П. Стыцюк. – Екатеринбург: Издательский дом

Mediatechnologygroup. 2001. 32 с.

19. Решетникова Р. Г. Сценарий по рассказу А. М. Коньковой «Праздник

Трясогузки».

– М.: Издательство ИКАР. 2000. 18 с.

       

Список информационных источников.

  1. www.sunhome.ru/magic/11010
  2. myfhology.narod.ru/magiks/shaman.html
  3. world.lib.ru/l/litinskij_w_a/shaman.shtml
  4. www.zaimka.ru/religion/shamans.shtml
  5. growmoon.ru/obryady-posvyashenia-v-shamany.html
  6. www.ckazka.com/index.php?option=com_sobi2&sobi2Task=sobi2Details&catid=135&sobi2Id=5372&Itemid=
  7. www.northlights.ru/text.php?group=9&story=223


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней"  предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

Летний пришкольный   лагерь -  с одной стороны,  является формой  организации свободного времени  детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой стороны - пространст...

Программа пришкольного лагеря 2012год

Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...

Программа пришкольного лагеря "Мультландия" 2012год

Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...

Программа пришкольной площадки«КРУТО».Команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать.

Программа пришкольной площадки«КРУТО».Команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать....

Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"

Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в...