программа дополнительного образования "Мгновения истории"
рабочая программа по краеведению на тему
Программа дополнительного образования по историческому краеведению "Мгновения истории" на 72 учебных часа. Модифицированная. Материал может быть полезен учителям истории нашего региона, педагогам дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_.docx | 55.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
Кировского района г. Волгограда
Программа
внеурочной деятельности
«Мгновения истории»
Возраст: 9-16 лет
Направленность: культурологическая
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Морозова М.С., учитель истории
Волгоград 2014
Пояснительная записка
Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.
Д.С.Лихачёв.
Волгоград… Название нашего города навечно вписано в героическую летопись всемирной истории. Здесь каждая улица, каждый дом овеяны дыханием беспримерного подвига. За свою более чем четырехвековую историю город часто оказывался в центре крупнейших исторических событий. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Нас окружают прекрасные исторические места, памятники архитектуры, музеи. Только на территории Волгограда 190 памятников истории и 18 монументального искусства. Почти все они связаны с военной историей. Наиболее известными из них являются Мамаев курган, Музей – панорама «Сталинградская битва», лучший в стране планетарий, музей изобразительных искусств, краеведческий музей, музей-заповедник «Старая Сарепта». В мире и среди россиян Волгоград прочно ассоциируется со Сталинградской битвой, одним из ключевых моментов Отечественной и Второй мировой войны.
Краеведение играет огромную роль в деле патриотического воспитания, оно неоценимо в приобщении к миру красоты и добра, в воспитании хорошего вкуса, высоких норм поведения в обществе. Интерес к краеведению, как и патриотизм в целом, в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью к дому, городу, всему Отечеству. С помощью кружковой работы необходимо помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими предками, и тогда далекие события прошлого приобретут для него особое значение. Лишь тогда станет понятной и важной задача – не растерять огромный историко-культурный опыт, накопленный и оставленный нам в наследство нашими предками.
Данная программа является модифицированной. Программа составлена на основе Программы образовательного курса «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности - М., «Планета», 2011. Реализация программы рассчитана на 3 года.
Программа рассчитана на 70-72 часа, включая каникулярное время. Календарно-тематическое планирование составлено с учетом требований ФГОС на 68 часов. Занятия объединения проходят 2 раза в неделю. Резервное время может быть использовано педагогом для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, приуроченных к определенным датам, а также для проведения различных акций, в том числе по приведению в порядок воинских захоронений.
Темы для изучения, предлагаемые в программе, расширяют знания школьного курса по истории и культуре Волгограда. Каждый урок занятий по краеведению – не только ступень освоения знаний учащимися теоретических и практических основ поисково-исследовательской, экскурсионной деятельности, но и ступень развития личности ребенка и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия.
Структура и особенности программы:
Подпрограмма 1-го года обучения целиком посвящена истории Волгограда и области и состоит из 6 разделов, последовательно раскрывающих исторические процессы, факты и события из истории нашего края.
Программа рассчитана на учащихся всех возрастов, от младшего подросткового возраста до старшего, поскольку именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению окружающего мира, создаются условия для формирования нравственных чувств, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданско-патриотического воспитания. Первой особенностью программы является то, что материал должен излагаться педагогом в предельно доступной форме исходя из учета всех возрастных категорий учащихся. Второй особенностью является ее практическая ориентированность (всего – 68 часов, 30 часов теории, 38 – практики). Практические занятия могут проводиться в различных формах – это могут быть посещения музеев, краеведческие прогулки, просмотр фильмов и видеосюжетов, создание презентаций и видеосюжетов, подготовка к мероприятиям и т.д. Третья особенность – раскрытие основных эпизодов истории не только города и области, но и Кировского района, и даже острова Сарпинский. Содержание программы ни в коем случае не претендует на полноту изложения материала.
Основное оборудование для занятий:
- компьютер
- музыкальный центр
- мультимедиа проектор, экран (интерактивная доска)
- диктофон
Целью программы является: воспитать у учащихся уважение и интерес к истории родного края, традициям и обычаям русского народа, способствовать познанию красоты родного края, воспитать духовную культуру человека как общую культуру взаимоотношений людей друг с другом.
Задачи:
Образовательные
- дать учащимся дополнительные исторические знания
- научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
- обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
- способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
- обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками;
- сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
- сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района, города;
- cформировать навыки публичных выступлений;
- сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
- сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;
- сформировать уважение к другим культурам
Развивающие
- развивать уверенность в реализации личностных качеств;
- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
- способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.
Воспитательные
- способствовать формированию патриотического сознания, осознанной гордости героическим прошлым города и края, чувства сопричастности к великой истории Отечества
- воспитывать культуру общения и творческого взаимодействия
Работа по краеведению способствует развитию подростков, помогает им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, воспитывает человека – гражданина и патриота, который не останется равнодушным к проблемам своей страны.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- доступности, учитывающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.
- демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе. Накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы послужили его культурная значимость в жизни района, актуальность и воспитательная ценность.
Технологии, методы и формы работы:
Современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Кроме проектных технологий, на занятиях должны использоваться:
- технологии сотрудничества
- организация исследовательской деятельности с получением новых знаний
Широко могут использоваться педагогом следующие методы:
- словесные: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику занятий, необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практическую работу.
Ожидаемые результаты к концу обучения:
В результате изучения образовательного курса учащийся должен:
Знать/понимать:
- место и роль Царицына-Сталинграда-Волгограда в контексте всемирной истории, своеобразие его истории;
- основные факты смены населения волгоградской земли в древности
- историю возникновения Царицына;
- этапы развития города Волгограда; даты и содержание важнейших событий истории Царицына-Сталинграда-Волгограда 20 века;
- способы сбора и обработки краеведческого материала;
- основные памятники и памятные места города – героя Волгограда.
Уметь:
- Показывать на исторической карте важнейшие объекты Царицына-Сталинграда-Волгограда;
- Рассказывать о племенах и народах, живших на территории волгоградской земли с древних времен;
- давать собственные оценки важнейших событий истории волгоградской земли;
- описывать наиболее яркие памятники культуры города, высказывать суждения о них;
- использовать текст исторического источника при решении учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории родного города;
- представлять результаты изучения региональной истории в историческом презентации, сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности
- связно рассказывать об основных событиях, связанных с историей города
- самостоятельно работать со справочной и краеведческой литературой
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей региональной и государственно-политической идентичности;
- вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения Волгограда;
- самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;
- самостоятельной интерпретации информации;
- самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.
Итоги реализации программы проявляются в результатах творческих достижений учащихся и выражаются в участии и победах в конкурсах, в написании исследовательских работ и в результатах публичной их защиты. Изучив программу, обучающиеся смогут участвовать в краеведческих олимпиадах, конференциях, в написании исследовательских работ; будут посещать музеи, приобретать книги по истории родного края.
Основное содержание программы:
Раздел 1. Что такое историческое краеведение 7 ч
Тема1: Вводное занятие. 1 ч
Организационный момент. Знакомство. Расписание занятий. Ознакомительный рассказ руководителя о содержании занятий. Требования, предъявляемые к воспитанникам. Инструктаж по ТБ.
Тема2: Что такое историческое краеведение? 1 ч
Историческое краеведение как составная часть общего краеведения и как сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории края и ее памятниках среди самых широких слоев населения в доступной и увлекательной форме. История края как сложный объект краеведческой деятельности. Что составляет основу историко-краеведческого исследования. Основные направления исследований, их особенности.
Тема3: Ключи к тайнам истории 1 ч
Источники знаний о прошлом. Какие бывают источники. Что нам помогает изучать историю (вспомогательные исторические дисциплины, их разнообразие, особенности).
Тема4: Символы нашего города 2ч
Географическое положение Волгограда, туристические символы (визитная карточка). Герб и флаг Волгограда и области.
Тема5: История герба Царицына-Сталинграда-Волгограда 2ч
Первый герб провинциального Царицына 18 века. Граф Франциско Санти. Перспективный план застройки города от 18 июня 1820 г., утвержденный императором Александром I - второе изображение герба. Третий герб Царицына 1852 г. Четвертый проект от 16 декабря 1854 г. Новые попытки создать герб Царицына во второй половине XIX в. Борис Васильевич Кёне. Гербы РСФСР и СССР. 1968 г – появление современного герба. Евгений Борисович Обухов, Владимир Германович Ли, Алексей Георгиевич Бровко, Геннадий Александрович Ханов. Устав города-героя Волгограда, статья «Символы Волгограда».
Раздел 2. Из истории маленького городка Царицын 11 ч
Тема1: Когда нашего города еще не было. Первые обитатели Волгоградской земли. 3ч
Первые письменные источники по истории нашего края. Археологические раскопки на территории нашего края. Памятники каменного века на территории Волгограда. Общая характеристика периода. Археологические памятники каменного века на территории Волгограда. Памятники энеолита на территории Волгограда. Достижения бронзового века. Культуры бронзового века: ямная, катакомбная, срубная. Поселения срубной культуры на территории Волгограда. Хронологические рамки раннего железного века в Нижнем Поволжье. Савроматы. Волгоградская земля во время господства сарматов. Археологические памятники сарматов на территории современного Волгограда и в близости от него.
Тема2: Волгоградский край в эпоху раннего средневековья 3 ч
Гунны. Вхождение Нижнего Поволжья в состав первых государств. Хазарский каганат. Кочевнические памятники на территории Волгограда. Образование Золотой Орды. Политический центр Золотой Орды. Расцвет Золотой Орды. Города Золотой Орды. Золотоордынские города и поселения на территории Волгограда и в непосредственной близости от него. Причины распада Золотой Орды.
Тема3: Здесь начинался Волгоград (история основания крепости Царицын) 3 ч
Нижняя Волга и Дон в конце XV-XVI в. Татарские ханства на Волге. Образование казачества. Основание Царицына. Происхождение названия «Царицын». Отношения русского государства и казачества в XVI веке. Значение Царицынской крепости в XVII веке. Соседи кочевники Царицына в XVII веке. Восстание Степана Разина. Царицын в конце XVII века. Персоналии: Г. Засекин
Тема: Царицын в 18 веке. Поселение Сарепта (2 часа)
Строительство Царицынской укрепленной линии, её значение. Царицынская крепость и её обитатели. Роль Царицына в народных движениях 18 в. Территория Царицына в XVIII веке. Занятия жителей Царицына. Возникновение Сарепты. Всероссийская известность Сарепты.
Раздел 3. Царицын – крупный промышленный центр России 11 ч
Тема1: Дубовка важнее, чем Царицын 1 ч
Торговое значение Дубовки в начале 19 века. Опережающее развитие Дубовки по сравнению с Царицыным по основным экономическим показателям. Царицын. Эпидемии. Церковь и образование. Окрестности Царицына.
Тема2: Царицын промышленный 2 ч
Царицын – «русский Чикаго». Вторая половина 19 века. Царицын – торговый и промышленный центр. Железнодорожное и промышленное строительство. Изменение численного и социального состава жителей города.
Тема3: Город и горожане 2ч
Положение различных слоев населения Царицына и их занятия Санитарное состояние и благоустройство города. Облик дореволюционного Царицына: архитектура, набережная, улицы, площади. Культурная жизнь и образование в Царицыне. Церкви Царицына Положение и общественное движение рабочих.
Тема4: Царицын в период революций. 2 ч
Основные события революционных событий в Царицыне в годы Первой российской революции. 1917 год в Царицыне. Установление Советской власти. Гражданская война: причины, основные события, итоги, оценка.
Тема: Оборона города в годы гражданской войны 2 ч.
Оборона Красного Царицына. «Чокпрод». «Белые» в Царицыне. Царицын в 1919 году. Взятие Царицына белыми. Победа Красной армии.
Персоналии: Н. Руднев, И.Тулак (2ч)
Тема5: История Сталинграда 20-30-х гг 1 ч
Переименование города в Сталинград. Сталинградский тракторный завод. СталГРЭС.
Культурная и общественная жизнь сталинградцев. Разрушение церквей.
Тема6: Начало ВОВ. Сталинград тыловой 1 ч
Значение Сталинграда в начале Великой Отечественной войны как тыла.
Раздел 4. Сталинградская битва 18 ч
Тема1: Оборонительный период 2 часа
Оборонительный период Сталинградской битвы. Приказ № 227. Бои на улицах города. Героизм советских солдат. Остров Людникова. Дом Павлова. Мамаев Курган.
Тема2: Наступательный период 1 час
Контрнаступление советских войск под Сталинградом. Операция «Уран».
Тема3: Операция «Кольцо» 2 часа
«Кольцо». Разгром немецких войск. Значение Сталинградской битвы.
Тема4: Герои-защитники Сталинграда. 10 ч
Подготовка презентаций или видеосюжетов о героях. (И. Людников, Родимцев, Р. Ибаррури, М. Путилов и др.)
Тема5: «Он воевал в Сталинграде» 3 ч.
Подготовка и проведение уроков мужества в младших классах по подготовленным материалам
Раздел 5. Послевоенный город 14 ч
Тема1: «Отстроим родной Сталинград!» 2 ч.
Персоналии: А.М. Черкасова
Восстановление народного хозяйства страны. Восстановление Сталинграда. Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. Волжская ГЭС.
Тема2: Новый город Волгоград 1 час
Развитие города в середине 1950-х начале 1960-х гг. Волгоград в «эпоху застоя» (конец 1960-годов-начало 1980 годов). Развитие народного хозяйства страны. Пятилетки. Новые промышленные предприятия Волгограда. Жилищное строительство. Культура и образование.
Тема3: Создание мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Персоналии: Е.В. Вучетич 3 ч
Тема4: Мамаев курган-гордость волгоградской земли 8 ч
Подготовка заочной экскурсии по Мамаеву кургану (презентация) -4 ч
Подготовка и проведение мероприятия (заочная экскурсия для детей младших классов) 4 часа
Раздел 6. Современный Волгоград 7ч
Тема1: «Волгоград - город, в котором я живу» 6 ч
Подготовка презентаций о современном Волгограде 4 ч
Проведение заочной экскурсии о городе – 2 часа
Тема2: «Край родной, навек любимый» 1ч
Итоговое занятие
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Количество часов | Дата проведения | ||||
всего | теория | практика | план | факт | |||
Раздел 1. Что такое историческое краеведение | 7 | 6 | 1 | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | |||
2 | Что такое историческое краеведение? | 1 | 1 | 0 | |||
3 | Ключи к тайнам истории 1 ч | 1 | 1 | 0 | |||
4,5 | Символы нашего города | 2 | 1 | 1 | |||
6,7 | История герба Царицына-Сталинграда-Волгограда | 2 | 2 | 0 | |||
Раздел 2. Из истории маленького городка Царицын | 11 | 7 | 4 | ||||
8-10 | Когда нашего города еще не было. Первые обитатели Волгоградской земли | 3 | 2 | 1 | |||
11-13 | Волгоградский край в эпоху раннего средневековья | 3 | 2 | 1 | |||
14-16 | Здесь начинался Волгоград. История основания крепости Царицын. Персоналии: Г. Засекин (3 ч) | 3 | 2 | 1 | |||
17 | Царицын в 18 веке. Поселение Сарепта | 2 | 1 | 1 | |||
Раздел 3. Царицын – крупный промышленный центр России | 11 | 7 | 4 | ||||
18 | Дубовка важнее, чем Царицын? | 1 | 1 | 0 | |||
19-20 | Царицын промышленный | 2 | 1 | 1 | |||
21-22 | Город и горожане | 2 | 1 | 1 | |||
23-24 | Царицын в период революций. Персоналии: Н. Руднев, И.Тулак | 2 | 1 | 1 | |||
25-26 | Оборона города в годы гражданской войны | 2 | 1 | 1 | |||
27 | История Сталинграда 20-30-х гг 20 века | 1 | 1 | 0 | |||
28 | Начало Великой Отечественной войны. Сталинград тыловой | 1 | 1 | 0 | |||
Раздел 4. Сталинградская битва | 18 | 5 | 13 | ||||
29-30 | «Отстоим Волгу-матушку» Оборонительный период Сталинградской битвы | 2 | 1 | 1 | |||
31 | Наступательный период | 1 | 1 | 0 | |||
32-33 | Операция «Кольцо» | 2 | 1 | 1 | |||
34-44 | Герои-защитники Сталинграда | 10 | 2 | 8 | |||
45-47 | «Он воевал в Сталинграде» | 3 | 0 | 3 | |||
Раздел 5. Послевоенный город | 14 | 4 | 10 | ||||
48-49 | «Отстроим родной Сталинград!». Персоналии: А.М. Черкасова | 2 | 1 | 1 | |||
50 | Новый город Волгоград | 1 | 1 | 0 | |||
51-53 | Создание мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Персоналии: Е.В. Вучетич | 3 | 2 | 1 | |||
54-61 | Мамаев курган-гордость волгоградской земли | 8 | 0 | 8 | |||
Раздел 6. Современный Волгоград | 7 | 1 | 6 | ||||
62-67 | «Волгоград - город, в котором я живу» | 6 | 0 | 6 | |||
68 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | |||
Итого | 68 | 30 | 38 | ||||
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | 4 | 0 | 4 |
Литература:
- Волгоград: [Изоматериал]: комплект из 16 открыток / [фото: А. Михайлова]. – Волгоград: ПринТерра, [2010]. – 1 обл. (16 отд. л.).
- Волгоград: четыре века истории. – Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1989. – 412 с. : ил.
- Программа образовательного курса «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности - М., «Планета», 2011.
- Сталинград: [краткие сведения] // Сталинградская битва. Июль 1942 – февраль 1943 : энциклопедия / под ред. М.М. Загорулько; Администрация Волг. области, Волг. гос. университет, Институт воен. истории Министерства обороны РФ, ФГУК «Государственный историко–мемориальный музей – заповедник «Сталинградская битва». – 3-е изд., испр. и доп. – Волгоград: Издатель, 2010. – С. 512-513.
- Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников. Т. 4: (конец 16в.- 1917г. / под общ. ред. М.М. Загорулько. – Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2005. – 393 с.: ил. – (Царицын-Сталинград-Волгоград в документах).
- Чемякин, Е. А. Памятники и памятные места Волгоградской области: историко-краеведческий обзор. Т. 2 / Е. А. Чемякин. – Волгоград : Принт, 2008. – 255 с.: ил.
- Филонич Е.Г. История Кировского района. Волгоград, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...
Разработка программы дополнительного образования " История Отечества - в истории костюма ".
Данная программа может быть использована в качестве дополнительного образования учителями истории, МХК,а так же педагогами школьных музеев и всеми преподавателями, интересующимися этнографией....
Программа дополнительного образования Кружок по истории Великобритании (интегрированный курс на английском языке)
Данная программа имеет страноведческую, социолингвистическую и культурологическую направленность; реализуется в учебной группе численностью 10-14 человек; возраст обучающихся – 15-17 лет; срок реализа...
Программа дополнительного образования "История православной культуры"
Позновательная программа кружка "История православной культуры"....
Программа дополнительного образования "Истории о Великобритании"
Программа составлена на основе творческого обобщения материала ряда специализированных изданий по истории и предполагает изучение ключевых исторических событий и исторических процессов, происходивших ...
Программа дополнительного объединения по истории 11 кл. "Личность в истории русской культуры"
Отличительные особенности предлагаемой программы: - программа построена по хронологическому и тематическому принципам; - программа ориентирована на закрепление, си...
Рабочая программа дополнительного образования «История Кадетских Корпусов» Петрова Константина Сергеевича
Программа курса «Кадеты – гордость России!» рассчитана на кадет и воспитанников с 4 по 9 классы, включает 6 этапов, связанных между собой. Программа построена с учетом возрастных и ...