Разработка урока "Природа Воронежской области. Уроки истории." 6 класс
план-конспект урока по краеведению (6 класс) по теме

Федоркова Cветлана Владимировна

Познакомить учащихся с геологической историей нашего региона, с геологическими памятниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_voronezhskoy_oblasti.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Урок 3

Тема: Природа Воронежской области. Уроки истории.

Цель: познакомить учащихся с геологической историей нашего региона; с геологическими памятниками.

Оборудование: атлас Воронежской области, карта Воронежской области, презентация мел, гранит

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Проверка домашнего задания

  • Какие области граничат с нашей областью? (показать на карте)
  • Какие районы граничат с нашим районом? (показать на карте) 
  • Проверка сочинений

  1. Изучение нового материала

Земля, по которой мы ходим не всегда была такой. Миллиарды лет назад появились первые участки суши. Тогда и началась геологическая история нашего региона. Ученые предполагают, что это произошло   около 3,5 млрд лет назад, когда  образовались кристаллические породы.  Земная кора образовалась магматическими породами.

 Вспомните строение Земли.

  • Какие слои выделяются в строении Земли?
  • Где находится магма?

  В течение последующего времени на эти породы последовательно отлагались морские осадки, отложения оледенений, древних и современных рек. Самый нижний  слой литосферы - гранитный.  В некоторых местах он выходит на поверхность.

Вспомните материал курса природоведение по теме «Горные породы».

  • Как появился песок и мел на Земле?

        Принесенные ледником обломки горных пород, отложились на поверхности магматических пород. Под действием тепла и холода, воды и ветра горные породы постоянно разрушаются, распадаются на обломки и сносятся в водоемы. Самое большое количество осадочного материала оседает в морях и океанах. Со временем песок превращается в песчаник, глина – в глинистый сланец. Песок, гравий, галечник и глина относятся к горным породам обломочного происхождения.

  • Почему в некоторых районах нашей области залежи гранита оказались на поверхности. Рассмотрите карту и найдите месторождения гранита.

В четырех местах нашей области кристаллические породы (главным образом граниты) выходят на поверхность. Выходы гранита находятся в Подгоренском и Павловском районах.  Павловское месторождение гранитов считают одним из крупнейших в Европе. Все выходы известны только в долине Дона, где река размыла 125-метровый слой осадочных отложений.

  • О чем может рассказать школьный мел?

Осадочные породы органического происхождения образуются в результате накопления органических остатков после отмирания животных и растительных организмов. Органическое происхождение имеет, например, мел, которым мы пишем на доске, - он состоит в основном из мельчайших раковин. Торф и каменный уголь тоже имеют органическое происхождение.

        Выходы белого писчего мела с причудливыми формами в виде столбов, которые называют дивами можно встретить на правом берегу Дона у устья Тихой Сосны. У г. Семилуки, на правом берегу Дона можно увидеть обнажение древних пород – известняков, песчаников и глин. Крутые меловые обрывы тянутся вслед за причудливо петляющим руслом Дона.

Мощность меловых отложений здесь может достигать 110 метров. Шатрообразные горы, меловые дивы поражают наше воображение своей красотой. Дивы - меловые столбы высотой 5-7 метров на крутых склонах Белогорья - признаны памятниками природы.

Классические обнажения известняка, позволяют проследить сложную и неспокойную жизнь далеких эпох,  рассказывают о климате, морях и суше, представляют удивительные копии раковин, кораллов и других существ, живших в те далекие времена.  Известняк состоит из отпечатков раковин брахиопод.  Песчаники и глины содержат остатки  панцирных рыб и обуглившихся растений.

Внимательно вглядываясь в разбросанные известняковые камни можно обнаружить на них остатки морских лилий, кораллов, раковин спирифер и других животных с не менее сложными названиями. Можно найти  и более крупных представителей далеких эпох: известняки   сложены раковинами более крупных моллюсков, хорошо видных невооруженным глазом.  Им более 300 миллионов лет.        Рисунок позволяет увидеть тех животных, благодаря которым мы сегодня имеем мел.

Задание:

Используя географический атлас Воронежской области познакомьтесь с памятниками природы области., выпишите в тетрадь геологические памятники. Какие  геологические памятники  находятся в вашем районе? Какие истории, связанные с этими местами вы знаете?

  1. Итог урока

Д/задание; записи в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках истории и обществознания....

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Методическая разработка "Интеллектуальные игры на уроке истории и обществознания"

В настоящее время образовательная система не стоит на месте: появляется огромное количество новейших методов работы и взаимодействия с детьми. В зависимости от этого можно заметить, как модифицируются...

Методическая разработка листа-опросника на уроках истории и обществознания

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами разработанной мною методикой.Она родилась из размышлений над тем, как заставить ученика дома или в классе прочесть параграф из учебника вдумчиво, обратив вним...

РАЗРАБОТКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ

в работе даётся характеристика и система оценивания метапредметных заданий по истории...