Урок "У истоков воронежской живописи"
презентация к уроку по краеведению (11 класс) на тему
Историко-культурное краеведение в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buchkuri_aleksandr_alekseevich.ppt | 2.91 МБ |
kramskoy_ivan_nikolaevich.ppt | 1.62 МБ |
zanyatie.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
У истоков воронежской живописи.
Цель:
-- актуализировать знания педагогов в методах и приемах, помогающих глубже всесторонне изучать предмет краеведения;
-- изучить методологию предмета на примере изучения вопроса развития живописи в Воронеже
-- ознакомление с историей развития живописи в Воронеже;
- формирование представления о различных сторонах жизни Воронежа.
Оборудование: мультимедийная система, презентации «Крамской И.Н.»,
«Бучкури А.А.»
План занятия:
- Великие просетители и педагоги о изучении местной истории.
- Современные методы преподавания исторического краеведения.
- Изучение темы «У истоков воронежской живописи» с использованием
исследовательско-поисковый метода.
1. «Представители провинциальной живописи -- Ф.Ф. Чуриков, И.В. Шевцов»;
2. «Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок и
активизация художественной жизни Воронеже во второй половине XIX
века. Крамской Иван Николаевич»;
3. «Академия Художеств и Воронежская рисовальная школа (1893 -1917).
Бучкури А.А.».
4. Самоанализ деятельности и её результатов обучающимися (рефлексия).
IV.Подведение итогов занятия c педагогами.
Ход занятия.
- Великие просетители и педагоги о изучении местной истории.
Новые подходы к содержанию образования, его перестройка с учётом главной цели учебно-воспитательного процесса, отражающего социальный заказ нашего общества: формирование всесторонне развитой личности, обладающей не только знаниями и умениями, усвоенными на репродуктивном уровне, но и опытом исследовательской деятельности, требует эффективных способов её формирования. Эта задача тем более важна в свете необходимости воспитания личности, главным свойством которой будет изучение и распространение знаний по истории своей местности. О необходимости использования краеведческого материала в обучении и воспитании писали Я.А. Каменский, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервег. В России эту идею развивали К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский.
К. Д. Ушинский, например, в статье «О необходимости сделать русские школы русскими» с горечью замечает, что «русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится» . Говоря об изучении школьниками родного края в учебных заведениях Германии, Франции, Америки, Швейцарии, К.Д. Ушинский пишет: «Возьмите, например, любого маленького швейцарца, . разговоритесь с ним о Швейцарии, и он изумит вас твёрдым и чрезвычайно подробным знанием своей родины». .
Краеведение должно начинаться с изучения истории своей семьи, своего рода, себя. Изучение краеведения соблюдает принцип концентризма: обучающиеся изучают историю своей семьи, своего рода, улицы на которой они живут, школы, где учатся, родного города (села), республики, постепенно расширяя круг своих познаний. Получая творческие задания, школьники получают нравственные переживания, становятся активными творцами урока. Процесс изучения истории родного края становится интересным, увлекательным, развивает навыки самообразования.
- Современные методы преподавания исторического краеведения.
-- Объяснительно-иллюстративный и словесно-печатный методы обучения служат важнейшими источниками получения знаний, позволяют в сжатые сроки и экономным путем передать обобщенные результаты познавательной деятельности предшествующих поколений -- составлением родословного древа.
-- Проектный метод обучения можно использовать на уроках: «Прошлое, настоящее и будущее нашей школы», «Наш класс в 2015 году». Обучающиеся вместе с родителями создают «Портфолио семьи».
-- Метод коллективного взаимообучения А.Г.Ривина. Работа организуется в статических парах («учитель» – «ученик»), динамических парах (четверо готовят одно задание, но имеют 4 части, обучающийся трижды проговаривает и обсуждает задание), вариационная пара (каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем и обучает по схеме с трех товарищей).
-- В старших классах этому способствует модульное обучение. Его сущность состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем (целевым функциональным узлом, объединяющим учебное содержание и технологии овладения им).
-- Исследовательско-поисковый метод позволяет глубже изучить тему, прочувствовать и понять её, сделать самостоятельный вывод по отношению к данному событию, установить причинно-следственные связи с событиями истории и современностью. Активная познавательная деятельность обучающихся в процессе самостоятельной работы оказывают воспитательное воздействие на подрастающее поколение.
Факторами успешности исследовательской деятельности могут быть:
- соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
- материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.
3. Формирование общеучебных умений и навыков, в процессе научно-исследовательской деятельности
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
2. Поисковый (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи,
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
3. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточные результаты);
4. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
5. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
4. Основные этапы исследовательской работы
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
6. Подготовка к защите исследовательской работы
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
- Изучение темы «У истоков воронежской живописи» с использованием исследовательско-поисковый метода.
Работа по теме предполагает взаимодействие с сотрудниками Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, педагогами городских школ искусств, посещение выставок художественных выставок.
В классе формируются динамические группы, каждая из которых получает задание в соответствии с темой занятия. Примерный план :
-- особенности общественного развития Воронежского края данного периода;
-- живописцы заданного периода, творческий путь, общественная деятельность;
-- характеристика периода как этапа развития живописи Воронежского края.
«Представители провинциальной живописи -- Ф.Ф. Чуриков, И.В. Шевцов».
Активизация общественной жизни города в 30-х годах XIX века, когда происходит канонизация святителя Митрофана, создается памятник-мемориал, посвященный событиям Петровского времени, приводит к попытке Федора Федоровича Чурикова (1791-1853) организовать художественную школу в крае. Выпускник Академии Художеств, oн сохранял с ней постоянную связь, информируя о всех событиях своей творческой жизни, неоднократно обращался за помощью и поддержкой.
Открытые и введенные в научный оборот документы позволили установить полное имя Чурикова, даты жизни, происхождение, основные факты его биографии, место постоянного проживания. Анализ введенных в научный, оборот архивных материалов показывает, что намерение Ф.Ф. Чурикова, в силу, как объективных, так и субъективных обстоятельств, не привело к созданию полноценно работающей школы. Автор подчеркивает, что стремление создать специальную художественную школу, находящуюся в ведении Академии Художеств, говорит о возросших эстетических потребностях провинциального общества.
-- «Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок и активизация художественной жизни Воронеже во второй половине XIX века. Крамской Иван Николаевич».
Во второй половине XIX века художественная жизнь провинции, и Воронеже в том числе, усложняется, являясь отражением тех процессов, которые происходили в искусству и художественной жизни России. Через личные контакты устанавливаются прочные связи с художественными кругами Петербурга и Москвы. В работе прослеживаются конкретные формы этих контактов и связей.
В 60-х гг. XIX века уже несколько выпускников, учеников Академии Художеств живут и работают в Воронеже, находя применение своим творческим силам: П. Васильев, М. Пономарев, И. Саломатин, А. Саломатин. Они приносят в провинциальный город не только академическую систему знаний, но и те новые веяния в искусстве, которые возникают в этот период в Петербурге. Через личное общение воронежские художники были осведомлены о создании и деятельности Петербургской Артели художников.. В это же время М.И. Пономарев высказывает намерение открыть рисовальный класс, находящийся в ведении Академии Художеств. Но все эти планы, показывающие возросшую активность художественных сил города, не увенчались успехом.
С 70-х гг. XIX века на развитие изобразительного искусства Воронежа, наряду с Академией Художеств, оказала влияние деятельность Товарищества передвижных художественных выставок. Это были первые художественные выставки, которые всесторонне освещались в местной прессе. Обзоры выставок - первые опыты воронежской художественной критики.
Всего в Воронеже с 1874 по 1899 гг. прошло пять выставок передвижников, одна основная и четыре параллельных дополнительных выставки. В воронежской прессе с обзорами выступают несколько авторов: М.И. Пономарев, Л.Г. Соловьев, С. Смирнов, "-въ", «Пчелинец». Все они подчеркивали, значение выставок для развития духовной жизни провинциального города, отмечали, что подобные выставки формируют более высокий уровень эстетических потребностей.
Биография, общественная деятельность, творческий путь Крамского И.Н.
-- «Академия Художеств и Воронежская рисовальная школа (1893 -1917)».
Целенаправленная работа по открытию художественной школы начинается с 1889 года Все слои воронежского общества поддержали создание Кружка любителей рисования, в число членов-учредителей вошло более 80 человек. В ходе организационной работы, в декабре 1891 г., впервые прошла выставка воронежских художников.
19 ноября 1892 г. были утверждены «Устав Кружка любителей рисования в г. Воронеже» и «Устав рисовальной школы при Кружке любителей рисования в г Воронеже». Кружок любителей рисования, через избираемый, Комитет, руководил деятельностью школы; назначал преподавателей, утверждал программы обучения, ведал всеми финансовыми вопросами.
10 января 1893 г. состоялось первое официальное собрание членов Кружка любителей рисования
14 февраля 1893 г. школа начала свою работу. Именно этот день можно считать датой основания Воронежской бесплатной рисовальной школы. Занятия проводились по будним дням вечером, после рабочего дня, и воскресным и праздничным дням.
Разумеется, в школе полностью отказались от оригиналов, не было длительного рисования и простейших орнаментов и гипсовых частей человеческой фигуры, главным была натура.
Преподаватели ориентировались на индивидуальные способности каждого ученика, поскольку подготовка и возраст были различны. Сознательный подход к обучению избавлял от заучивания определенных приемов, ставка была сделана на овладение общими методами изобразительного искусства: Учащиеся были свободны в определении того, сколько времени им заниматься в школе и чему отдавать предпочтение. Как правило, новички, незнакомые с азами изобразительного искусства, занимались в подготовительном отделении. По мере работы школы к работе на подготовительном отделении подключились старшие ученики школы.
Лишь после двух лет работы, когда обозначились конкретные результаты и ученики школы, П. Шмаров и М. Федоров, успешно учились в Академии Художеств, руководители Комитета Кружка любителей рисования, обращаются в Академию Художеств за поддержкой.
Особая роль здесь принадлежит Вере Александровне Сомовой, жене губернского предводителя дворянства С.М. Сомова, которая в 1895 г. стала председателем Комитета кружка любителей рисования и возглавляла его до 1900 года.
С 1895 связь с Академией Художеств становится постоянной и устойчивой, школа вошла в число тех учебных заведений, которые находились под покровительством Академии. С этого времени стал ежегодно составляться отчет о деятельности Кружка любителей рисования и работе школы, который 'печатался, как в местной печати, так и отдельной брошюрой
1907-1908 учебном году занятия в школе вели Василий Александрович Жданов и Александр Алексеевич Бучкури; 1909-1911 -Андрей Яковлевич Одинцов и Николай Андреевич Кондрашин, 1911-1912 –Цискунов Александр Дмитриевич и Баранов Петр Алексеевич; 1913-1916 -заведующий и преподавать школы-Баранов Петр Алексеевич.
Важной«частью учебного процесса являлись выставки. С 1893 года местные художественные выставки в Воронеже стали проходить регулярно на базе рисовальной школы, которая приобрела известность в городе и губернии. Они, как правило, проходили в помещении Мариинской женской гимназии. Всего за годы работы школы было проведено девять выставок.
Биография, общественная деятельность, творческий путь Бучкури А.А.
События начала XIX века внутри страны внесли свои коррективы В 1917-1918 гг школа не работала В 1919 году в этом здании был открыт филиал Московского ВХУТЕМАСа. Начинается новая страница в истории художественной жизни Воронежа.
3. Самоанализ деятельности и её результатов обучающимися (рефлексия).
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
IV.Подведение итогов занятия c педагогами.
Педагогам также можно предложить упражнение «Плюс-минус-интересно», либо задание «Незаконченное предложение»:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я научился…
- у меня получилось …
- меня удивило…
- мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "В мире живописи" 11 класс
Урок комплексного применения знаний по теме "Изобразительное искусство". Учащиеся знакомятся с наиболее известными представителями в области изобразительного искусства, их произведениями, с...
Презентация к уроку "Истоки поэзии С. Есенина"
Презентация к уроку "Истоки поэзии С. Есенина"...
Открытый урок "Истоки поэзии С. Есенина".
Открытый урок " Истоки поэзии С. Есенина"....
Приобщение школьников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью
Самым необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития духовно - нравственной культуры личности является использование народного искусства в педагогической работ...
Разработка урока "Природа Воронежской области. Уроки истории." 6 класс
Познакомить учащихся с геологической историей нашего региона, с геологическими памятниками....
Презентация к уроку "Истоки Воронежского края"
Интегрированный урок по истории и географии...
Презентация к уроку ИЗО "Воронежская матрешка" 5 класс
История возникновения русской матрешки ее виды, особенности росписи.Форма и роспись воронежской матрешки....