Презентация к уроку ИЗО "Воронежская матрешка" 5 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
История возникновения русской матрешки ее виды, особенности росписи.Форма и роспись воронежской матрешки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока "Воронежская матрешка" | 39.71 КБ |
Презентация к уроку ИЗО "Воронежская матрешка" 5 класс | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Воронежская матрешка»
Цели:
1. Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре родного края.
2. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, фантазию, наблюдательность.
3. Познакомить с историей возникновения русской матрешки ее видами, особенностями росписи.
4. Уделить особое внимание форме и росписи воронежской матрешки.
Оборудование к занятию:
- заготовки матрешек для коллективных работ
- цветная бумага
- ножницы
- клей
- кисти
- карандаш
- проектор
Наглядный материал:
- Изображения матрешек.
- Образец игрушки матрешки
- «Народные промыслы» – презентация.
- Карта Воронежской области
- Образцы орнаментов
- Видеофильм «Матренин двор»
Музыкальный ряд: Русские народные мелодии
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Подведение учащихся к теме и цели занятия.
* просмотр презентации «Народные промыслы»
* карта Воронежского края с указанием значков о народных промыслах
* загадка о матрешке
3. Сообщение темы урока
* просмотр презентации «Народные промыслы»
* беседа о возникновении и видах русской матрешки;
* просмотр видеофильма о воронежской матрешке.
4. Физкультминутка.
5. Задание - создать образ матрешки в технике аппликации (коллективная работа)
6. Практическая работа.
7. Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на своем уроке.
- Подведение учащихся к теме и цели занятия
Учитель: сегодня мы с вами будем говорить о народных промыслах Воронежской области. Для начала давайте поразмышляем, что же понимается под понятием народный промысел?
Ученики:
- Народ делает что - то своими руками.
- Средства, благодаря которым люди получали заработок.
- Предметы быта, которые изготавливали крестьяне
Учитель: народные художественные промыслы восходят к древности, к деревенскому ремеслу. Это одна из форм народного художественного творчества.
И сейчас мы с вами посмотрим на карту Воронежской области и узнаем, где какие промыслы получили свое развитие.
Попутно идет показ слайдов по народным промыслам Воронежской области.
Ученики выходят к доске и работают с картой – определяют с помощью условных знаков, где какие промыслы получили свое развитие.
(Слайд 3)
*народный костюм – Репьевка, Каширское, Нижнедевицк, Воронеж, Борисоглебск, Поворино
(Слайд 4)
*художественная керамика – Рамонь, Бутурлиновка, Острогожск, Борисоглебск, Новохоперск, Семилуки, Воронеж
(Слайд 5)
*металлообработка – Воронеж, Борисоглебск, Новохоперск
(Слайд 6)
*резьба по дереву - Таловая
(Слайд 7)
*вязание платков – Терновка, Острогожск, Павловск, Новохоперск
(Слайд 8)
*узорное ткачество и ковроделие – Новохоперск, Елань – Коленово, Богучар, Хохольский, Павловск
(Слайд 9)
*вышивка и кружево – Грибановский, Хохольский, Острогожск, Елань – Коленово, Борисоглебск
(Слайд 10)
*народная игрушка – Богучар, Бутурлиновка, Эртиль, Острогожск, Новохоперск, Борисоглебск
(Слайд 11)
*плетение из лозы – Борисоглебск, Новохоперск, Поворино
Учитель: А теперь давайте вспомним, какие промыслы Воронежской области вы узнали?
Ответы учащихся
Учитель: Чтобы узнать, с каким из этих промыслов связана тема нашего урока, необходимо разгадать загадку.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрешка)
Учитель: Правильно матрешка. Именно она является душой России.
Русская матрёшка, как ты хороша!
Яркая одежда на тебе всегда.
Сарафаны расписные выдумал народ,
И одежды дорогие носишь круглый год.
Такие вот игрушки, матрёшки - веселушки.
Пестрые рубашки, задорные милашки.
Зависит наряд ваш от места рожденья.
И имя дано вам из места селенья.
С секретом игрушка нам всем интересна.
Открылась матрёшка, за ней все семейство.
Как мы поняли из стихотворения, матрешки бывают разные. Чтобы поближе с ними познакомиться посмотрим презентацию.
2 ученика по очереди читают слайды презентации
(Слайд 12) Матрешка уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.
(Слайд 13) Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.
(Слайд 14) Савва Иванович Мамонтов - крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком изобразительных искусств, он создал в своем подмосковном имении центр художественной жизни России.
(Слайд 15) С.И. Мамонтов объединил в своем подмосковном имении плеяду крупнейших русских художников. Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла
(Слайд 16) Однажды в поместье попала японская игрушка. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.
(Слайд 17) Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.
(Слайд 18) Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках.
Внутри находилось восемь куколок, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца.
(Слайд 19) И пошла матрёшка, гулять по свету. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. В России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.
(Слайд 20) Сергиево – Посадская или Загорская матрешка
Я из Сергиева Пасада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на Загорскую матрешку и объясните, чем она характерна.
Ответы детей:
- Одета в сарафан
- В руках что – то держит
- Узоры на одежде в виде цветов
После закрытия мастерской “Детское воспитание”, производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде. И стала называться она Сергиево-Посадской или Загорской. Главной отличительной чертой, которой является стремление отобразить в росписи жизнь простого человека. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. Роспись сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью.
(Слайд 11) Семеновская матрешка
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Учитель: А теперь определите особенности семеновской матрешки.
Ответы детей:
- Держит в руках букет цветов
- Используется ограниченная цветовая палитра – желный, красный, синий.
- На переднике остается свободное незакрашенное место
Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Мастера используют в росписи в основном три цвета – красный, синий и желтый. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол.
(Слайд 12) Полхов Майданская матрешка
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Учитель: Скажите глядя на матрешку из Майдана, чем она запоминается?
Ответы детей:
- Волосы расписываются тонкой кистью в виде спиралек
- На матрешке не прорисовываются ручки
- На переднике букет цветов
- Форма матрешки вытянута, она кажется более стройной
- Все контуры очерчены черным цветом тонкими линиями
Удивляет ее необыкновенное многообразие, от многоместных до одноместных фигурок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись - украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности,
(Слайд 13) Авторская матрешка
Учитель: Авторскую матрешку легко охарактеризовать. Что – же в ней необычного, своеобразного?
Ответы детей:
- Автор придумывает свой образ
- Матрешки напоминают сказочных героев
- Очень веселые и озорные игрушки
Импровизация художника, не опираясь ни на какую, из известных видов русских матрешек. Желание найти свой образ, и показать авторский стиль.
Учитель: Мы с вами познакомились с несколькими видами русских матрешек. Их образцы представлены на доске. Сейчас вам нужно будет рядом с матрешками подставить таблички с названием данного вида матрешки.
Дети выходят к доске и определяют название матрешек.
Учитель: Хочется обратить ваше внимание еще на одну матрешку – воронежскую.
(Слайд 14) Воронежская матрешка
Учитель: Чем запомнилась вам воронежская матрешка?
Ответы детей:
- Форма яйцевидная, приземистая
- Матрешка одета в русский народный воронежский костюм
- Небольшой размер игрушки
Мамой воронежской матрёшки» по праву считают известную воронежскую художницу – Елену Геннадиевну Матвееву. Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Хотя найдена она была случайно, но в итоге такое конструктивное решение оказалось весьма удачным. В нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. Одета матрешка в традиционный воронежский костюм. На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма. Обычно делают 9-ти и 12-ти местные матрешки. Особенность воронежской матрешки в том, что она является хранительницей истории нашего родного края.
Учитель: Вот сколько всего мы с вами узнали о русской матрешке. Но какая же из этих матрешек ближе к нам и роднее?
Ученики: Конечно же – воронежская.
Учитель: И сейчас посмотрим видеофильм, об истории рождения нашей землячки – воронежской матрешки.
3. Физкультминутка
4. Задание
Учитель: Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. Вам нужно будет создать в технике аппликации орнамент для костюма воронежской матрешки. Каждый ряд – команда, получит свою основу для работы заготовку - матрешку.
В народный костюм необходимо внести украшения:
- Орнамент для платка
- Узоры для платка
- Орнамент для рубахи
- Орнамент для передника
- Рисунок – клетка для паневы
- Орнамент для паневы
Учитель: На доске приведены варианты создания орнаментов из цветной бумаги. Для выполнения орнамента бумагу отрезают узкой полоской, сворачивают гармошкой в несколько раз и делают прорези в разных местах. Затем свернутую бумагу развернуть, замерить карандашом по месту наклеивания и лишнее отрезать, потом наклеить в нужном месте.
5. Практическая работа. Учащиеся делятся на три команды по рядам. В каждой выбирается свой капитан. Он распределяет обязанности внутри коллектива, кому что делать и наклеивает полученные орнаменты и узоры на матрешку - заготовку.
6. Подведение итогов занятия.
Учитель: каждая команда представила свою матрешку. Хочется отметить сходство с воронежской матрешкой, аккуратность выполнения и слаженную работу коллективов. Все вы справились. Остается капитанам защитить коллективное творчество.
Примерные вопросы:
Какое имя вы могли дать своей матрешке?
Что получилось в вашей работе наиболее удачно?
Учитель: Ребята, давайте выберем из представленных матрешек самую красивую.
Ответы детей.
А теперь остается поставить всем оценки.
7.Рефлексия
Каждый ученик по порядку по рядам продолжит высказывание, чередуясь в выборе вариантов.
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивил…
- мне захотелось…
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поближе познакомились с русской матрешкой. Много узнали о ней. И с уверенностью можно сказать, что
русская матрешка – настоящее чудо света, потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.
Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России
- Домашнее задание: Расписать деревянную заготовку матрешки одной из изученных видов матрешек.
Интернет – ресурсы:
1.http://www.hintfox.com/article/sekret-voronezhskoj-matrshki.html
2.http://festival.1september.ru/articles/616546/
3.http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
4.https://www.youtube.com/watch?v=LByixKQedLI
5.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%\
6. matreshka_-_dusha_rossii.ppt
7. http://festival.1september.ru/articles/616546/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Матрешка русская игрушка- символ России
Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей Савве Мамонтову
МАМОНТОВ Савва Иванович крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком изобразительных искусств, он создал центр художественной жизни России в своем подмосковном имении
Участники кружка живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла И. Левитан В. Поленов В. Васнецов
Однажды в поместье попала японская игрушка. Это была фигура мудреца Фукуруму , в которой находилось ещё несколько фигурок. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки
Первая матрешка оказалась круглолицей девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках. Внутри находилось еще восемь игрушек. И пошла матрёшка гулять по свету. В России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи
г. Сергиев Посад или г. Загорск
г. Семёнов
С. Полховский Майдан
Авторская матрешка
Воронежская матрешка
Релаксация Закроем глаза и под русскую народную музыку мысленно погрузимся в давнее прошлое, когда девушки ходили плавно словно павы, а парни были настоящими русскими богатырями. Они вместе водили хороводы и пели веселые песни. Человек жил в гармонии с природой, он был ее частью. Мать – земля…, как это трогательно и возвышенно звучит. Так давайте же сохраним национальный колорит с русскими песнями, с народными праздниками, с национальной культурой. Живи, Россия!
Задание Сделать аппликацией детали воронежского национального костюма по заготовке. Работа коллективная – 1 матрешка на ряд.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"
Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....
Презентация к уроку "Дружба. Дружный класс" 6 класс
Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...
Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"
Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Презентация к уроку в 5 классе «Смешанные числа 2 урок» из двух частей
Презентация к уроку двух частей...
Цикл презентаций к урокам в 6 классе (8 презентаций)
Презентации к урокам: Искусство - память человека; Обобщающий урок первой четверти; В начале был ритм; О чем рассказывает музыкальный ритм; Жанр - оперетта, мюзикл; Диалог метра и ритма; От адажио к п...
Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»
Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...