Разработка урока "Природа Воронежской области. Уроки истории." 6 класс
план-конспект урока по краеведению (6 класс) по теме
Познакомить учащихся с геологической историей нашего региона, с геологическими памятниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_voronezhskoy_oblasti.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Урок 3
Тема: Природа Воронежской области. Уроки истории.
Цель: познакомить учащихся с геологической историей нашего региона; с геологическими памятниками.
Оборудование: атлас Воронежской области, карта Воронежской области, презентация мел, гранит
Ход урока
- Оргмомент
- Проверка домашнего задания
- Какие области граничат с нашей областью? (показать на карте)
- Какие районы граничат с нашим районом? (показать на карте)
- Проверка сочинений
- Изучение нового материала
Земля, по которой мы ходим не всегда была такой. Миллиарды лет назад появились первые участки суши. Тогда и началась геологическая история нашего региона. Ученые предполагают, что это произошло около 3,5 млрд лет назад, когда образовались кристаллические породы. Земная кора образовалась магматическими породами.
Вспомните строение Земли.
- Какие слои выделяются в строении Земли?
- Где находится магма?
В течение последующего времени на эти породы последовательно отлагались морские осадки, отложения оледенений, древних и современных рек. Самый нижний слой литосферы - гранитный. В некоторых местах он выходит на поверхность.
Вспомните материал курса природоведение по теме «Горные породы».
- Как появился песок и мел на Земле?
Принесенные ледником обломки горных пород, отложились на поверхности магматических пород. Под действием тепла и холода, воды и ветра горные породы постоянно разрушаются, распадаются на обломки и сносятся в водоемы. Самое большое количество осадочного материала оседает в морях и океанах. Со временем песок превращается в песчаник, глина – в глинистый сланец. Песок, гравий, галечник и глина относятся к горным породам обломочного происхождения.
- Почему в некоторых районах нашей области залежи гранита оказались на поверхности. Рассмотрите карту и найдите месторождения гранита.
В четырех местах нашей области кристаллические породы (главным образом граниты) выходят на поверхность. Выходы гранита находятся в Подгоренском и Павловском районах. Павловское месторождение гранитов считают одним из крупнейших в Европе. Все выходы известны только в долине Дона, где река размыла 125-метровый слой осадочных отложений.
- О чем может рассказать школьный мел?
Осадочные породы органического происхождения образуются в результате накопления органических остатков после отмирания животных и растительных организмов. Органическое происхождение имеет, например, мел, которым мы пишем на доске, - он состоит в основном из мельчайших раковин. Торф и каменный уголь тоже имеют органическое происхождение.
Выходы белого писчего мела с причудливыми формами в виде столбов, которые называют дивами можно встретить на правом берегу Дона у устья Тихой Сосны. У г. Семилуки, на правом берегу Дона можно увидеть обнажение древних пород – известняков, песчаников и глин. Крутые меловые обрывы тянутся вслед за причудливо петляющим руслом Дона.
Мощность меловых отложений здесь может достигать 110 метров. Шатрообразные горы, меловые дивы поражают наше воображение своей красотой. Дивы - меловые столбы высотой 5-7 метров на крутых склонах Белогорья - признаны памятниками природы.
Классические обнажения известняка, позволяют проследить сложную и неспокойную жизнь далеких эпох, рассказывают о климате, морях и суше, представляют удивительные копии раковин, кораллов и других существ, живших в те далекие времена. Известняк состоит из отпечатков раковин брахиопод. Песчаники и глины содержат остатки панцирных рыб и обуглившихся растений.
Внимательно вглядываясь в разбросанные известняковые камни можно обнаружить на них остатки морских лилий, кораллов, раковин спирифер и других животных с не менее сложными названиями. Можно найти и более крупных представителей далеких эпох: известняки сложены раковинами более крупных моллюсков, хорошо видных невооруженным глазом. Им более 300 миллионов лет. Рисунок позволяет увидеть тех животных, благодаря которым мы сегодня имеем мел.
Задание:
Используя географический атлас Воронежской области познакомьтесь с памятниками природы области., выпишите в тетрадь геологические памятники. Какие геологические памятники находятся в вашем районе? Какие истории, связанные с этими местами вы знаете?
- Итог урока
Д/задание; записи в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках истории и обществознания....
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Урок: историяКласс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
Методическая разработка "Интеллектуальные игры на уроке истории и обществознания"
В настоящее время образовательная система не стоит на месте: появляется огромное количество новейших методов работы и взаимодействия с детьми. В зависимости от этого можно заметить, как модифицируются...
Методическая разработка "Финансовая грамотность на уроках истории и обществознания"
Методическая разработка...
Методическая разработка листа-опросника на уроках истории и обществознания
Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами разработанной мною методикой.Она родилась из размышлений над тем, как заставить ученика дома или в классе прочесть параграф из учебника вдумчиво, обратив вним...
РАЗРАБОТКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ
в работе даётся характеристика и система оценивания метапредметных заданий по истории...