Презентация к уроку ИЗО "Воронежская матрешка" 5 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Лахина Наталья Андреевна

История возникновения русской матрешки ее виды, особенности росписи.Форма и роспись воронежской матрешки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Воронежская матрешка»

Цели:

1.        Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре родного края.

2.        Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, фантазию, наблюдательность.

3.        Познакомить с историей возникновения русской матрешки ее видами, особенностями росписи.

4.       Уделить особое внимание форме и росписи воронежской матрешки.

Оборудование к занятию: 

  • заготовки матрешек для коллективных работ
  •  цветная бумага
  • ножницы
  • клей
  • кисти
  • карандаш
  • проектор

Наглядный материал: 

  1. Изображения матрешек.
  2. Образец игрушки матрешки
  3. «Народные промыслы» – презентация.
  4.  Карта Воронежской области
  5. Образцы орнаментов
  6. Видеофильм «Матренин двор»

Музыкальный ряд: Русские народные мелодии

Содержание занятия:

1. Организационный момент.

2. Подведение учащихся к теме и цели занятия.

* просмотр презентации «Народные промыслы»

* карта Воронежского края с указанием значков о народных промыслах

* загадка о матрешке

3. Сообщение темы урока

* просмотр презентации «Народные промыслы»

*  беседа о возникновении и видах русской матрешки;

*  просмотр видеофильма о воронежской матрешке.

4. Физкультминутка.

5. Задание - создать образ матрешки в технике аппликации (коллективная работа)

6. Практическая работа.

7. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на своем уроке.

  1. Подведение учащихся к теме и цели занятия

Учитель: сегодня мы с вами будем говорить о народных промыслах Воронежской области. Для начала давайте поразмышляем, что же понимается под понятием народный промысел?

Ученики:

  • Народ делает что - то своими руками.
  • Средства, благодаря которым люди получали заработок.
  • Предметы быта, которые изготавливали крестьяне

Учитель: народные художественные промыслы восходят к древности, к  деревенскому ремеслу. Это одна из форм народного художественного творчества.

И сейчас мы  с вами посмотрим на карту Воронежской области и узнаем, где какие промыслы получили свое развитие.

Попутно идет показ слайдов по народным промыслам Воронежской области.

Ученики выходят к доске и работают с картой – определяют с помощью условных знаков, где какие промыслы получили свое развитие.

(Слайд 3)

*народный костюм – Репьевка, Каширское, Нижнедевицк, Воронеж, Борисоглебск, Поворино

(Слайд 4)

*художественная керамика – Рамонь, Бутурлиновка, Острогожск, Борисоглебск, Новохоперск, Семилуки, Воронеж

(Слайд 5)

*металлообработка – Воронеж, Борисоглебск, Новохоперск

(Слайд 6)

*резьба по дереву - Таловая

(Слайд 7)

*вязание платков – Терновка, Острогожск, Павловск, Новохоперск

(Слайд 8)

*узорное ткачество и ковроделие – Новохоперск, Елань – Коленово, Богучар, Хохольский, Павловск

(Слайд 9)

*вышивка и кружево – Грибановский, Хохольский, Острогожск, Елань – Коленово, Борисоглебск

(Слайд 10)

*народная игрушка – Богучар, Бутурлиновка, Эртиль, Острогожск, Новохоперск, Борисоглебск

(Слайд 11)

*плетение из лозы – Борисоглебск, Новохоперск, Поворино

Учитель: А теперь давайте вспомним, какие промыслы Воронежской области вы узнали?

Ответы учащихся

Учитель: Чтобы узнать, с каким из этих промыслов связана тема нашего урока, необходимо разгадать  загадку.

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрешка)

Учитель:  Правильно матрешка. Именно она является душой России.

Русская матрёшка, как ты хороша!

Яркая одежда на тебе всегда.

         Сарафаны расписные выдумал народ,

И одежды дорогие носишь круглый год.

Такие вот игрушки, матрёшки - веселушки.

Пестрые рубашки, задорные  милашки.

Зависит наряд ваш от места рожденья.

И имя дано вам из места селенья.

С секретом игрушка нам всем интересна.

Открылась матрёшка, за ней все семейство.

Как мы поняли из стихотворения, матрешки бывают разные. Чтобы поближе с ними познакомиться посмотрим презентацию.

2 ученика по очереди читают слайды презентации

(Слайд 12) Матрешка уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

(Слайд 13) Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.

(Слайд 14) Савва Иванович Мамонтов - крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком изобразительных искусств, он создал в своем подмосковном имении центр художественной жизни России.

(Слайд 15) С.И. Мамонтов объединил в своем подмосковном имении плеяду крупнейших русских художников. Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла

(Слайд 16) Однажды в поместье попала японская игрушка. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.

(Слайд 17) Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

(Слайд 18) Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках.      

   Внутри находилось  восемь куколок,  а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца.

(Слайд 19) И пошла матрёшка, гулять по свету. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами.  В России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.

(Слайд 20) Сергиево – Посадская или Загорская матрешка

Я из Сергиева Пасада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на Загорскую матрешку и объясните, чем она характерна.

Ответы детей:

  • Одета в сарафан
  • В руках что – то держит
  • Узоры на одежде в виде цветов

После закрытия мастерской “Детское воспитание”, производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде. И стала называться она Сергиево-Посадской или Загорской. Главной отличительной чертой, которой является стремление отобразить в росписи жизнь простого человека. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. Роспись сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью.

 (Слайд 11) Семеновская матрешка

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

Учитель: А теперь определите особенности семеновской матрешки.

Ответы детей:

  • Держит в руках букет цветов
  • Используется ограниченная цветовая палитра – желный, красный, синий.
  • На переднике остается свободное незакрашенное место

Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Мастера используют в росписи в основном три цвета – красный, синий и желтый. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол.

 (Слайд 12) Полхов Майданская матрешка

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Учитель: Скажите глядя на матрешку из Майдана, чем она запоминается?

Ответы детей:

  • Волосы расписываются тонкой кистью в виде спиралек
  • На матрешке не прорисовываются ручки
  • На переднике букет цветов
  • Форма матрешки вытянута, она кажется более стройной
  • Все контуры очерчены черным цветом тонкими линиями

Удивляет ее необыкновенное многообразие,  от многоместных до одноместных фигурок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись - украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности,

(Слайд 13) Авторская матрешка

Учитель: Авторскую матрешку легко охарактеризовать. Что – же в ней необычного, своеобразного?

Ответы детей:

  • Автор придумывает свой образ
  • Матрешки напоминают сказочных героев
  • Очень веселые и озорные игрушки

Импровизация художника, не опираясь ни на какую,  из известных видов русских матрешек. Желание найти свой образ, и показать авторский стиль.

Учитель: Мы  с вами познакомились с несколькими видами русских матрешек. Их образцы представлены на доске. Сейчас вам нужно будет  рядом с матрешками подставить таблички с названием данного вида матрешки.

Дети выходят к доске и определяют название матрешек.

Учитель: Хочется обратить ваше внимание еще на одну матрешку – воронежскую.

(Слайд 14) Воронежская матрешка

Учитель: Чем запомнилась вам воронежская матрешка?

Ответы детей:

  • Форма яйцевидная, приземистая  
  • Матрешка одета в русский народный воронежский  костюм
  • Небольшой размер игрушки

Мамой воронежской матрёшки» по праву считают известную воронежскую художницу – Елену Геннадиевну Матвееву. Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Хотя найдена она была случайно, но в итоге такое конструктивное решение оказалось весьма удачным. В нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. Одета матрешка в традиционный воронежский костюм. На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма. Обычно делают 9-ти и 12-ти местные матрешки. Особенность воронежской матрешки в том, что она является хранительницей истории нашего родного  края.

Учитель: Вот сколько всего мы с вами узнали о русской матрешке. Но какая же из этих матрешек ближе к нам и роднее?

Ученики: Конечно же – воронежская.

Учитель: И сейчас посмотрим видеофильм, об истории рождения нашей землячки – воронежской матрешки.

3. Физкультминутка

4. Задание

Учитель: Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. Вам нужно будет создать в технике аппликации орнамент для костюма воронежской матрешки. Каждый ряд – команда, получит свою основу  для работы заготовку - матрешку.

В народный костюм необходимо внести украшения:

  • Орнамент для платка
  • Узоры для платка
  • Орнамент для рубахи
  • Орнамент для передника
  • Рисунок – клетка для паневы
  • Орнамент для паневы

Учитель: На доске приведены варианты создания орнаментов из цветной бумаги. Для выполнения орнамента бумагу отрезают узкой полоской, сворачивают гармошкой в несколько раз и делают прорези в разных местах. Затем свернутую бумагу развернуть, замерить карандашом по месту наклеивания и лишнее отрезать, потом  наклеить в нужном месте.

5. Практическая работа. Учащиеся делятся   на три команды по рядам. В каждой выбирается свой капитан. Он распределяет обязанности внутри коллектива, кому что делать и наклеивает полученные орнаменты и узоры на матрешку - заготовку.

6. Подведение итогов занятия.

Учитель: каждая команда представила свою матрешку. Хочется отметить сходство с воронежской матрешкой, аккуратность выполнения и слаженную работу коллективов. Все вы справились. Остается капитанам защитить коллективное творчество.

Примерные вопросы:

Какое имя вы могли дать своей матрешке?

Что получилось в вашей работе наиболее удачно?

Учитель: Ребята, давайте выберем из представленных матрешек самую красивую.

Ответы детей.

А теперь остается поставить всем оценки.

7.Рефлексия

Каждый ученик по порядку по рядам продолжит высказывание, чередуясь в выборе вариантов.

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивил…
  • мне захотелось…

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поближе познакомились с русской матрешкой. Много узнали о ней. И с уверенностью можно сказать, что

русская матрешка – настоящее чудо света, потому что удивительным образом  игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.

 Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России

  1. Домашнее задание: Расписать деревянную заготовку матрешки одной из изученных видов матрешек.

Интернет – ресурсы:

1.http://www.hintfox.com/article/sekret-voronezhskoj-matrshki.html

2.http://festival.1september.ru/articles/616546/

3.http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

4.https://www.youtube.com/watch?v=LByixKQedLI

5.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%\

6. matreshka_-_dusha_rossii.ppt

7. http://festival.1september.ru/articles/616546/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Воронежская матрешка » У читель ИЗО МКОУ «Никольская СОШ» Лахина Наталья Андреевна

Слайд 2

Матрешка русская игрушка- символ России

Слайд 3

Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей Савве Мамонтову

Слайд 4

МАМОНТОВ Савва Иванович крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком изобразительных искусств, он создал центр художественной жизни России в своем подмосковном имении

Слайд 5

Участники кружка живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла И. Левитан В. Поленов В. Васнецов

Слайд 6

Однажды в поместье попала японская игрушка. Это была фигура мудреца Фукуруму , в которой находилось ещё несколько фигурок. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки

Слайд 7

Первая матрешка оказалась круглолицей девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках. Внутри находилось еще восемь игрушек. И пошла матрёшка гулять по свету. В России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи

Слайд 8

г. Сергиев Посад или г. Загорск

Слайд 9

г. Семёнов

Слайд 10

С. Полховский Майдан

Слайд 11

Авторская матрешка

Слайд 12

Воронежская матрешка

Слайд 13

Релаксация Закроем глаза и под русскую народную музыку мысленно погрузимся в давнее прошлое, когда девушки ходили плавно словно павы, а парни были настоящими русскими богатырями. Они вместе водили хороводы и пели веселые песни. Человек жил в гармонии с природой, он был ее частью. Мать – земля…, как это трогательно и возвышенно звучит. Так давайте же сохраним национальный колорит с русскими песнями, с народными праздниками, с национальной культурой. Живи, Россия!

Слайд 14

Задание Сделать аппликацией детали воронежского национального костюма по заготовке. Работа коллективная – 1 матрешка на ряд.

Слайд 15

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"

Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....

Презентация к уроку "Дружба. Дружный класс" 6 класс

Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...

Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"

Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Цикл презентаций к урокам в 6 классе (8 презентаций)

Презентации к урокам: Искусство - память человека; Обобщающий урок первой четверти; В начале был ритм; О чем рассказывает музыкальный ритм; Жанр - оперетта, мюзикл; Диалог метра и ритма; От адажио к п...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»

Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа.  Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...